Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55726

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Серкова Надежда Александровна

Актуальность реализма Достоевского в наши дни

скачать документ

Вернуться назад

Актуальность реализма Достоевского в наши дниСеркова Надежда Александровна,Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Саратовский областной педагогический колледж» (ГАПОУ СО «СОПК»),Преподаватель На вопрос, актуальны ли сегодня взгляды Достоевского, надо ответить однозначно: да, причём как никогда. Стремление быть счастливым старо как мир и свойственно человеку с момента его появления на земле. Об этом мечтали Иисус Христос, Томас Мор, Кампанелла, Платон, Н.Чернышевский и многие другие великие люди. Их взгляды сейчас называют утопическими, то есть неосуществимыми. Достоевский упорно продолжал верить в достижимость этого идеала, хотя умом понимал, что человеческая природа неоднозначна: в ней заложены два противоборствующих начала – божественное и дьявольское. Но сам же писатель признавал, что «счастье не в счастье, а лишь в его достижении…», т.е. допускал, что счастье – это всего лишь сам процесс борьбы за него. Смысл счастья, по мнению писателя, в гуманизме, в том, чтобы полюбить ближнего, как самого себя.Что такое счастье? Каждый человек, достигнув сознательного возраста, рано или поздно задаёт себе этот вечный вопрос. Ответы на него приходят в разные периоды нашей жизни разные, бывает, что и совершенно противоположные. Так случалось и с самим писателем, и с героями его произведений. Некоторые из них пытались найти своё счастье в богатстве, выгодном замужестве (Настенька из «Белых ночей», Грушенька из «Братьев Карамазовых», Дунечка из «Преступления и наказания», Настасья Филипповна из «Идиота»), другие – в революции (Ставрогин «Бесы»), третьи, например, Раскольников, в единственном преступлении как ступеньке к последующей праведной жизни.Но в чём же тогда заключается «реализм» Достоевского? На мой взгляд, в том, что его герои – это реальные люди, их прообразы, жизненные ситуации взяты из окружающей писателя среды. Их мысли, условия жизни, обстоятельства – это его мысли, ситуации с его знакомыми, друзьями. Борьба за осуществление гуманистических идеалов привела Достоевского на каторгу, к несчастью, как когда-то и всех вышеперечисленных утопистов. В этом и есть суровый реализм реальной жизни, ведь по своей природе люди эгоистичны, они хотят жить для себя, а не для других. Именно поэтому князя Мышкина (роман «Идиот») окружающие его люди называют идиотом, героя фантастического рассказа «Сон смешного человека» считают смешным, а сон Раскольникова на каторге является пророческим.Всё, что происходит с отдельным человеком, также относится и к целым государствам, отдельным нациям. По мысли Достоевского, каждый народ должен взрастить свою идею, но далеко не каждый вынашивает «божественную». Так, многие народы Европы уже в его время, по мнению писателя, несли в себе «дьявольские» идеи и шли неверным путем. Писатель-философ, веря во «всемирную отзывчивость русского человека», считает миссией России помочь этим народам выйти на правильную дорогу, урезонить безнравственных лидеров этих стран, воззвать их к справедливости. Чтобы перестроить общество на новых, более гуманных основах и не допустить полного распространения западноевропейских порядков, несущих социальную вражду, войны, кризисы, моральное обнищание, он призывает русскую интеллигенцию обратиться к народному началу русской нации. Это была программа "почвенничества" Достоевского, сутью которой является утверждение национальной самобытности России и критическое отношение к западнической ориентации российской интеллигенции. В своих журналах «Время» и «Эпоха» Достоевский, призывая дворянство и народ ко «всеобщему духовному примирению», пытался взять на себя роль посредника между ними. Будущее страны он видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую "национальную почву", народные обычаи, традиции. Ключевую роль в самовоспитании, считает писатель, должна сыграть христианская религия. Именно на православии держится русская духовность, она есть "панцирь", оберегающий человека от зла и грехов. Н.Бердяев говорил: «Миросозерцание Достоевского есть его гениальная интуиция человеческой и мировой судьбы». Писатель в своих романах исследует последствия свободы, поскольку свобода для человека – это всегда свобода выбора между добром и злом. Путь абсолютной свободы губителен и опасен для окружающих и самого человека, потому что он отвергает все авторитеты, в том числе и Бога, создателя мира. А себя, напротив, считает вправе делать все, что хочет. Идущий по этому пути неизменно потерпит крах. Второй путь – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека и государства.Что же сейчас происходит в мире, в западных странах? Большинство людей избрали для себя первый путь – путь абсолютной свободы. Значит, можно взять оружие и расстрелять ни в чём не повинных однокурсников, можно употреблять наркотики, брать взятки, устраивать незаконные демонстрации. Настоящее сумасшествие, некогда описанное писателем в провидческих снах его героев, это то, что сначала в Америке, а затем и в других странах (Австралии, Непале, Индии, Канаде, Новой Зеландии и др.), появились партии ЛГБТ (либеральные партии, признающие геев, транссексуалов и однополые браки). Под видом свободы выбора человечеству навязывают чудовищный эксперимент: быть людьми-икс (третьим гендером, когда в графе «пол» – стоит Х). К моему великому сожалению, мы живём в эпоху постправды, когда за правду в так называемых «демократических» странах (США и Великобритании) людей преследуют (Д. Ассанж и Э. Сноуден). В международных отношениях устанавливаются откровенное хамство и провокации, когда стало допустимым нагрубить руководителю государства, окружить страну базами НАТО, при этом лицемерно провозглашая демократические принципы. США не стесняются вмешиваться во внутренние дела государств (Афганистан, Балканские страны, Иран, Ливия, Сирия, Украина), устанавливать своё управление над ними. Эти «полицейские мира» считают возможным для себя (но не для других!) вмешиваться во все сферы жизни: внутренние дела государств, спорт, искусство, литературу. Самого Достоевского запретили эти псевдодемократы! Пересматриваются итоги Великой Отечественной войны, оправдываются националистические, фашистские идеи (украинский этнофашизм). Над планетой снова нависла угроза Мировой войны. И снова Россия должна жертвовать собой, чтобы остановить агрессию неразумных государств?.. Время, в которое писался роман «Преступление и наказание» (1866), было переходным, противоречивым: хотя крепостное право было отменено, народу не стало легче, на смену одним угнетателям пришли другие – буржуазия и предприниматели. Это было время становления буржуазно-либеральной идеологии, принесения личности в жертву капитала и денег, что было неприемлемо для писателя-гуманиста. Противоречия в мире обострились ещё сильней. Это способствовало появлению множества идей и теорий, призванных изменить жизнь. Одной из них была идея о праве сильной личности на преступление законов.Нельзя сказать, что Раскольников был автором этой теории. Появилась она ещё в незапамятные времена. Недаром Раскольников вспоминает её прародителей: Ликурга, Магомета, Наполеона. А разговор в трактире студента с офицером доказывает популярность этих идей у современников Достоевского.В романе «Преступление и наказание» автор показал одарённого юношу, студента Раскольникова, страдающего от бедности и одиночества, глубоко переживающего несправедливость мира.Достоевский психологически тонко показывает ступени, по которым Раскольников шёл к преступлению, как крепла его решимость убить старуху. Первым толчком послужило знакомство с семьёй Мармеладовых. Ужасающая нищета, унижение, острая жалость к детям укрепили уверенность Раскольникова в правильности теории: в обществе, где царит зло, разрешается пролитие крови, «остальное всё – предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград…» Затем было письмо матери, где Пульхерия Александровна сообщала сыну о решении Дунечки выйти за преуспевающего дельца Лужина. Раскольников понимает, что мать и сестра идут на эту жертву ради него, и его уязвлённая гордость страдает от этого. Тогда он принимает твёрдое решение: сейчас или никогда. Ему срочно нужны деньги, чтобы поддержать мать и сестру, дать себе возможность закончить образование, а потом уже больше никогда не совершать преступлений. И в его голове пронеслась одна мысль, которая «теперь явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном и совсем не знакомом ему виде».Дальше встреча с пьяной девушкой. И его мозг пронзает мысль: «А что, коль и Дунечка как-нибудь в процент попадёт?» Этот страх за судьбу сестры тоже подталкивает его к решительному действию.Затем был странный сон, где он увидел себя добрым, справедливым мальчиком, который не может вынести насилия над беззащитным, слабым существом и «в исступлении бросается со своими кулачонками на Миколку». Но жестокость осталась неотмщённой, потому что невозможно бороться со злом в одиночку. Этот сон показал противоречивость натуры Раскольникова, у которого ум требует крови, а сердце – протестует против насилия. И он приходит к выводу: «Я этого не вынесу». В смятении чувств он вышел на улицу, и ноги его привели на Сенную площадь, где он случайно услышал разговор Лизаветы с мещанином, с которым она договаривалась встретиться завтра в седьмом часу. Это означало, что старуха-процентщица останется дома одна. И тогда Раскольников «вошёл к себе как приговорённый к смерти. Ни о чём не рассуждал и совершенно не мог рассуждать, но всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно». Итак, он стал рабом своей идеи. Он совершил задуманное преступление, и не одно. Нечаянно он убил Лизавету, невольно ставшую свидетелем преступления. По его вине сходит с ума подозреваемый в убийстве Миколка. Год спустя умирает мать, не выдержав навалившихся на неё страданий за любимого сына. Страдают близкие Родиону люди – сестра Дунечка, Разумихин, Соня. Так Достоевский приводит нас к мысли о том, что всякое преступление тянет за собой цепочку других, незапланированных.А затем неотвратимо наступает наказание: муки совести и уязвлённая гордость приводят к мысли о самоубийстве, о покаянии на площади перед народом и, наконец, к явке с повинной. Хотя сердце победило, но ум Раскольникова ещё не сдался. Даже на каторге он ещё не до конца отказался от своей идеи и даже заболел от уязвлённого самолюбия. Во время болезни герою приснился сон о том, что могло бы случиться, если бы все люди приняли его теорию: вся и всё погибло бы. Так писатель делает вывод о том, что если на путь преступления встанет даже добрый, благородный человек, он неизбежно принесёт только зло и страдания, то есть гуманной цели нельзя достигнуть негуманными средствами.У Достоевскоготщательно продуманы имена и фамилии героев: они всегда полны глубочайшего смысла. Фамилия главного героя романа происходит от слова «раскол» (старообрядство, староверие) – течение, возникшее в русской церкви в середине XVII века как протест против новшеств патриарха Никона, которые заключались в исправлении некоторых церковных обычаев и обрядов. Мать Родиона говорит: «Раскольниковы 200 лет известны». Имя Родион – от греч. Иродион – Ирод – герой, вожак, властелин судьбы. Отчество Романович – от латинского – римлянин, важный, властный, гордый. Гордыня в христианской религии – один из величайших грехов. Имя героя можно понять и так: Раскольников Родион Романович – раскалывает родину Романовых. Писатель считал Петра Великого первым русским нигилистом, чьи реформы привели к нравственному расколу в народе. Знаменательно, что преступление Раскольникова берёт на себя Миколка – один из раскольников.Пережив смерть горячо любимой матери, отчуждение людей (каторжане чуть не убили его), Раскольников подумал, что он может потерять последнего близкого человека – Соню. Эта мысль пронзила его – и привела к прозрению, раскаянию. «Их воскресила любовь», – скажет писатель. «Разве могут её убеждения не быть теперь моими убеждениями?» – решил для себя Раскольников. А её убеждения просты – это элементарные истины, необходимые и спасительные, как хлеб, вода и воздух. Вот они.Каждый человек имеет право на жизнь, которая во власти божией, а не человеческой. Преступление неизменно влечёт за собой другое, третье и так далее.Нужно быть добрым, добро – это красота, которая спасёт мир.Эти простые истины должны понять все люди, иначе мир погибнет от некрасивости – эгоизма, гордыни, зависти, злобы и вражды. Тот, кто принял для себя уроки великого русского гуманиста, тот и раскрыл секрет счастья человека: «Я видел истину, я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей» («Сон смешного человека» Ф. Достоевский). Вот так отвечает Достоевский на вопрос о счастье – не делай того, что не понравилось бы тебе самому. Счастье – в гармонии ума и сердца, души.Список использованных источников1.  Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1972—1988.2.  Творчество Достоевского в русской мысли 1881— 1931 годов. / Сост. В.М. Борисов, А.Б. Рогинский. М., 1990.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X