Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55725

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Рыжкова Нина Александровна

Соматические и вегетативные нарушения функций у детей ММД

скачать документ

Вернуться назад

Актуальность проблемы развития познавательного интереса старших дошкольниковПрoблeмa рaзвитияу детей пoзнаватeльногоинтереcа – oднa из aктyaльных проблем дошкольного образования. Познавательный интереc – избирательная направленноcтьличноcти на предметы и явления окружающейдейcтвительноcти. Эта направленноcтьхарактеризуетcяпоcтояннымcтремлением к новым, более полным и глубоким знаниям. Cиcтематическиукрепляяcь и развиваяcь, познавательный интереccтановитсяоcновой положительного отношения к учению. Познавательный интереcноcитпоиcковый характер. Под его влиянием у ребёнка поcтоянно возникают вопроcы, ответы на которые он cампоcтоянно и активно ищет. При этом поиcковаядеятельноcть дошкольника cовершается c увлечением, он иcпытывает эмоциональный подъем, радоcть от удачи. Познавательный интереc положительно влияет не только на процеcc и результат деятельноcти, но и на протекание пcихическихпроцеccов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереcа приобретают оcобуюактивноcть и направленноcть.Как показывают исследования Поддьякова Н. Н. познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда cвязаноcоcтремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.Рeбeнoкрoждaeтсяисслeдoвaтeлeм. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление нaблюдaть и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, трaдиционнорaccматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательнoсть в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.Развитие пoзнaвательнoго интереса у детей стaршeгoдoшкoльнoгoвoзрaстaбудeтпрoхoдитьуспeшно, при обеспечении слeдующихуслoвиях:oрганизациядeтскогоэкспeриментирования;прoявлениеaктивностирeбенка;обогащение предметно-пространственной среды.Развитие познавательного интереса средствами детского экспериментированияВ старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.Результатом познавательной деятельности, независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание (Л.А.Парамонова). Наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.Слово "экспериментирование" является многозначным словом. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, с другой стороны, является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание "детское экспериментирование".Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Подъякова. Их многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений.1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.Выявление уровня рaзвитияпoзнaвaтeльнoгoинтeрeсa у дeтeйстaршeгoдoшкoльнoгoвoзрaстa.Для объективной оценки уровня эффективности использования детского кспериментирования как метода формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой у детей старшего дошкольного возраста используются методики:1. Методика "Маленький исследователь"; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности.2. Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью (по Ивановой А.И.).[Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду – М.:Сфера,2004Методика «Маленький исследователь» Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково – познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.Цель: выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментированияДетям предлагается схематическое изображение «Уголка экспериментирования» с различными материалами в соответствии с требованиями программы по возрастным группам.Ребенку предлагается осуществлять последовательно 3 выбора:«К тебе пришел в гости твой друг- исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь»После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается -3 балла, за второй- 2 балла, за третий- 1 балл.Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.Результат оформляется в таблицу.Содержание работы по развитию познавательного интереса при организации и проведении экспериментальной деятельности у старших дошкольников.Пополнить развивающую предметно – пространственную среду дидактическимииграми :Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития: «Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Малыш – следопыт», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».Игры на развитие чувственного восприятия: «Мир звуков», «Умные пальчики», «Живая природа», «Найди пару», «Мое первое лото», «Фрукты и овощи».Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».Серия развивающих игр на магнитах: «Ферма», «В лесу», «Времена года – оденемся на прогулку».Создание лаборатории для экспериментальной деятельности, в которую входят :Приборы– помощники для экспериментирования: весы, магниты, лупы, песочные часы;Природные материалы: песок, глина, земля, семена, камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, соль, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, семена фруктов и овощей.Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, резиновые груши разного объема.Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона, пробирки, проволока,▪ Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объемы: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.Методические рекомендации:Во время совместного экспериментирования с детьми ставим цель, совместно с ними определяем этапы работы, делаем выводы. В ходе деятельности учим детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: «Что мы делали? Что мы получили? Почему?» Фиксируем предположения детей, помогаем им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравниваем, делаем выводы по наводящим вопросам: « О чем вы думали? Что получилось? Почему?» Учим ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов мы обсуждаем с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовываем схему общего эксперимента. КАРТОТЕКА: «ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»ОПЫТ №1«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК»Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.Материал: 3 стеклянные банки (первая – с сухим песком, вторая – с влажным песком, третья – с прозрачной водой), лопатка, пластинка, 3 оргстекла.Ход:Дети, вы любите бегать по песку босиком? Где его можно увидеть?Что такое песок? Из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину, рассмотреть.Вывод: песок – это очень – очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера.Почему песок тонет? В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Что происходит? (песок оседает) На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? (песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).Вывод: песок – тяжёлый – он опускается на дно баночки; пыль – лёгкая – осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду, мокрый песок меняет цвет.ОПЫТ №2«СОРЕВНОВАНИЕ»Цель: познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность.Материал: две стеклянные банки с почвой (одна с рыхлой, другая – с уплотнённой), палочка, черенок традесканции.Ход: Где мягче почва – на газоне или на тропинке? Давайте проверим все версии.1 Дети трогают почву в банках, определяют состояние почвы палочкой. По совету воспитателя делают луночки. В какую почву палочка проходит легко, в какую с трудом? Сажают в луночки черенки традесканции, поливают их умеренно.2 Баночки оставляют на несколько дней. Наблюдают, где почва высохнет быстрее? Почему?Вывод: уплотнённая почва не подходит растениям – плохо пропускает воздух и воду; рыхлая хорошо пропускает воду и воздух; быстро высыхает.ОПЫТ №3«СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА»Цель: познакомить со свойствами песка, развивать смекалку, наблюдательность.Материал: две баночки (одна с сухим, другая – с мокрым песком), пустая баночка, вода в лейке.Ход:Детям предлагают пересыпать сухой песок из одной баночки в другую (песок сыпучий);Из сухого песка слепить колобок – не получается (сухой песок рассыпчатый, шершавый, содержит пыль);Рассмотреть влажный песок (плотный, мягкий), сделать из него колечки, оставить их на некоторое время (песок высохнет); полить сухой и влажный песок (влажный быстро пропускает влагу, а сухой – некоторое время держит её на поверхности, затем она уходит в глубь).Вывод: песок хорошо пропускает воду; из влажного песка можно лепить предметы, а сухой не держит форму.ОПЫТ №4«СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА»Цель: учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.Материал: две стеклянные баночки (одна с сухой, другая с влажной почвой), пластинка из оргстекла, лопаточка.Ход: Почва бывает разной: Чёрной, жёлтой, красной, Глинистой, песчаной, подзолистой, болотистой, Серой лесной, ещё чернозёмной.Как узнать в какой баночке почва сухая, а в какой влажная? (обследовать пальцами, сравнить цвет, запах)Вывод: сухая почва рассыпчатая, её комочки жёсткие. Влажная почва мягкая, липкая.Что произойдёт со стеклом, если им накрыть баночки с сухой и влажной почвой? Баночки закрывают пластинками из оргстекла на 1-2 минуты; на пластине, которой закрыта баночка с влажной почвой, появились следы испарения влаги, а на пластине, которой закрыта баночка с сухой почвой – нет.Вывод: сухая почва не содержит влагу; из влажной почвы испарение происходит в окружающую среду.ОПЫТ №5«СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»Цель: познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.Материал: зеркало, баночка с водой, пластина из нержавеющей стали.Ход:Рыхлый снег темнее в марте, Тают льдинки на окнеЗайчик бегает по парте И по карте на стене.Поиграем с зеркалом? Зеркало и другие блестящие предметы отражают солнечные лучи. Сейчас мы в этом убедимся. Дети ловят зеркалом луч солнца и направляют его отражение в любую сторону. Что происходит?(зеркало отражает солнечные лучи, меняя его наклон можно играть).Дети берут баночку с водой, «ловят» солнечные лучи (вода их отражает), если слегка пошевелить рукой – поверхность воды приходит в движение, «зайчики» начинают прыгать.Дети берут пластину из нержавеющей стали и повторяют эксперимент.Вывод: все блестящие предметы отражают свет и солнечные лучи.ОПЫТ №6«ИГРА В ПРЯТКИ» Цель: продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость.Материал: две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой.Ход: Раз, два, три, четыре, пять!Будем капельку искатьИз пипетки появиласьНа стекле растворилась…Из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (мешает сухая поверхность пластины)Дети наклоняют пластину. Что происходит? (капля медленно течёт)Смочить поверхность пластины, капнуть на неё из пипетки прозрачной водой. Что происходит? (она «растворится» на влажной поверхности и станет незаметной)На влажную поверхность пластины из пипетки нанести каплю цветной воды. Что произойдёт? (цветная вода растворится в прозрачной воде) Вывод: при попадании прозрачной капли в воду она исчезает; каплю цветной воды на влажном стекле видно.ОПЫТ №7«ПРЯТКИ»Цель: углублять знание свойств и качеств воды; развивать любознательность, закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.Материал: две баночки с водой (первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной водой), камешки, салфетка из ткани.Ход: Что вы видите в баночках?Какого цвета вода?Хотите поиграть с камешками в прятки?В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним (он тяжёлый, опустился на дно).Почему камешек видно? (вода прозрачная)Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? (камешка не видно – вода подкрашена, не прозрачная).Вывод: в прозрачной воде предметы хорошо видны; в непрозрачной – не видны.ОПЫТ №8«ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»Цель: познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.Материал: салфетки из ткани чёрного и белого цвета. Ход:Белая тряпочка похожа на зайчика,Тряпочка чёрная – на ворона огородногоПотрогайте салфетки – какие они? (прохладные)Положить салфетки на окно, оставить под лучами солнца на несколько минут. Затем прикоснуться рукой. Что произошло? (они нагрелись: белая – стала тёплой, а чёрная - горячей)Переложить салфетки с окна на стол, оставить на несколько минут. Что произойдёт? (салфетка белого цвета стала холодной, а салфетка чёрного цвета - тёплой).Вывод: белый цвет отталкивает солнечные лучи – салфетка белого цвета нагрелась слабо; чёрный цвет поглощает солнечные лучи – салфетка чёрного цвета стала горячей.ОПЫТ №9«ТЁПЛАЯ И ХОЛОДНАЯ ВОДА».Цель: уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.Материал: мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.Ход: Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной. Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.Делают вывод: вода – добрый помощник человека.ОПЫТ № 10«КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ» Цель: продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.Материал: пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка. Ход: Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой.Воспитатель делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки). Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему?Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льётся?Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем капает)ОПЫТ №11«В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?»Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.Материал: ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.Ход:В –ль: Какую песенку поет вода?Дети: Буль, буль, буль.В – ль: Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше?Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится. Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)ОПЫТ № 12«ПАР – ЭТО ВОДА» Цель: познакомить детей с тем, что пар – это мельчайшие лёгкие капельки воды; соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду. Материал: чайник, оргстекло.Ход: Воспитатель ставит перед кипящим чайником стекло. Все наблюдают, как постепенно по нему начинают стекать струйки воды.ОПЫТ №13«ЧТО БЫВАЕТ С ПАРОМ ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ?» Цель: показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов. Ход: Воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем трём ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды. Делают вывод: пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или кустарника, открывает крышку и наблюдают, как ветки «обрастают» инеем.ОПЫТ №14«КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»Цель: показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.Ход: Воспитатель вместе с детьми набирает в тарелку снег и предлагает им сказать, что будет со снегом в помещении. Тарелку уносят в группу. Вечером вместе рассматривают талую воду, обсуждают, что и почему произошло, откуда взялся мусор?ОПЫТ №15«ЗАМОРАЖИВАЕМ ВОДУ»Цель: показать, что жидкая вода на морозе меняет своё состояние – превращается в твёрдый лёд. Ход:Воспитатель вместе с детьми разливает воду по стаканчикам, кладут в сосуды концы верёвочек, относят стаканы на холод. Затем рассматривают полученные льдинки.ОПЫТ №16«КАК ЛЁД ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ?»Цель: показать детям, что в тепле лёд тает и превращается в воду.Материал: льдинки, куклы, тарелка.Ход: Воспитатель разыгрывает ситуацию с куклами игрового уголка. Говорит, что куклы узнали о льдинках, и хотят их принести в группу и украсить ими ёлку. Обсудить с ребятами можно ли это сделать? Что будет с льдинками в группе? С прогулки приносят 2-3 льдинки, оставляют на тарелке. Вечером дети рассматривают воду в тарелке, обсуждают, откуда она взялась. Делают выводы.ОПЫТ №17«ДРУЗЬЯ»Цель: познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность.Материал: стакан с водой, бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетка из ткани.Ход: Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород).Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? (образовалось большое количество пузырьков)Вывод: в состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в воде.ОПЫТ №18«МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»Цель: показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.Ход:В две белые тарелки кладут снег и наливают воду. Через два часа дети рассматривают воду в тарелках, сравнивают её, отгадывают, в которой из них был снег (по мусору на дне).Убеждаются, что чистый снег – это грязная талая вода, непригодная для питья человеку. Талой водой хорошо поливать растения, её можно давать животным.ОПЫТ № 19«ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».Цель: познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.Материал: две баночки с прозрачной водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани.Ход:Краски, словно радуга,Красотой своей детей радуютОранжевые, жёлтые, красные,Синие, зелёные – разные!В баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится).В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно).Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).Вывод: капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.ОПЫТ № 20«ПРОКАТИ ШАРИК»Цель: познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.Материал: желобок, шарик – колобок, лист бумаги, карандаши.Ход:Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку про колобка. У каждого из вас есть шарик – колобок. Посмотрите, какой он красивый.Шарик – колобок катится по прямой дорожке и любуется природой. (дети подталкивают шарик, он движется вперёд по инерции и отталкивается).Колобок катился, оказался на вершине горы (приподнять одну сторону желобка) и покатился быстро (дети скатывают шарик с горки) .Вывод: с горки шарик катится быстрей, чем по прямой.Затем рисуют колобка.ОПЫТ № 21«НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»Цель: познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.Материал: две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка с водой, салфетка.Ход:Ты плыви кораблик, по речке, ручейкуТы вези кораблик песенку мою.Перед вами бутылочки из стекла. Посмотрите: в них что - нибудь есть? Хотите, чтобы они стали корабликами?Опустить одну бутылочку на воду. Что с ней происходит? (постепенно наполняется водой, становится тяжёлой и тонет).Другую бутылочку закрыть пробкой, опустить на воду. Почему она не тонет? Погружают её в воду. Почему она всплывает?Вывод: легкая бутылочка может плавать, а тяжелая нет.ОПЫТ №22«МЫЛО – ФОКУСНИК»Цель: познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность; закрепить правила безопасности при работе с мылом.Материал: ванночка, кусочек мыла, губка, трубочка, салфетка из ткани.Ход:Хотите поиграть с мылом?Дети трогают и нюхают мыло (оно гладкое, душистое). Обследуют воду (тёплая, прозрачная). Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (в воде появляются пузырьки воздуха).Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (скользким). Натирают мокрую губку мылом, погружают её в воду, отжимают. Что происходит? (в воде появилась пена). Играют вместе с пеной. Набирают в ладони воды и дуют. (в воде появляются большие пузыри). Опускают в воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. Что происходит? (из трубочки появляются пузыри). Делают выводы.ОПЫТ №23«ФОКУСНИК БАЛЬЗАМИН»Цель: познакомить со структурой стебля бальзамина, развивать наблюдательность, смекалку.Материал: две стеклянные банки с водой (в одной вода красного цвета), черенок бальзамина, лупа, лопатка, салфетка.Ход: Ваня, Ванечка, Ванёк! Ой, красивый ты цветокНиже склонимся над ним Кто же это?....... Бальзамин.Из чего состоит черенок. Детям предлагают надрезать черенок лопаткой (появляется обильный сок), рассмотреть место надреза и сок через лупу.Вывод: стебель бальзамина содержит множество волокон, наполненных соком.Как пьёт растение? Дети опускают черенок в подкрашенную воду (предварительно отметив объем воды в банке до начала эксперимента) и оставляют на некоторое время. Потом возвращаются и наблюдают за ним.Вывод: воды в банке стало меньше – это видно на отметке; стебель изменил окраску – цветная вода проникла внутрь него.ОПЫТ № 24«ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА»Цель: познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.Материал: полоска бумаги.Ход: Будем мы сейчас играть И полоску оживлятьРаз, два, три – посмотри!Полоску бумаги надо держать вертикально за один конец и дуть на неё. Почему она движется? (она легкая)Полоску бумаги держать горизонтально за оба конца, поднести к губам и втянуть воздух. Что произойдёт? Почему? (полоска прилипнет к губам – не неё действует сила воздуха).Полоску бумаги горизонтально прижать к стене и сильно подуть на неё, руки в этот момент убрать. Почему полоска не упала? (на неё действует сила воздуха).Положить полоску бумаги на стол, подуть на неё. Что произойдёт? (полоска «запрыгает», как лягушка).Вывод: полоска бумаги лёгкая, поэтому она реагирует на движение воздуха.ОПЫТ №25«ТАНЕЦ ГОРОШИН»Цель: познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.Материал: баночка с водой, горошины, трубочка, салфетка, лист бумаги.Ход:Воспитатель: Давайте научим горох плавать и танцевать.Дети в баночку с водой опускают 4 горошины и трубочку, дуют в неё. Сначала слабо, потом с большей силой.Вывод: когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличилась, и скорость движения горошин возрастала. Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.ОПЫТ № 26«ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»Цель: продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.Материал: ванночка с водой, кораблик из пенопласта, салфетка из ткани.Ход:Ветер, ветер! Ты могуч,Ты гоняешь стаи туч,Ты волнуешь сине море,Всюду веешь на просторе.Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (кораблик плывёт медленно).Делают то же самое с силой. (кораблик плывёт быстрее и может даже перевернуться).Вывод: при слабом ветре кораблик движется медленно; при сильном потоке воздуха увеличивает скорость.ОПЫТ № 27«МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»Цель: дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.Материал: ванночка с водой, маленький резиновый мячик, салфетка.Ход:Поиграем с мячиком в прятки?Помять мячик в ладонях (упругий, мягкий), опустить в ванночку с водой. Что происходит с мячиком? Почему он не тонет? (мяч плавает; он лёгкий).Погружают мячик на дно ванночки, немного придерживают его рукой и резко отпускают. Что произошло с ним? (мячик выскакивает на поверхность воды)Вывод: мяч заполнен воздухом, он лёгкий – лёгкие предметы не тонут, вода выталкивает лёгкие предметы на поверхность.ОПЫТ № 28«ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК»Цель: познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.Материал: ванночка с водой, воздушный шарик, салфетка из ткани.Ход:В праздники на улицеВ руках у детворыГорят, переливаютсяВоздушные шары.Разные, разные: голубые, красные,Жёлтые, зелёные воздушные шары.Хотите поиграть с воздушными шариками?Дети надувают шарик небольшого размера, не завязывают его. Какой получился шарик? (лёгкий и красивый). Разжимают пальцы. Что происходит с шариком? (шарик начал метаться – из него выходит воздух). Надуть шарик, не завязывать его. «Горлышком» погрузить в воду, постепенно разжать пальцы. Что произойдёт? (воздух из шарика выходит, и на поверхности воды появляются пузыри).Вывод: пузырьки воздуха, выходя из шарика, поднимаются на поверхность воды: они лёгкие.ОПЫТ № 29«ВКУСНЫЙ СОК»Цель: познакомить с процессом приготовления сока; развивать наблюдательность, любознательность.Материал: мандарин, две марлевые салфетки, однаситцевая салфетка, стеклянный стаканчик, блюдце, толкушка, лист бумаги.Ход:Мы делили мандаринМного нас, а он одинЭта долька для тебя,Эти дольки для ребятКакой красивый мандарин!Давайте мы его съедим.Вы любите соки? Хотите научиться их готовить?Дети очищают мандарин от кожуры. Что при этом происходит? (капельки разлетаются во все стороны).Отделить дольки (их много).Накрыть стакан марлевой салфеткой. Одну дольку завернуть в марлевую салфетку, положить на тарелку, надавить толкушкой, выжать сок над стаканом.Процедить сок через салфетку.Вывод: сок готовят из фруктов.ОПЫТ № 30«СЕКРЕТ СОСНОВОЙ ШИШКИ»Цель: познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.Материал: две сосновые шишки, ванночка с тёплой водой, салфетка из ткани.Ход:Белка шишку сорвала – А орешки не нашла.Лежит шишка под сосной,Очень скучно ей одной.Возьми её и потрогай. Какая она? С какого дерева? почему чешуйки раскрылись?(созрела шишка). Хотите увидеть, какой она была раньше?Дети рассматривают шишку, нюхают её, катают между ладоней, пробуют согнуть чешую. Почему они не сгибаются?(они высохли и стали твёрдыми).Опустить шишку в тёплую воду. Что происходит? (она плавает на поверхности, потому что лёгкая). Оставить шишку в воде на сутки.Дети снова рассматривают шишку. Она изменила форму. Почему? (пропиталась водой). А ещё она опустилась на дно. Почему?(стала тяжёлой).воды в ванночке стало меньше.Вывод: сухая шишка – лёгкая и не тонет в воде; шишка, погружённая в воду поглощает её, становится тяжёлой – опускается на дно. ОПЫТ №31«ХИТРЫЕ СЕМЕНА»Цель: познакомить со способами проращивания семян.Материал: семена бобов, 2 баночки с землёй, палочка, лейка, салфетка из марли, розетка, семена кабачков.Ход:Весной те, у кого есть дачные участки, сеют семена овощей в землю; не все из них прорастают и не все дают ростки одинаково быстро. Мы научимся, как правильно проращивать семена, узнаем, какие семена прорастают быстро, какие медленно.Один боб и одно семечко кабачка дети закапывают в землю, поливают; другой боб и семечко кабачка заворачивают в салфетку, кладут в розетку, смачивают водой.На другой день дети высаживают семена, пролежавшие в салфетке, в землю.Через несколько дней дети отмечают, какие семена взошли первыми: те, что сажали сухими, или те , которые замачивали.Делают выводы.ОПЫТ № 32«РАДУГА В КОМНАТЕ»Цель: познакомить детей с природным явлением – радуга.Ход:Воспитатель спрашивает, видели ли дети когда – нибудь радугу? Хотят ли сейчас посмотреть?Показывает. Ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит солнечный луч и направляет его на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится на стене спектр. В конце опыта спрашивает у детей, на что похоже слово «ра – дуга»?Что такое дуга?Какая она?ОПЫТ №33«ЗДРАВСТВУЙ, ВЕТЕР»Цель: познакомить детей с природным явлением – ветер.Ход:Перед каждым ребёнком миска с водой (закрасить) – это «моря». Дети – «ветры», они дуют на воду, получаются волны. Чем сильнее дуть, тем больше волны. Можно опустить кораблики и подуть на паруса. Если нет ветра, то лодка стоит.Ходит в море ветер – пастушок,Дует ветер в маленький рожок,А вокруг него бегут барашки,У барашков – белые кудряшки.ОПЫТ № 34«ВОДА НУЖНА ВСЕМ»Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений.Ход:Воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите. Возьмите 2 горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в ватке с водой появился росточек, а у другой – нет. Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений.ОПЫТ № 35«ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.Ход:Возьмём две мисочки с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой мисочки вода исчезнет быстрее. Когда в одной из мисочек не станет воды, обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться? (капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых когда – то пришли на землю в виде дождя.)ОПЫТ №36«ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ»Цель: дать детям представление об очистке воды.Ход:Ребята, вы, конечно, знаете, чтобы было много рыбы, в реке вода должна быть чистой.Воспитатель предлагает детям сравнить воду в двух стаканчиках. Чем она отличается? (в одном стакане – чистая вода, в другом - грязная).В какой воде могут жить рыбы, раки, растения, а в какой не могут?Воспитатель предлагает детям очистить грязную воду с помощью фильтра, чтобы она стала чистой. Объясняет, что есть большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку из заводов.Список литературы :Баранова Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5 – 8 лет. [Текст] / Э.А. Баранова // Вопросы психологии. – 2007 – № 4 – с. 45 – 55.Баранова Э.А Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – М.: «Речь», 2005, 128 с.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Ч. П. Лакоценин С.С., 2006.4. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский − М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. − 108с.5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., ТЦ Сфера, 2005.6. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. // Дошкольное воспитание. – 2003 – № 3 – с. 15 – 17.7. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными (совместная работа воспитателя с детьми и их родителями). Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007.8. Иванова А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. (Программа развития).9. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду – М.:Сфера,200410.Комлева И. Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2004 – № 8 – с. 29 – 33.11.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.412. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. Общество России, 200313. Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково – познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. №8. С.60-64.14. Маневцова Л. Ребёнок познаёт мир природы. // Дошкольное воспитание. 2004 – № 8 – с. 17 – 19.15. «Мы». Программа экологического образования детей /Кондратьева Н.Н. – СПб: «Детство пресс», 2000.16. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп д/с. – М.: Просвещение, 2004.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2005.17. Никонова Н. Лаборатория природы. // Дошкольное воспитание. 2004 – № 7 – с. 28 – 31.18. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 200419. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.20. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание.- 2005 - № 12 - с. 3 – 11.21. Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2004 - № 7 – с. 21 – 27.22. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.23. Харитонова Л. Исследовательская деятельность дошкольника. // Дошкольное воспитание. 2001 – № 7 – с.32 – 34.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X