Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55725

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Белая Оксана Игоревна

Программа профильного отряда «Умники и умницы» летнего лагеря «Практическая география (практические работы на местности)»

скачать документ

Вернуться назад





Программа профильного отряда «Умники и умницы» летнего лагеря
«Практическая география
(практические работы на местности)»
для учащихся 5-6 классов





Белая Оксана Игоревна
учитель географии МБОУ «СОШ с. Горнозаводска»

Горнозаводск
2024 Пояснительная записка.
Содержание курса «Физическая география. Начальный курс» реализует идеи стандарта, составлен с учетом новой концепции географического образования. Изучение географии в 6 классе направлено на достижение многих целей: помогает освоению знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий Земли; овладению умениями ориентироваться на местности, использовать географическую карту, составлять план местности. Курс географии 6 класса помогает учащимся применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов, развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывает любовь к своей стране.
Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного учреждения учебного предмета в 6 классе 34 часа, из расчета 1-го учебного часа в неделю. Для проведения практических работ по темам начального курса географии с использованием краеведческого материала и выполнением практических работ на местности времени в рамках урочного планирования недостаточно. Как вариант, возможно проведение дополнительных занятий в рамках деятельности профильного лагеря в каникулярное время.
Я выделила особый курс «Полевой практики», который позволяет изучить тему «План местности» с использованием местного краеведческого материала.
В период модернизации содержания школьного образования большое внимание уделяется практической и краеведческой направленности учебного процесса по географии. Настоящая программа содержит практические рекомендации по проведению полевой практики для учащихся 5,6 классов, может так же использоваться и для проведения элективного курса в 7 классах.
Цель программы: вовлечение учащихся в конкретную практическую деятельность на основе использования местного краеведческого материала, формирования экологических знаний, учет возрастных и индивидуальных особенностей, ориентация на самостоятельную исследовательскую работу. Способствует развитию механизмов самореализации учащихся при решении различных задач, обеспечивает связь учебного материала и повседневной жизни учащихся.
Считаю, что в результате этого дети вовлекаются в конкретную исследовательскую и природоохранную деятельность, используя краеведческий материал. и природоохранную деятельность, используя краеведческий материал.
Время проведения – июнь.
Место проведения практикума: МБОУ «СОШ с. Горнозаводск»
усвоение теоретических знаний – кабинет географии, кабинет информатики;
практикумы и экскурсии – прилегающая к школе территория, с. Горнозаводск, береговая зона.
Профильный лагерь позволяет реализовать связь различных методов обучения; использования ИКТ, практических исследовательских работ, экологических знаний. Перед проведением экологического практикума проводится инструктаж о правилах поведения на дороге, в лесу, около водоёма и общее знакомство с планом проведения практической части исследований. Материал исследований используется на уроках географии, биологии, экологии; является базой исследовательских работ в 5, 6, 7 классах.

Тематическое планирование работы профильного лагеря


Тема
Оборудование
Форма проведения
Виды деятельности учащихся

1
Определение географического положения села на местности
Ознакомление с часовыми поясами России. Решение практических задач
Карта часовых поясов России
Практическая работа на местности
Выполнение заданий в ходе
Практикума
(Н.А.Максимов «Методическое пособие по физической географии»-М.: Просвещение, 1987-с.138

2
Составление плана местности с учетом направлений сторон горизонта, азимута, условных знаков.

Ознакомление со спортивными знаками.
Планшеты, компасы,

Практическая работа на местности
Выполнение заданий в ходе
практикума

3
Виды съемки местности. Полярная съемка
Планшеты, компасы,
метр

Практикум
Практикум
Составление простейшего плана по выбору учащегося


Работа на местности по составлению плана местности (по общему выбору учащихся)


Групповая работа на местности по составлению плана, с использованием маршрутной съемки

4
Маршрутная съемка
Планшеты, компасы,
метр

Практикум
Составление простейшего плана по выбору учащегося

5
Определение высоту оврага, балки
нивелир
Практикум
Составление простейшего плана с использованием горизонталей

6
Изучение поверхности и полезных ископаемых района
Образцы горных пород на берегу реки ЛопатинкаОпределитель горных пород
Практикум
Выполнение заданий в ходе
Практикума
(Н.А.Максимов «Методическое пособие по физической географии»-М.: Просвещение, 1987-с.139

7
8
Описание внутренних вод района
план местности, стеклянную банку, нитку с гайкой, мыло,
терноментр
Практикум,
Оформление Дневника наблюдения
Работа по плану


9
10
Описание почв, растительности района в разных природных комплексах.
Начало работы над гербарием
Пробы почв план местности
Практикум,
Оформление Дневника наблюдения
Работа по плану
(Приложение 2)

11
Ознакомление учащихся с лекарственными травами нашей местности


Работа над гербарием

12
Описание климата нашей местности.
Информация о климатических изменениях в Сахалинской области за последние 50 лет
Статистические данные
Практикум
Составление графика хода температур, розы ветров

11

Оформление плана местности

Урок практического применения полученных знаний
Оформление результатов своего труда

12
«Промышленность Невельского район
Статические данные по району
Экскурсия
Составление карты схемы

13
14
Итоговая работа «Наши отчеты»

Итоговый урок
Выпуск буклетов, стендовых материалов





Приложение №1
Внутренние воды района
При исследовании внутренних вод района дети получают следующие задания, которые выполняют под руководством учителя.
Исследуйте и опишите источник (по выбору учащихся).
Источников особенно много в оврагах, в обрывах, так как там выходят на поверхность водоупорные пласты. Внимательно осмотрите источник и опишите по следующей форме:
название источника, если оно имеется;
почему так называется источник;
далеко ли источник от селения;
сколько воды дает источник за 1 час (для этого надо подсчитать, сколько литровых банок нальется за одну минуту, и затем это количество умножить на 60. Умножив полученное число на 24, узнаете, сколько воды дает источник за сутки);
каков подход к источнику, есть ли около него заболоченная площадь;
дает ли источник воду зимой;
цвет, запах, прозрачность и температура воды;
из толщи каких пород пробивается источник;
можно ли улучшить источник, что для этого нужно сделать, если можно, сделайте это на экскурсии.
Для работы надо иметь: термометр, литровую банку, часы.
Исследуйте и опишите колодец. В описании отметьте:
местонахождение колодца; нанесите колодец на карту;
подходы к колодцу; сколько метров от колодца до селения;
сколько метров от поверхности земли до воды;
определите запас воды в колодце (для этого гайку, привязанную за нитку, опустите в колодец. Когда вы почувствуете, что гайка коснулась дна, выньте ее и измерьте, какой длины нитка намокла. Если намокла нитка, например, длиной 2,5 м, а длина и ширина сруба колодца по 1 м, то, следовательно, в колодце 2,5 м3 воды. Зная, что в 1 м3 1000 л воды, можно сделать вывод, что запас воды в колодце 1500 л);
5) каковы вкус, запах, прозрачность, температура воды и ее жесткость (если в воде мыло мылится плохо, то вода жесткая, и наоборот).
Для работы надо иметь: план местности, стеклянную банку, нитку с гайкой, мыло.
Исследуйте и опишите реку
1. Название реки.
2. Исток, устье.
3. Притоки.
4. Определение ширины реки с помощью верёвки. Средней глубины.
5. Определение скорости течения реки.
6. Температура воды.
7. Прозрачность.
8. Характер берегов.
9. Состояние поймы.
10. Сделать выводы и разработать рекомендации по улучшению экологического состояния реки.

Определение прозрачности воды. Она определяется белым диском, подвешенным на размеченную верёвку. Глубина, на которой диск становится невидимым и является показателем прозрачности воды.



Приложение №2

Почвы, растительность района
Школьникам, которые исследуют почвы, можно предложить определить, например, их механический состав.
Для определения механического состава почв берут образцы почв (с огорода, поля, луга, поймы реки, из леса) с глубины 20 25 см. Кладут их вместе с этикетками. В этикетках указывают места и даты взятия образцов, фамилии учащихся, которые затем проводят простейший анализ образцов почв, взятых в различных местах, т. е. определяют, сколько в почве содержится воды, перегноя, глины и песка.
Для анализа берут 100 г почвы и, рассыпав ее тонким слоем на противне, ставят в протопленную печь на целую ночь. Утром, взвесив почву, узнают, сколько в ней было воды. Если просушенную почву калить на примусе или на горячих углях до тех пор, пока из нее перестанет выделяться дым, и снова взвесить, можно узнать, сколько в ней было перегноя. После этого почву ссыпают в банку с водой и хорошо взбалтывают. Как только песок осядет на дно, сливают мутную воду и наливают чистую и снова взбалтывают. Это повторяют до тех пор, пока вода перестанет мутнеть. Оставшийся в банке песок сушат и взвешивают. В результате такого анализа выясняют, сколько в данной почве было воды, перегноя, песка и глины (в процентах). По этим данным можно судить о качестве исследуемых почв.
Тяжелоглинистые содержат
более 80% глины
Глинистые 5180% »
Тяжелосуглинистые .... 4150% »
Среднесуглинистые .... 3140% »
Легкосуглинистые 2130% »
Супесчаные 1120% »
Песчаные 610% »
Рыхлопесчаные менее 5% »

Определение механического состава почвы.
Из каждого горизонта берётся образец и смачивается водой , скатывается «колбаска»
Сворачивается легко в кольцо без трещин- глина
Незначительные трещины -тяжёлый суглинок
«колбаска» скатывается, но в кольцо не сворачивается- лёгкий суглинок
Практически не скатывается «колбаска»- супесь
«колбаска» не скатывается –песок.

Описание разреза почв по плану: Найти почвенный разрез глубиной 1 м. Укрепить на стенке метр. Определить:
-почвенные горизонты и их мощность
-рисунок
-окраска
-механический состав почвы каждого горизонта
-визуально определить структуру (комковатая или зернистая)
-ножом определить плотность почвы (плотная или рыхлая)
-описание включений
-влажность
-плодородие.

Приложение №3

Ознакомление учащихся с лекарственными растениями района
Среди разнообразной растительности в окрестностях города (рабочего поселка, села) есть и такие растения, которые издавна применяют в медицине. К ним относятся, например:
Ландыш. Цветет в мае июне. Его цветы используют для приготовления духов. Настойку цветочных кистей на спирту применяют при сердечных заболеваниях.
Крапива жгучая. Ее волоски содержат муравьиную кислоту. Листья крапивы, собранные во время цветения, применяют против цинги, а сок крапивы при легочных и других заболеваниях.
Ромашка аптечная (лекарственная). Цветет она все лето. Имеет сильный запах. Цветочные корзинки ромашки сушат и сдают в аптеку. Их применяют как болеутоляющее средство.
Донник лекарственный. Цветет все лето. Употребляют цветочные верхушки как препарат для смягчения кожи при нарывах и нагноениях.
Полынь горькая. Употребляют для возбуждения аппетита, а также при сыпях и золотухе.
Учащиеся узнают у местных жителей, какие растения и против каких заболеваний используют. Все сведения дети записывают в блокноты.

Используемая литература:

Бабушкин И.Н. Комплексная полевая практика по физической географии

Герасимов Т. П. и др. «Физическая география: Начальный курс» М., Просвещение, 2008 год.
Крылова О. В. «Физическая география: Начальный курс» М, Просвещение, 2007 год.
Максимов Н.А.Методическое пособие по физической географии-М.: Просвещение, 1987-160с.
Программно-методические материалы «География 6-9 класс» М., Дрофа, 2000 год. Использована программа под редакцией Н.Н. Петровой «Начальный курс географии 6 класс».











HYPER13PAGE


HYPER13PAGE HYPER149




Заголовок 2

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X