Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55725

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Заитченко Ольга Сергеевна

"Организация сопровождения детей с ОВЗ по зрению в условия ДОО"

скачать документ

Вернуться назад

Методический материал на тему: «Организация сопровождения детей с ОВЗ по зрению в условия ДОО»Автор: Заитченко Ольга СергеевнаОрганизация: МОУ «Детский сад № 297 Центрального района Волгограда» (МОУ д/с № 297)Должность: воспитательСодержаниеВведение……………………………………………………………………3Создание условий в ДОУ для слабовидящих детей……………………..4Список библиографии……………………………………………………..6ВведениеРоль зрения в жизни человека трудно переоценить. Человеческая цивилизация развивается, опираясь на зрительные импульсы. Все, что видит человек, влияет на его самочувствие, оказывает влияние на само существование. Психологи определяют зрение как ведущий сенсорный анализатор. Вопрос охраны зрительных функций на настоящий момент становится крайне острым. Офтальмологи, педагоги всех развитых стран констатируют увеличение количества детей с нарушением зрения, появление зрительной глазной патологии в более раннем возрасте.Актуальность проблемы ставит задачу научить ребенка беречь глаза, понять уже в дошкольном возрасте значимость зрения для жизни человека.Для чего нужны человеку глаза? Педагоги помогают решить этот вопрос детям на занятиях, используя дидактические игры, на прогулках, в повседневной деятельности. В процессе работы дошкольники осознают, что весь окружающий мир: людей, природу, предметы можно увидеть. Зрение позволяет любоваться палитрой красок, удивляться разнообразию форм, различать размер и положение предметов.Нормально видящие дошкольники познают окружающий мир в повседневной деятельности. Общаясь со взрослыми дети научаются выделять сенсорные эталоны из объектов окружающего мира и для этого не требуется специально организованных занятий.Дети со зрительной глазной патологией видят мир искаженно, соответственно характеру своего заболевания. Самостоятельное выделение свойств и качеств предметов у них затруднено. У детей выявляется особая педагогическая потребность: научиться видеть окружающий мир в соответствии с общепринятыми эталонами, соотнести свою индивидуальную, особенную картину мира с общепринятой.Создание условий в ДОУ для слабовидящих детейДля успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников необходимо соблюдать следующие условия: 1. Нормативно-правовое обеспечение и программно-методическое обеспечение;2. Создание развивающей среды;3. Кадровое обеспечение и взаимодействие специалистов различных ведомств;4. Финансирование.     Нормативно-правовое обеспечение и программно-методическое обеспечение: обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии со специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития. Целесообразно на каждого воспитанника составлять индивидуальный маршрут. При необходимости, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в конце учебного года следует направлять на психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы получить рекомендации специалистов о дальнейших формах воспитания и обучения.      Создание предметно-развивающей среды. Для успеха образовательной интеграции немаловажное значение имеет создание среды, помогающей социальной адаптации и коррекции отклонений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Для детей с ограничениями здоровья по зрению крайние ступени лестницы при входе в здание необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски или провести яркий кант по периметру двери. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части. В раздевалке таким детям нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением, и помнить, что представленный наглядный материал нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения особенных детей по территории следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета. В группе необходимо создать следующие образовательные центры, направленные на:Развитие мелкой моторики.Хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения. Развитие осязательного восприятия пространства. Осязание – главный источник познания окружающего мира. Руки заменяют детям зрение, с их помощью они получают представление о тех или иных предметах. При обследовании предметов воспитателю следует управлять руками ребенка (приём рука на руке, накладывая на них свои руки, одновременно рассказывая, какого цвета предмет, какова его форма, для чего он служит и как им пользоваться. Тем самым, у слабовидящего ребенка будут формироваться представления о предметах, наполняющих пространство и учиться использовать эти предметы в практической деятельности и при ориентировке. Большое место в предметно - образовательной среде должно быть отведено сюжетно-ролевой игре. В играх совершенствуются предметно-практические действия. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыками взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. В центре познавательно-исследовательской деятельности необходимо представить объекты для исследования в реальном действии. Все предметы яркие и привлекательные. Например: вкладыши-формы, предметы-головоломки, разнообразные наборы картинок для группировки, серии картинок для выстраивания последовательности событий, материал для формирования тактильных ощущений, в частности «лото». Действия с данными предметами будет способствовать сенсорному развитию детей, развитию наглядно-действенного мышления, аналитического восприятия, моторики, координации рук и глаз. Большое поле для исследований открывает оборудование для игр с песком и водой. Структурными компонентами центра здесь будут являться растения, сезонные растительные объекты, объекты. Рациональное размещение физкультурного оборудования в центре двигательной активности в группе позволит создать более благоприятные условия для развертывания самостоятельной двигательной активности слабовидящих детей в соответствии с их возрастом и особенностями развития и вызывает у дошкольников положительные эмоции. Центр речевой деятельности следует оборудовать библиотекой, в которой могут быть представлены сказки и картинки достаточного размера, чтобы удовлетворить потребности слабовидящих детей. В дошкольном учреждении необходимо расширить штат специалистами целевой направленности.С воспитанниками должны работать квалифицированные педагоги, прошедшие обучение по взаимодействию с детьми, имеющими ограничения в здоровье. Финансирование, пожалуй, единственная сложность, с которой не по силам самостоятельно справится дошкольному учреждению, чтобы говорить о надлежащей форме готовности для принятия детей с ограниченными возможностями здоровья. Список библиографииВыготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Смысл, 2009. 512 с.Думбаев, А.Е. Инвалид, общество и право / А.Е. Думбаев, Т.В. Попова. - Алматы: ТОО "Верена", 2011. - 180 с. Лубовский, В.И. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. М.: Знание, 2003. -356 с.Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. И.В. Жулаповой. - М.: Академия, 2009.Романов, П.В. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России / П. Романов, Е. Ярская- Смирнова. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. - 260 с. Шипицына, Л.М. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеграция детей с особенностями развития в образовательное пространство: Сборник статей, методических материалов, нормативно-правовых документов / Под ред. проф. Л.М. Шипицыной. - М., 2006.-216 с. Элланский, Ю. Г., Пешков С. П. Концепция социальной независимости инвалидов // Социологические исследования. 2005. No 12. С.123-125

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X