Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55726

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Ткаченко Ольга Александровна, Луценко Елена Николаевна

Игры на уроках математики в начальной школе.

скачать документ

Вернуться назад

Название статьи: Игры на уроках математики в начальной школе. Луценко Елена Николаевна, Ткаченко Ольга Александровна Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4 Волгограда (МОУ Гимназия №4) учителя начальных классовКак известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Но все-таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них – как вызвать устойчивый познавательный интерес.С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается интерес у учеников к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса. Для того, чтобы узнать тему выступления, предлагаем вам расшифровать предложение 134135264972108212118212171 12-11= 8-2= 10+ 1= 13-9= 6+3= 10-4= 12-5= 10- 8= 4+4= 7+5= 14-9= 5+5= 10+ 3= "И" - 1, "А" - 2, "Г" - 3, "Р" - 4, "Н" - 5, "У" - 6, "К" - 7, "М" - 8, "О" - 9, "Х" - 10, "Е" - 11, "Т" - 12, "ы" - 13.Правильно. Тема: Игры на уроках математики.Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике так же лежит в широком применении математических игр на уроках. Подобный подход в математике имеет мощный резерв для реализации такой задачи обучения, как повышение познавательного интереса, через все разнообразие форм ее проведения. Математические игры должны разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с учетом различных групп учащихся: слабые, сильные; активные, пассивные и др. Они должны быть такими, чтобы каждый тип учащихся смог проявить себя в игре, показать свои способности, возможности, свою самостоятельность, настойчивость, смекалку, испытать чувство удовлетворенности, успеха.При разработке игры нужно предусмотреть более легкие варианты игры, задания для слабых учащихся и, наоборот, более сложный вариант для сильных учеников. Для совсем слабых учащихся разрабатываются игры, где не нужно думать, а нужна, лишь смекалка. Математические игры должны разрабатываться с учетом предмета и его материала. Они должны быть разнообразны. Многообразие видов математических игр поможет повысить эффективность урока математики, послужит дополнительным источником систематических и прочных знаний.Таким образом, не только сильные учащиеся е проявляют заинтересованность к предмету, но и слабые учащиеся начинают проявлять свою активность в учении.Виды математических игр: игры-упражнения; игры-путешествия; сюжетная ролевая игра; игра-соревнование.Игры-упражнения занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, осмысления и закрепления учебного материала, Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, загадки.Игры-путешествия служат, в основном, целям углубления , осмысления и закрепления учебного материала.Сюжетная игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определённые роли.Игра-соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами.Классификация математических игр по назначению.Коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим целям урока:- обучающие;- контролирующие;- обобщающие.Обучающей будет игра, если учащийся, участвуя в ней, приобретает новые знания, умения и навыки.Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.Обобщающие игры требуют интеграции знаний.Также можно выделить развивающие и занимательные. По массовости различают коллективные и индивидуальные игры.Игры чаще всего принимают коллективный характер. Они привлекают не только сильных учеников, но и слабых, желающих поучаствовать в игре вместе со своими друзьями. Такие ученики, не проявляющие интереса к математике, в коллективной игре могут добиться успеха, у них появляется чувство удовлетворенности, интерес.С другой же стороны, сильные ученики предпочитают индивидуальные игры, так как они более самостоятельны. Они стремятся к самоанализу, самооценке, и поэтому у них возникает потребность проявить свои индивидуальные возможности, качества. По назначению различают:- Обучающая игра, где школьники приобретают новые знания, навыки. Так же такая игра может служить стимулом для получения новых знаний: ученики вынуждены приобрести новые знания перед игрой; очень заинтересовавшись каким-либо материалом, полученным на игре, ученик может изучить его подробнее уже самостоятельно.- Воспитывающая игра имеет целью воспитать у учащихся отдельные качества личности, такие как внимание, наблюдательность, смекалка, самостоятельность и др.- Контролирующая игра - цель такой игры и состоит в том, чтобы школьники закрепили свои полученные знания, проконтролировать их. - Занимательная игра отличается от других видов тем, что для участия в ней никаких конкретных знаний не надо, нужна только смекалка. Основная цель такой игры это привлечь к математике слабых учеников, не проявляющих интереса к предмету, развлечь.- Развивающая игра в основном предназначена для сильных учеников, увлекающихся математикой. Они развивают нестандартность мышления учеников при решении соответствующих заданий. Такие игры особой развлекательностью не отличаются, являются более серьезными. По массовости различают:- Коллективные игры - они привлекают не только сильных учеников, но и слабых, желающих поучаствовать в игре вместе со своими друзьями. Такие ученики, не проявляющие интереса к математике, в коллективной игре могут добиться успеху, у них появляется чувство удовлетворенности, интерес.- Индивидуальные игры – они связаны обычно с умственным трудом, то есть являются интеллектуальными, в них учащиеся могут проявить свои умственные способности.По реакции выделяют:- Подвижные игры, их основной задачей является привлечение детей своей необычностью, детям нравится участвовать в подвижных играх, они не замечают, что еще и учатся.- Тихие игры служат хорошим средством перехода от одного умственного труда к другому. Они используются перед началом занятия математического кружка, математического вечера, олимпиады и других массовых мероприятий, в конце внеклассного занятия по математике. К тому же встречаются дети, которые предпочитают тихие игры, требующие пытливости ума, настойчивости. Для таких детей подойдут тихие игры, такие как различные головоломки, кроссворды, игры на складывание и разрезание фигур, и многие другие.По темпу выделяют:- Скоростные игры – состоят из заданий на скорость выполнения вычислений, преобразований, доказательств теорем и т. д. Такой вид игр необходим, когда нужен автоматизм действий, формируется навык быстрого вычисления, выполнения действий, не требующих большого умственного труда. Использование таких игр сопровождается эмоциональным подъемом, желанием выиграть, стремлением быть не только лучшими, но и самым быстрым, вызывает интерес учащихся.- Качественные игры направлены на серьезные вычисления, требует вдумчивой работы над трудными задачами, теоремами. Такие игры способствуют пробуждению мыслительной деятельности учащихся, заставляют их активно думать над задачей, развивают настойчивость, упорство, что необходимо во внеклассной работе по математике.Требования к организации математических игр:игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся;игра должна быть доступной для данного возраста, цель игры - достижимой, а оформление красочным и разнообразным;обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа;присутствие элемента соревнования между командами или отдельными участниками;роль активности учащихся во время проведения игры;воспитательное, познавательное значение игры.Игровые технологии можно применять на различных типах, а также на разных этапах урока. Приведем примеры математических игр:Математическая разминка.Я называю вам три определения к одному математическому понятию. Если вы угадываете слово с первой попытки, зарабатываете 3 ума, со второй попытки – 2 ума, с третьей попытки –1 ум.1 ком. - Архимед это просил, а ему не дали.- Бывает ….зрения.- Ставится в конце. (Точка)2 ком. - Она нужна, чтобы не говорить глупостей- Когда одно вытекает из другого.- Бывает математическая, а бывает и женская… (логика)1 ком. - Его платят в банке.- Мама говорит, что больше тридцати – это грабеж.- Пишется, как – будто ноль делят на ноль. (процент)2 ком. - На них разбивают решение.- Есть в спектакле.- Бывают арифметические. (действия)1 ком. - Им все кончается.- Если бы его не было, никто бы ничего не учил.- Бывает выпускной, а бывает вступительный. (экзамен)2 ком. - Они есть для массы, длины, тока – для всего.- Самое первое число.- Не двойка, а еще хуже. (единица)А теперь для того, чтобы тронуться дальше нам необходимо решить один простой шуточный ребусНа лапах у первой кошки вы видите числа. Поставьте между числами знаки "+" или "-" так, чтобы ответом стало число, написанное на хвосте. Аналогичная работа проводится со второй кошкой, только ответ может быть разным.Вариант ответа: (8+3) – (6+1) = 4, аналогично: (13+4) – (6+5)= 6Эстафета. На столе танграм ( по командам или индивидуально). Собери Зайца, используя фигуры.Соревнование художников. Работу можно организовать по вариантам – на доске записать координаты точек, соответствующие 1 и 2 вариантам; индивидуально – выдать каждому индивидуальные задания на карточках; фронтально – записать общее задание на доске. Если на координатной плоскости последовательно соединить все точки, то получится определенный рисунок.Например: 1).(-9; 7), (-7; 8), (-6; 10), (-3; 10), (-1; 7), (8; 1), (15; - 2),( 13; -4), (6; 0), (4; -1), (3; -1), (1; -7), (-1; -7) (1; -6), (2; -17), (0; -1),( -2; -7), (-4; -7), ( -2; -6), ( -1; -1), ( -5; 2),( -6; 5), ( -7; 6), ( -9; 7) и ( -5; 8). Точки, разделенные союзом « и» не соединять. Получается птица.2). Известны координаты пятнадцати точек: 1(4, 1), 2(4, 2), 3(1, 2), 4(4, 5), 5(2, 5), 6(4, 7), 7(3, 7), 8(5, 9), 9(7, 7), 10(6, 7), 11(8, 5), 12(6, 5), 13(9, 2), 14(6, 2), 15(6, 1). Если отметить эти точки на координатной плоскости, а затем соединить их отрезками в последовательности 1—2—3—4—5—6—7—8—9—10—11—12 —13—14—15—1, то получим И в заключении хочется сказать о недостатках дидактических игр:- трудно оценить работу каждого ученика во время игры;- много времени уходит на подготовку к дидактической игре.Источники:Аргинская И.И. Методические особенности формирования вычислительных навыков и умений// Педагогический университет. «Первое сентября» 2005, № 22Бобровская Т.П. Урок математики в системе развивающего обучения // Начальная школа. 2010, № 12Практические задания по математике (Для начальных классов). Учебное пособие. Киев 2004Занимательная математика. Сост. Е. Г. Бурлака, И.Н.Прокопенко: Донецк: ПКФ «БАО», 1997В калейдоскопе чисел (начальная школа) С.Н.Олехник, М.К.Потапов: Москва 2005Сайт http://pedsovet.su/

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X