Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55723

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Андреева Наталья Васильевна

Методическое пособие по организации проектной и исследовательской деятельности старших дошкольников с ОВЗ, посредством применения виртуальных экскурсий.

скачать документ

Вернуться назад

О чем мечтают дети, На всей, на всей планете? Мечтают путешествовать, И новый мир познать, Простых вещей основу, И таинства узнать!…Будем мы с тобой дружить,На экскурсии ходить,Узнавать все новое,Полезное, веселое…О.ВысотскаяУважаемые коллеги!Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Она позволяет разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, что полностью соответствует ФГОС ДО.Виртуальная экскурсия - это один из вариантов проектной деятельности, преимуществами которой являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.Данное методическое пособие раскрывает способы организации проектной и исследовательской деятельности старших дошкольников с ОВЗ, посредством применения виртуальных экскурсий. Пособие поможет любому педагогу спланировать и провести виртуальную экскурсию. В нем представлены общая логика подготовки и проведения таких образовательных событий, как:циклы виртуальных экскурсий;циклы опытов и экспериментов;циклы презентаций;цикл технологических картВашему вниманию предлагается опыт работы по организации и проведению образовательных событий «Неделя виртуальных экскурсий по континентам», в которой принимали участие 10 детей с ОВЗ. Добро пожаловать в Экскурсионное агентство «Виртуальный тур»! Содержание:Введение 3Виртуальная экскурсия - как одна из эффективных форм организации процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ4Методы обучения, применяемые в виртуальной экскурсии5Направления виртуальной экскурсии.5Подготовка виртуальной экскурсии6Проведение виртуальной экскурсии8Главные составляющие успешного проведения виртуальной экскурсии8Создание презентации для виртуальной экскурсии8Заключение9Информационные ресурсы10Приложение11ВведениеФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагогов поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению дошкольников. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования.Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей. Создается единое информационное образовательное пространство, в образовательном процессе активно используются интернет ресурсы, информационные технологии, проектная деятельность.Поэтому в современных условиях для успешной организации образовательного процесса перед каждым педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала.Одной из наиболее эффективных форм обучения детей - является виртуальная экскурсия. Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации детям.Преимущества использования виртуальных экскурсий перед традиционным проведением непосредственной образовательной деятельности:обработка информации об изучаемом объекте с помощью компьютерных технологий повышает производительность работы педагога;у  виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить исторические места, не покидая здания детского сада; улучшает качество образовательного процесса и способствует продуктивному усвоению образовательного материала; обеспечивает безопасный, быстрый и лёгкий доступ к экспонатам; обеспечивает активную деятельность участников (наблюдение, изучение, исследования объектов);погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме;дает возможность посетить несколько объектов: музеев, заповедников, природных сообществ, а так же неоднократно повторять материал в нужном темпе; в ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, они слышат запись, получая об этих объектах необходимую информацию, но также они овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа;Хочется добавить, что воспитанники группы, с которыми велась работа по применению в образовательном процессе виртуальных экскурсий – это дети с ОВЗ, имеющие разный уровень речевого и психического развития. Организация обучения этих детей требовала особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях.Одной из центральных проблем в работе с детьми с ОВЗ, является мотивация. Очень часто ни желания педагога, ни владение коррекционными методиками недостаточно для положительной динамики речевого и психического развития детей. Именно поэтому компьютерные технологии призваны помочь педагогу на коррекционных занятиях делать то, что без компьютера делать чрезвычайно сложно, делать то, чего не делали раньше, по-новому или более качественно делать то, что делали раньше.Виртуальная экскурсия - как одна из эффективных форм организации процесса обучения и воспитания детей с ОВЗСчитается, что при обучении и воспитании детей с ОВЗ наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы. Качественно они практически не отличаются от тех, которые используются для развития обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме, вот тут-то на помощь и пришли виртуальные экскурсии, послужившие основой для создания методического пособия «Лаборатория интересных открытий с применением виртуальных экскурсий «Путешествие по континентам»».Данное пособие раскрывает большие возможности для развития и коррекции речи детей любой категории (детей с задержкой психического развития, с тяжелой речевой патологией, с фонетико-фонематическим недоразвитием). Применение виртуальных экскурсий позволяет собрать воедино основные способы передачи информации – словесно-логические, аудиовизуальные, кинестетические и активизировать три вида памяти – зрительную, слуховую, моторную. Виртуальная экскурсия обладает рядом функций, которые делают ее универсальным инструментом в руках педагога, работающего с детьми с ОВЗ:познавательная функция; обучающая функция; коммуникативная; регулятивная функция; культурная функция; воспитательная функция.В настоящее время возрастает потребность приобщения детей к общечеловеческим ценностям, мотивации к познанию и творчеству, через изучение исторического и культурного наследия континента, государства, страны, края, города. Актуальность использования виртуальных экскурсий обусловлена тем, что они позволяют реализовать главный принцип современной системы образования дошкольников – принцип развивающего обучения, а также получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, а мне, как педагогу – существенно повысить уровень информационно ‐ коммуникационной компетентности. Новизна состоит в том, что при разработке (содержательной части) системы работы, большое внимание уделялось новому направлению – созданию виртуальных экскурсий, которые через погружение в историческое и культурное наследие континента, государства, страны, края, города через экранное пространство дают возможность детям увидеть, познать, и оценить историческое прошлое, что позволяет совершенствовать формы, методы, приёмы работы по использованию новых информационных технологий в образовательном процессе.Цель – создание условий, способствующих развитию у детей с ОВЗ познавательного интереса, формирования умений и навыков, необходимых для практической деятельности в области экскурсоведения средствами экскурсионной работы. Задачи: создание цикла конкретных виртуальных экскурсий по 6 континентам; создание циклов мультимедийных презентаций, а так же опытов и экспериментов к каждой экскурсии; подбор интерактивных игр и продуктивного вида деятельности к каждой экскурсии; разработка методического пособия по разработке виртуальной экскурсии и её применению в непосредственно – образовательной деятельности.Методы обучения, применяемые в каждой виртуальной экскурсии словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения детей информации; наглядный - просмотр презентаций, видеофайлов, альбомов, книг, буклетов, фотографий;поисковый - сбор информации по заданной теме; исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов, проведение опытно – экспериментальной деятельности, для развития мыслительной, интеллектуально - познавательной деятельности (Рисунок 1);деятельностный – изготовление макетов, предметов старины, орудий труда и т.д.ЮЖНАЯАМЕРИКАОписание объекта исследованияОборудованиеВыводПроблемные вопросыДействияОпыт №1. «Движение магмы из недр земли»Цель: Дать представление о том, что происходит с магмой при столкновении тектонических плитВнутри Земли из - за разности температур происходит постоянное движение мантии. Вместе с ней движутся и куски земной коры (тектонические плиты). При столкновении плит одна плита уходит вниз и начинает плавиться – превращается в магму. Магма поднимается к поверхности и накапливается в магматических очагах.Чашка, плитка твердого шоколада, густой питьевой йогурт, китайские палочки для суши.«Плиты» начали сталкиваться друг с другом, некоторые плиты ушли под другие, и в этом месте «магму» вытолкнуло на поверхность «плит».-Почему эти плиты сталкиваются? -Они все время сталкиваются?-Чем полезны вулканы?Погрузить плитки твердого шоколада, которые заменили тектонические плиты, в йогурт - «магму». При помощи палочек двигать «тектонические плиты».Рисунок 1. Карта проведения опыта Направления виртуальной экскурсииПостроение экскурсионной программы виртуальной экскурсии может происходить по разным направлениям:1. Исходя из экспонатов и экспозиций. Здесь мало рассказать о самих экспонатах или экспозициях. Важно сформировать преставление детей о тех особенностях исторического периода времени, к которым относятся эти экспонаты или целая экспозиция. В экскурсии следует использовать музыкальные, литературные, художественные произведения, которые также должны относиться к исследуемой эпохе.2. Исходя из информационного повода (знаменательной даты или события). Здесь важно подобрать и оформить материал таким образом, чтобы в нем отражались не только исторические факты, но и их достоверность, подтверждалась экспонатами или экспозициями музея.3. Построение экскурсионной программы как «цикл». Цикл экскурсий подразумевает выбор темы и подбор материла таким образом, чтобы его можно было разбить на логические части, причем каждая часть должна иметь определенные выводы и результаты, при этом они должны служить началом следующей части.В работе «Путешествие по континентам» использовалась экскурсионная программа в виде цикла. Изучение каждого континента состоит из 5 этапов:1 этап - обзорная экскурсия – включает в себя рассказ о столице, символике, климатических условиях, населении, о больших городах, об известных местах, и краткий обзор животного и водного мира;Структура каждой виртуальной экскурсии включает в себя:1. Организационный момент (художественное слово)2. Показ слайдов и рассказ педагога3. Просмотр видеоматериала (документальный фильм)4. Динамическая пауза (физминутка или подвижная игра)5. Продуктивная работа (рисование, лепка, аппликация)6. Проведение опытно – экспериментальной деятельности7. Заключительная часть (рефлексия экскурсии)2 этап - тематическая экскурсия «Животный мир континента» - включает подробный рассказ о животных, населяющих континент и их повадках и особенностях;3 этап - тематическая экскурсия «Растительный мир континента» - включает рассказ педагога о растительном мире континента;4 этап - тематическая экскурсия «Водный мир континента» - включает в себя рассказ о реках, озёрах, океанах и водоёмах континента; 5 этап - итоговая экскурсия – (в форме квеста, КВНа, викторины и т.д.) включает в себя рассказ детей о континенте (закрепление полученных ранее знаний), интерактивные игры. Подготовка виртуальной экскурсииДля организации виртуальной экскурсии необходимо определить набор ключевых пунктов и сформировать для каждого из них заданный объем информации.На основе анализа  методических  материалов  и собственного педагогического опыта  по  вопросу организации виртуальных экскурсий по 6 континентам, составлен  алгоритм подготовки к виртуальной экскурсии:1. Определить идею экскурсииобозначить проблему2. Поставить цель цель должна быть умной, соизмеримой, и прогнозируемой3. Определить задачи экскурсиизадачи должны быть путем к достижению цели4. Определить содержание экскурсииотбор материала, информации5. Составить маршрутный лист экскурсиимаршрутный лист  должен содержать такие задания, выполнив которые, ребёнок получит информационный справочный материал, состоящий из новых знаний или открытий6. Изучить и отобрать экскурсионные объектывыбрать только самые основные и откинуть все лишнее7. Изучить литературные источники по теме экскурсии8. Написать контрольный текст экскурсиисоставление конспекта экскурсии9. Комплектование "портфеля экскурсовода"подбор дополнительного материала (схем, картин, карт и т.д.)10. Определить методические приемы проведения экскурсиивыбор способов достижения цели11. Подобрать техническую составляющуювыбор и обоснование используемого программного обеспечения12. Показать экскурсиюпоказ объектов осуществляется в логической последовательности и обеспечивает зрительную основу для раскрытия темы13. Внести коррективы в экскурсионный маршрутпо необходимости14. Составить технологическую карту экскурсии (Рисунок 2).своеобразный план показа объектов и изложения материала, обеспечивающий эффективность экскурсионной методикиРисунок 2. Технологическая карта экскурсии Тема: Знакомство с континентом «Австралия» (обзорная – ознакомительная экскурсия)Цель: познакомить детей с географическим положением, природой и культурой Австралии. Задачи:Образовательные: познакомить детей с традиционным занятием и одеждой данного народа;расширять кругозор детей;познакомить детей с расположением Австралии на карте, флагом и столицей Австралии;Развивающие: развивать познавательные и эмоциональные чувства детей;Воспитательные: воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.Продолжительность: 30 минут Контингент: воспитанники 5-7 лет Автор-разработчик: Андреева Наталья Васильевна, воспитательМаршрут: групповое помещение, музыкальный зал, групповое помещение, ИЗО – студия, Лаборатория, групповое помещениеВступление: Знакомство с группой – представление себя. Рассказ о маршруте экскурсии, ее продолжительности.МаршрутОбъекты показаВремяНаименование подтем и перечень основных вопросовОрганизационные указанияМетодические приемы и указанияПри подготовке к проведению виртуальной экскурсии важно обратить внимание на некоторые моменты, ценные с точки зрения практики.1. Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему.2. Одним из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии является организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение наглядной основы для раскрытия темы. В рамках проведения виртуальной экскурсии материал может излагаться в хронологической, тематической или тематико-хронологической последовательности. Подбор материала для экскурсии является основной задачей во всем подготовительном процессе. Именно от того какие факты и какую структуру экскурсии вы выберете, будут зависть дальнейшие шаги, а именно: создание маршрутных листов и вспомогательных заданий к экскурсии.Проведение виртуальной экскурсии1. Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми. Во вступительной беседы педагог определяет цели и задачи экскурсии. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсии играет поисковый метод. Ребята не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.2. Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо обратить внимание на то, чтобы он соответствовал возрастным особенностям воспитанников и полностью раскрывал тему, а так же помнить, что текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Текст составляется в той последовательности, в которой показываются объекты и имеет четкое деление на части. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для "использования" рассказ экскурсовода.3. Заканчиваем виртуальную экскурсию традиционно - итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями, намечаем творческие задания: нарисовать увиденное, подготовить рассказ, составить альбомы.Главные составляющие успешного проведения виртуальной экскурсииВо время проведения экскурсии:Рисунок 3. Презентации к экскурсии рассказывайте  только  о  том,  что  можно  показать,  к  каждой  иллюстрации  должно  быть  подобрано  краткое,  но  значимое  описание (Рисунок 3);не  оставляйте  экскурсантов  только  слушателями,  привлекайте  их  к  активной  работе,  стараясь  при  этом  акцентировать  их  внимание  на  нужном  объекте;виртуальная  экскурсия  —  одна  из  форм,  которая  должна  быть  информационно  емкой,  при  этом  не  перегружена  новыми  названиями,  датами  и  т.  д.,  старайтесь  излишне  не  утомлять  детей;после  проведения  виртуальной  экскурсии  отведите  немного  времени  на  рефлексию;Создание презентации для виртуальной экскурсииПрактика проведения виртуальных экскурсий показала, что созданию интерактивной экскурсионной презентации необходимо уделить серьезное внимание, обратив внимание на следующее:Выбор фона. Фон должен быть либо однотонным, желательно пастельных тонов, либо четко соответствовать тематики виртуальной экскурсии. Избегайте мелкого узора на фоне, так как он будет сильно рябить в глазах, когда на него будут смотреть с расстояния. Не следует брать «кислотные» цвета - они сильно утомляют глаза.Экран. Имейте в виду, что при выводе на экран краски бледнеют, поэтому изначально цвета должны быть насыщеннее. Критично относитесь к качеству выбираемых фотографий для демонстрации. В формате монитора они могут выглядеть хорошо, но при выводе их на экран могут «расслоиться» или стать плохо просматриваемыми, и тогда смысл их использования будет потерян.Шрифты. Они должны быть читаемыми, одной толщины и конфигурации, одного цвета и одного выравнивания на всех слайдах. При таких условиях презентация будет казаться однородной и хорошо воспринимаемой. Можно допустить изменить конфигурацию слайда в случае, если необходимо этими изменениями подчеркнуть смысловую нагрузку слайда.Музыка и видео. Эти компоненты должны присутствовать в презентации, но музыкальный файл не должен растягиваться на всю презентацию, иначе он будет сильно мешать восприятию, а видео фрагмент должен иметь высокое расширение для большого экрана. Проверяйте качество вставляемых файлов заранее!Анимация и переходы. Старайтесь меньше добавлять анимационных вставок. Так как они могут перегрузить слайд, и его информационная часть потеряет смысл. Переходы между слайдами старайтесь делать одинаковыми, это также придаст презентации однородность.Сохранение файла презентации. Помните: файл презентации нужно обязательно сохранять в одной папке с музыкальными и видео файлами, в противном случае при запуске презентации ни музыка, ни фильм у вас не будут слышны и видны.И самое главное: не нужно пытаться втиснуть в маленький слайд большой объем текста и фотографий. Помните: презентация - это некий визуальный ряд, который демонстрируется вами как вспомогательная наглядность, а не основной учебник или документ.ЗаключениеДостоинства виртуальных экскурсий в том, что педагог сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты почетных горожан, фотографии с объектами и достопримечательностями континента, государства, города и т.д.Проведена глобальная работа по созданию цикла виртуальных экскурсий по 6 континентам (Приложение 1), циклов мультимедийных презентаций (Приложение 2), а так же опытов и экспериментов к каждой экскурсии (Приложение 3).Эффективность применения виртуальных экскурсий в развитии дошкольников с ОВЗ, их познавательной активности подтверждается результатами педагогической диагностики (Приложение 4). В результате использования виртуальных экскурсий:воспитанники на 100% овладели материалом и научились работать с различными источниками информации;познавательная деятельность детей активизировалась на 65%, что привело к усилению мотивации обучения;сформировались умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал,97790-2073910дети научились осуществлять контроль с исправлением ошибок при помощи обратной связи (появление на компьютере соответствующих комментариев) по результатам деятельности и оценкой результатов;активизировалось на 25% взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) образовательных задач.Дети не просто пассивные слушатели информации, они активные участники ведения экскурсии, с огромным багажом знаний и новым опытом!В заключении хочется особо подчеркнуть, что обычно экскурсия предполагает достаточно пассивное участие экскурсантов в процессе экскурсии: они слушают, смотрят, перемещаются по объекту, но при этом могут весьма поверхностно воспринимать увиденное. Виртуальные экскурсии, наоборот, позволяют вовлечь участников в активное взаимодействие с экскурсоводом и подтолкнуть их к «самостоятельному» исследованию объекта или объектов экскурсии. Это существенно усиливает остроту восприятия материала и делает экскурсию более интересной и более запоминающейся. Правильно  организованные  виртуальные  экскурсии  способствуют  пониманию  и  раскрытию  причинно-следственных  связей,  пониманию  логических  отношений  между  понятиями,  что  в  целом  обеспечивает  прочное  и  глубокое  усвоение  основ  наук.Информационные ресурсыhttp://greenmanzana.jimdo.com/ресурсы-интернет-учителям-географии/ http://geovectror.ru/p/geo_50262.html http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/12/30/virtualnaya-ekskursiya-po-zolotomu-koltsu-rossii http://www.metod-kopilka.ru/virtualnaya_ekskursiya_po_yuzhnoy_amerike-34053.htm http://dudaeva.ru/virtualnye-ekskursii/https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-orghanizatsii-.html

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X