Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55726

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Хрипунова Ника Валерьевна

Современные технологии обучения в условиях реализации ФГОС среднего профессионального образования. Обобщение педагогического опыта

скачать документ

Вернуться назад
Современные технологии обучения в условиях реализации ФГОС среднего профессионального образования. Обобщение педагогического опыта
Хрипунова Ника Валерьевна
Филиал ГОУ ВО МО «ГСГУ» в г. Егорьевске
- Колледж педагогики и искусства
преподаватель спец. дисциплин
специальность 54.02.06
«ИЗО и черчение»
Компетентностный подход к реализации образовательного процесса в профессиональном образовании строится на требованиях ФГОСов и профессиональных стандартов к компетенциям и квалификации выпускников. Реализация компетентностного подхода подразумевает изменение приоритетов в используемых педагогических технологиях, особенностях организации теоретического и практического обучения, интеграции содержания образования и видов деятельности, новые формы оценки результатов образования в форме профессиональных компетенций.
Для достижения результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО нам, преподавателям необходимо выбирать соответствующие педагогические технологии, формы и методы организации теоретического и практического обучения. Выбор определен целевой функцией образовательного процесса, которая в современных условиях представляет собой планируемые результаты образования в виде общих и профессиональных компетенций. Таким образом, преподаватель СПО для достижения запланированных результатов обучения по своей учебной дисциплине, профессиональному модулю должен осуществлять выбор адекватных для этих целей педагогических технологий или отдельных ее компонентов.
Как известно, технология раскрывает совокупность процессуальных средств достижения запланированных результатов обучения. Это происходит благодаря отработанным в технологиях подходам, последовательностям действий, выбору тех или иных методов, форм, средств организации деятельности обучающихся и преподавателя. Выбор технологий обучения для формирования общих и профессиональных компетенций зависит от многих факторов, например: от планируемых результатов обучения - конкретных профессиональных компетенций; от используемых оценочных средств; от материально-технической базы, созданной инфраструктуры профессиональной подготовки; от содержания учебного материала, в т.ч. видов практических работ; от готовности самого педагога применять современные педагогические технологии и пр. Эффективность выбора той или иной педагогической технологии напрямую связана с результативностью образовательного процесса - достижением планируемых по ФГОС результатов образования. Поэтому, в образовательном процессе я использую следующие инновационные технологии.
Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов). Цель использования: выявление и развитие творческих способностей, приобщение студентов к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
Использование технологии в практической профессиональной деятельности.
Построение системы развития творческих способностей на основе учебных программ по принципу «от простого - к сложному» с учетом специфических индивидуальных черт каждого студента.
Изучение основных тем, закрепление материала, путем выполнения практических творческих работ, сосредотачивая внимание студента на особой роли поиска и эксперимента при выполнении определенной задачи.
Изучение теории и методики преподавания ИЗО, особенно по темам «Психолого-педагогические основы творческого развития личности», «Выявление творческих способностей. Одарённость», «Изучение различных тестов для детей, направленных на развитие воображения, наблюдательности и зрительной памяти, цветовой различительности, моторной ловкости»; закрепление материала на педагогической практике в школе.
Привлечение студентов к творческой деятельности и различным конкурсам, внеклассным и внеурочным мероприятиям (дни самоуправления, «Студент года», неделя худграфа, посвящение в студенты), к их дальнейшей профессиональной деятельности в качестве учителя изобразительного искусства в школе.
Деятельностный метод обучения на уроках декоративно-прикладного искусства по росписи ткани, особенно по темам: «узелковый батик», «горячий батик», где наиболее эффективно идёт развитие фантазии, творческого потенциала. Подготовка и проведение разнообразных мастер-классов, демонстрация качества выполнения, мастерства.
Возможность внесения арт-терапевтических методик в трудовой процесс на уроках керамики помогает обучить студентов приемам саморегуляции, рефлексии и коррекции своего психологического состояния, что обеспечивает личностный рост и творческое самовыражение.
Составление учебных и дополнительных программ, формирующих интерес к учёбе, творческой деятельности.
Результат использования: выявление и развитие творческих способностей студентов на уроках и педагогической практике способствует преодолению личной неуверенности и помогает студентам в реализации своих творческих возможностей. Правильность такого подхода подтверждена участием студентов в выставках различного уровня и завоевания ими звания «Лауреат», успешное выступление студентов на фестивалях, конкурсах, мастер-классах, прохождение преддипломной педагогической практики. Налицо повышение уровня творческой инициативности студентов. Формирование творческих способностей личности помогает при выборе студентами тем итоговой творческой работы. Студенты ставят задачу, раскрывают творчески тему, что обеспечивает развитие индивидуальности и самостоятельности, высокие результаты ВКР.
Технология личностно-ориентированного подхода (И.С.Якиманская). Цель использования: создание условий реализации творческого процесса через понимание психических механизмов, которые порождают и развивают творческую деятельность.
Использование технологии в практической профессиональной деятельности.
Продумывание возможностей для самостоятельного проявления студентов. Предоставление им возможности задавать вопросы. Высказывать идеи и предположения. Организация обмена мнениями. Создание ситуации успеха для каждого обучаемого. Использование разноуровневого обучения.
Обеспечение условий развития и саморазвития личности студента, исходя из выявления  его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
Предоставление возможности каждому студенту личной реализации в учебной и творческой деятельности, поведении, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт,
Стимулирование студентов к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; использование дидактического материала, позволяющего студенту выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. Направление студентов на использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть и развивать индивидуальный изобразительный опыт каждого студента.
Использование элементов адаптивной системы обучения - обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приёмам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания по учебному материалу.
Формирование патриотизма через изучение народных истоков искусства - ежегодная подготовка студентов (подбор материала, выполнение презентации) к областной научно-практической конференции «Прикладное искусство и культура русского быта».
Индивидуальный выбор и освоение студентами дополнительных программ, формирующих интерес к учёбе, творческой деятельности. Индивидуальный подход к работе и выбору тем на педагогической практике, применение ИКТ технологий.
Подготовка студентов к квалификационным экзаменам и защите личного портфолио по модулям, педагогической практике.
Результат использования - состояние сотрудничества, сотворчества. Совместно со студентами вырабатываются цели, содержание, даются оценки. Студенты испытывают чувство удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах. Созданная на уроках атмосфера заинтересованности каждого студента в творческом успехе позволяет вовлечь их в учебный процесс и успешно овладеть различными видами художественного творчества, самостоятельно и инициативно решать поставленные перед ними творческие задачи.
Благодаря дифференцированному подходу в обучении, студенты, с различным уровнем обученности и социальным опытом хорошо преодолевают трудности усвоения учебного материала. Ко второму - третьему году обучения в учебных группах меньше отстающих студентов и выявляются индивидуальные черты творчества каждого студента. К четвёртому году обучения многие студенты проявляют себя в различных областях деятельности.
Результатом применения технологии является участие студентов в различных семинарах, научно-практических конференциях, дипломы лауреатов выставок. Студенты являются лауреатами Московского студенческого конкурса «Фестос», Всероссийского конкурса "Я вхожу в мир искусств", Областного Конкурса профессионального мастерства студентов педагогических колледжей «Педагогический дебют года», «Бегущая по волнам», «Эрудит», «Молодые профессионалы» (WSR) Московской области, Международного фестиваля «Художественная керамика», Всероссийского фестиваля детского, юношеского и студенческого творчества «Синяя птица Гжели».
Здоровьесберегающие технологии (В. Петрушин). Цель использования: распределение сил, времени, энергии студентов в целях сохранения здоровья и эффективности обучения.
Использование технологии в практической профессиональной деятельности
Установление оптимального темпа работы, учет индивидуальных особенностей студентов, создание благоприятного эмоционального фона при работе на уроке и для самостоятельной изобразительной деятельности студентов, выполнение требований СанПин. Проветренная аудитория, контроль правильной посадки за мольбертом, уровня освещённости; стимулирование мотивации к обучению, чередование интенсивности в обучении и создание динамической паузы, свободное перемещение по аудитории в ходе выполнения практической работы.
Использование педагогических приемов, методов, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью студентов и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе. Например: арт-терапевтические методики, музыкотерапия являются интереснейшими и перспективными направлениями, которые используются во многих странах в лечебных целях - применение на уроках, мероприятиях и в педагогической практике.
Подготовка и проведение Дней здоровья, спортивных турниров, экскурсий, родительских собраний. Беседы о правильном питании, гигиене, распорядке дня, правильном распределении времени. Проведение классных часов на тему: «Здоровый образ жизни». Участие в акциях, митингах, форумах, волонтёрском движении. Пропаганда здорового образа жизни. Применение игры, как активизации процесса обучения, на уроках изобразительного искусства в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на изучение таких предметов, как методика ИЗО, история искусств, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока. Для студентов игры - это способ самореализации, самовыражения, самооценки.
Результат использования - достаточная работоспособность, отсутствие напряженности, эмоционально положительный фон в процессе обучения и общения, мотивации на успешность в обучении. Также, работа в качестве классного руководителя, воспитание личных качеств студентов группы, контроль здоровья, работа с родителями. В группе нет студентов «группы риска», стоящих на внутриколледжийном учёте. 50% студентов группы учатся на «4» и «5», 3 отличника.
Результатом применения технологии является участие студентов в Областном семинаре “Социальное сопровождение при проведении мероприятий антинаркотической направленности” и проведение открытого классного часа на тему: «Особенности семейных отношений, провоцирующие или предупреждающие развитие зависимости от алкоголя и наркотиков». Ежегодное участие в областном благотворительном фестивале «Твори Добро» в ДК им. Конина - подготовка к проведению, сбор средств на лечение больному ребёнку. Также ежегодное участие студентов в Дне здоровья, Дне защиты детей, Дне молодёжи, Дне леса, Международном женском Дне 8 марта, пасхальном фестивале.
Информационно-коммуникативные технологии (Роберт И.В.) Цель использования: формирование информационной компетенции у студентов, умения самостоятельно ориентироваться, отбирать и систематизировать перерабатывать необходимый материал, полученный в информационном пространстве для выполнения познавательно-творческих задач. Использование технологии в практической профессиональной деятельности.
Технология используется на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при обобщении и систематизации учебного материала, при подготовке внеклассных мероприятий и поиска новых видов творчества при подготовке уроков педагогической практики студентов колледжа.
Уроки проводятся с использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала.
Формирование умений и навыков у студентов по систематизации электронной информации, обеспечивая необходимый уровень усвоения учебного материала. Использование студентами Интернет-ресурсов как простой доступ к изучению изобразительного материала и педагогического опыта.
Нахождение искусствоведческого учебного материала по тематической направленности. Студенты выполняют различные универсальные учебные действия с иллюстрированным материалом: выполняют композиционные схемы, систематизируют репродукции по видам и жанрам изобразительного искусства, изучают дидактический материал о жизни и творчестве художников, компонуют зрительный ряд картин или тематический учебный материал в визуальные блоки для своих презентаций к урокам, находят информацию о художественных материалах и вступают в диалог по электронной сети.
Слайд-лекция (презентация), аудио-лекция (СD-записи), компьютерное тестирование, учебно-методические материалы в электронном виде (рабочие программы, лекции, задания, курсовые работы, ВКР, ссылки на образовательные Интернет-ресурсы и т.д.)
Результат использования: информационно-коммуникационные технологии расширили возможности студентов по изучению видов изобразительной деятельности. Это проявилось в повышении продуктивности самоподготовки студентов по всем видам и жанрам изобразительного искусства, как в теории искусства, так и в выполнении практических работ. Студенты умело систематизируют учебный материал в курсовых работах по изобразительному искусству с использованием мультимедийных средств, успешно составляют свои выступления, рефераты и презентации к урокам в учебном процессе и на педагогической практике.
Адаптация к современной жизни, навыки поиска в Интернете, анализ и оценка информации, практическое применение ИКТ - технологий для учебной и профессиональной деятельности студентов. Поиск справочных материалов к курсовым, выпускным творческим работам, творческим проектам, подготовка к студенческим конференциям и педагогической практике. Проверка знаний студентов по дисциплинам может проходить в форме защиты выполненной презентации. Разработаны презентации по следующим темам: «Основы цветоведения», «Основы композиции», «Построение орнаментальной композиции», «История возникновения батика», «Многообразие видов декоративно-прикладного искусства», «Музеи в нашей жизни», «Образ здания», «Искусство 21 века», «Композиционное равновесие. Симметрия», «Портрет», «Русский фарфор 18 века», «Русская народная вышивка». Презентация по профориентации и т.д.
Активизируется познавательная деятельность студентов в урочное и во внеурочное время. Студенты вовлекаются в процесс самостоятельного приобретения новых знаний, используя многообразие информационных ресурсов. Повышается интерес к предмету.
Технология индивидуализации обучения (Инге Унт). Метод проектов. Цель использования: организация самостоятельной деятельности студентов при выполнении учебных и творческих заданий, развитие системного и диалектического мышления, гибкости и самостоятельности ума, познавательной активности и интересов студентов.
Использование технологии в практической профессиональной деятельности.
Осуществление руководства выпускными квалификационными работами студентов; подготовка к защите творческих проектов.
Работа в составе проектных групп при выполнении заданий уровня образовательного учреждения. Индивидуальная работа в составе группы направлена на выполнение тематических проектов к внеклассным мероприятиям колледжа.
Работа над проектом активизирует невостребованные знания и стимулирует приобретение новых, способствует развитию таких личностных качеств студентов, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность. Внешний результат виден, осмыслен, применяем на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием студента, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Проявление умений.
- Развитие рефлексивных умений: умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?».
- Развитие поисковых (исследовательских) умений: умения самостоятельно генерировать идеи; умения самостоятельно находить информацию; умение запрашивать необходимую информацию у преподавателя; умение находить несколько вариантов решения проблемы и т.д.
- Формирование умений и навыков работы в сотрудничестве: навыки коллективного планирования; умение взаимодействовать с партнером; навыки взаимопомощи в группе умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
- Использование менеджерских умений и навыков: умение проектировать процесс; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности и т.д.
- Формирование коммуникативных умений: умение инициировать учебное взаимодействие с преподавателем; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
- Развитие презентационных умений и навыков: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы и т.д.
Результат использования: работа по данной методике дает возможность студентам развивать индивидуальные творческие способности, более осознанно подходить к формированию своих профессиональных качеств. Результат применения. Студенты участвуют в Интеграционном проекте «Я умею» в г. Москве в ЦДХ – проводят мастер-классы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Участие в международном Российско-Финском проекте 2009-2017 гг. Ежегодное участие студентов (исследование, выступление с использованием презентации) в областных научно-практических конференциях, которые в данном случае рассматриваются как этапы проектной деятельности с выходом реального практического результата – сборников «Материалы областной студенческой научно-практической конференции» и презентаций всех участников на CD дисках (6 лет). Подготовка открытых (авторских) уроков на педагогической практике.
Основным показателем применения данной технологии являются выпускные творческие работы студентов, которые в данном случае рассматриваются как итоговый проект. В ходе выполнения проектов у студентов формируется самостоятельность и настойчивость в решении творческих задач, приобретается умение планировать свою деятельность, работать коллективно. Работа по выполнению проектов позволяет значительно активизировать работу по самообразованию. Выбор темы, планирование, поисковые эскизы для реализации проекта, выбор материала и техники исполнения, реализация проекта: этапы выполнения и оформления работы, дипломная записка. Студенты проводят экскурс в теоретическую и историческую часть, описывают методику выполнения своей творческой работы. Большое значение придаётся высокому качеству выполнения и оформления работы, разнообразию тематики и материалов. Все это обеспечивает общий высокий уровень творческих работ и успешную защиту. Умение проводить педагогическое исследование является одним из критериев готовности выпускника СПО к поступлению в вуз, к самостоятельной, творческой деятельности в будущей работе, поэтому занимает важное место в общеобразовательной и профессиональной подготовке.

Литература:
1. Белозерцев, Е. П. Педагогика профессионального образования: учебник / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков, под ред. В. А. Сластенина, 4-е изд., стер.  М.: ИЦ Академия, 2008.  368 с.
3. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для учреждений СПО / М. Н. Гуслова, 4-е изд., испр.  М.: ИЦ Академия, 2013.  208 с.
4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко.  М.: Народное образование, 2008.  256 с.

Заголовок 1 Заголовок 2

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X