Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55418

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Кудина Нина Михайловна

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами риторики».

скачать документ

Вернуться назад

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами риторики».Автор: Кудина Нина МихайловнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 «Сказка» (МАДОУ детский сад №13 «Сказка»)Забайкальский край, город КраснокаменскДолжность: воспитатель Речь - чудесный дар природы не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. В речевом развитии ребенка особое значение имеет старший дошкольный возраст. Именно в этот период происходит завершение становления речи. Наряду с этим, в старшем дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Формирование элементарного осознания языковых и речевых умений развивает у ребенка правильность речи, создает основу увспешного овладения грамотой. Номально развивающийся ребенок старшего дошкольного возраста активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми - одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В последнее время наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников. Причин тому много. Это и снижение здоровья детей, и пассивность и неосведомленность семьи в вопросах данной области, и несовершенство методик обучения дошкольников по разделу "Развитие речи" в массовых детских садах. Все это определяет актуальность поиска более эффективных методов развития речи старших дошкольников, особенно ее наиболее сложной стороны - связной речи. Сформировать коммуникативно - речевые умения и навыки старшего дошкольника, пробудить у него бережное отношение к слову, с которым мы обращаемся дркг к другуи, тем самым, повысить уровень развития связной речи может знакомство детей с элементами риторики. Риторика согласно толковому словарю русского языка С.И.Ожегова - это теория ораторского искусства. В первом учебнике по риторике, который принадлежит М.В.Ломоносову, говорится, что "риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать..." Дошкольный курс риторики способствует знакомству детей с вопросами культуры речевого поведения, где нужно решать разные коммуникативные задачи: что значит быть внимательным слушателем, существуют ли правила общения, как попрощаться, выразить просьбу, когда уместно извинение и т.д. Одной из задач развития речи старших дошкольников является работа над выразительностью речи. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия постороних слушателей. Содержание занятий по риторике позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)Коммуникативные ситуации позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого - либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.Поэтому общими целями курса занятий по риторике являются:- развитие уникального человеческого дара - дара слова, совершенствование устной речи, ее выразительности и связности;- развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной уместности (целесообразности);- расширение речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение и т.д.- развитие культуры речевого поведения, воспитание вежливости;- развитие творческого воображения, литературных и коммуникативных способностей.Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах как на специальных речевых занятиях, так и вне занятий. Познакомившись с книгой Л.А.Баландиной "Риторика для малышей", я стала применять в практике речевого развития детей многие методы и приемы, предложенные ею в качестве комплекса по обучению детей риторике. Внедряя элементы риторики в этот процесс, я включаю их в режимные моменты. Утром наиболее эффективны игры на развитие навыков общения друг с другом, беседы на темы: "Наши отношения", "Культура общения девочек и мальчиков". В артикуляционную гимнастику включаю мимические упражнения. На прогулке и в течение дня уместно разыгрывание различных ситуации: "Просьба о помощи", "За столом", "В умывальной", "Помощь малышам". Большой интерес у детей вызывают упражнения "Знакомство", "Приглашение на танец". Настоящим праздником для детей группы стало развлечение "С кем бы я хотел дружить". Когда в начале года в группу пришли дети из разных групп возникла необходимость в помощи в адаптации детей к условиям группы, создании эмоционального фона, становлении коммуникативных навыков. В этот момент нам помог небольшой цикл занятий по риторике "Давай играть вместе!" Традиционно в группе проводятся развлечения "Угощенья в день рожденья". Конечно же элементы риторики уместны и в занятиях: познавательных, по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой и др. В этом случае элементы риторики присутствуют в виде отдельных игр и упражнений.Важным составляющим элементом развития речи детей средствами риторики является предметно - речевая среда. В нашей группе оформлены работающие стенды " По тропинкам Развивалочки", "Здравствуйте, я пришел", "Мое настроение"; подобран наглядно - дидактический материал,игры, составлены комплексы речевых гимнастик, разработаны материалы по различной тематике, подобран литературный материал. Все это помогает воспитателю разнообразить формы работы с детьми, превращает сложный процесс речевого развития в увлекательную игру. На сегодняшний момент исследование эффективности элементов риторики в развитии связной речи старших дошкольников нельзя считать завершенным. Однако, уже можно судить о некотором успехе по отдельным моментам роста речевых умений и навыков детей. Так, например, дети стали активнее использовать в речи синонимы и антонимы, в монологических высказываниях появились сложно - сочиненные и сложно - подчиненные предложения; дети овладели навыками использования речевых клише ("вежливые слова" и др.); познакомились с принятыми нормами поведения в общественных местах и пр. Продолжая работу в данном направлении, я предполагаю расширение спектра используемых средств риторики в развитии связной речи старших дошкольников через более качественное внедрение их в воспитательно - образовательный процесс, привлекая к активному сотрудничеству родителей детей.Литература:1. Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль «Академия развития». Холдинг1997г.2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.3. Джежелей О. «Помогайка». М. Просвещение 1994г.4. Маханева М. Театрализованные занятия в детском саду. М. ТЦ-Сфера 2003г.5.Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X