Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55339

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Кудлай Юлия Петровна

Гармонизация взаимоотношений между преподавателем и студентами.

скачать документ

Вернуться назад

Статья преподавателя математикигосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский колледж управления и новых технологий имени Юрия Гагарина»(ГБПОУ ВКУиНТ им. Ю. Гагарина, г.Волгоград)Кудлай Юлия ПетровнаГармонизация взаимоотношений между преподавателем и студентами.Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.Г. ЛихтенбергВ настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на ценности и приоритеты современного общества. Государство и официальная внутренняя политика, наконец, центрированы на проблемах обучения и воспитания подрастающего поколения, объявив модернизацию образования приоритетным национальным проектом. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебного процесса, и одним из наиболее важных моментов в этом является взаимодействие между преподавателем и студентом: вступая в субъективные отношения и, являясь их активным участником, студент начинает воспринимать реализуемые способы общения как норму, как свой индивидуальный выбор.Педагогическое взаимодействие в системе «преподаватель – студент» представляют собой систему взаимных воздействий субъектов, включенных в совместную деятельность на основе общих целей профессионального образования. Подобное взаимодействие имеет большое принципиальное значение сточки зрения аксиологической составляющей, поскольку это взаимодействие между преподавателем и студентом влияет на формирование системы ценностей будущего специалиста, таких как человек, истина, образование, профессия и другие.Важно иметь в виду, что процесс взаимодействия преподавателя и студентов протекает в столкновении целей, интересов, жизненных позиций, мотивов, личного индивидуального опыта, что вызывает диалектические изменения форм взаимодействия в ходе учебного процесса.Эффективность педагогического взаимодействия на учебных занятиях зависит от множества факторов (успешного определения целей совместной деятельности, соответствия педагогической тактики конкретной задаче данного взаимодействия, активности самих студентов и т.д.). Среди них важную роль играет фактор оптимального выбора методов обучения, реализация которых в конкретных условиях образовательного учреждения дает высокий уровень качества подготовки студентов. В последние годы изучаются педагогические возможности методов активного обучения (проблемные лекции, конференции, ролевые и деловые игры, анализ конкретных ситуаций, динамические пары, групповые дискуссии, видео метод, мультимедиа и т.д.), которые наряду с традиционными (объяснение, рассказ, работа с учебником, беседа, показ и т.д.), способствуют повышению интенсификации, эффективности, качества и результативности процесса обучения в вузе.В сфере высшего образования преобладает установка одинакового подхода ко всем студентам. Данный порядок закреплен институционально. Закрепление уважительного отношения к преподавателю - обязательное правило ожидания вежливого отношения со стороны студента. Аналогично правила должны придерживаться также преподаватели при взаимодействии со студентами. Взаимное преломление социальных норм и ценностей в сознании участников образовательного процесса, его осмысление и отражение в реальных действиях преподавателей и студентов определяет доминанту личностно- ориентированного подхода в образовательной деятельности.Социальный мир студентов формируется в результате социальных взаимодействий друг с другом и с преподавателями. При этом решающее влияние на студентов оказывает символическое окружение, т.к. оно способствует формированию их сознания и человеческого «Я». С позиции символического интеракционизма, взаимодействие между преподавателем и студентом рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Для создания устойчивого и комфортного взаимодействия и преподавателям, и студентам приходится прилагать немало усилий. Таким образом, проблемы социального взаимодействия преподавателей и студентов- это поиск ответов на самые разные вопросы: каковы условия возникновения социального взаимодействия, как оно развивается, что необходимо предпринять, чтобы взаимодействие было эффективным, какие факторы оказывают на него влияние и т.п.Авторитет преподавателя формируется при достаточно высоком уровне развития трех типов педагогических умений: «предметных» (научные знания); «коммуникативных» (знания о своих студентах и коллегах); «гностических» (знание самого себя и умение корректировать собственное поведение).Основными показателями авторитетности личности педагога являются (2):Соотношение самооценки преподавателя с оценкой его личности студентами и коллегами;Умение воспринимать и перерабатывать противоречивую и сложную информацию, находить достойный выход из трудной педагогической и жизненной ситуации.На основании проведенных психологических исследований (1) были выделены комплексы характеристик авторитетного и неавторитетного преподавателя. У авторитетных преподавателей отмечаются:- высокая педагогическая наблюдательность, - уважение к студентам, - стимулирование их активности и интеллектуальной деятельности, - гибкость и нестандартность в принятии педагогических решений,- удовлетворение от процесса общения со студентами. У неавторитетных педагогов преобладают жесткие, авторитарные методы в педагогическом общении, наличие коммуникативных стереотипов в процессе преподавания, монологичность общения, неумение уважать обучаемых независимо от их успехов в учебе.Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки педагога. Под установкой педагога имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации (2).Наличие негативной установки преподавателя на того или другого студента можно определить по следующим признакам: - преподаватель дает «плохому» студенту меньше времени на ответ, чем «хорошему»; - не использует наводящие вопросы и подсказки, при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому студенту или отвечает сам; - чаще порицает и меньше поощряет; - не реагирует на удачное действие студента и не замечает его успехов;- иногда вообще не работает с ним на занятии.Соответственно о наличии позитивной установки можно судить по таким делам: дольше ждет ответа на вопрос; при затруднении задает наводящие вопросы; поощряет улыбкой, взглядом; при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его; чаще обращается к студенту взглядом в ходе занятия и т.п. Специальные исследования показывают, что «плохие» студенты в четыре раза реже обращаются к педагогу, чем «хорошие»; они остро чувствуют необъективность педагога и болезненно переживают ее.Реализуя свою установку по отношению к «хорошим» и «плохим» студентам, педагог без специального намерения оказывает, тем не менее, сильное влияние на студентов, как бы определяя программу их дальнейшего развития.Наиболее эффективно решить задачу гармонизации взаимодействий между преподавателями и студентами позволяет демократический стиль, при котором преподаватель учитывает индивидуальные особенности студентов, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Преподаватель, владеющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед студентами, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах. По сути этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный. Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального самосознания, способный к постоянному самоанализу своего поведения и адекватной самооценке. Основная задача преподавателя и студента – найти «золотую», оптимальную для них, середину, при которой их взаимодействие будет намного успешнее и плодотворнее.Необходимость искать компромисс, идти на контакт, быть лояльнее, входить в положения и ситуации друг друга является необходимым требованием к слаженному взаимодействию, четкому видению возможных проблем и решению их.Список используемой литературыАндриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений._ М.: Издательсктй центр «Академия», 2000.-499с.Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие\ под ред.- Ростов на Дону, 2002- 168с.Кондрашова Р.Ю. Формирование доверия в системе ценностных ориентаций студентов педагогического вуза: автореф дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. –Волгоград, 2007. –20 с. .Дорофеев В. А. Доверие в системе «учитель-ученик» при разных стилях педагогического руковод-ства: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. –Ростовн/Д., 1999. –19 с. Попова О.И. Преподаватель вуза: современный взгляд на профессию. Опыт социологического исследования // Педагогическое образование в России. –2012.–No 6. –С. 112–119. Протасова И. Н., Протасов В. В. Динамика субъективной оценки студентами вузовского образователь-ного пространства как показатель адаптивных процессов // Концепт. –2014. –No 04 (апрель).–URL: http://e-koncept.ru/2014/14100.htm. Елисеева О. О. Профессиональный имидж психолога как фактор установления отношения дове-рия/недоверия // Педагогическое образование и наука. –2011.–No 7.–C. 27–30. Зимина Н.А. Самораскрытие преподавателя в профессиональной деятельности // Проблемы мно-гоуровневого образования: материалы 13-й междунар. науч.-метод. конф. –Н. Новгород. 2009.–С. 99–100. Тутова Е. А. Доверие как фактор коммуникативной компетентности учителя: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07. –Ростов н/Д., 2008. –21 с.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X