Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55656

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Захряпина Ольга Анатольевна

Выступление на окружном семинаре: "Развитие речи учащихся начальной школы с учетом требований ФГОС НОО"

скачать документ

Вернуться назад

Раздел 3. Развитие речи младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образованияУчитель начальных классов Захряпина Ольга Анатольевна.ГБОУ «Школа № 1596» Начальная школа – первая ступень общего образования. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уровнях обучения: и естествознания, и музыки, и математики и др. Однако основной базой для решения задач развития речевой деятельности являются уроки русского языка и литературы. В начальном курсе русского языка все более четко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. При этом знания по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Сегодня приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью. И речевая среда, в которой растет ребенок, не всегда удовлетворяют школу, и обучение речевой деятельности пока страдает большими недостатками. К моменту поступления в школу, дети в большинстве случаев имеют достаточно тренированный речевой аппарат и достаточно развитый речевой слух, чтобы различать на слух и воспроизводить в собственной речи все смыслоразличительные свойства звуковых единиц. Между тем, специальные исследования детской речи показывают, что в развитии произносительного навыка учащихся имеются существенные проблемы. Так значительная часть учащихся начальной школы не владеет достаточно четкой членораздельной речью. Это отражается и на навыках письменной речи: плохая дикция часто является причиной ошибок типа описок. Проблемы формирования коммуникативной компетенции у младших школьников: речевая среда, в которой растет ребенок; недостатки развития речевого аппарата (около половины класса с логопедическими проблемами); недостаточное развитие речевого слуха; нарушение литературной произносительной нормы; бедный словарный запас детей; низкая мотивация речи. Направления работы по развитию речевой деятельности : Развитие произносительного уровня: техника (правильное дыхание, дикция); орфоэпия; интонация (мелодика, интенсивность, темп или длительность, пауза, особый тембр). Источники обогащения словаря: Речевая среда в семье, среди друзей. Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя). Словари, справочники.  Виды упражнений:устный пересказ прочитанного в различных вариантах;различные текстовые выступления учащихся;различные импровизации;сочинение по теме, по картине, по предложенному или самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета;записи по наблюдениям, ведение дневников;различные виды драматизации, инсценировка;статьи в газеты, отзывы о прочитанном. Развивать речь детей - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения. Поскольку половина новых слов входит в словарь младших школьников через эти уроки.Поэтому перед учителями стоят задачи:расширить детский словарь;пассивный словарь сделать активным;обогатить речь ученика образными словами и выражениями.Все это имеет большое значение для общего развития ребенка. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один разТакие задания в основном даются детям на уроках русского языка. В книгах для чтения помещены высокохудожественные произведения, воспитывающие у учащихся высокую нравственность. Но это воспитывающее содержание окажет благотворное влияние на учащихся, если повысится их интеллектуальная и эмоциональная активность на уроке (таким образом, продолжается работа по развитию устной речи).Дети -наивные реалисты, они очень эмоциональны. Сюжет они воспринимают фрагментарно, он в их сознании рассыпается на отдельные события. Поэтому, задача учителя постараться пережить это событие вместе с детьми, сделать так, чтобы ребенок был героем рассказа. Например, можно предлагать такие задания:составьте рассказ о том, как бы вы поступили в данном случае;представьте себя в виде цветка (и т.п.), чтобы вы смогли рассказать наего месте;— измените рассказ, дополнив его описанием реки, леса и т.п.;- представьте отрицательного героя - положительным. Как бы тогдаизменился смысл рассказа.Такие задания помогают развивать у детей творческие способности, способствуют раскрепощению в диалоге. Очень часто процесс общения в начальной школе на уроках сводится к простейшей беседе или расспросу, что затрудняет развитие устной речи младшего школьника, ограничивает его возможности широко и свободно мыслить. Вместе с тем дети часто испытывают трудности в общении на уроке из-за неумения вести диалогиВыделить слова, содержащие новые сведения;Завершить составление предложения, поставив новые сведения в егоконец;Проверить развитие мысли.Существует два способа организации подобных упражнений:с помощью специальным образом поставленных задач;с помощью выделения того аспекта содержания, который являетсяважным для данной речевой ситуацииНапример: составь из слов предложение (шкатулка, на, мы, чердак, деревянный, найти) расставив их в таком порядке, чтобы было понятно:а) что нашлиб) где нашлив) что сделали с деревянной шкатулкой на чердаке.Так же в качестве теоретической основы обучения школьников построению предложения могут быть использованы некоторые положения теории актуального членения предложения. Среди них выделяются в первую очередь задания:На составление предложения из «рассыпанных» слов;Из слов...составь такие предложения, чтобы они продолжили иразвили мысли, высказанные в предложениях...(при этом предлагатьнужно минимум два предложения);Спиши текст. Вместо точек впиши подходящее по смыслупредложение (которое наиболее удачно продолжает и развивает мысль,высказанную в предыдущем предложении);Прочитай текст, спиши, пользуясь правилом: сведения, стоящие вконце предыдущего предложения, должны повториться в началеследующего. (Например: летом я отдыхал у бабушки в деревне....стоит на берегу реки. ( по ) … идут суда… перевозят разные грузы).С получившимся текстом можно продолжить работу над распространением предложений в пересказах, рассказах, диалогах, сочинениях и т.п. Начинаем мы обычно эту работу с лексического значения слова, но объяснение слова - это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. Всю работу по активизации словаря можно представить в виде следующих этапов:1. Толкование слова с помощью таких приемов:а) контекста;б) подбора синонима или антонима;в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;г) описания.Работа над орфоэпией и орфографией.Работа над образцами употребления слова.Работа над семантическими связями слова.Проводить такую работу будет интереснее, если использовать игровую форму. Игры могут служить и средством повторения. Игра «Как назвать одним словом?» (заботливое отношение к кому-нибудь - внимание: оскорбление, униженное достоинство - унижение и т.п.).Игра «Магнит» - когда слово «притягивает» к себе добрые слова и противоположные по смыслу (антонимы).Игра «Букву заменить - смысл слова изменить» (поседел - посидел, примерять - примирять и т.п.).Игра «Я начну, а ты продолжи...» (на доске даются две стихотворные строки, а дети продолжают.Если мы хотим, чтобы дети при построении собственных высказываний знали, как добиться развития мысли в тексте и с помощью каких языковых средств «скрепить» в нем предложения, необходимо вооружить их соответствующим способом действия. Этот способ может быть представлен в виде алгоритма:Вдуматься в контекст или вопрос;Найти слова, в которых есть повторение сказанного в предыдущемпредложении, поместить их в начало составляемого предложения.Диалогическую речь необходимо развивать не только на уроках, но и во время подготовки и проведения внеклассных мероприятий. В таких случаях учитель может вести беседу в форме дискуссионного характера, что позволит формировать такие коммуникативно-речевые умения, как слушать, устанавливать обратную связь, изменять свое коммуникативное поведение. Работа по развитию речи продолжается и на уроках математики.Работа над звуковой стороной речи сводится к формированию правильного произношения и выразительного чтения любого задания. Полезно в ходе устного счета предлагать задания вида: Прочитайте слова, соблюдая ударение: километр, миллиметр,вычислить, наименование и т.п.Прочитайте правильно: прибавить к числу 95, вычесть из числа 89, изсуммы чисел 50 и 13 вычесть 2 и т.п.Из 25 вычесть 12.Словарная работа на уроках математики сводится к пониманию и умению объяснять значение математических терминов, усвоению их правильного написания и формированию умений составлять содержательное связное высказывание. С этой целью полезно предлагать такие упражнения:Объяснить значение слов и выражений: уменьшаемое, слагаемое,частное и т.д.С помощью данных слов, составьте известное вам правило (слагаемое,сумма, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, надо, из)Прочитайте предложения, вставив пропущенные слова:от.. .слагаемых.. .не изменится и т.п.Упражнения этого вида направлены на усвоение правильной и точной формулировки правил и определений.Формирование культуры математической речи сводится к устранению грамматических и математических ошибок, таких речевых недостатков, какУстраните математические ошибки в тексте: «Чтобы найти неизвестноечисло в выражении 0 + 2 = 8, надо к 8 прибавить 2.На вопрос учителя Коля ответил так: «При прибавлении к цифре 5числа 4 будет 9». Какие ошибки допустил Коля? И т.п.Упражнения на устранение речевых недостатков подбираются в основном такие же, как и на уроках чтения и русского языка, только используется математический материал. Такие упражнения могут проходить на минутках отдыха.Развитие связной математической речи способствуют упражнения следующего вида:Составьте текст, используя слова (чтобы, на, произведение, двух чисел,это, умножить, число, можно, умножить, первый, число, на,множитель, число, на второй, и, полученное, умножить, множитель);4 • (2 • 3), тогда (4 • 3) • 3, 24, =, 8 • 3, =Закончите объяснение: «Чтобы разделить 12 на произведение 3-2,можно 12 разделить на 3 и ...»Развитие математической речи - работа трудная и кропотливая, потому что здесь приходится много заниматься с каждым учеником индивидуально.Работа по развитию речи, организации детского речевого творчества в начальной школе не терпит одноразовости, фрагментарности, суеты. Такая работа должна проводиться в системе. Предлагаемая система создает возможность обогащения речи детей лексикой человеческих отношений, а следовательно, обуславливает усвоения понятий, активизирует словарь младших школьников. активизирует словарь младших школьниковПроект «Весёлая математика!Проект « Кем я хочу стать» 4 класс

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X