Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55684

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Медведева Татьяна Александровна

Характеристика актуального педагогического опыта, форм его обобщения и распространения

скачать документ

Вернуться назад

Характеристика актуального педагогического опыта, форм его обобщения и распространенияМедведева Татьяна АлександровнаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» г. Волгодонска, Ростовской области (МБДОУ ДС «Улыбка» г. Волгодонска)музыкальный руководитель высшей категории Проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук – психологии личности, педагогики, социологии - одна из важнейших проблем нашего времени.Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности - всё это представляет исключительный интерес.Мной обобщен актуальный педагогический опыт по теме «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности».Актуальность опыта обусловлена тем, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.То, что дети получат в дошкольные годы, ляжет в основу их дальнейшего развития и формирования межличностных и социальных отношений. Правильному поведению в обществе и взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками дошкольники должны научиться у самых близких им людей – родителей и педагогов детского сада. Необходимость данной работы объяснялась и тем, что в процессе непосредственно организованной деятельности с дошкольниками обращали на себя внимание следующие особенности поведения детей: неготовность к общению, затруднения при вступлении в контакт, низкая инициативность, неумение понять сверстника. Это проявлялось в нежелании детей объединяться в подгруппы при исполнении музыкально-ритмических движений, в отказе брать на себя игровые роли, в отсутствии инициативы и творчества у детей, в непонимании действий сверстника.Для успешной работы по данной проблеме необходимо использовать творческий потенциал ребенка, опираясь на его природные склонности. Найти формы, которые способствуют формированию у детей дошкольного возраста навыков общения, чтобы понимать чувства других людей и адекватно на них реагировать.Поэтому я поставила перед собой цель: создание образовательного пространства в ДОО для развития коммуникативных способностей детей, и поставила задачи:Выявить особенности общения детей дошкольного возраста.Учить детей общаться в процессе музыкальной деятельности, используя разнообразные формы музыкальной деятельности.Способствовать проявлению творческих способностей; опираясь на возможности каждого ребенка.Обеспечить эффективное взаимодействие с родителями по вопросам развития коммуникативных умений у детей.Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей в целях совершенствования образовательной работы по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.211391560960совершенствование традиционных приемов и методов, поиск инновационных, более эффективных по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, реализуемых по музыкальному развитию00совершенствование традиционных приемов и методов, поиск инновационных, более эффективных по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, реализуемых по музыкальному развитию210185133350Новизна проекта00Новизна проекта2129155170180заключается в использовании результатов исследования для дальнейшей работы с детьми по формированию коммуникативных умений.00заключается в использовании результатов исследования для дальнейшей работы с детьми по формированию коммуникативных умений.156845122555Практическая значимость00Практическая значимостьПредполагаемый результат:Положительная динамика развития коммуникативных умений у детей.Повышение уровня коммуникативной компетентности у детей и педагогической компетентности у воспитателей группы.Улучшение качества образовательной работы с детьми по формированию у детей дошкольного возраста коммуникативных умений через внедрение системной работы.Обогащение опыта родителей по формированию педагогических знаний в сфере общения.Внедрение положительного опыта работы в другие детские сады города.На начальном этапе работы мы изучили уровень общения у детей 6-7 лет при помощи диагностической методики, предложенной Н.Г. Куприной, целью которой является выявление уровня развития невербального общения в музыкальной деятельности.Диаграмма уровня развития невербального общения в музыкальной деятельности на начальном этапе работыПолученные данные свидетельствовали о том, что у 25% обследованных детей отмечен низкий уровень навыков общения. На подготовительном этапе работы мной был изучен передовой педагогический опыт работы по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Стало известно, что проблема формирования детских взаимоотношений давно привлекает внимание отечественных педагогов, психологов, социологов. Изучением данной проблемы занимались: А.А. Бодалёв, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова и другие.Также провела анализ музыкальных приемов, игр коммуникативной направленности.Отобрала инновационные методы и приемы, направленные на улучшение качества образовательной работы по формированию у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков: метод проблемных ситуаций, вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, тренинговые методы, мозговой штурм, интерактивные методы обучения.2 этап: основной этап:Работа над развитием коммуникативных способностей детей велась во всех формах образовательной деятельности:Совместной деятельности педагога с детьмиНепосредственной образовательной деятельности.Образовательной деятельности при организации режимных моментовСамостоятельной деятельности детейОбозначила 5 разделов в работе с детьми по развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.1 раздел «Музыкальная игра»Работа этого раздела направлена на развитие игрового поведения, эстетических чувств, творческого отношения к делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.Общеразвивающие игры – готовят ребенка, как к художественной деятельности, так и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах.  «Поссорились»«Улетела тучка!» «Угадай, кто я?»«Здравствуй, говори!»2 раздел «Ритмопластика»Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. «Танцевальный зоопарк»«Каждому по лучику!»3 раздел «Культура и техника речи»Это игры и упражнения направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. Здесь же игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы.27685940068500240030400685004 раздел «Основы театральной культуры»Призван обеспечить условия для владения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.Систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом. Данная глава включает рассмотрения 5 основных тем:Особенности театрального искусства.Виды театрального искусства.Рождение спектакля.Театр снаружи и изнутри.Культура поведения в театре.5 раздел «Спектакль»Основные правила раздела:не перегружать детей;не навязывать своего мнения;не позволять другим детям вмешиваться в действия других;предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, чтобы в каждом из них дети видели смысл и могли реализовать полученные знания, берется театральная постановка. Это служит мотивацией для дальнейшей деятельности. Из игр и этюдов постепенно создается спектакль. Работа над ним объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через «я стесняюсь», поверить в себя.И главное – это праздник, эмоции, восторг от участия в спектакле ведь играть в сказках и трудно, и безумно интересно.На завершающем этапе работы мы с детьми демонстрируем спектакль, во время подготовки которого велась работа по развитию коммуникативных навыков.По окончанию реализации поставленной цели провела повторное изучение уровня общения у детей 6-7 лет при помощи диагностической методики, предложенной Н.Г. Куприной, целью которой является выявление уровня развития невербального общения в музыкальной деятельности.Диаграмма уровня развития невербального общения в музыкальной деятельности на начальном этапе работыПолученные данные свидетельствовали о том, что у 82% обследованных детей отмечен высокий уровень навыков общения. По результатам практической деятельности, на основе данных итогового обследования были разработаны рекомендации, которые были внедрены в педагогический процесс МБДОУ. На музыкальных занятиях формировать у старших дошкольников следующие навыки: готовность к общению, лёгкость вступления в контакт, инициативу в общении и эмпатию.В процессе работы учитывать характерную для детей старшего дошкольного возраста внеситуативно-деловую форму общения со сверстниками.Работу по развитию навыков общения у дошкольников следует проводить посредством включения в музыкальную деятельность музыкальных коммуникативных игр.Создавать условия, необходимые для возникновения музыкальных коммуникативных игр (периодически вносить необходимое оборудование, музыкальные инструменты; прослушивать с детьми музыкальное сопровождение к таким играм и др.).В процессе игр осуществлять умелое руководство, оставаясь при этом равноправным участником.Использование данных рекомендаций педагогами ДОУ приведёт к повышению эффективности работы по развитию сферы общения у дошкольников.В результате проведенной работы доказано, что музыкальные коммуникативные игры эффективно повлияли на развитие у детей навыков общения. Для успешной работы в развитии коммуникативных навыков необходима помощь, как со стороны педагогов, так и привлечения родителей – непосредственных участников образовательного процесса.Организуя взаимодействие с педагогами, использовала следующие формы работы:Консультации:«Роль воспитателя во время организованной музыкальной обучающей деятельности»;«Логоритмические игры и музыкальные физкультминутки в НОД»;«Музыка в организации режимных моментов»;«Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей»;«Использование коммуникативных игр в свободной деятельности с детьми дошкольного возраста». Участие в педагогическом семинаре «Развитие речи у детей в ДОУ» с консультацией и презентацией для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ».4191001905000012192019050000Мастер-класс для воспитателей «Коммуникативные танцы как средство общения»12827019050000295275190500001282701905000025019024130000Вовлекая родителей в музыкально-образовательное пространство МБДОУ, работу по развитию у детей коммуникативных навыков организовывала в нескольких направлениях:повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, анкетирование, консультации, изготовление папок-передвижек);вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них, создание развивающей предметно-пространственной среды);совместная культурно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей, изготовление театральных атрибутов).реализация образовательного проекта «Наш дом – наши традиции»: участие в проведении родительского клуба «Семейная ассамблея», в группе раннего возраста, целью которого являлось знакомство семей воспитанников и педагогов учреждения друг с другом, их объединение и погружение в совместную деятельность (художественно – продуктивную, коммуникативную ежеквартально (2016 г., 2017г.).Таким образом, безусловно, при наличии определенных условий, планомерной работе, активное включение детей в деятельность позволяет им в интересной форме с опорой на ведущую деятельность – игровую, расширить свой коммуникативный опыт и опробовать его в этой деятельности. Ребенок начинает чувствовать, что прекрасное может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознает, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Формируется думающий, чувствующий, любящий и активный человек, готовый к творческой деятельности в любой области.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБуренина А. И. Коммуникативные танцы. С. – Петербург: Музыкальная палитра, 2004.Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1967.Выготский Л С. Психология искусства. М., 1986.Горшкова Е. В. О музыкально – двигательном творчестве в танце.Зимина А. Н. Музыкальные этюды в детском саду. М.: Просвещение,1971.Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение: пособие для руководителей и адм. Работников/ И.А. Урмина, Т.А. Данилина, - М.: Линка – Пресс, 2009. - 320с.-978-5-8252-0070-5.Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика» М.2000Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X