Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55664

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Яковлева Наталья Викторовна

Дидактическая игра на уроках математики как активный метод познавательного интереса

скачать документ

Вернуться назад
Дидактическая игра на уроках математики
как активный метод познавательного интереса

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: "Не каждый будет математиком", безнадежно устарела. Сегодня, и тем более в дальнейшем математика необходима людям различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления младших школьников, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для младшего школьника наиболее подходящей формой обучения. Младший школьник пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. К.Д. Ушинский видел в игре серьезное занятие, в котором он усваивает и преобразует действительность: "Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ее ребенка именно потому, что понятнее она ему, потому, что отчасти есть его собственное создание В действительной жизни дитя, существо, не имеющее никакой самостоятельности, в игре ребенок уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями»  
Проблема детской игры является одной из самых актуальных проблем. Именно поэтому я решила взять тему по самообразованию: «Дидактическая игра на уроках математики как активный метод познавательного интереса»
Проблема исследования: как использовать дидактические игры для активизации познавательной деятельности младших школьников.
Исходя из данной проблемы, поставила цель: выявить эффективность использования дидактических игр в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования: роль использования дидактических игр в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования: я предполагаю,  что использование дидактических игр в процессе обучения математике поможет развивать:
- интерес к изучению математики и к самой математике;
- познавательный интерес детей;
- познавательную активность на уроках математики;
- развитие вышеуказанных предложений поможет развивать познавательную деятельность на уроках математики.
Для достижения цели и гипотезы выделила следующие задачи:
- изучить, проанализировать теорию об использовании дидактических игр для активизации познавательной деятельности; изучить особенности формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках математики;
- выявить возможности использования дидактических игр в развитии познавательной деятельности младших школьников на уроках математики;
- составить и апробировать комплекс дидактических игр для активизации познавательной деятельности младших школьников.
Достоверность результатов исследования - определяется анализом теоретического и экспериментального материала методом математической обработки.
Учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время ученые пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.
В настоящее время в научной литературе выделяют множество известных игр, которые разбили на три группы с тематическими заголовками: "Механизм", "Процесс", "Мотивация", группировка по типологическому принципу.
* Языковые игры.
* Абстрактные игры
* Процесс.
* Ролевые (организационные и функциональные) игры.
* Военные игры (военные учения).
* Деловые (управленческие, операционные и экономические) игры.
* Производственные (технологические, технические) игры.
* Спортивные игры (игры с правилами).
* Соревновательные игры (игры - состязания).
* Результативные игры.
Дидактические игры в обучении математике младших школьников
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках применяются различные игровые моменты в начале, в середине, в конце урока. Для проверки домашнего задания необязательно опрашивать устно детей каждый урок, это можно сделать различными способами с помощью загадок, ребусов, кроссвордов.
Приведу примеры игр, которые я использовала на уроке и внеурочное время
а) При изучении раздела "Нумерация чисел первого десятка" используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приемы образования каждого последующего и предыдущего числа: «Угадайка», «Числа – перебежки», «Определи курс самолёта», «Лото», «Домино», «Числовая лесенка», "Лучший счетчик", "Хлопки", "Найди себе пару", "Войди в ворота", "Лесенка", «Составим поезд»
б) Для закрепления устной нумерации в пределах 100 используется игра "Цепочка", при проведении которой дети каждого ряда (команды) на основе иллюстративного материала образуют числа в пределах 100, соревнуясь друг с другом.
При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.
Для закрепления используются такие игры, как: "Угадай", "Открой форточку", "Арифметический лабиринт", "Эстафета", «Угадай». и т.д. Установлению связи между устной и письменной нумерацией помогает известная игра "Молчанка", "Платье из лепестков"..
Уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-игры, уроки-сказки; когда сюжет развивается все 40 минут, дети принимают участие в рассказывании, и все задания выполняются с большим удовольствием.
Сказочный игровой сюжет может стать канвой урока на этапах первичного закрепления темы: "Сложение и вычитание в пределах 100". Ученики быстро и увлеченно работают, преодолевая препятствия и бросаясь на помощь героям. Время пролетает незаметно даже для слабых учеников, успевающих сделать большой объем работы, чем на обычном уроке.
Отдельные игровые задания можно и нужно включать в начальной школе на любом этапе урока - от устного счета до самостоятельной работы, так как сюжет задания корректирует мотивацию детей, сокращая время выполнения задания и самое главное - дарит удовольствие и радость знания.
В целях устранения перегрузки учащихся учебным материалом как на уроке, так и домашних заданиях целесообразно использовать своевременную смену видов деятельности детей, проводить физкультминутки, способствующие разрядке и снимающее усталость детей. Особое значение в этом отношении имеет по-разному организуемая игровая деятельность детей на уроках математики, в особенности в I - II классах, использование упражнений и заданий, в которых представлены герои известных детям книжек, сказок, мультфильмов, разнообразных дидактических игр. Число игр, их содержание, методика проведения и время, которое может быть выделено играм на уроках математики, определяются с учетом тех основных учебно-воспитательных задач, которые преследует данная тема каждый урок, отведенный на ее изучение. Некоторые игры математического содержания используются затем во внеурочное время в группе продленного дня и во внеклассных занятиях.        
Примерные дидактические игры и игровые упражнения
 I класс
1. Сравнение предметов. Сравнение предметов по размеру и форме, составление различных последовательностей предметов (постепенно уменьшающихся, увеличивающихся, расстановка "через один" и другие).
Примеры.
1)" Пирамидки" (из кубиков, колец, пластилина).
2)" Матрешки" и другие (с использованием разнообразного дидактического материала: муляжей, предметных картинок, вырезанных из картона квадратов, кругов, треугольников, полосок и т.д.).
3)" Каждой вещи свое место" (расстановка игрушек по полочкам, раскладывание их в разные коробки по указанному признаку: по цвету, по размеру, форме, назначению и другие).
2. Уточнение пространственных представлений.
1)" Что куда?" (расстановка предметов по указаниям вида: "На верхнюю полочку поставь матрешку, под ней - куклу, левее матрешки - неваляшку, правее куклы - мишку" и т.п. (задания дает учитель, а затем и сами дети, а водящий их выполняет).
2)"Назови соседей" (сначала соседей, сидящих на партах слева, справа, перед, за вызванным учеником, а затем соседей одной из игрушек, стоящих на полочке).
3) Физкультминутки по командам учителя (с использованием слов " вверх, вниз, налево, направо, левая рука, правая рука" и т.п.).
3. Уточнение временных представлений.
1)"Что сначала, что потом?"
2)"Кто раньше?", "Кто позже?" (после показа иллюстраций к сказкам "Репка", "Теремок", "Колобок" и других дети должны назвать героев сказки в том порядке, в каком они в ней появляются).
3)"Светофор" (учитель говорит, например: " Кончилось лето, наступила весна", дети поднимают красный круг - сигнал остановки, ошибки исправляются, или: "Сначала завтракают, а потом обедают", дети при этом поднимают зеленый круг (можно идти дальше) и т.п.). 4. Сравнение групп предметов.
1)"Найди пару".
2)"Хватит ли?"
3)"Больше? Меньше? Столько же?" (с использованием разнообразного счетного материала).
5. Усвоение последовательности чисел и счет предметов.
1)"Ищи вопросы" (кто больше придумывает вопросов со словом "сколько" по сюжетной картинке).
2)"Счет цепочкой" (один называет числа 1, 2, другой 3, 4, и т.д., или 1, 2, 3, другой - 4, 5, 6 и т.д.).
3) Счет под ритмическое постукивание и т.д.
4)"Я знаю 5 имен, названия двух цветков" и т.д., и каждый раз под ритмичные хлопки в ладоши вызванный ученик перечисляет названия соответствующих предметов).
Числа от 1 до 10.Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов (реальных предметов и их изображений, движений, звуков, углов и сторон треугольника, четырехугольника и. т.д.).
Число 0 и его обозначение. Сравнение чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Состав чисел 2,3,4,5, к., их набор и размен.         
1. Подготовка к изучению чисел и решению задач.
1)"Найди пару"
2)"Хватит ли?" (образование пар по цвету, размеру, форме и другие).
3)"Больше? Меньше? Столько же?" (с использованием разнообразного счетного материала).
4)"Нанизывай бусы" (рисование бусинок - кружков разного цвета, например, чередование двух красных и желтых
5)"Ищи вопросы" (кто придумает больше вопросов со словом "сколько" по сюжетной картинке).
2. Подготовка к записи цифр и примеров.
1)"Зрительный диктант" (выкладывание по образцу рисунков из палочек, кружков, треугольников и другие).
2)"Мозаика" (составление различных узоров из мозаики, связанных со счетом).
3)"Орнаменты" (рисование в тетради орнаментов, связанных со счетом клеток, и т.д.).
3. Усвоение последовательных чисел от 1 до 10.
1)"Счет цепочкой" (в прямом и обратном направлении, начиная с любого заданного числа).
2)"Назови соседей" (число, предшествующее, и число, следующее за данным при счете).
3)"Угадай число" (пропущенное в ряду чисел или в записи примера).
4)"Где мое место?" (построение в ряд в соответствии с порядковыми номерами).
4. Соотнесение цифры с соответствующей группой предметов.
1)"Детское домино" (с картинками и цифрами).
2)"Найди пару".
5. Закрепление знания состава чисел от 2 до 5.
1)"От двух до пяти" (кто предложит больше разных способов раскладывания в 2 коробки 4 - 5 предметов и т.д.).
2)"Городские автоматы" (набор нужной суммы с помощью монет в 1, 2, 3, 5 к).
3)"Заселяем дома" (на каждом этаже указывается, сколько на нем должно быть всего жильцов и сколько уже въехало; дети, выставляя карточку с цифрой, указывают, сколько еще въедет жильцов).
Сложение и вычитание
"Что изменилось?"
"Было - стало" (с использованием разнообразного счетного материала и парных картинок).
"Плюс или минус?" (угадывание пропущенного в примере знака действия или показ знака действия, которое необходимо выполнить для решения предложенной учителем задачи).
Усвоение примеров вычислений.
"Дополни запись" (заполнение пропусков, иллюстрирующих прием).
"Помоги Незнайке" (исправление ошибок в записи).
"Найди примеры с одинаковыми ответами" (различные варианты образования пар таких предметов: соединение линиями, раскрашивание рисунков с записями таких примеров и другие).
Закрепление знания таблицы сложения и состава чисел.
"Угадай пример" (по заданному ответу отгадывается пример на сложение, записанный на карточке).
"Сколько кружков одного цвета?" (на наборном полотне выставлено обратной стороной к классу, например, по 6 кружков на каждой полочке. Дети угадывают, Сколько среди них красных и сколько синих на каждой полочке).
"Заселяем дома".
Закрепление навыков сложения и вычитания.
"Составь поезд" (из вагонов - карточек с записанными на них примерами, ответы которых служат указанием порядковых номеров вагонов).
"Угадай число" (которое на несколько единиц больше или меньше данного).
"Лесенка".
"Математическая эстафета" и другие игры, в которых учащиеся соревнуются на ск"орость решения предложенных примеров.
Числа от 1 до 20.
"Веселый счет" (кто быстрее найдет на рисунке и перечислит в порядке возрастания или убывания все записанные на нем числа).
"Кто быстрее?" (с использованием настольных игр типа "Цирк", "Разведчик" и т.д. - продвижение вперед по ряду чисел).
Усвоение примеров сложения и вычитания.
"Дополни до 20"
"Сколько всего прибавили?"
"Сколько всего вычли?"
"Дополни запись" и т.д.
Закрепление знания таблицы сложения и состава чисел.
"Заселяем дома"
Эстафета - соревнование в составлении и записи всех примеров с заданным ответом.
"Арифметическое лото" и т.д.
II класс
1. Усвоение последовательности чисел от 1 до 20, их записи и чтения.
"Веселый счет" (кто быстрее найдет на рисунке и перечислит в порядке возрастания или уменьшения все записанные на нем числа).
"Кто быстрее?" (с использованием настольных игр типа "Цирк", "Разведчик" и т.д. - продвижение вперед по ряду чисел).
Усвоение приемов сложения и вычитания.
"Дополни до 20"
"Сколько всего прибавили?"
"Сколько всего вычли?"
"Дополни запись" и т.д.
Закрепление знания таблицы сложения и состава чисел.
"Заселяем дома".
Эстафета - соревнование в составлении и записи всех примеров с заданным ответом.
"Арифметическое лото" и т.д.
.
"Занимательные рамки"
"Круговые примеры"
"Арифметические ребусы и головоломки"
"Угадывание задуманного числа".
"Ряды чисел" (продолжение рядов чисел, получаемых при последовательном прибавлении по 2, по 3, по 4 и т.д., заполнение пропусков в таких рядах).
"Кто больше и кто скорее?" (составление возможно большого числа примеров на сложение и вычитание с данными числами. Например, 14, 6, 12, 8, 36, 7, 29, 5 и т.п.).
Игра "Десятка" (к данному числу прибавляется по очереди число 2 или 3 до получения числа 10. Если получилось больше, чем 10, игра продолжается с использованием вычитания числа 2 или 3 до получения 10).
Умножение и деление
«Украсить елочку шарами».
Так, в игре “Лучший летчик” ученики I класса практически воспроизводят вычислительный прием прибавления и вычитания трех.
Игра “Телефон".
На контрольном этапе видно, что результаты улучшились. С помощью дидактических игр я активизировала младших школьников, у них повысился интерес к математике, желание решать все новые и новые задания.
Вывод
Дидактическая игра содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать, как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьно возраста.
Применение дидактических игр поможет учителю математики организовать разнообразную творческую деятельность учащихся на уроке, подскажет способы эмоционального преподнесения строгих математических истин, что сделает процесс познания интересным и увлекательным. Создание игровой атмосферы на уроках развивает познавательный интерес, активность и познавательную деятельность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание. Продолжительность игры 8-12 мину т дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют навыки вычисления.
Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шарады, мегаграммы, логогрифы все это помогает активизировать познавательную деятельность детей и улучшает качество знаний.
Заключение
В процессе работы над этой темой, на основе рассмотренной психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также исследования, я пришла к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено ее существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.
Также дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.
В ходе проделанной мною работы, я сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать, как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основой ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удается выработать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают математические понятия и решают данные задания.
Список литературы
1. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальной школе. Москва “Просвещение” 1984.
2. Бантова М.А. Решение текстовых арифметических задач. // “Начальная школа" №10-11 1989г. МОСКВА. "Просвещение".
3. Гребенникова Н.А. Ознакомление первоклассников с задачей. // “Начальная школа" №10 1990г. МОСКВА. "Просвещение".
4. Зеньковский В.В. Психология детства. - М., 1996.
5. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990
6. Коннова В.А. “Задания творческого характера на уроках математики". // Начальная школа 1995 №12 стр.55.
7. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М. 1973г.
8. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающееся образование: Культурно-исторический подход. - Ч.1. - Дубна, 1997. - с.85.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X