Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55684

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Курдюк Ирина Степановна

Использование нетрадиционного наглядного материала в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

скачать документ

Вернуться назад

Курдюк Ирина Степановна,воспитательМБДОУ «Детский сад № 333» г.о. СамараИспользование нетрадиционного наглядного материала в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Математическое развитие дошкольников – одно из ведущих направлений в развитии детей дошкольного возраста. Об этом указывается в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования и Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Математика – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Основным принципом обучения детей основам математике является наглядность. Именно этому принципу соответствует мультисенсорная методика Нумикон. Нумикон – это уникальная игра и набор наглядного материала, разработанные в Англии в конце 90-х годов для детей, испытывающих трудности при изучении математики. В пособии Нумикон числа от 1 до 10 представлены формами-шаблонами. Каждое число имеет зрительный и тактильный образ – представлено в виде цветной, пластмассовой пластинки соответствующего размера и с соответствующим количеством отверстий, диаметр которых чуть больше толщины пальца ребенка.Почему формы Нумикона выглядят именно так? Дело в том, что структурированные объекты воспринимаются гораздо лучше, чем расположенные хаотично. Например, вы увидели хаотичную группу кругов, можете ли вы, не пересчитывая, сказать сколько их? А если круги расположены симметрично, вы сразу увидите, что их восемь. Занятия с Нумиконом подключают множество каналов чувственного восприятия ребенка – слух, зрение, осязание, движение и речь. Ребенок становится более усидчивым, сосредоточенным, развивается фантазия и креативные способности. В набор Нумикона входит много разных элементов: формы – шаблоны, разноцветные штырьки, белые доски с круглыми выступами, прилагается «волшебный мешочек», числовая прямая и другие материалы. Таким образом, Нумиком может стать удачным дополнением и ресурсом для работы, не заменяя, а успешно и эффективно дополняя достаточно известные и традиционно существующие методы и материалы.Не каждый может позволить себе такое приобретение. Поэтому мы решили использовать в работе с детьми один из элементов Нумикона – формы-шаблоны, которые сделали из подручных материалов. Вырезали формы Нумикона из пластиковых папок разного цвета. И получился отличный счетный материал, который стали включать в традиционную программу формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста как часть занятия. Дети много манипулировали и играли с деталями: смотрели на них, крутили в руках, надевали на пальчики, искали в коробке с крупой, песком, собирали бусы, вылавливали из воды, играли с «чудесным мешочком», где находили игрушки и формы Нумикона самую большую или маленькую, узнавая их на ощупь. В процессе этих игр задействовались зрительные и тактильные восприятия. Формы Нумикона использовали в качестве предметов – заместителей в сюжетных играх. Дети их «жарили на сковородке» или делали из них «бутерброды», нанизывали на шнурки и «шили юбочку», катали в качестве машинок. Формы Нумикона красили красками и делали оттиски на бумаге, отпечатывали на пластилине. Все это нужно было для того, чтобы дети как можно больше их рассматривали и трогали руками и таким образом запоминали, как они выглядят и какие они на ощупь, При этом детали описывали, как «красная», «синяя», «большая», «маленькая». Во время игр детям не предлагалось пересчитывать количество отверстий в каждой форме. Все детали воспринимались целостно, глобально. А слова «три», «пять», «семь» являлись только именами серой, розовой, синей формами соответственно. При развитии пространственных представлений включали Нумикон в часть занятия по формированию элементарных математических представлений и использовали задания по конструированию. Эти  задания основаны на умении действовать по образцу и находить одинаковые формы. Дети конструировали из форм Нимикона различные плоскостные изображения (домики, дорожки, машинки, самолеты, цветы, деревья, животных). Они составляли одну большую форму из двух и более деталей, узнавали, что формы можно состыковать, располагая рядом без промежутка. При развитии временных представлений использовали настенные часы, дополненные формами Нумикона. При формировании представлений и понятий о размерах показывали разницу между большими и маленькими объектами. Здесь добавляли игры на сравнение форм Нумикона по размеру. На основе сравнения дети выполняли задания по выкладыванию форм в последовательность от меньшей формы к большей так же, как матрешки выстраиваются в ряд от самой маленькой к самой большой. При работе с цифрами и обучении соотнесению цифры и множества на доске выкладывали полоску с числовым рядом, где над каждой цифрой находилась соответствующая ей форма Нумикона. Дети учились находить соответствие между цифрами и формами Нумикона. Они произносили цифры по порядку, начиная с одного, одновременно указывая на соответствующую форму. Форма Нумикона приобретала новое числовое имя: красную, синюю, зеленую теперь можно называть «десять», «шесть». «четыре» и т.д. При этом они опирались не на пересчет отверстий в форме, а на узнавание целостного образа формы, затем постепенно переходили к пересчету отверстий. При развитии временных представлений использовали настенные часы, дополненные формами Нумикона.При обучении прямому и обратному счету в пределах 10, счету от заданного числа, нахождению «соседей числа» использовали выстраивание рядов из форм Нумикона от 1 до 10, играли на восстановление ряда, когда одна из форм исчезала или формы менялись местами. При тренировке пересчета пересчитывали отверстия в формах Нумикона, вставляли в них пуговки и пересчитывали их.При изучении состава числа дети складывали одни формы из других и таким образом наглядно показывали, как одно число можно составить при помощи других чисел.При знакомстве с арифметическими действиями Нумикон позволял иллюстрировать сложение и вычитание. Так, на занятиях с детьми, чтобы решить пример 2+1, дети брали черную форму(«двойку»), прикладывали к ней сверху белую форму («единицу») и получали некоторою фигуру, по форме напоминающую «тройку». Чтобы проверить результат, сверху накладывали серую форму («тройку»). Тогда они точно были уверены, что получилось три. А если нужно из десяти вычесть восемь, для этого дети брали зеленую форму «восьмерку» и накладывали на желтую форму «десятку», и тогда сразу была видна эта математическая разница, которая и составляет двойку. Другой способ: например, если от девяти нужно отнять один, то можно просто прикрыть единицу рукой, и тогда остается восьмерка. Нумикон также помогал освоить такие темы, как сложение с переходом через десяток. Например, ребенку нужно узнать, сколько будет 8 + 5. Для этого он кладет на стол синюю «восьмерку» и плотно прикладывает к ней розовую «пятерку». Дальше берет красную «десятку» и накладывает сверху на обе фигуры. Получается, что из-под десятки выглядывает «хвостик» от «пятерки», который по форме напоминает «тройку». Таким образом, ребенок наглядно видит, что получается «десять» и три, то есть тринадцать! Для закрепления навыков, усвоенных в практической деятельности детей, на занятии по математике включали графические задания с использованием Нумикона. Например, соединить одинаковые формы Нумикона, соединить форму Нумикона и ее контур, соединить формы Нумикона с соответствующими им цифрами, обвести по контуру форму Нумикона, сравнить две формы Нумикона. Нумикон – это замечательное обучающее пособие, разработанное Oxford University, для обучения математике детей дошкольного, младшего школьного возраста, а также детей с особыми образовательными потребностями, с трудностями в обучении математики, с интеллектуальными нарушениями.Количество игр и заданий, которые можно придумать велико, и зависит от вашей фантазии и желания увлечь ребенка. Это красивый и яркий наглядный материал по математике, который нравится детям.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X