Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55684

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Галкина Анастасия Олеговна

Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира

скачать документ

Вернуться назад

Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мираГалкина Анастасия ОлеговнаНовокузнецкий институт (филиал)федерального государственного бюджетного образовательного учреждениявысшего образования«Кемеровский государственный университет»Факультет педагогики и методики начального образования (НФИ КемГУ)г. НовокузнецкстуденткаУроки окружающего мира способствуют развитию связной речи детей. Это объясняется тем, что дети, обсуждая близкие им темы в непринужденной обстановке, учатся беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, составлять повествовательный и описательный рассказы, рассказ – загадку.Методисты отмечают несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать.Второе условие любого речевого высказывания - это наличие содержания, материала, то есть того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. главным образом слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития - это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.Развитие речи наиболее эффективно происходит в непринужденной, свободной атмосфере, на основе живого интереса учащихся к объектам природы. Природа предоставляет большие возможности для речевого развития. Важным общеречевым умением, которое надо вырабатывать уже в 1 классе - умение планировать свое высказывание. Учитель часто обращается к детям с просьбой что-то объяснить или доказать. Здесь у первоклассников возникают трудности объективного характера. До школы ребенок выступает в роли “почемучки”, а в школе ему приходится самому устанавливать причинно-следственные связи между фактами, давать объяснения явлений, рассуждать, чему его никто не учил.Решению актуальной задачи начальной школы – развитию грамотной устной речи служат ролевые игры, практические приемы анализа текста, которые способствуют обогащению словарного запаса учащихся. Невозможно представить современного человека, который призван решать сложные социальные задачи и в полной мере реализовать свои жизненные планы, не умеющим излагать свои мысли. Помочь каждому ребенку овладеть полноценно устной речью, тем самым возвысив его в собственных глазах, дать ему ни с чем несравнимое чувство удовлетворения, позволяющее легко и радостно приобщаться к сокровищнице человеческих знаний одна из задач уроков по окружающему миру. Важно уже в начальной школе искать пути успешного обучения детей устной речи. Обогащение словарного запаса ребенка, работа над лексическим значением слова в некоторой степени помогут в решении данной задачи. Начиная с первого класса на уроках окружающего мира, учитель обращает внимание школьников на значение слова. Для этого можно использовать игру «Переводчик». Слова ведущего: «Вы прилетели к нам с другой планеты, и не вес предметы, которые окружают вас вам неизвестны. Вы можете прибегнуть к услугам переводчика». Инопланетянин показывает любой предмет или рисунок с изображением интересующего предмета, а переводчик называет его и объясняет значение. Например, инопланетянин спрашивает значение слов карта, глобус, чистотел, водоем. Переводчики дают объяснения. Другой прием – составление словариков на основе новых терминов по пройденной теме. После изучения новой темы детям предлагается составить список ранее не встречавшихся слов или словосочетаний, или тех понятий, значения которых они не знают. Такое условие ставит пред ребенком конкретную задачу: узнать значение неизвестного слова. Такие упражнения развивают у учащихся память, расширяют словарный запас. Подготовленные самостоятельно словарики дети могут использовать и с другими целями, например как списки опорных слов при пересказе. Учитывая особенности речевого развития детей нужно обращать особое внимание на собственную речь учащихся. Часть времени на уроках отводить формированию и развитию активной речевой практики учащихся. Проводить различные виды работ позволяющие улучшить такие качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикцию, интонацию, выразительность; повысить общую культуру речевой коммуникации и общения. На уроках нового материала работу учащихся можно организовывать таким образом, чтобы был составлен образец ответа на следующий урок. На повторительно – обобщающих уроках можно широко использовать такой вид работы, как составление рассказа обобщающего материала. Составить серию вопросов по теме таким образом, что отвечая на них четко, ученик получает рассказ, в котором изложен весь материал темы. Можно использовать умение учеников работать по алгоритму. Составить для них план-характеристику растения или животного. В этот план включить нужные слова для ответов. Работая с материалом учебника по данной теме, и имея перед собой план – характеристику, ученики самостоятельно составляют рассказ о растении или животном.Прежде чем предложить учащимся решить конкретную речевую задачу (описать, составить повествование, продолжить текст, построить объяснение и пр.) рекомендуется использовать метод наблюдения. Т.е., дети сначала самостоятельно проводят наблюдение за неким объектом, после делятся своими впечатлениями, составляют закономерности и потом могут сформулировать вывод.Прием наблюдения подготавливает детей к точному описанию явления, целесообразному использованию языковых средств, умению пользоваться обобщающими словами.Хорошо на развитие речи влияет обращение к научным сведениям. Цель такого задания – ввести в активный словарь не только названия понятий, но и сформировать умение строить речевые высказывания, их характеристики.Для формирования описательной речи эффективно использовать просмотры репродукций натюрмортов (например, натюрморты на которых изображены цветущие растения). Это могут быть произведения Пластова, Кончаловского, Ромадина. Дети пробуют описать каждый цветок, обращая внимание на его окраску, форму листьев.Интерес к разговорам о природе можно поддерживать тем, что сообщаются дополнительные сведения, подчеркивающие красоту объекта природы, их отличительные особенности, место обитания, историю происхождения. Рассматривая объекты природы, беседу нужно строить таким образом, чтобы дети получали различные речевые образцы описания представителей фауны и флоры, задавать вопросы, помогающие выделить те или иные детали, создающие образные опоры для описательного рассказа.Эффективно на развитие речи влияют юмористические произведения: их восприятие подготавливает младших школьников к пониманию и постепенному применению в собственной речи метафор, гипербол, выразительных оборотов. В такие минуты дети просто улыбаются или смеются, получая большую радость. Юмористические произведения дети с удовольствием учат наизусть и выразительно читают.Чтение художественной литературы и научно-познавательных книг можно использовать как индивидуально задание для сильных учащихся. В то время как ведется работа с основной частью класса, сильным учащимся предлагается такое задание: «Прочти дополнительный текст и ответь на вопросы» (расскажи классу).Результативно использовать на уроках окружающего мира познавательную минутку, во время которой происходит обсуждение интересных фактов из жизни природы. Подбор содержания таких минуток можно поручить детям в виде домашнего задания. Темы должны согласовываться с основным содержанием урока.Чтобы упражнения по развитию речи, предложенные младшим школьникам, приближались к непроизвольным ситуациям использования речи, рекомендуется проводить речевые разминки, которые касаются проблем общения, доступных и близких ребенку этого возраста: общение к другому лиц, высказывание просьбы, вопроса, пожелания, поздравления и т.д. Речевые разминки – это часть урока, его структурная единица, они последовательно решают конкретные задачи развития речи:- учат детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос, обращенный к разным людям;- формируют умения и навыки участия в диалоге;- учат школьников разыгрывать небольшие сценки, при выполнении роли учитывать её особенности (настроение, характер, поведение).Это упражнение занимает 2-3 минуты урока. Примеры речевых разминок: «Спросите, какое у меня настроение», «Спросите друга, как он провел вчерашний вечер», «Как найти дорогу в аптеку?».В качестве домашнего задания можно предлагать работу по поиску интересных сведений, о каком – либо объекте, предварительно обсудив с детьми план работы:- ответить на вопрос «О чём я хочу больше узнать?»;- подобрать справочную литературу (энциклопедии, познавательные книги), в которых можно найти описания данного растения;- придумать вопросы, которые будут интересны одноклассникам;- сформулировать ответ на поставленный вопрос и подготовить краткое сообщение.Хорошо усевающим детям можно дать более сложное задание: составить библиографию для внеклассного чтения, написать небольшую аннотацию, с помощью которой всем захочется прочитать книгу.Игра «Четыре дорожки» помогает связно описывать времена года. Оборудование: 4 сюжетных картинки, изображающие зиму, весну, лето, осень; предметные картинки, соответствующие временам года; 4 цветные полоски – белая, голубая, зеленая, желтая, соответствуют фону сюжетных картинок. Учитель читает рассказ и предлагает ученикам выбрать себе любую «дорожку» (цветную полоску) и отправиться в путешествие. «Догадайтесь, в какое время года приведет вас дорожка». Учащимся дается задание: «пойти по своей дорожке», быть очень внимательными, все замечать и запоминать. Ученики отбирают картинки, подходящие к их временам года, расставить их в последовательности рассказа и, следуя по своей «дорожке», опираясь на ряд предметных картинок, дают описание определенного времени года.Используя предметные картинки, дети рассказывают о своем времени года. Анализируем один из текстов. Нужно учить детей не только описывать явления природы, но и животных, растения, отдельные предметы. Дети много раз будут тренироваться в описании животных и растений им нравится наблюдать, ухаживать за питомцами, поэтому и рассказы получаются интересные. Школьники становятся внимательнее и с удовольствием рассказывают и слушают о своих наблюдениях на разных уроках. Природа сближает детей, им хочется общаться друг с другом.Речь и мышление учащихся развивается, если им приходится решать природоведческие вопросы, задачи, требующие установления новых причинно-следственных связей и обобщений.Вопросы - одно из основных средств обучения. Это верно не только для маленького ребенка с его бесконечными “почему”, не только для младшего школьника. Любой ученый-исследователь в поисках истины руководствуется вопросами, которые он перед собой ставит. “Задавать вопросы легко, но хороший вопрос задать не так просто. Каким же должен быть хороший вопрос? Он должен быть тщательно продуман и сформулирован так, чтобы ответ на него стимулировал новые вопросы и ответы.Неудачно сформулированный учителем вопрос может не достичь своей цели, вызвать совсем не тот ответ, который имелся в виду. Поскольку обучение представляет собой двусторонний процесс, то и самые “ценные” вопросы - те, которые способствуют взаимному обмену между учителем и учеником, обогащая их обоих. Понятно поэтому, что одной из важнейших задач учителя надо считать тщательную разработку, четкую формулировку познавательных задач, вопросов, решение и ответ на которые требовали бы от школьников осмысления соотношений между общим и частным, абстрактным и конкретным, побуждали бы учащихся к самостоятельному поиску способов получения природоведческих знаний.Тренируя себя в решении вопросов и познавательных задач, выявляя простейшие связи и взаимозависимости в окружающей природе, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняют и углубляют их по рекомендованной учителем природоведческой литературе.Список литературы1. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников родному языку [Текст] /Л.И. Айдарова. - М.: Педагогика, 1978. – 313 с.2. Блонский, П. А. Психология младшего школьника [Текст] / П. А. Блонский . – М.: 1997. -126 с.3. Венгер, А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста [Текст] / А.Л. Венгер, Н.К. Цукерман. – М.: Владос, 1993. – 225 с.4. Вершинина И.В. Фразеологизмы на уроках окружающего мира [Электронный ресурс] / И.В. Вершинина // www.zankov.ru/exp/article=953/5. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1983. – 320 с.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X