Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55464

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Соколова Марианна Владимировна

«Моделирование сказки в формировании математических представлений»

скачать документ

Вернуться назад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. НИЖНЕВАРТОВСКА №15 «Солнышко» «Моделирование сказкив формировании математических представлений» Консультация для родителейcentertop Воспитатель: Соколова М.В. г.Нижневартовск- это и знание, и мудрость, и стремление, и надежда,и мечта. Вот почему она бессмертна. И какие быизменения она не претерпевала, она всегда будетс человеком в его стремлении к совершенству.И не только пойдёт рядом, но и будет звать его вперёд.Н. ЯнковДошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Одна из наиболее важных задач педагогов и родителей - развить у ребенка интерес к математике уже в дошкольном возрасте. Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают. На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. Умело подбирая сказки и занимательные истории, игры можно влиять на умственное развитие детей. Мир сказки всегда интересен и разнообразен. Сказка в полной мере подходит для того, чтобы развивать в детях эти личностные качества.С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его познавательного развитии. Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Сказк является наиболее действенным инструментом, влияющим на познание ребенка.Для ребенка сказка – это жизнь. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Но сказка далеко не в полной мере используется для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. И поэтому, чтобы как-то разнообразить подход к сказке, предлагаем моделирование. Модели и схемы помогут детям не только развивать воображение, но и легче переходить от конкретики к абстрагированию. Вначале советуют обучиться составлению сказки по предметно-схематической модели.Например, показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать толчком для детской фантазии. Конечно же, на первых порах сложно, глядя только на предметы, сочинить что-либо интересное.Помогите детям! Вот пример: чашка с молоком. Чашка – волшебная. Молоко тоже волшебное: белое, вкусное, сладкое, если попадет к добрым людям, и горькое, черное у Бабы-Яги. И дальше дети сами начнут придумывать содержание сказки. Перед тем, как приступить к моделированию сказок, нужно показать разные линии (волнистые, прямые, ломаные). Спросить: на что похожа волнистая линия? (Ленточка, змейка, тропинка). Вот так постепенно вы поможете детям сочинить сказку по схематической модели. Продолжая моделирование сказок, вы научите детей прятать сказочных героев в геометрические фигуры.Например, вы показываете 3 одинаковых кружка. Вспомните с ребенком, что за сказочные герои спрятались в этих кружках. («3 поросенка»). 3 одинаковых по цвету, но разных по величине – соответственно, они говорят о сказке «3 медведя». 7 одинаковых треугольников – сказка «Волк и 7 козлят». 6 уменьшающихся треугольников – это, конечно же, «Репка». Можно просто показать ребенку 2 палочки различной высоты и спросить, кто это может быть? (Мама и дочка, Волк и Заяц, Медведь и Лиса). Предложите детям, чтобы они сами придумали свои варианты. Это будет интересно, весело и полезно!В детском саду работа поставлена так, что сказка присутствует намногих занятиях: развитее речи, рисование, лепка. Поэтому эти занятия интересны и увлекательны. Но почему бы не сделать такими же интересными занятия по математике? В связи с этим мы предлагаем проводить занятия по математике, используя сказки.Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе.Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца. Для того, чтобы материал был увлекательным для детей и призвана помогать сказка. Но как, используя сказку, формировать математические представления у детей дошкольного возраста? Когда мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду,что математику необходимо связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказка – это его жизнь. Тем более, что во многих случаях математическое начало находится на самой поверхности. Впечатление о сказке, как художественном произведении, наполняю ее математическим содержанием. Все занятия строятся по-разному. На одних занятиях к детям приходит герой какой-либо сказки («Маша в гостях у детей», «Поможем зайке построить домик»), на других использую часть сказки («Колобок народные и авторские сказки, которые малыш от многократных прочтений знает наизусть, - бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.Например, сказка «Репка». Дед посадил маленькую репку, она выросла и стала большая. Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается по мере подхода помощников к деду. «Репка» особенно хороша для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой? Можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький? Мышка. Сказка «Теремок» поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. «Три медведя» - это вообще математическая суперсказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующими стульями-тарелками. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик- семицветик», «Три поросенка» и т.д.). Сам сюжет, сказочные персонажи и поразительные превращения, которые происходят с героями, и счастливый конец, чему ребёнок бывает очень рад. Слушая сказку, он хочет повлиять на события, помочь героям преодолеть преграды, соучаствовать в происходящем. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность. Эту особенность сказки я использовала в дидактических целях, соединяя сказочные перипетии и проблемно – познавательные ситуации. Математическое содержание включается в сказку в форме особого рода познавательных задач-загадок, выполнение которых становится мерой значимости героя и его помощников — детей.Например: волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки). Занятия проходят очень живо, весело и интересно. Дети очень эмоционально реагируют на появления сказочных персонажей .Для закрепления полученных знаний и для индивидуальной работы можно использовать дидактические игры по сказкам с математическим содержанием, такие как: «Украсим рукавичку» по сказке «Рукавичка», «Закрой двери в домик» по сказке «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Укрась шарфик для Машеньки», «Заборчик для петушка» по сказке «Кот, петух и лиса» и др. Когда дети познакомятся с геометрическими фигурами, можно провести моделирование сказки «Колобок», то есть спрятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине. Такое занятие детям очень нравится .Почему же детям это интересно? По ходу сюжета русской народной или авторской сказки герои часто попадают в сложные ситуации, но они сами находят выход и справляются с ними. А на наших «сказочных занятиях», герои как не стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. И дети становятся непосредственными участниками сказки. Да какими? Самыми умными, самыми наблюдательными, самыми сообразительными. Эти занятия помимо закрепления собственно математических знаний помогают развитию у детей наблюдательности, любознательности, развивают речь ребёнка, обогащают словарный запас, тренируют внимание, память, решают нравственные задачи. Дети учатся логически мыслить. А процесс обучения становится интересным и совсем нетрудным. Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: помочь герою сказки справиться с заданиями, почувствовать свою значимость.Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, поможет создать теплую, задушевную атмосферу в доме, поможет решить стандартные математические вопросы, задания (счет, решение обычных задач). Такие вопросы, как чем похожи? Чем отличаются? развивают логическое мышление, но математики без логики не существует. Очень важно дать ребенку понять, что такие понятия, как число, форма, величина не зависят от цвета, места расположения, материала...Для ребенка сказка – это жизнь. Тем более, во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности: «2 жадных медвежонка», «Волк и 7 козлят», «Цветик-семицветик». А еще лучше сделать постоянную «Семейную сказку», где главный персонаж будет, например, Буратино-Остроносик, который очень любопытен и многого не знает. Открытый конец «Семейной сказки» еще более сплотит взрослых и детей, - а это и является, пожалуй, самым важным. Уважаемые родители! Предлагаю вам вместе с детьми выполнить эти задания:Придумайте необычные геометрические фигуры и назовите их. Попробуйте с помощью этих фигур зашифровать сказку «Царевна-лягушка».Если весна не наступит, что произойдет с животными, растениями, насекомыми в вашей фантастической сказке?Сочините сказку, опровергающую мнение некоторых ребят, будто можно прожить без математики.Чем лучше измерить муравья, муку, дом? Попробуйте сделать это с помощью волшебной палочки, умеющей измерять все на свете, в собственной сказке, где муравей построил дом, мельницу и молол бы себе муку, если бы не...Увлекательны для детей дидактические игры по сказкам с математическим содержанием, такие как:«Поиграем с гусятами» по сказке «Лиса и гуси», «Помоги поросятам» по сказке «Три поросенка», «Собери яичко» по сказке «Курочка Ряба», «Три медведя», «Расколдуй сказку» по сказке «Колобок», «Цветные кружочки» по сказке «Курочка Ряба», «Веселый счет» по сказке «Репка», «Дорога к Изумрудному городу», «Путешествие в царство Математики».Эти игры можно использовать в индивидуальной работе с детьми для повышения уровня их развития.На основе сказки также придумываются задачки и считалки, или задачки с числами, или рифмованная строчка о цифре. Путешествие по дорогам сказок всегда привлекает детей. Сказочный мир завораживает динамичностью сюжета, необычностью происходящего. Используйте это!Занятия с использованием сказки, помимо закрепления собственно математических знаний, помогают развитию у детей наблюдательности, любознательности, развивают речь ребёнка, обогащают словарный запас, тренируют внимание, память, решают нравственные задачи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X