Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55432

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Ратушная Наталья Юрьевна

патриотическое воспитание обучающихся средствами туристско-краеведческой деятельности

скачать документ

Вернуться назад
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ


Ратушная Наталья Юрьевна

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Ростова-на-Дону
«Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)»

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, деятельность образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений.
Реформирование вызвало социальное расслоение общества, разрушение сложившихся нравственно-этических норм и традиций и другие негативные последствия.
В этих условиях возрастает роль системы дополнительного образования детей, имеющей громадный опыт внешкольной работы. Государственная система дополнительного образования детей уникальна тем, что в ней различные сферы деятельности взрослого моделируются соответствующими видами деятельности детей, в которых между взрослыми и детьми складываются особые социально-психологические и межличностные отношения.
Образовательный процесс строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую и социализирующую функции.
Не последнее место в системе дополнительного образования занимает туристско-краеведческая деятельность. Сегодня процесс становления учреждений дополнительного образования туристско – краеведческой направленности складывается на основе оригинальных проектов, каждый из которых решает задачи социальной поддержки и адаптации, обеспечения прав ребенка на свободное развитие, обретения конкурентоспособности на рынке образовательных и оздоровительных услуг, индивидуальной работы с одаренными детьми.
Рассмотрим значение и актуальность туристско-краеведческой деятельности как одного из направлений деятельности дополнительного образования на примере Центра детского и юношеского туризма.
Деятельность Центра детского и юношеского туризма и экскурсий представлена тремя основными направленностями: туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной и естественно - научной - в рамках воспитательно-образовательной программы «Компас юности».
Туристско-краеведческая деятельность, привлекающая детей своей спецификой и широкой возможностью для проявления деятельности, развития способностей, реализации своих позитивных потребностей и самоопределения, организованная педагогически целесообразно является действенным средством, дающим огромные положительные результаты:
Систематическое включение обучающегося в туристско-краеведческую деятельность расширяет его представление о спектре разнообразных профессий, помогает приобрести качества, необходимые ему для профессионального самоопределения, продолжения соответствующего образования. Около 40% выпускников Центра поступают в ВУЗы по профилю своих программ дополнительного образования.
Участвуя в туристско-краеведческой деятельности, ребенок приобретает опыт общения: практические умения устанавливать положительные отношения в коллективе, поддерживать коммуникационные контакты в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок, опыт разрешения конфликтных ситуаций. Приобретенный детьми опыт исполнительской деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений является основанием для формирования позитивной направленности: интересов, взглядов, убеждений, социальных установок, ценностных ориентаций, морально-этических принципов и мировоззрения. Активные формы туристско-краеведческой деятельности создают принципиально иные отношения педагога и воспитуемого, в основе которых лежит принцип социального равенства, равноправного участия в воспитании.
Включение обучающегося в систематическую туристско-краеведческую деятельность способствует формированию готовности к физическому саморазвитию и ведению здорового образа жизни. Опыт различных видов походов, экспедиций поддерживает интерес к данному способу физических нагрузок, создает у воспитанника представления о возможностях организации собственного активного досуга на природе.
Воспитанники Центра под руководством опытных педагогов и инструкторов регулярно совершают походы, экскурсии и экспедиции по Ростовской области. Потребность в определенных видах деятельности, совершаемых в специально созданных условиях, порождает привычки, перерастающие затем в качества личности.
Туристско-краеведческая деятельность – является одним из основных средств патриотического воспитания и формирования отношения обучающихся к выполнению обязанностей защитника Отечества как ценности. В настоящее время, особо остро стоят вопросы воспитания патриотизма средствами внеурочной деятельности, в т.ч. и туристско-краеведческой. Туристско-краеведческая деятельность разнообразна, вариативна, интрегративна и охватывает все отрасли знаний и является, по моему мнению, важным ресурсом патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения.
Итогом туристско-краеведческой, поисковой и исследовательской деятельности нашего Центра детского и юношеского туризма является участие воспитанников во всех этапах Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество», научно-практической конференции Донской научной академии юных исследователей (ДАНЮИ), конкурсах экскурсоводов, и других детских массовых мероприятиях различного уровня.
Для всего выше указанного первичным этапом деятельности детей становится поисковая работа, посещение памятников и мест боевой Славы, связанных с событиями военной истории Родины участие в Вахтах Памяти. И как результат деятельности - воспитанники Центра становятся Призерами, Дипломантами и Лауреатами городских областных и Всероссийских детских конкурсов различной направленности, достойно представляя свое образовательное учреждение.
Обращаясь к методике работы Центра, следует отметить, что только при систематической исследовательской работе в течение ряда лет, когда обучающиеся изучают выбранные ими объекты по принципу «спирали», охватывая все более широкую образовательную и социальную среду - они усваивают учебный материал и овладевают необходимыми компетенциями. От ознакомления с историей родного края, его культуры, традиций, системы духовных ценностей до осознанной любви к своему Отечеству, осмысления своей истории, проявление уважения к предкам вызывают в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность и как гражданина.
Туристско-краеведческая деятельность является действенным профилактическим средством негативного девиантного поведения учащихся.
Хочется отдельно сказать, о возросшей роли социально-педагогических функций туристско-краеведческой деятельности, диапазон которых простирается от духовного и физического развития, до повышения компетентности и качества деятельности педагогов, организующих ее, а особенно об осуществлении пяти главных составляющих педагогического воздействия - воспитании, обучении, оздоровлении, профессиональной ориентации и социальной адаптации обучающихся.
С целью активизации туристско-краеведческой работы в образовательных учреждениях города педагогами дополнительного образования и специалистами Центра используются следующие формы работы:
работа детских объединений по направленностям работы центра;
организация и проведение семинаров-практикумов по подготовке к конкурсам и мероприятиям краеведческой направленности для учителей, педагогов дополнительного образования, студентов, общественного туристского и краеведческого актива;
проведение городских мероприятий в рамках программы туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», которая дает:
возможность подросткам шире познакомиться с родным краем;
глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира;
приобщиться к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до серьезных исследовательских работ, имеющих общественное значение и практическую ценность;
принять участие в созидательной деятельности;
развивать свои творческие способности;
раскрывает направления краеведческих исследований, предоставляет возможность разрабатывать на этой основе региональные и местные краеведческие программы и проекты.
- способствует осуществлению одной из важнейших задач образования - введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба.
разработка методических рекомендаций и их внедрение в практику работы образовательных учреждений;
участие специалистов дополнительного образования Центра в работе научно-практических конференций;
освещение и распространение опыта инновационной деятельности Центра через средства массовой информации;
проведение на территории образовательных учреждений открытых учебных стартов по ориентированию «Лабиринт»;
организация экскурсионной деятельности для воспитанников Центра и обучающихся города.
Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что туристско-краеведческая деятельность, выполняя заказ государства по формированию патриота России, сочетает в себе особенности системы образования города и социально-экономическое положение семьи.
Таким образом, роль учреждений дополнительного образования в туристско-краеведческой направленности особая, так как непосредственная деятельность, занятия на практике позволяют обучающимся осознать у себя предрасположенность к определенной сфере человеческой деятельности. Такие черты характера, как мужество, открытость, ответственность, выносливость, принципиальность, приобретаемые обучающимися в процессе занятий туристско-краеведческой деятельности, помогают не только выбрать будущую профессию, подготовиться к ней, но и стать впоследствии достойным гражданином.
Туристско - краеведческая деятельность ориентирована на формирование у детей ключевых компетенций для дальнейшей жизни: историко-познавательных, информационно-коммуникативных, социально-мировоззренческих, что позволит им в дальнейшем занять достойное место в социуме.










HYPER13 PAGE \* MERGEFORMAT HYPER142






Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X