Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55406

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Арбузова Юлия Сергеевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ

скачать документ

Вернуться назад
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по дисциплине «БИОЛОГИЯ»


Тема: БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ

Цели:
Образовательная: ознакомить учащихся со структурой курса, с источниками информации и особенностями учебника; выяснить значение биологии в изучении живого мира, место биологии в системе других наук; познакомиться с краткой историей развития биологии; дать представление о многообразии живого мира, выделить уровни организации живой материи, основные свойства живых систем; усвоить понятия «клетка», «ткань», «орган», «популяция», «биогеоценоз», «биосфера».
Развивающая: формировать основные логические умения (умения анализировать, выделять главное, формулировать выводы); формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной книгой и конспектом.
Воспитательная: осуществлять эстетическое воспитание – показать гармоничность всего живого и его целесообразность; осуществлять патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, занимающихся изучением биологии.

Оборудование: учебники, рисунки, таблица «Система органического мира».

Тип: урок усвоения новых знаний, умений, навыков.

Методы проведения:
Словесные: рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа с конспектом, объяснение.
Наглядные: демонстрации таблицы, рисунков.

Межпредметные связи: математика, физика, химия, геология, история, ботаника, зоология, анатомия и физиология человека.



План занятия:

Этап и его содержание
Продолжительность

І. Организационный момент
5 минут

ІІ. Изучение нового материала.
История развития, задачи и структура биологии как науки.
Свойства живых систем.
Уровни организации живой материи
Система органического мира
20 минут

ІІІ. Закрепление и обобщение.
Составление схемы
7 – 10 минут

І
·. Заключительная часть.
Сообщение домашнего задания.
Выставление оценок за урок
2 -5 минуты


Ход занятия:

І. Организационный момент
Приветствие.
Наличие учащихся.
Сообщение темы, целей и плана занятия.
Мотивация учебной деятельности.

ІІ. Изучение нового материала

История развития, задачи, структура биологии как науки
Рассказ учителя
Наша планета замечательна тем, что на ней есть жизнь. Земля заселена растениями, животными, микроорганизмами. Жизнь есть в лесах и горах, морях и пустынях.
Наука, изучающая жизнь, называется биологией. Термин «биология» происходит от латинских слов «биос» – жизнь и «логос» – наука. Он был введен в 1802 году французским ученым Жаном Батистом де Ламарком.
Предмет изучения биологии
Биология изучает все многообразие жизни на Земле, различные уровни ее организации, от молекулярного до биосферного.
Задача биологии
Что такое жизнь? Чем отличается живое от неживого? Какое строение имеют, и какие функции выполняют живые организмы? Как они развиваются и взаимодействуют со средой обитания? Какое место в системе живых организмов занимает человек? Как он влияет на природу? Поиск ответов на эти и многие другие вопросы является задачей биологии.

История биологии как науки
Биология уходит своими корнями в глубокую древность. Египетские и шумерские жрецы, ученые Индии и Китая накопили немалый опыт в науке о жизни. Живший в V веке до н.э. Гиппократ впервые поставил медицину на научную основу, за что его вполне заслуженно прозвали «отцом медицины». Спустя век Аристотель обобщил все биологические знания, став по праву основателем биологии. В истории науки Аристотель первым разработал систематику животных; он разделил их на животных с кровью и бескровных. Во ІІ веке н.э. Гален заложил фундамент анатомии.
Средневековье, пройдя тяжёлым сапогом по всей научной жизни Европы, существенно затормозило и развитие биологии. Хранителями знаний в эти мрачные века стали арабские ученые. Только в XVI веке с наступлением эпохи Возрождения развитие науки продолжилось. В начале XVII века Уильям Гарвей открыл кровообращение, а через 50 лет при помощи изобретенного незадолго до этого микроскопа Антонии Ван Левенгук открыл дверь в мир микроорганизмов.
К XVIII веку собралось огромное количество описаний различных животных и растений со всего света. Обобщил и систематизировал эти знания шведский ученый Карл Линней. Жан-Батист де Ламарк предложил первую теорию эволюции, а Жорж Кювье доказал изменчивость живого экспериментально, создав новую науку – палеонтологию.
XIX и XX века стали временем потрясающих научных открытий. Доминировавшую почти век теорию катастроф сменила теория естественного отбора Чарльза Дарвина. Иван Павлов заложил основы современной физиологии, Владимир Вернадский стал создателем учения о биосфере. Луи Пастер и Александр Флеминг существенно продвинули вперед медицину. И появилась наиболее динамичная в современной биологии наука – генетика.
Значении биологии
В наши дни значение биологии постоянно возрастает. Познание законов жизни важно для сельского хозяйства и космоса, медицины и экологии. Не случайно некоторые ученые утверждают, что XXI век – век биологии, который приведет человечество к управлению основными законами жизни.
Структура биологии
Рассказ с элементами беседы
Демонстрация рисунка «Структура науки Биология»
Биология


Биология организмов

Общая биология

изучает отдельные группы живых организмов, их внутреннее и внешнее строение, образ жизни,
размножение и развитие;
включает науки о растениях (ботаника, физиология), животных (зоология), грибах (микология), микроорганизмах (микробиология),
изучает жизнь на различных уровнях: молекулярном (молекулярная биология, биохимия и молекулярная генетика), клеточном (цитология), тканевом (гистология), на уровне органов и их систем (физиология, морфология и анатомия), популяций и природных сообществ (экология)


Биология тесно связана с другими естественными науками. Так, на стыке между биологией и химией появилась биохимия и молекулярная биология, между биологией и физикой – биофизика, между биологией и астрономией – космическая биология. Экология, находящаяся на стыке биологии и географии, в настоящее время часто рассматривается как самостоятельная наука.

Общая биология объединяет все биологические науки на теоретическом и практическом уровнях. Она изучает закономерности жизни на всех уровнях ее организации, механизмы биологических процессов и явлений, пути развития органического мирового и его рациональное использование.

Свойства живых систем
Рассказ с элементами беседы
Не на всех планетах возможна жизнь. Для ее возникновения необходимо сочетание определенных условий: наличие влаги и атмосферы, соответствующая температура на поверхности. Поэтому, например, на Луне жизнь невозможна: на этом спутнике отсутствует атмосфера, а температура может изменяться на 300єС. Да и на нашей планете жизнь не всегда существовала: потребовались миллиарды лет, чтобы на Земле сложились необходимые условия.
Чем же отличаются населяющие Землю организмы от так называемой «неживой» природы? Живые организмы в отличие от мертвой материи рождаются, размножаются и умирают; но самое главное – в них непрерывно идет обмен веществ. Они питаются неорганическими веществами или другими организмами, перерабатывая эту пищу в клетках своего тела. С другой стороны, органические вещества распадаются на более простые, высвобождая столь необходимую телу энергию.
Итак, всем уровням живой природы присущи следующие черты, отличающие ее от неживой материи:
Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы, только в другом соотношении. Элементарный состав неживой природы наряду с кислородом представлен в основном кремнием, железом, магнием, алюминием и т.д. В живых организмах 98% химического состава приходится на 4 элемента – углерод, кислород, азот, водород.
Обмен веществ и энергии. Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее элементы, необходимые для питания, и выделяя продукты жизнедеятельности. В неживой природе тоже существует обмен веществами. Однако при небиологическом круговороте они просто переносятся с одного места на другое или меняют агрегатное состояние, например, при смыве почв, превращении воды в пар или лед.
Размножение – способность воспроизводить себе подобных. Этот процесс осуществляется на всех уровнях организации живого, даже из одной молекулы ДНК при ее удвоении образуются 2 дочерние молекулы, полностью повторяющие исходную.
Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности из поколения в поколение, она обусловлена постоянством строения ДНК.
Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства, в основе, которой лежат изменения биологических матриц. Изменчивость создает разнообразный материал для естественного отбора, т.е. отбора наиболее приспособленных особей к конкретным условиям среды, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых организмов.
Рост и развитие. Развитие – необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. Развитие живой формы представлено онтогенезом – индивидуальным развитием и филогенезом – историческим развитием. Развитие сопровождается ростом.
Раздражимость – свойство избирательно реагировать на внешние воздействия. Реакция многоклеточных организмов на раздражение, осуществляемая посредством нервной системы, называется рефлексом. Реакции организмов, лишенных нервной системы (простейшие, растения), выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы).
Саморегуляция (авторегуляция) – способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность течения физиологических процессов. Осуществляется за счет деятельности нервной и эндокринной регуляторных систем.

Уровни организации живой материи
Беседа с учащимися, совместное заполнение таблицы
Мир живых существ, включая человека, представляет собой биологические системы очень разнообразной формы, сильно различающиеся по размерам, массе, сложности внутреннего строения. Это может быть всего одна клетка, относительно просто устроенная, как например, бактериальная, размером 0,5–5мкм. А может быть и многоклеточный, сложно устроенный организм с органами и системами органов, огромных размеров.
Вспомним известные вам уровни организации живых организмов, компоненты каждого уровня и науки, изучающие эти уровни.

Уровни организации живого
Уровень
организации
Характеристика
уровня
Науки, изучающие уровень

Молекулярный
Любая живая система проявляется на уровне функционирования биологических макромолекул – белков, НК, полисахаридов и др. органических веществ
Молекулярная биология, биохимия

Клеточный
Клетка – структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых организмов на Земле. Свободноживущих неклеточных форм жизни нет, неклеточные формы вирусы – это паразиты на генетическом уровне
Цитология, микробиология

Тканевой
Ткань – совокупность сходных по строению клеток, выполняющих общую функцию
Гистология

Органный
Органы – структурно – функциональные объединения нескольких типов клеток
Анатомия, морфология

Организменный
Многоклеточный организм – целостная система органов, специализированная для выполнения различных функций
Ботаника, микология, альгология, бриология, орнитология, ихтиология, зоология, анатомия и физиология человека, генетика, селекция

Популяционно-видовой
Популяция – совокупность организмов одного вида, объединенных общим местом обитания. В этой системе осуществляются простейшие эволюционные преобразования
Экология, эволюционная теория, антропогенез

Биогеоценотический
Биогеоценоз – совокупность организмов разных видов и всех факторов среды их обитания
Биогеоценология, экология, синэкология

Биосферный
Биосфера – система высшего порядка, охватывающая все явления жизни на Земле. На этом уровне происходят круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов Земли
Биосферология, биометрия


Система органического мира
Объяснение
Со времени К.Линнея (18 век) в науке господствовала система двух царств: растений и животных. Однако открытие в ХХ веке ряда важнейших отличий в метаболизме и ультраструктуре клетки у разных групп организмов, открытие в конце XIX века вирусов побудили биологов изменить устоявшийся взгляд. В настоящее время выделяют 6 царств живых организмов.
Империя Неклеточных организмов, или организмов, не имеющих морфологически оформленной клетки, включает одно царство – Вирусы.
Для Клеточных организмов основной обязательной структурной единицей является клетка. Доядерные организмы, или Прокариоты, не имеют морфологически оформленного ядра. Они представлены двумя царствами – царством Цианеи (синезеленые водоросли) и царством Дробянки, к которому относятся различные бактерии. Ядерные организмы, или Эукариоты всегда имеют оформленное ядро и представлены тремя царствами – Животные, Грибы и Растения.

III. Закрепление и обобщение
Составление схемы: рассмотрев таблицу «Система органического мира», используя конспект урока и имеющиеся знания, заполнить схему:
Уровни организации структуры тела живых организмов
HYPER13 SHAPE \* MERGEFORMAT HYPER14 После заполнения один из учащихся зачитывает вслух результаты, остальные – дополняют; Учитель в это время проверяет тетради –2 учеников и оценивает их работу.

І
·. Заключительная часть
Сообщение домашнего задания:
Статья «Введение» учебника (стр. 4–6), §25 (Организм как единое целое);
Подготовить доклад «Основные этапы истории изучения клетки».
Выставление оценок за урок.








HYPER13PAGE


HYPER13PAGE HYPER147



системный

органный

тканевой

клеточный

доклеточный

Высшие бактерии, рыбы, амфибии, птицы, звери

Членистоногие, кольчатые черви

Мхи, моллюски, круглые, плоские черви

Бактерии, простейшие, цианеи, грибы, водоросли

Вирусы



Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X