Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55354

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Фрайтик Юлия Дмитриевна

Сказка в народной (житейской) и научной психологии детей дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Сказка в народной (житейской) и научной психологии детей дошкольного возрастаФрайтик Юлия ДмитриевнаМБДОУ «Россиянка» ЦРР г. КалугиВоспитательПо словам отечественного психолога В.С. Мухиной: «возраст дошкольный – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через реальные и игровые отношения ребенка со сверстниками».В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир вещей постоянных, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношения к окружающему предметному миру, открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. Во взаимодействии со взрослыми и сверстниками ребенок постоянно обучается. В этот период интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. Дети через сказки узнают мир и приобретают необходимый жизненный опыт. Психолог Карл Бюлер называл возраст дошкольный возрастом сказок. «Дети видят в сказках отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду на лучшее».Проигрывание сказочных историй расширяет диапазон адаптивных черт личности ребенка, позволяет смягчить поведенческий негативизм, способствует развитию образного мышления, а также умению действовать в критических ситуациях.К. Бюлер специально изучала влияние сказок на развитие детей. Согласно ее мнению, сказочные персонажи просты и типичны, при этом лишены отличительной индивидуальности. Часто у них даже нет имен. Автор характеризует их двумя-тремя качествами, при этом довольно понятными восприятию ребенка, но данные качества доводятся до высшей степени: небывалая доброта, смекалка, храбрость. При этом сказочные герои делают все то, что и обыкновенные люди: работают, едят, пьют, женятся и т. п., что лишь способствует благоприятному пониманию сказок детьми.Известный психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Беттельхейм подчеркивает, что значение сказок различно для каждой личности и даже конкретно для одной и той же личности в разные моменты его жизни. Как почти каждый вид искусства, сказки – своего рода психотерапия, потому что каждая личность (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Она приходит к выводу, что сказки могут завладеть вниманием ребенка обогатить жизнь, возбудить его любознательность, стимулировать его воображение, интеллект развивать, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции. Таким образом, сказки должны задевать все стороны личности ребенка.В связи с этим в науке появился такой термин, как сказкотерапия. Сказкотерапия – естественный способ социализации детей, научение их распознавать опасности и справляться с ними. Через сказки происходит передача культурного и художественного – образного наследия человечества.Психологи (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Б. Кудзилов, И. В. Бачков, Н.А. Сакович и др.), подчеркивают, что одни и те же сказки по-разному влияют на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, необходимое ему в данный момент, созвучное его проблемам.Детская психология на современном этапе располагает весомым разнообразием методов и приемов для разностороннего становления личности ребенка. Дело в том, что уникальна природа ребёнка: способность фантазировать и мечтать – одна из специфических характеристик дошкольного детства. Педагоги-практики, учитывая данные способности в работе с детьми-дошкольниками, применяют разнообразные инструменты в становлении личности детей и в этой связи метод работы со сказками представляется наиболее эффективным.Не секрет, что в детстве самое главное – сказки, ведь именно с помощью нее ребенок дошкольного возраста познаёт огромный окружающий мир, учится преодолевать различные преграды жизненные, готовится к взрослой жизни. Применяя в ходе педагогической и воспитательной деятельности приёмы работы со сказками, взрослые и дети легче начинают понимать друг друга и взаимоотношения между ними налаживаются. С детьми нового поколения важно обсуждать сказки, таким образом совместно отправляясь на поиски скрытого смысла и извлекая уроки жизни. В данном случае сказки не будут способствовать уходу дутей от реальности, а наоборот, помогут им в реальность стать активным созидателем.Исследуя состояние причин влияния сказок на эмоциональное фон дошколят, можно констатировать, что значительное внимание отводится развитию одной базовой сферы – формированию интеллектуальных навыков детей. Итальянский педагог Г. И. Песталоцци охарактеризовал базовое правило, которому, довольно часто, не придают значение в настоящее время: знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители довольно рано включаются в обучение своих детей, по сути, принуждая их к умственным усилиям, к которым они еще не подготовлены ни физически, ни морально. Тогда как для детей дошкольного возраста прежде всего важно формирование внутренней составляющей жизни, питание его эмоционального фона и чувств.По-разному ученые толкуют сказки: одни – охарактеризовывают сказочный вымысел как от независимый реальности, а другие желают понять, как же в фантазии сказок нашли отражение отношения народных рассказчиков к окружающей их действительности.Язык сказок доступен и понятен ребенку, ведь по своей сути они довольно просты, но все же в чем-то загадочны. Детский психолог Л. Ф. Обухова подчеркивает, что сказки способствуют становлении воображения, что крайне важно для решения дошколятами их собственных проблем. Ребенок знакомится через сказки с новыми проявлениями жизни, с какими-либо абстрактными объектами (числами, величинами объема и пр.), новыми понятиями.Мы знаем, что без воображения и фантазии творчество немыслимо, а они, в свою очередь, плотно взаимосвязаны с развитием чувств. Обращал внимание на эту связь Л. С. Выготский, отмечая, что «с действительностью воображение тесно связано движением наших чувств». Единство в развитии фантазии и чувств способствует приобщению дошкольников к богатству духовному, накопленному человечеством. Сказки же – это механизм приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, к его творческому и созидательному преобразованию. Их загадочный и фантастический мир выступает объектом пристального внимания детей всех времен и народов. Ребенок наполовину погружается в воображаемый, нереальный мир, активно действует в нем, преобразовывает и его, и себя.Хорошей сказке, считал С. Я. Маршак, свойственны «большой охват событий в темпе быстром, даже стремительном, с высокими подъемами и крутыми спусками, с живым, неподдельным чувством рассказчика, со смелыми обобщениями и выводами». Изобилует поэтикой смысловой, остроумными, меткими эпитетами, живой и выразительный язык сказки народной. Ни в каких иных произведениях, кроме народных, нет такого идеального расположения сложно произносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, все-таки, без затруднений воспроизводятся юными слушателями. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.Детский писатель К. И. Чуковский полагал, что ключевой целью сказок выступает потребность «воспитать в ребенке человечность – эту необычную способность волноваться несчастьям чужим, переживать судьбу чужую, как свою радоваться радостям другого. Именно сказки совершенствуют, обогащают и гуманизируют детскую психику, так как слушающий сказки ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу». В сказках часто встречаются разноплановые превращения пространства и времени, что позволяет ребенку обнаружить их наличие и познать свои взаимоотношения с ними.Взаимодействие персонажей и сказочные образы, выступают у ребят как средство интерпретации событий действительности, аргументации тех или иных условий, операций, обоснования мнений. Действительно, трактовка понятий добра и зла, приемов хитрости, пространства и времени, меры и т.д. недоступны ребенку-дошкольнику в измерениях логического мышления, однако эти понятия вполне осмысленны и функциональны, когда они имеют образно-символические обозначения внутри пространства сказочного.В контексте сказок выходят за рамки обыденности и получают полноту следующие термины: пространство и бесконечность, время и скорость и т.д. В сказочном пространстве, внутри смыслового содержания сказочного произведения предметы и явления обретают многоаспектность и неоднозначность, святость. Возникает шанс обретения отношения к миру как к таинству, ведь любые предметы в сказочной истории могут предстать перед ребенком в какой-то иной чудесной трансформации.Особо важная для педагогов и родителей проблема нравственно-эстетического воспитания ребят на основе сказочных произведений. Сказки выступая образным отражением мира требуют от юного читателя особых качеств восприятия: развитой проницательности, творческой фантазии, чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических аргументов поведения героев литературных. Эти качества в своей общности представляют особый вид восприятия – эстетическое, которое развивается в ходе плотного знакомства с литературным словом, формирования опыта переживаний и жизненных впечатлений, овладения необходимыми знаниями. Потому так важна планомерная и серьезная работа со сказками на начальном этапе приобщения детей к литературе.Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказочных историй проявляется как специфическая деятельность ребят (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающая невероятно привлекательной силой, позволяющая им свободно фантазировать и мечтать. При этом сказочные рассказы для ребят – особая форма реальности, обладающая силой раздвигать рамки повседневной обыденной жизни, сталкиваться с неоднозначными явлениями и чувствами, однако в доступной для понимания детей сказочной форме познавать взрослый мир полный переживаний и чувств. Об этом пишут многие другие авторы, например, педагог Л. П. Стрелкова в книге «Уроки сказки» подчеркивает, что только в сказочных произведениях подрастающее поколение сталкивается с такими сложнейшими проявлениями и чувствами, как ненависть и любовь, жизнь и смерть, коварство и измена, сострадание и гнев и т.п. Форма интерпретации этих проявлений особая – сказочная, доступная для понимания ребят, а порог проявлений, нравственная составляющая остаются подлинными, «взрослыми».Во-вторых, у дошкольника хорошо сформирован механизм опознания, т.е. процесс эмоциональной ассоциации себя с другим человеком, персонажем и приписывании его ценностей, норм, образцов как своих собственных. Поэтому, воспринимая сказочные истории, подрастающее поколение, с одной стороны, соотносит себя со сказочным героем, и это позволяет им прочувствовать и понять, что не только у них есть сложности и переживания. С другой стороны, посредством образов сказочных детям предлагается выход из разнообразных не простых ситуаций, поиск путей решения возникших споров, положительное содействие его возможностей и веры в себя. Следует подчеркнуть, что ребенок, прежде всего, отождествляет себя с героем положительным. Это случается не потому, что дошкольник очень хорошо умеет разбираться в отношениях человеческих, а потому, что положение главного персонажа более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные ценности и нормы, различать зло и добро.Согласно, точки зрения психолога А. В. Запорожца, сопереживание, сочувствие, содействие персонажам сказки представляет собой главенствующий фактор в развитии детей. С этой точкой зрения согласны многие авторы: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Соколов, В. Оклиндер, Д. Бретт и др.Важно отметить, что активность ребенка разворачивается в ходе игры, а вот систему мышления формируют именно сказочные истории. Согласно, идеям выдающегося российского психолога Л. С. Выготского, психическое формирование определяется путем освоения знаковой структуры, созданных в общении ребенка со взрослым и культурно изменяющих его деятельность. Таковой моделью, способствующей формированию и развитию психической составляющей дошкольника выступают сказки как особый культурологический феномен. Ведь всем детям нравится не только слушать сказки, но творить и действовать, на них опираясь.В каждом индивидуальном обстоятельстве фабула сказок привлекает внимание лишь к конкретному отдельному компоненту из значительную составляющей добрых чувств: или на сопереживание, или на самоотверженность. В данном случае важно обратить внимание на весомые в нравственном аспекте моменты, а именно то, что: учит подрастающее поколение сопоставлять и сравнивать;формирует навык аргументировать, что это так или иначе;ставит ребенка на место положительного или отрицательного персонажа, тем самым, предоставляя возможность выбора индивидуальной позиции.Сложно недооценивать место сказок и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты существенно расширяют запас словарный, учат строить диалоги грамотно, способствуют формированию связной речи, делают устную и письменную речь образной, эмоционально окрашенной, красивой.Когда дошкольник обучится работать со сказками, будет в ней хорошо ориентироваться, оценивать поступки персонажей, охарактеризовывать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить конкретную ситуацию. Закодированные ситуации и обстоятельства в сказочных историях, которые осознает в своей жизни каждый индивид: обязательство, жизненный выбор, взаимовыручка, любовь, преодоление себя, борьба со злом. По примеру судеб сказочных персонажей можно изучить результат того или иного жизненного выбора индивида.Часто главный персонаж выбор делает, который, может показаться неразумным на первый взгляд. Вместо дороги к богатству или славе, он выбирает дорогу, внешне связанную с потерями, но в конце сказки оказывается, что герой приобретает все, что он изначально желал. Каждая сказочная ситуация имеет множество смыслов и граней. Читая сказку, каждый бессознательно выносит наиболее важный для себя смысл.Сказочные истории призваны взывать к светлым сторонам души индивида, бессознательно отождествляя себя с главным сказочным персонажем, можно обучиться предсказывая предстоящие проблемы и вовремя их разрешать. Прослеживается во многих сказочных произведениях четкое деление на добро и зло. Героя, совершившего нехороший проступок, непременно настигнет справедливый суд. А тот, кто пройдет через все испытания, проявит свои самые лучшие черты характера, непременно получит вознаграждение. Получается, что испытания, перепавшие на долю героев, были необходимы для того, чтобы превратить его в еще более мудрого и сильного. Через принятие серьезности и неизбежности испытаний дошкольник учится прощать своих врагов. Сказка содержит в себе культуру, стиль межличностных отношений, взгляды, традиции, этические и моральные принципы своего народа. Через сказочные истории различных народностей можно познакомиться с особенностями их жизни и взглядами на Мир, научиться понимать людей, живущих в других странах.Сказки начинаются с интереса, а все, что его вызывает, проникает во внутренний мир личности скорее и глубже. Сказки адресованы для восприятия не только интеллектом, поэтому сознание и подсознание выступают как союзники, а не соперники. В сказках, возможно, все и у них всегда счастливое окончание – то есть она всячески способствует индивидуальному раскрепощению и формированию нравственно-эстетических качеств человека.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:Баряева Л.Б. В мире сказки. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии : учебно-метод. пособие / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, . Е. В. Загребаева,. А. Л. Зарин. – Москва : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 300 с.Березина В. Г. Детство творческой личности / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. – Санкт-Петербург: Издательство Буковского, 1994. – 60 с.Выготский Л. С. Восприятие и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6-ти т. –Т. 2. – Москва : Педагогика, 2008. – С. 363-381.Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником / А. В. Запорожец // Психология дошкольника. Хрестоматия /сост. Г. А. Урунтаева – Москва : Педагогика, 1998. – 138 с.Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольника / И. Зимина // Дошкольное воспитание. – 2005. –№ 8. – С. 26-31 Князев Е. Дискуссия о роли сказки в воспитании детей/ Е. Князев // Дошкольное воспитание. – 2017. –№ 11. – С. 85-90.Мацкевич М. Дорогами сказки : для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками/ М. Мацкевич// Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С. 38-44. Мухина B. C. Детская психология : учебное пособие / В. С. Мухина. –Москва : Педагогика, 2005. – 388 с.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X