Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55429

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Сергей Михайлович Самойленко

Работа над музыкальным произведением в классе гитары

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Коркинская детская музыкальная школа»  МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД НА ТЕМУ:   «Работа над музыкальным произведением в классе гитары»       СОСТАВИТЕЛЬ: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПО КЛАССУ  ГИТАРЫ Самойленко С.М.        2019г  Работа над музыкальным произведением в классе гитары.  В работе с учеником очень важна последовательность в изучении музыкальных произведений. Освоение приемов звукоизвлечения, изучение оттенков, тембров, упражнений, этюдов преследует одну цель - грамотное и рациональное применение их в исполнительстве. Отшлифовать, выучить на память, исполнить на публике - только тогда ученик будет чувствовать свое движение вперед, воспитывать в себе качества настоящего музыканта. Педагог обязан знать и помнить об этом постоянно.На начальном этапе приведенные музыкальные примеры, на первый взгляд, просты по построению как будто бы не требуют больших усилий для разучивания и исполнения, но это далеко не так. Невозможно установить единый для всех учеников процесс работы над художественным произведением. Необычайные тонкости его связанны с индивидуальностью ученика, дарованием, порой недостатками, осложняющими этот процесс.Работу над музыкальным произведением можно условно разделить на три этапа:Создание общего представления о музыкальном произведении и знакомство с особенностями произведения (исполнить ученику).Тщательное изучение произведения в деталях и прочтение учеником текста, работа над преодолением сложностей отдельных тактов, фраз и т. д.Процесс собирания всех элементов музыкального произведения в целое, подводящий итог предшествующий работе.Разбираем более детально эти три этапа. Показ самим педагогом произведения целиком на начальном этапе крайне необходим. Затем беседа о произведении, о композиторе и характере произведения. При этом ученик слушает не пассивно, а принимает самое активное участие при обсуждении произведения. При повторном вашем исполнении ученик должен внимательно следить за исполнением по нотам. После проигрывания пьесы нужно расспросить ученика, какие элементы звучания и записи ему знакомы и что непонятно, что нового он увидел и услышал при повторном исполнении. Очень часто педагог рассказывает ученику о характере, образе, как следует исполнять то или иное произведение, его фрагменты, не оставляя самому ученику места для рассуждений. Задача начального этапа обучения - как можно раньше пробудить самостоятельность в ученике и только наводящими вопросами вести ученика к цели.Все новые темы, связанные с нотным текстом, со звукообразованием, нужно тщательно объяснить и демонстрировать.Но все то, что уже встречалось, и все то, что вы показывали раньше, необходимо спрашивать ученика, и его личная активность в этом периоде работы над произведением очень важна. Это вселяет в него веру и придает уверенности для работы над решением следующих задач.Второй этап работы над произведением включает в себя следующие аспекты: более детально ознакомить ученика с фразами, мотивами, созвучиями, метром и ритмом, аппликатурой, динамическими оттенками, длительностями голосов, звукоизвлечением в избранном произведении. После чего дать возможность ученику прочитать произведение с листа. Первое чтение ученик проводит в медленном темпе. Это необходимо для того, чтобы он сам убедился в точности прочтения текста: в указанном метре в ритме исполняются все длительности, верно соблюдаются знаки альтерации, аппликатура обеих рук.Понятно желание ученика сыграть новое произведение целиком, и к тому же желанию не стоит мешать, однако после проигрывания необходимо внимание ученика на недостатки в его исполнении, а лучше, если он сам проанализирует свою игру. Нередко бывает, что ученик не замечает своих ошибок и неловкостей в движениях, и тогда уместно попросить его ещё раз исполнить данное произведение, что бы он сам почувствовал свои недостатки.После грамотного прочтения текста с помощью наводящих вопросов добиваться, чтобы ученик понял, где главная мелодия, где аккомпанемент, где басе, есть ли двойные ноты, созвучия. Одним словом, необходимо разобраться в фактуре произведения через активизацию слуха и собственные ощущения ученика. Полезнее подробнее разобраться в строении одного музыкального фрагмента. Мелодия состоит из следующих друг за другом различных или одинаковых звуков, различных или одинаковых длительностей; фактура её, как правило, меняется: мелодия без аккомпанемента, мелодия басом, мелодия с аккомпанементом и т. д. Важно выяснить, что во фразе, затем во фрагменте, главное: где мелодия где аккомпанемент, где бас. Фактура произведения для ученика должна быть понятной.Теперь остановимся на технических задачах. Необходимо ясное представление - как работать над техническими трудностями. Работать надо так, чтобы без липших потерь времени решить их. Не повторять много раз то, что сыгранно легко, а выделяешь только наиболее трудные места и работать отдельно над каждым тактом, фразой. Иногда следует работать над левой и правой руками отдельно. По ходу работы предложить ученику специальные упражнения, аналогичные встречающимся в произведении трудностям. Пусть ученик сам определит сложный музыкальный отрезок и самостоятельно проделает подходящее упражнение. Все вышеприведенные развивает ученика способность мыслить творчески и увлеченно работать над музыкальным произведением.   При первом же чтении нужно строго соблюдать аппликатуру, уяснить значение и необходимость ее точного выполнения в конкретной пьесе, этюде. Важность избранной аппликатуры необходимо донести до сознания ученика. Посредством достаточного количества повторений ученик должен заучить верную аппликатуру, чтобы пальцы сами, автоматически, по привычке, выполняли верные движения. Это очень важно при исполнении на публике, чтобы избежать неуверенности, путаницы. Как только ученик начинает соблюдать ритм, аппликатуру, оттенки, музыкальное произведение можно заучивать на память. Заучивание на память облегчает работу, так как не привязывает постоянно к нотному тексту. Появляется возможность сосредоточится на художественных задачах исполнения.Постепенно, преодолевая различные частные трудности, внимание ученика перевести на целостное исполнение произведения. Раз за разом сосредоточивайте его внимание на выполнении художественной интерпретации текста. Помогать ему от ощущения своего исполнения как бы заново вернуться к программному, образному исполнителю, но уде не более совершенной подготовки. Необходимо дать прочувствовать общую линию звучания произведения, выявить главную кульминацию, научить ученика мыслить, опережая звучание!Необходимо найти для произведения именно тот верный темп, который бы полностью отражал характер; ведь порой от неверно выбранного темпа теряются и выразительность и характер всего исполнения. Достижение нужного темпа и выразительности звучания порой ещё не соответствует выученности произведения, его необходимо «обкатать» - обыграть: Разумеется, для большей уверенности и надежности исполнения проигрывайте музыкальное произведение целиком и в надлежащем темпе.Когда произведение будет готово для выступления, рассказать ученику, что такое публичное выступление, - ведь к нему ученика необходимо тщательно подготовить. Мелочей на сцене не бывает. Поэтому нужно учить его, как выходить и как держать инструмент, как делать поклон, как вести себя во время исполнения, настраиваться на выступление, играть с удовольствием, принося радость слушателям.   Список литературы: Кузин Ю.П. Азбука гитариста.-Новосибирск,1999. 2.В.Калинин «Юный гитарист» Москва «Музыка»19973.Ларичев Е. Самоучитель игры на гитаре. – Москва: Музыка,1995.                                                                                                                                                                    4.Пухоль Э.Самоучитель игры на гитаре. – Москва: Советский         композитор,1983.5.Хрестоматия юного гитариста1-3 классы сост. О.Зубченко 

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X