Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55339

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Волкова Анна Васильевна

«Оказание ранней коррекционной помощи детям младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 «Ромашка» г. ТамбовИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Номинация: «Внимание «Опыт»» Учитель логопед: Волкова Анна Васильевна Высшая категорияТема проекта: «Оказание ранней коррекционной помощи детям младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» Программа "Первые шаги" ранней помощи детям в возрасте от 2 месяцев до 3 лет с различными нарушениями развития (с риском нарушений) 1. Актуальность разработки программы Согласно данным официальной статистики за последние десятилетия в Российской Федерации наметилась негативная тенденция в динамике показателей соматического, физического, психического, речевого развития детей. В нашей стране уделяется много внимания коррекционно- воспитательной и педагогической работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Достигнуты значительные успехи в решении вопросов ранней диагностики речевых нарушений, методики и организации коррекционного воспитания и обучения детей.Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связано с предупреждением нервно психических отклонений в состоянии здоровья.В своей работе большое значение в разработке проблемы профилактики речевых расстройств уделяю изучению факторов, обеспечивающих нормальное развитие речи у детей. С рождения ребенка особая ответственность за его нервно – психическое здоровье ложится на семью. Здесь важную роль играет психолого – педагогическое просвещение молодых родителей.Свою работу с детьми, имеющими фактор риска строю исходя из сущности нарушений.Ранняя коррекционно – педагогическая работа необходима с первых дней жизни такого ребенка, так как нарушение развития одних функций приводит к вторичной задержке формирования других.К этой работе должны быть максимально привлечены родители.Жизнь ребенка, имеющего риск речевых нарушений, должна быть организована так, чтобы все способствовало правильному развитию его движений и психики. Чем раньше будет начата доречевая коррекционная работа, тем с меньшими отклонениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие.Что важно для предупреждения патологии речи:- нельзя переучивать левшей – заикание- правильная речь родителей - (подражание)- отделение от матери в раннем возрасте - речевые расстройства- наказание, испуг, межличностные отношения в семье, рождение другого ребенка.-для своевременного развития речи необходимо общение с ребенком- развивать общую моторику и мелкую моторику- не правильно: по жестам угадывать желания ребенка (не появляется необходимость в голосовых реакциях)- плохо: многоязычие в семье.- нельзя перегружать речь ребенка (малознакомые слова, стихи)-нельзя сюсюкать, подражать ребенку.- в период физиологических запинок ( они проходят к 4 -5 годам) должно быть спокойное психологическое окружение), иначе они перейдут в речевую патологию-большое значение имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности.Основные направления комплексной коррекционной помощи детям.Психолого-медико-педагогическая комиссия: осуществляет первичное выявление детей, проводит обследование ребенка по запросу координатора, участвует в консилиуме по конкретному ребёнку, а также обследует ребенка на этапе окончания программы ранней помощи и поступления ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность дошкольного образования, для определения дальнейшего индивидуального образовательного маршрута ребенка или продолжения оказания услуг в службе ранней помощи. По запросу образовательных учреждений оказывают консультативную помощь в процессе реализации индивидуальных образовательных маршрутов детей. В своей работе по оказанию ранней коррекционной помощи детям младшего дошкольного возраста использую различные методы:Практические методы- упражнения - многократное повторение ребенку практических и умственных заданных действий- игры – в игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции. Игры с пением, дидактические, подвижные, творческие, драмматизации-моделирование – создание моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.Наглядные методы:-наблюдение-рассматривание картин, рисунков-демонстрация кинофильмов-показ образца задания, способа действияСловесные методы: определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями и задачами, этапом коррекционного воздействия.В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими и наглядными- рассказ - форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Воздействует на чувства, мышление, воображение, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями.- беседы - выявляют знания у детейВажную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Для выработки полноценных движений использую артикуляционную гимнастику. Упражнения беру понятные, доступные, заранее разученные. Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут перед зеркалом, количество упражнений постепенно увеличивать (привлекаю родителей)Можно выполнять артикуляционные упражнения под счет, с хлопками, под музыку.Исследованиями разных стран установлено, а практически подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений , подготовке руки к и, что не менее важно , повышает работоспособность коры головного мозга.В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:-сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью;-сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время;-подтвердить целесообразность проведения подобранных занятий;- установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения;Повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.Народная педагогика на протяжении многих веков создала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самым маленьким.В своей работе широко использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Движение конретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения.Благоприятное воздействие на развитие движений кисти рук и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки; застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках; игры с карандашами и крупой, бусами, «Пальчиковый бассейн», поделки из природного материала природным материалом, игры с пластилином, с бумагой, рисование, графические упражнения, игры со счетными палочками, «Пальчиковый театр».К формированию мелкой моторики у детей раннего возраста привлекаю педагогов и родителей. Провожу мастер- классы: «Как занять ребенка на кухне», «Поделки из природного материала» (Времена года), консультации, родительские собрания, онлайн консультирование.Совместная работа с родителями и педагогами по развитию мелкой моторики и координации движений положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, - а также на развитие речи готовит к овладению навыками письма.Дети младшего дошкольного возраста зачастую имеют проблемы с координацией движений.Устранению двигательных расстройств помогают специальные игры и подвижные физкультминутки в сочетании с речевым материалом.При регулярном включении физкультминуток в распорядок дня дети быстро осваивают упражнения для развития мелкой моторики, лучше выполняют задания в тетрадях по обучению грамоте. У них автоматизируются правильное произношение изучаемых звуков. Физкультминутки можно проводить как в положении стоя (возле рабочего стола), так и в движении. Это дополнительно развивает координацию движений, внимание, снимает усталость, связанную с сидением за столом.Во время проведения физкультминутки можно выполнять и некоторые упражнения для зрительно – двигательной ориентации (отводить глаза вправо- влево, не поворачивая головы) поднимать глаза вверх и опускать вниз, не поднимая головы), упражнения для снятия зрительного утомления (зажмуривать и открывать глаза, быстро моргать). Главное, не забывать, что задания должны выполняться детьми легко, без лишнего напряжения, занятия должны вызывать только положительные эмоции, приносить радость и удовольствие.Наиболее эффективным средством развития моторной и психической сфер детей с недоразвитием всех компонентов речевой системы является логопедическая ритмика. В настоящее время под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезитерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Планирование логоритмических занятий осуществляется на основе принципов, разработанных Г.А.Волковой.Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, планомерности коррекционного процесса.Принцип сознательности и активности. В работе с дошкольниками активность поддерживается заинтересованностью педагога, образностью музыки, различными приемами и упражнениями. Принцип наглядности. Реализуется как путем непосредственного показа педагогом движений, так и использованием зрительного образа (картины, игрушки, пиктограммы), образного слова педагога.Продолжительность реализации индивидуальной программы сопровождения зависит от индивидуальных потребностей ребенка и семьи. Условием оказания услуг является участие родителя (законного представителя) ребенка на всех этапах программы сопровождения ребенка и семьи. Главным условием эффективности ранней помощи и предупреждения появления вторичных осложнений является раннее выявление нарушений развития ребенка. При этом важно не только выявить имеющиеся отклонения от нормы, но и определить имеющиеся у ребенка внутренние ресурсы и возможности их развития с обязательным активным участием родителей и педагогов. . Список использованной литературы1.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.- М., 20022.Бочкарева О.И.Развитие речи. Младшая группа. Занимательные материалы.Волгоград.3.Белая А.Е., Мирясова В.И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников М.,20074.Жукова Р.А., Развитие речи. Вторая младшая группа. Волгоград5.Метельская Н.Г., 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М.,20096.Коноваленко В.В.,С.В., Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.- М.,19987.Филичева Т.Б., Соболева А.В., Развитие речи дошкольника.- Екатеринбург «Арго», 1997.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X