Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55424

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Дуплеева Татьяна Валерьевна

Природа творческого мышления. Непрерывный процесс решения творческих задач.

скачать документ

Вернуться назад
Дуплеева Татьяна Валерьевна,
Преподаватель высшей категории по классу специального фортепиано,
МБУ ДО Детская школа искусств городского округа - г. Камышин
Природа творческого мышления. Непрерывный процесс решения творческих задач.
«Мышление-это всегда творчество: то, что было правильно вчера, сегодня уже не будет правильным, И чем крепче научились вчерашнему правильному, тем труднее нам будет сегодня, ибо мышление непрерывно развёртывается, развивается, и нужно ещё, кроме всего прочего, обладать качествами, необходимыми для того, чтобы себя всё время перестраивать,
Г.П. Щедровицкий, философ,
Общественный и культурный деятель
В философском аспекте мышление определяется как «процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему к решению результата. Основной функцией мышления является расширение границ познания путём выхода за пределы чувственного восприятия»,
Виды мышления бывают:
о Наглядно-действенное (возникает при непосредственном манипулировании с предметами); о Наглядно-образное (основывается на непосредственном восприятии окружающей действительности); о Абстрактно-логическое (осуществляется при оперировании понятиями).
По характеру задач выделяют теоретическое и практическое мышление.
По степени развёрнутости различают:
о Дискурсивное мышление (речевое, последовательное, развёрнутое во времени); о Интуитивное мышление (неречевое, синтетическое, одномоментное); о Творческое мышление (продуктивное); о Нетворческое мышление (репродуктивное).
Мышление и «болтовня ума»
Важно отличать мышление от другого психического процесса, который в восточной духовной традиции получил название «болтовня ума». Так обозначается состояние сознания нетренированного человека, когда в уме проносятся обрывки оформленных в языке мыслей, мелькание образов. У обычного человека «болтовня ума» занимает подавляющую часть его жизни. Она мешает сосредоточиться на конкретной мыслительной проблеме, не имеет цели, поэтому мысли и представления сменяют друг друга хаотично и беспорядочно.
Мышление рассматривается как непрерывный процесс решения задач, которые бывают стандартными и нестандартными.
Известно - что решение стандартных задач осуществляется в три стадии:
анализ условия,
нахождение способа решения, - проверка решения.
Для решения стандартных задач применяется известный способ решения, который показал свою результативность ранее.
Причём чем больше времени было потрачено на поиск этого способа и чем чаще он применялся, тем выше вероятность того ,что он будет использован при решении другой задачи.
Многочисленные психологические исследования доказали недостаточность трёхстадийной структуры при решении творческих задач,
История науки располагает большим количеством свидетельств самих учёных о важности интуиции в их творчестве.
ПРИМЕР: его можно считать классическим - это открытие ДИ. Менделеевым во сне Переодического закона: «Вижу во сне таблицу, где все элементы расставлены как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги, только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка», Этому сну предшествовали 15 лет предварительной работы, на последнем этапе два с половиной года постоянных размышлений, а непосредственно перед открытием - почти трое суток интенсивной мыслительной деятельности.
Убедительные свидетельства о значимости интуиции в творческом процессе принадлежат ВЛ. Моцарту: «Когда я чувствую хорошо и нахожусь в хорошем расположении духа, или же путешествую в экипаже, или прогуливаюсь после хорошего завтрака, или ночью, когда я не могу заснуть,- мысли приходят ко мне толпой и с необыкновенной лёгкостью. Я ничего об этом не знаю. Откуда и как приходят они? Те, которые мне нравятся, я держу в памяти, напеваю, по крайней мере, так мне говорят другие. После того как Я выбрал одну мелодию, к ней вскоре присоединяется, в соответствии с требованиями общей композиции, контрапункта и оркестровки, вторая, и все эти куски образуют «сырое тесто». Моя душа тогда воспламеняется, во всяком случае, если мне что-нибудь не мешает. Произведение растёт, Я слышу его всё более и более отчётливо, и сочинение завершается в моей голове, каким бы оно не было длинным»
Приведённые примеры убеждают нас в том, что творческий процесс не исчерпывается тремя стадиями, а расширяется до четырёх.
Первая стадия творческого процесса - логический поиск,
Она включает в себя подготовку, особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи. На первый взгляд , содержание этой стадии то же, что и при решении стандартных задач, однако исследователь снова и снова возвращается к условию, отбирает информацию, способствующую оригинальному решению, осуществляет обобщение и перенос известных знаний и умений в новую ситуацию, выдвигает гипотезы, применяет известные и ищет новые творческие методы и приёмы. На данной стадии преобладает осознанное представление о результате деятельности и способах его целенаправленного достижения.
Вторая стадия - интуитивное решение
На этой стадии идёт поиск решения проблемы, в основе которого принцип двойственности результата действия субъекта: наличие прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Почему вторая стадия (её называют ещё инкубационной) оказывается столь необходимой? Метафорическое объяснение: сознательные усилия приводят в движение массивную и мощную машину бессознательной сферы человеческой психики.
Третья стадия переход от бессознательного в сознание
Вдохновение является ключевой в творческом процессе длительные и упорные размышления дают результат: неразрешимая ранее проблема вдруг предстаёт в другом аспекте. Негативные эмоции (угнетённость, неудовлетворенность), сопровождающие проблемную ситуацию, уступают место положительным эмоциям (ощущение красоты найденного решения, чувству победы). Человек, единожды испытав и ощутив это состояние, постарается повторить его вновь и вновь.
Четвёртая стадия сознательная работа.
На данной стадии осуществляется развитие идеи, её окончательная проверка и оформление. Синтезируя выявленные нами особенности творческого мышления: спонтанность, наличие положительной обратной связи, неосознанность, обратим внимание на одну из них. Творческий процесс осуществляется спонтанно, внезапно для самого творца: во сне, на прогулке, в транспорте. Это позволяет сделать важный вывод творчество есть жизнь бессознательного.
Учёные установили, что психологическим механизмом творческого мышления является взаимодействие активного бессознательного с пассивным сознанием. В свою очередь, психологический механизм логического мышления взаимодействие активного сознания с пассивным бессознательным.
Среди огромных барьеров творческого мышления излишняя эмоциональная и физическая напряжённость, стереотипность мышления имеют глубокий психологический подтекст.
ПРИМЕР: Организаторы одного из семинаров по практике теории решения изобретательных задач провели простой эксперимент. Участникам семинара (рабочим, инженерам) была предложена задача по «квантовой механике» Вот её содержание:
«На внешних электронных уровнях некоего вещества нахоДится 120 электронов. Они должны перейти НсКОЛЬКИМИ группами с одного электронного уровня на Другой. Но квантовый переход совершился числом групп на 2 меньше, поэтому в кажДую группу вошло на 5 электронов больше. Каково было число электронных групп?
С этой задачей участники не справились и им была предложена другая:
«Для отправки 120 Детей в загородный лагерь было заказано несколько автобусов. Два из них не приехали, поэтому в кажДыЙ автобус посаДили на 5 Детей больше, чем планировалось. Сколько автобусов было заказано? Эта задача была быстро решена участниками семинара (ответ-8 автобусов)
Стремясь запутать участников эксперимента, организаторы взяли привычную задачу и заменили привычные термины сложными (квантовая механика, электроны, электронные группы). И им это удалось! Эта история демонстрирует в чистом виде возникновение барьера эмоциональной и физической напряжённости и его негативное действие.
Почему возникает данный барьер? Недостаток знаний? Боязнь негативной внешней реакции?
Если вдуматься, то главным оппонентом в возникающем внутреннем диалоге становится не кто иной, а сам субъект. В случае низкой самооценки и чрезмерной самокритики возникший внутренний барьер становится непреодолимым, и субъект не может решить задачу.
Способы преодоления эмоциональной и физической напряжённости
Самым эффективным способом является мозговой штурм.
Команда, решающая творческую задачу, делится на 2 группы:
- генераторов идей и экспертов.
Они функционируют независимо друг от друга. В группе генераторов идей действуют особые правила: о Любая критика категорически запрещается; о Создаётся непринуждённая атмосфера поиска «сумасшедших идей» о Идеи следуют непрерывно, дополняя и развивая друг друга; о Все идеи лишаются авторства.
Все идеи принимаются к рассмотрению.
Второй, самый глубокий психологический барьер творческого мышления СТЕРЕОТИПНОСТЬ.
С одной стороны стереотипность мышления и поведения необходимы, поскольку они лежат в основе социализации подрастающего поколения, а их формирование является одной из целей образования. А с другой они серьёзно препятствуют творческому мышлению
Исследователи выделяют следующие основные причины инертности мышления:
1. недостатки традиционной системы образования. Традиционные методы обучения, направлены на пассивное восприятие и механическое запоминание, выполнение заданий по образцу, не способствуют гибкости мышления.
2, особенности центральной нервной системы человека: меланхолик, как правило, зацикливается на одной-двух идеях, а для холерика все его идеи одинаково важны.
З, «функциональная фиксированность» предметов, которая понимается как результат прочной связи между предметом и одной из его функций, вследствие чего трудно предположить, что данный предмет может выполнять и другие непривычные функции,
Снять данный барьер творчества можно при помощи эвристических методов, среди которых самым эффективным является СИНЕКТИКА (совмещение разнородных элементов).
Цель метода преодолеть «функциональную фиксированность» предметов, сделать незнакомое знакомым и наоборот. Преодоление стереотипов восприятия мышления, активизация воображения и фантазии достигается за счёт различных видов аналогии: о личной (эмпатии) в рамках которой мы представляем себя участником процесса; о прямой, подразумевающей поиск подобных предметов и явлений в других, совершенно непривычных сферах научного и личного знания.
о Символической, при которой образ, метафора или другая символическая форма представления задачи используется в качестве ключа для переформулирования исходной задачи. Фантастической, когда проблема мысленно решается «как в сказке», игнорируются фундаментальные законы природы (например, можно «включать» или «выключать» земное тяготение, менять скорость света и т.д.).
Отдавая приоритет образному, метафорическому мышлению, синектика актуализирует скрытый опыт личности, учит умению сочетать образное и логическое мышление, менять тактику поиска решения, Основным средством творческого мышления является ОБРАЗ (преимущественно зрительный). Компьютер при всех его фантастических возможностях уступает книге в развитии пространственного образного мышления. Почему? Компьютер «разворачивает» зрительное представление информации, навязывая внешнюю визуальную модель. Читая книгу, ученик вынужден самостоятельно строить образы прочитанного содержания, что существенно стимулирует мышление и воображение.
Творческий подход к обучению
Как помочь современным учащимся испытать радость от рождения собственной мысли? Какие условия необходимо для этого создать? Одним из важнейших психолого-педагогических условий развития мышления школьников является творческий подход учителя к обучению. К основным компетенциям творческого учителя относятся умения:
о Конкретизировать цели образования в педагогических задачах: владеть технологиями диагностики различных сфер личности школьников, ставить и определять обучающие, воспитательные и развивающие задачи.
о Строить и обеспечивать движение целостного педагогического процесса: ставить образовательные задачи, составлять учебные программы по конкретной дисциплине и гибкие индивидуальные планы, владеть стратегиями обучения, разрабатывать развивающие материалы и средства, выбирать оптимальные методы, формы и средства обучения и воспитания, создавать условия для развития творческих способностей обучающихся и собственного творческого потенциала.
о Учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности (анализировать образовательный процесс, оказывать помощь одарённым детям, ставить новые цели.
Творческие задания
В общей педагогике выделяют три типа учебных заданий: 1. воспроизведение знаний (Дайте определение.. Кто является автором?..);
2, выполнение по образцу;
З. творческие или проблемные задания.
Характерная черта любого творческого заданиянеопределённость
В стандартных заданиях полученный результат является однозначным «правильным», а в творческих заданиях он предполагает множественность. Отметим: число способов решения и результатов творческой задачи остаётся неисчерпаемым.
Творческие задания бывают трёх типов:
Первый тип - Обнаружение неопределённости условия
Например: как возникли Вселенная, Земля ,человек?.. Констатация недостаточности исходных данных приводит к поиску по различным справочникам и словарям.
Второй тип- поиск нового метода решения
Например: предложить возможные способы решения проблемы и выбрать из них оптимальный, предложить возможные способы учебной информации, разработать оптимальную технологию личного творческого проекта,
Третий тип- поиск нового результата
Например: составить тематический словарь по данному учебному предмету, предложить свой вариант темы, параграфа, подготовить самопрезентацию в роли ученика и учителя, защитить собственный творческий проект, сочинить сказку, рассказ, песню по данной учебно-познавательной проблеме.
Обобщив изложенные выше положения, можно сформулировать важнейшую педагогическую закономерность: Учить (учиться) жизни - учить (учиться) творчеству!
Действительно, любая жизненная задача является творческой, поскольку из множества наличных параметров условия, способов решения и возможных результатов нужно выбрать оптимальные. Решая ежедневно творческие задания по различным предметам, школьники фактически моделируют и проигрывают реальные жизненные ситуации! И наоборот, решая учебные задания только первого и второго типа, школьники действуют в искусственной учебной среде, далёкой от действительности!
Список используемой литературы:
1,Активизация творческой деятельности (Гераимчук И,М.)
2.Вдохновение по заказу (Вайв Анна)
З.Динамическое обучение (Дилтс Роберт)
4.Думаем, изобретаем, открываем мир (Шустерман МОН.)
5.Искусство мыслить незаурядно (Слоун Пол)
6.Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем (Теслинов АЛ)
7.Креативное решение проблем, Как развить творческое мышление (Лемберг Борис)
8.Логика и тактическое мышление (Филлипс Чарльз)
9.Мышление и творчество (Лук АОН.)
10,Психология мышления. Решение задач и проблем (Спиридонов
ВО)


Picture 6433Picture 6434Picture 6436Picture 8124Picture 24967ђ Заголовок 1ђ Заголовок 2

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X