Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55432

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Леонтьева Наталья Петровна

Начало занятия: традиция или новаторство?

скачать документ

Вернуться назад
Начало занятия: традиция или новаторство?
(из опыта работы)
Леонтьева Наталья Петровна, преподаватель
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Минусинский сельскохозяйственный колледж
(КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж»)

ФГОС – это требование к результатам,
структуре и условиям освоения
образовательной программы

В 2019 г. я завершила работу над учебно-методическим пособием «Практические занятия по истории в системе СПО». В нем были использованы знания, полученные на курсах повышения квалификации «Современные подходы к преподаванию истории в условиях принятия Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории». Именно: структура занятия и содержание его этапов.
Хочу остановиться на двух моментах, вызвавших спор при обсуждении работы. Это содержание первого и второго этапов учебной деятельности.
Организационный этап. Мы привыкли начинать работу с приветствия, проверки готовности студентов к занятию, переклички. А всегда ли это необходимо? Я нахожусь в кабинете до начала занятия. Студенты все уже здоровались, конспекты на столах, отметить отсутствующих смогу на перерыве (староста поможет). Когда мы даем открытые занятия (уроки), все указанное выше, стараемся сделать заранее, включить всех в работу с первой минуты.
Обратимся к методическому пособию Н.Н. Коржовой(4(. У автора целью организационного этапа является проверка и актуализация ранее полученных знаний, мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Достигается это через проверку домашнего задания, которое проводится в активных формах и позволяет оценить знания от 50 до 100% обучающихся.
Мотивационно-целевой этап. Обычно мы сами сообщаем тему, вопросы ее изучения, цели учебной деятельности. Но сегодня главная задача - научить школьников и студентов действовать самостоятельно. Содержанием второго этапа становится создание преподавателем проблемной ситуации, в результате решения которой обучающиеся самостоятельно назовут тему, вопросы, выдвинут в виде гипотез учебные цели, а преподаватель откорректирует их ответы. Студенты выскажут свои суждения и по главному вопросу темы.
Проблемная ситуация создается с помощью эпиграфов, цитат, иллюстраций и т.д. Рассмотрим несколько примеров.
Тема: «Смутное время»
Эпиграф: «В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации. У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в историю под названием .»
Студенты должны вспомнить название исторического периода и ответить на вопрос: «Почему начало XVII в. нашей истории получило такое название?». Далее они формулируют вопросы и цель учебной деятельности, высказывают первоначальные суждения по главному вопросу темы: «В чем проявился патриотизм русского народа в период Смутного времени?»
Тема: «Реформы Петра I и их оценка»
Эпиграф
«О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?»
Вопросы преподавателя: «Кому посвятил А. Пушкин эти строки? Как называется произведение? Каков смысл двух последних строк отрывка? Сформулируйте тему и ее вопросы».
Главный вопрос темы: «Так кто Петр – великий тиран или великий творец?»
Тема: «Первая мировая война»

HYPER13 EMBED PowerPoint.Slide.8 HYPER14

Стимулирование познавательного интереса к новой теме происходит через обсуждение сюжета картины художника В. Верещагина «Апофеоз войны» и надписи: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим». Далее студенты знакомятся с цитатами великих людей о войне и выражают свое отношение к ней.
Примеры стимулирования познавательного интереса через эпиграф, обсуждение исходного противоречия и первичное обсуждение главного вопроса темы
Тема: «Родовое общество и зарождение цивилизаций»
Исходное противоречие:
Существует две точки зрения на историю родового общества:
1. На уровне обыденного сознания отношение к нему весьма снисходительное, его считают «диким».
2. Наука считает, что период существования родового (первобытного) общество имел большое значение для всего последующего развития человеческого общества.
Главный вопрос темы: «Какую роль в истории человечества сыграло родовое общество и неолитическая революция?»
Тема: «Александр II и его реформы»
Эпиграф
«Александр II вообще единственный правитель России, который больше дал народу, чем у него забрал». Альфред Кох
Студенты отвечают, что Александр II отменил в России крепостное право.
Исходное противоречие:
1. Крепостное право – тормоз для экономического развития страны: подневольный труд неэффективен; хозяйство деградирует; страна шла к революции
2. Крепостное право отнюдь не исчерпало своих ресурсов, оно могло существовать еще не один десяток, а может быть и сотню лет. Крепостное право выглядело безнравственно, Александр I, ориентировавшийся на общемировое мнение, понимал это. Поэтому для мирового признания развития России требовалась отмена крепостного права.
Главный вопрос темы: «Какое значение имели реформы 60-70-х гг. для исторического развития России?».
Казалось бы, какая разница как начинать занятие, как проводить его мотивационно-целевой этап? Разница есть.
Сегодня на первое место в ФОГС выходят требования к результатам образования, которые включают в себя предметные, метапредметные и личные результаты (компетенции). Основой их формирования является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся, которая должна осуществляться на всех этапах занятия. Очень важно с первой минуты настроить всех студентов на активную работу, «включить» их внимание. Если все занятия каждый день начинать одинаково, то возникает отторжение происходящего, начинается борьба за внимание и дисциплину и т.д.
Безусловно, преподаватель может сам сообщить студентам тему, план, цели занятия, но вспомним слова педагога Е.Н. Ильина: «Ребята внимательны и активны, «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов». В работе со студентами первых курсов необходимо учитывать то, что они уже изучили в школе полный курс истории. Поиск решения проблемы на мотивационно-целевом этапе позволяет выяснить уровень этих знаний, умений и навыков, опыта решения проблем (предметные компетенции); способность организовывать и регулировать свою деятельность, логически строить рассуждения, и аргументировано излагать свои мысли (метапредметные компетенции). Постановка главного вопроса к теме позволяет выявить уровень не только предметных и метапредметных компетенций, но и личностных (эмоционально-ценностного отношения к миру). У преподавателя появляется возможность учесть затруднения студентов, устранить эти затруднения на последующих этапах занятия.
Библиографический список
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Материалы курса «Как преподавать историю в современной школе: теория и методика». Лекции / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Материалы курса «Реализация требований ФГОС общего образования в курсах истории (5-9-е и 10-11-е классы) в процессе школьного образования). Лекции / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014.
3. Калуцкая Е.К., Морозов А.Ю., Симонова Е.В., Щуринова А.И. Материалы курса «Современные подходы к преподаванию истории в условиях принятия Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (на примере УМК издательства «Дрофа»). Лекции / Е.К.Калуцкая, А.Ю. Морозов, Е.В. Симонова , А.И. Щуринова . – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2016.
4. Коржова Н.Н. История России. Конец XVI-XVIII век. Технологические карты уроков по учебнику А.А. Данилова. Л.Г. Косулиной / авт.-сост. Н.Н. Коржова. – Волгоград: Учитель. 2016.












Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X