Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55354

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Аккулова Рита Хажиахметовна

Использование приемов самостоятельной работы на уроках биологии

скачать документ

Вернуться назад

ТЕМА: Использование приемов самостоятельной работы на уроках биологии. Аккулова Рита Хажиахметовна. Учитель биологии и географии.МОУ " Кыштымская вечерняя школа" г.Кыштым"Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках, Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно!"Самостоятельная работа – это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственных и практических операций и действий зависит и определяется самим учеником. При организации самостоятельной работы могут использоваться следующие методы :работа с информацией; работа с учебными моделями; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации; установления аналогий.По стандартам нового поколения ФГОС методологической основой обучения является - системно-деятельностный подход, который предусматривает самостоятельное добывание знаний учащимися. Последние несколько лет я активно разрабатываю задания с элементами самостоятельной работы. Зачастую у учащихся приходящих учиться в вечернюю школу недостаточно развиты умения учебной деятельности и тем более,такие как самостоятельно добывать знания. В ряде случаев отсев учащихся связан с неумением, организовать самостоятельную работу, с отсутствием навыков учебного труда.Учащиеся,особенно, 7-9 классов мало владеют приемами добывания знаний из учебника, интернета и других источников. Как правило, эти умения элементарны и требуют дальнейшего развития.А такие умения как работа со схемами, заполнение таблиц по тексту учебника,составление плана по тексту учебника, выделение главного и умение делать выводы практически не развиты.Для успешного изучения биологии и усвоения биологических знаний учащиеся должны в первую очередь научиться самостоятельно, добывать знания. Это еще связано с тем,что часть учебного материала отводится для самостоятельного изучения дома (так как по программе в вечерней школе отводится 1 час в неделю на изучение предмета) этого не достаточно, чтобы в полном объеме на уроке дать весь учебный материал. И зачастую самостоятельная работа – становится единственным средством для добывания знаний и очень важно,чтобы учащиеся не только добывали знания, но и умели их применять на практике.А также самостоятельные работы направлены на развития интереса к изучаемому материалу и на предмет в целом.В зависимости от темы урока,от контингента учащихся можно использовать индивидуальные, групповые, фронтальные формы организации самостоятельных работ. При индивидуальных работах учащимся часто даю карточки отдельным ученикам или всем учащимся класса с разными заданиями. При индивидуальной работе легче выявить степень усвоения материала каждого ученика. Также при такой форме работы можно использовать дифференцированные задания, в зависимости от уровня знаний обучающихся и возможности самостоятельно добывать знания. Например, задание к теме «Отряды Пресмыкающихся». Распределите перечисленные отряды по соответствующим классам.Классы: Отряды:А – Земноводные 1.Чешуйчатые, 2.Черепахи, 3.Хвостатые,Б - Пресмыкающиеся 4. Безногие, 5. Крокодилы, 6.Бесхвостые. (Задание обычно дается для отдельного ученика как закрепление пройденного материала.) При групповых работах хорошо проявляются коммуникативные способности учащихся, а также возрастает степень ответственности за каждого члена группы.Например, в 8 классах при изучении темы «Витамины» даю задание каждой группе заполнить таблицу по одному витамину, используя текст учебника и дополнительную литературу, и в конце каждая группа сдает в устной или письменной форме отчет о проделанной работе.Фронтальные работы можно использовать при актуализации знаний или после изучения нового материала.Например, по теме « Системы органов человека» для закрепления даю следующее задание: Перечислите, руководствуясь знаниями, полученными в теме « Класс Млекопитающие», системы органов человека. Укажите их основные функции.(Данная работа выполняется при закреплении темы о системах органов.Можно предложить ребятам ответить устно или заполнить таблицу.) При использование фронтальной работы, как правило менее подготовленные ребята не успевают самостоятельно выполнить задание и зачастую ждут, когда ее выполнят более сильные учащиеся. Нередко при таком методе у слабых ребят закрепляется пассивное отношение к работе на уроке. Чтобы этого не происходило, стараюсь также использовать дифференцированный подход при разработке заданий для самостоятельной работы. Дифференцированный подход позволяет включить в работу всех учащихся. Иногда ребятам предлагаю выбрать самим задания по степени сложности. Для этого разрабатываю разноуровневые карточки, выполняемые на 5; 4 или 3, и учащиеся выбирают сами соответствующие карточки, опираясь на свои знания и способности. Отдельным видом самостоятельной работы могут служить контрольные и зачетные работы, которые используются для обобщения изученного материала. При этом часто использую либо тестовые задания, либо вопросы, чтобы учащиеся могли дать развернутый ответ.Тестовые задания предлагаю с разными вариантами, но с одинаковым уровнем сложности. Если по плану идет зачетный урок, то темы для повторения даю заранее, чтобы ребята могли подготовиться и при этом учащиеся уже работают без учебника.Некоторые самостоятельные задания предусматривают работу над биологическими терминами; сравнительную характеристику биологических процессов по определенным параметрам (например, сравнение естественного и искусственного отбора при изучение темы «Движущие силы эволюции».); заполнение таблиц по учебнику или по памяти. В последнее время на своих уроках,особенно в старших классах я использую технологию "Смысловое чтение."Основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться в преподавании биологии: -умение осмысливать цели чтения; - умение извлекать необходимую информацию из текстов;- умение определять основную и второстепенную информацию; - умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты научного, публицистического и официально-делового стилей; При использование смыслового чтения учащимся дается подробная инструкция заданий к тексту. Учитель при этом преимущественно руководит процессом выполнения работы. В конце работы можно провести анализ выполненной работы и выделить ошибки.Используя технологию смыслового чтения, в первую очередь ставлю задачу научить учащихся осмысливать прочитанную информацию и уметь правильно использовать ее для выполнения данного задания или решения проблемы. Работая с данной технологией, часто использую следующие приемы:- сопоставление / нахождение сходств и различий. Например, в 9 классе по теме «Видообразование» даю текст на нахождение признаков сходства и различия географического и экологического видообразования.-конспектирование/составление кратких записей. Например, по теме «Идеи развития органического мира» предлагаю учащимся выписать фамилии ученых и их взгляды на эволюцию органического мира. -заполнение таблицы. Например, по теме «Строение клетки» в 12 классе даю следующее задание для работы с текстом. Заполните таблицу:Название органоида / строение / значение.- выбор ответов или суждений из предложенного текста. Например, приизучение темы «Критерии вида» дается текст с описанием одного или двух видов и ребятам нужно определить о каких критериях вида говорится в тексте.Данная технология может использоваться как при изучении нового материала, так и при закреплении или в процессе выполнения домашнего задания.Самостоятельные работы также использую при выборе домашнего задания. Чаще всего они бывают следующего характера: заполнение таблицы или опорной схемы по тексту учебника, сообщения на определенную тему с использованием дополнительной литературы или интернет ресурсов, презентации для старших классов и т.д.Таким образом, организация системы самостоятельных работ учащихся на уроках биологии даёт возможность осуществлять максимально раннее выявление и реализацию умственных способностей детей, развивать мыслительную деятельность учащихся, осуществлять формирование навыков самоорганизации, самоконтроля.Для активизации самостоятельных навыков работы и проверки усвоенных знаний мною разработаны измерительные материалы по биологии для всех классов. Требования к уровню биологической подготовки ориентируют на овладение всеми учащимися определенных знаний и умений, проявляющихся в различных видах учебной деятельности. Применительно к каждому требованию составлены и задания – измерители. В основном это тестовые задания, направленные на закрепление пройденного материала. Измерители предусматривают одновременную проверку знаний всего класса, минимальные затраты времени на нее. Частично проверочные работы включают: задания с выбором ответа, задания со свободным ответом, задания для применения практических навыков. Самостоятельные работы составляют важную основу познавательной деятельности и должны использоваться практически на каждом уроке. Использование приемов самостоятельной работы на уроках биологии позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать умения анализировать биологические факты, сравнивать, обобщать, находить закономерности. При систематическом использование заданий с элементами самостоятельной работы,они дают положительные результаты.Библиографический список.1. О.Г.Петрова. 9 класс. Биология. Общие закономерности. Методическое пособие. М.:-«Дрофа».2010.2.Л.П.Анастасова. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии.М.:-«Просвещение»19893.В.С.Анисимова. Самостоятельные работы учащихся по анатомии.М.:- .:-«Просвещение»1989Интернет ресурсы: www.edu.ruwww.prosy.ruwww.fipi.ru

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X