Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55346

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Ковалева Антонина Ивановна

Влияние малых форм фольклора на приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждениеДетский сад №14г. Володарска, Нижегородской областиТЕМА: «Влияние малых форм фольклора на приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям» Воспитатель Ковалева А.И. 2016 год.Важную роль в приобщении детей к истокам русской народной культуре и традициям играют пословицы и поговорки. Они приобретают особый вид устной поэзии, веками шлифовавшийся и впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, использования специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами, которые ясно раскрывают перед детьми картину прошлого быта и жизни русского народа.Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на понимание детьми традиционных русских обрядов, игр и жизненных ситуаций, а так же предметов русского быта. Употребление для создания в загадке исторического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, архаизмов, сравнений, особой историко-ритмической организации) способствуют формированию образности мышления детей дошкольного возраста.Загадки, пестушки, пословицы, поговорки – одни из самых распространенных малых форм устного русского народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов, явлений и традиций русского народного быта и культуры. Разгадывание загадок развивает способность к анализу и обобщению опыта детей в сравнении прошлых веков и настоящего времени. Это способствует логическому отслеживанию связей настоящего времени с прошлым, а так же сравнение изменений окружающего быта и культуры современного общества. Русские народные колыбельные песни являются спутниками детства. Они -неотъемлемая часть русской народной традиции воспитания маленьких детей. Разнообразие колыбельных способствует освоению русской речи. Причем они приобщают детей к пониманию не простых слов - кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя", которые являются наследием русской словесности. К тому же они дают для детей большой запас положительных эмоций, связанных с тем или иным образом русского народного героя - знакомого с колыбели детям. Колыбельные песни позволяют запоминать слова архаизмы и старославянские слова, а так же их формы, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.Русские народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный материал, который нужно использовать в непосредственной образовательной деятельности по Познанию, Коммуникации и др., а так же в совместной организованной деятельности воспитателя с детьми, во время проведения режимных моментов. Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для обогащения знаний детей о русской народной культуре, быте и традициях. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность русской национальной речи. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав не только развивается речь и мелкая моторика, но и обогащаются знания детей по русской народной культуре.Чтобы вызвать у детей интерес к русской народной культуре необходимо в повседневной жизни и при каждом удобном случае использовать малые формы фольклора. Систематическая работа по приобщению детей к русским народным традициям и культуре позволяет развивать у детей умение оперировать разнообразными и интересными доводами и фактами.Чтобы дети быстрее овладевали знаниями о русском быте и традициях, надо больше обращать их внимание на малые фольклорные формы, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал фольклора, необходимо научить детей видеть композиционные особенности, чувствовать своеобразие ее русской конструкции.Итак, посредством загадки, потешек, пословиц и поговорок, у детей развивается чуткость к русскому языку и русской культуре, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая старославянской системой языка, быта и традиций. Одним словом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Для этого нами была разработана система методов и приемов которые помогают приобщить детей путем малых фольклорных форм к русской народной культуре. Обязательным условием нашей работы является - участие родителей в воспитательно-образовательной деятельности: участие в подборе информации (иллюстраций, книг) по теме, предметов быта, познавательного материала, участие в совместных праздниках, развлечениях с использованием обширного количества малых фольклорных форм. К содержанию деятельности педагога по приобщению детей к русской народной культуре относятся: Познавательная деятельность (беседы, чтение потешек, стихов, рассматривание книг, буклетов, просмотр видео и слайд-фильмов и разгадывание загадок); Использование в игровой деятельность (словесные игры, подвижные игры с русскими народными считалками, пестушками); Театрализованная деятельность (обыгрывание детей в драматизации и театрализации потешек, стихов, колыбельных); В продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка на тему прочитанных фольклорных форм); В музыкальной деятельности (слушание русских народных колыбельных, песенок, проведение Православных праздников);При планировании задач по приобщению детей к русской народной культуре важное место отводится перспективному планированию работы с малыми формами фольклора во время воспитательно-образовательного процесса и самостоятельной деятельности детей.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X