Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55354

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Звягина Татьяна Васильевна

Методические рекомендации по использованию моделирования на уроках в начальной школе

скачать документ

Вернуться назад

«Метод моделирования в обучении решению текстовых задач
в начальной школе»
Звягина Т.В.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №76 с УИОП
Г. Екатеринбург

Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в обучении детей. Получая новую информацию, ученики должны рассматривать её с разных точек зрения, делать выводы относительно её ценности. Ребенок действует с моделями сначала под руководством учителя и с помощью учителя, а затем строит модели самостоятельно. Существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи выделены самими детьми в их собственном действии, т.е. когда они сами участвуют в создании модели. При этом если наглядность позволяет представить только внешние стороны объекта, то моделирование служит средством целостного отражения отдельного и общего, чувственного и логического, внешнего и внутреннего. Моделирование не противопоставляется принципу наглядности, а является лишь его высшей ступенью, его развитием и обобщением. Обучение моделированию учащихся приводит к более качественному усвоению материала.
В начальной школе метод моделирования можно применять на любом предмете, главное условие в том, чтобы учащиеся были вовлечены в процесс построения моделей. Процесс формирования действия моделирования может быть эффективно использован на предмете «Математика» при работе над текстовыми арифметическими задачами.
Текстовая задача представляет собой словесную модель некоторой реальной (жизненной) ситуации. Чтобы решить задачу, ее нужно перевести на язык математических знаков и формул, т.е. построить решающую модель. Решение текстовых задач не достигается с помощью жестких алгоритмов, а требует особого подхода. Здесь мало строить модели задач, нужно уметь применять их в том или ином случае. Удачно выбранная модель задачи обеспечивает глубокое осмысление ситуации и помогает обнаружить скрытые связи между величинами, входящими в задачу.
Наблюдения за младшими школьниками нередко показывают, что многие из них не столько не хотят решать текстовые задачи, сколько умеют. Существуют различные методические подходы к обучению детей решению текстовых задач, разработаны практические пособия в помощь учителю. Но какую бы методику обучения выбрал педагог, ему надо знать, как построены текстовые задачи и, уметь выстраивать процесс по обучению решению задач разного типа.
Формировать умение решать задачи целесообразно с помощью моделирования. Для построения модели к задаче учащимся необходимо выделить в задаче цель, данные величины, все отношения, чтобы с опой на эту модель можно было продолжить анализ, продвигаться в решении и искать оптимальные пути решения. Главное состоит в том, чтобы сформировать у учащихся общий подход к решению любых задач.
Например, рассмотрим такую задачу:
Заглянув в заросли водорослей, Немо встретил там креветок, раков и крабов. Всего 135 морских обитателей. Раков он увидел на 21 меньше, чем креветок, а крабов на 15 больше, чем раков. Сколько морских обитателей каждого вида встретил Немо?
Отметим, что эта задача не является стандартной для начальной школы, т.к. целое состоит из трёх частей и все эти части неизвестны. Если у ребёнка сформировано действие моделирования, то он будет, строит различные виды моделей для поиска рационального способа решения задачи независимо от того, имеет ли задача конечный арифметический результат.


На 21 на 15
?

Х+21 х х+15
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Таким образом, построив различные модели, ученик имеет выбор. И если посмотреть, на схему, то она позволяет записать уравнение для решения таким образом: х3+21+15+135
Составленное по этой текстовой задаче уравнение есть тоже задача, которая решается путём преобразования моделей:

х3 21+15 х3 х3=135-(21+15)

· х3=99
х=99:3
135 99 х=33
Также опираясь на модель, ученику легче осуществить действие самоконтроля и самооценки, т.е. отрефлексировать собственную деятельность. Таким образом, графическое моделирование обеспечивает более качественный анализ задачи, осознанный поиск ее решения, организацию творческих заданий по преобразованию задач. Умение составлять различные модели дает учащимся возможность выбирать ту, которая представляется им наиболее приемлемой для той или иной задачи. Выбор и построение моделей задач во многом зависит от знаний и умений учащегося. Многие школьники могут найти решение задачи, мысленно представив модель заданной ситуации. Мысленное моделирование сюжетных задач является важным видом моделирования, поэтому необходимо развивать у учащихся способности к мысленному воссозданию заданной ситуации.
Работа над задачей начинается с первого класса (при этом неважно, в какой системе обучения работаете). Опыт показал, что работая в традиционной системе над задачами именно таким образом, можно добиться положительных результатов.
Например:


«На обед 4 зайчатам принесли 6 апельсиновых кожурок. Сколько кожуры останется?»
В начале первого класса дети работают с предметами, сравнивая их по разным признакам. На данном этапе работы текста задачи нет, он заменен реальной ситуацией, в которой дети действуют с реальными предметами. От действий с предметами постепенно переходим к действиям с полосками ( это переход от предметно-практической деятельности к символическому моделированию), затем переходим к графическим моделям (схемам), от графических моделей – к знаковым моделям (формуле), от знаковой модели – к словесной модели (определению, правилу, алгоритму). Эти переходы и составляют основу формирования действия моделирования. Очень важно, чтобы учитель увидел на уроке, что ученик испытывает затруднение, смог понять, при каком «переходе» это произошло, и вовремя организовал коррекционную работу по устранению этого затруднения. На мой взгляд, единственный способ выхода из этих затруднений – предметно – практическая деятельность, но в новой ситуации, Важно организовать работу и в обратном порядке: от схемы перейти к предметно-практической деятельности, от буквенной записи – к графической, от буквенной – к предметно-практической деятельности.
Сначала дети на предметах (картинках) уравнивают количество кожуры и зайцев. После отработки этого этапа, учитель предлагает заменить картинки любыми геометрическими фигурами. Когда учащиеся класса охотно выполняют предметное моделирование и осмысленно осуществляют переход к условному рисунку и чертежу, можно переходить к графической модели.



Дети переходят к действиям на полосках (загибают, отрезают от полоски большей по длине и т.д.). А затем поэтапно отражают предметно-практическую деятельность на модели (учитель сам может предложить ее детям), записывая при этом соответствующие знаковые модели (формулы).
Кожура

У КЗ
М>З
Зайчат З=К-У
Овладевая разными видами моделирования, ученики овладевают понятийным содержанием. Это значит, что когда дети приступают к решению текстовых задач, они знакомы с различными видами моделирования (предметным, графическим, буквенным).
Данную работу необходимо вести целенаправленно на протяжении всего курса математики. Использование метода моделирования выводит учебный процесс, а делает его более интересным, насыщенным и продуктивным.

135

?

?

?

Кожуры

Зайчат






Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X