Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 54972

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Рязанова Светлана Николаевна Мизюряева Юлия Борисовна

Статья: «Экологическая тропинка как форма работы по приобщению дошкольников к природе родного края»

скачать документ

Вернуться назад

Статья: «Экологическая тропинка как форма работы по приобщению дошкольников к природе родного края»Экологическая тропинка - это специально проложенный маршрут к видовым точкам на территории детского сада, создающимся руками педагогов и родителей, которые позволяют дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить объекты живой и неживой природы родного края в их естественном окружении. Главная функция экологической тропинки в детском саду – приобщение детей к природе, формирование эмоционального и бережного отношения к ней, умения образно воспринимать и любить окружающий мир.При создании экологической тропинки разработали паспорт. Он содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов и фотографии всех зон тропинки с описанием и содержанием работы. Схема экологической тропинки находится в начале маршрута. Около каждой точки выставлена табличка с названием и рисунком-обозначением. Размещены природоохранные знаки с целью воспитания у детей бережного отношения к природе. При этом были учтены требования программы «»Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой, по которой работает детский сад. Пройдя по нашей экологической тропинки, можно побывать в лесу, у водоема, увидеть уголок нетронутой природы. В своей работе мы используем разные методы и формы ознакомления дошкольников с природой родного края.Первый положительный опыт общения с природой у детей происходит на экологической тропинке нашего детского сада, которая включает в себя ряд видовых точек и превращает прогулку в увлекательное путешествие. Представлю вашему вниманию некоторые из них:Точка «Водоем» (сл№9) Вода для детей – это всегда радость, поэтому невозможно представить нашу тропинку без водоема. Около водоема знакомим дошкольников со свойствами воды, с тем, что вода нужна всем живым существам, даем первые элементарные знания о круговороте воды в природе, знакомим с растениями водоема и его обитателями, играем, организовываем праздники. Ведь это настоящий дом для насекомых, улиток, растений. С помощью наблюдения за водоемом дети открывают для себя новый мир. Точка «Теплица» Эта видовая точка представляет собой овощной огород в закрытом пространстве, где дети ведут наблюдение за ростом растений в тепличных условиях. Дети с большим желанием ухаживают и наблюдают за ростом томатов, огурцов, редиса, салата и укропа, которые растут в теплице.Точка «Огород» способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомиться с растительным миром. Дети получают первоначальные навыки трудового воспитания, узнают, что нужно для произрастания семян, для чего рыхлить почву. Выращенные овощи на огороде и в теплице используем для кормления животных в уголке природы. Это дает возможность ребенку почувствовать значимость своего труда.Точка «Деревья и кустарники» Здесь дети ведут наблюдение круглый год, от появления почек до сбора урожая, исследуют листья и ягоды, выясняют, какие животные и птицы ими питаются, закрепляют знания о фруктах и ягодах родного края. Педагоги развивают интерес к родной природе, способность любоваться ею, бережно к ней относиться.На точке «Луг» в летнее время обращаем внимание детей на разнотравье луга и множества насекомых. Учим узнавать растения по листьям, цветам, запаху. Чем похожи и чем отличаются насекомые. Цветы-одно из самых удивительных и чудесных творений природы. Поэтому, любуясь вместе с детьми этими созданиями природы, мы всегда стараемся, чтобы дети осознали, если хочешь, чтобы такой же цветок радовал тебя долгое время своей красотой, совсем необязательно срывать его и нести домой, можно просто запечатлеть его в своей работе. «Зона отдыха» – уединенное место на полянке. Отсюда открывается вид на искусственный водоем и кленовую рощу. Наличие мольбертов и изобразительных материалов дают возможность детям отразить свои впечатления от прогулки по экологической тропе.Точка «Кафе для птиц» здесь расположены кормушки для птиц. Эта зона для знакомства с птицами родного края; закрепляем знания детей о значении птиц в природе с их повадками, условиями жизни; тем самым развиваем познавательные способности дошкольников; наблюдаем за птицами во время прогулок; читаем художественную литературу. В рамках акций родители изготавливают скворечники, кормушки, приносят корм для зимующих птиц, а дети кормят. Детям интересно наблюдать за птицами прилетающими на к кормушкам.Ценность Точки «Оздоровительного сада» заключается в его оздоровительных свойствах - в выделении хвойными деревьями фитонцидов, очищающих воздух от болезнетворных бактерий. Прогулки в саду и вблизи него хорошо влияют на здоровье детей. Мир растений – величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство. Точка «Лекарственная поляна» создана для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений нашего края, закрепляем знания о ценности их для здоровья человека. Здесь представлены наиболее известные лекарственные растения нашего края: чабрец, мята, ромашка, лопух, одуванчик, и др.«Цветники» это клумбы разной формы и величины, засаженные по определенному рисунку цветущими растениями. Проводя работу с детьми на клумбах и цветниках, мы формируем у них бережное отношение к природному окружению, интерес к родной природе, выращиванию декоративных растений; даем понятие о жизненном цикле растения, рассматривая строение корневой системы у ростков; формируем желание оказывать помощь взрослым в экологической деятельности; закрепляем правила ухода за растениями во время посадки и полива, собираем семена для последующего выращивания. Точка «Розарий» Среди огромнейшего разнообразия красиво цветущих растений самой большой популярностью пользуются именно розы. Нами разбита клумба с розами, где дети получают первые трудовые навыки по уходу за ними, эстетическое воспитание.Здесь расположены скамейки, где можно посидеть и насладиться тишиной а также можно покататься на карусели или просто полюбоваться красивыми цветами. На территории детского сада оборудована «Тропа здоровья», которая включает в себя дорожку с разнофактурным материалом, по которой дети в летний период ходят босиком, что имеет закаливающий эффект и способствует профилактике плоскостопия. Также здесь есть деревянный мостик, дорожка из спилов-для развития равновесия. Точка «Фитонцидная грядка» засажена растениями (чеснок, шнит-лук, мелисса, мята, бархотка, календула). Вокруг грядки, расположена зона отдыха. В этом фитонцидном кабинете под открытом небом дети делают массаж рук шишками, занимаются дыхательной гимнастикой, слушают рассказы и сказки про растения, голоса птиц в живой природе и звуки природы в записи, вдыхая при этом аромат фитонцидов. Летучие вещества, которыми обладают фитонцидные растения, оказывают лечебный эффект на организм человека. На территории имеется метеоплощадка. Цель ее создания - учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы. Объектами для проведения наблюдений стали солнечные часы, термометры, дождемер, флюгер, растения. Дети учатся «предсказывать» погоду, сравнивая полученные данные, делают выводы и сверяют прогноз с реальными результатами. Точка «Альпийская горка» - это один из способов украшения ландшафта. Альпийская горка, альпинарий, рокарий - все это название цветника, в котором прихотливо сочетаются камни и растения. Цель ее создания - показать сочетание разных оттенков зелени, ярких цветов и серых камней, помочь увидеть красоту окружающего мира. Здесь дети наблюдают за ростом и развитием растений, знакомятся со свойствами камней.Точка «Питомник» В качестве дополнительной точки экологической  тропинки мы создали небольшой питомник, где выращиваем различные саженцы деревьев и цветов для участка детского сада, а также дарим другим образовательным учреждениям. Прогулочные участки д/сада украшены игровыми формами сделанными руками педагогов, родителей, детей.С каждым годом экологическая тропа обновляется и дополняется новыми   объектами. За период создания экологической тропинки на территории детского сада Педагогами разработана программа дополнительного образования «Экологическая тропинка в детском саду» и методическое пособие «Формы работы на видовых точках экологической тропинке»Опыт работы на точках экологической тропинки был представлен на заседаниях Межвузовской научно-исследовательской лаборатории экологического образования детей в г.Волгограде и на Всероссийских конкурсах.Итогом большой совместной работы педагогов и родителей по созданию музея природы под открытом небом стала победа в областном конкурсе благоустройства территории образовательных учреждений, создан макет территории детского сада, который был представлен на образовательном форуме в г.Волгограде , занявший 1 место.Сближение ребенка с природой происходит тогда, когда он начинает видеть ее красоту. Накапливает впечатления от встреч с ней. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.Литература:Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду» Старшая группа. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, москва 2017Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.Интернет ресурсы.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X