Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55492

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Медведева Ольга Алексеевна

Детско-родительский клуб как форма взаимодействия ДОУ и родителей в условиях реализации ФГОС ДО. Детско-родительский клуб "Вырастайка"

скачать документ

Вернуться назад

Детско-родительский клуб как форма взаимодействия ДОУ и родителей в условиях реализации ФГОС ДОНазвание: Детско-родительский клуб «Вырастайка»Автор: Медведева Ольга Алексеевна, воспитатель Филиала №1 «Зоренька» МБДОУ детского сада №152 г. Пензы «Виктория»«Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого выстраивается, а порой и корректируется педагогическая позиция родителей и педагогов».«Концепция дошкольного воспитания» (1989)Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе. Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребенка.Вместе с тем ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они не будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с воспитателями, усилия последних могут оказаться напрасными.Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться.В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка. Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.Многолетняя практика убеждает, что “пассивные методы” весьма не эффективны, поэтому мы ориентировались на такую форму работы, как “Детско-родительский клуб”.Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, детского сада. Постепенно, тактично вовлекать и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы детей и их семей.Всю работу по вовлечению родителей к деятельности дошкольного учреждения можно разделить на три этапа:Выявление потребностей родителей в области воспитания и образования собственного ребенка; Педагогическое просвещение родителей; Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ. На первом этапе используются беседы с родителями, посещения на дому, наблюдение за детьми, анкетирование, опрос, “Почтовый ящик”.Педагогическое просвещение родителей – самый важный этап. Для реализации содержания этой работы используются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия: вечера вопросов и ответов, “круглый стол”, деловые игры, родительские собрания, устные журналы, встречи с интересными людьми, беседы, выполнение индивидуальных поручений, переписка, наглядная агитация.Необходимо помочь родителям ориентироваться в литературе по семейному чтению, увлечь обсуждаемой на встрече темой, расположить их к анализу распространенных стереотипов в воспитании, вызвать ассоциации с собственным опытом. Важно заинтересовать родителей, вызвать их на откровенный разговор, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Если воспитатель смог затронуть сознание и чувства родителей, то их можно считать союзниками, они уже никогда не останутся равнодушными созерцателями происходящего. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в детском саду и домаГлавная задача педагогов на третьем этапе – создание условий для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах. Совместные мероприятия педагогов, специалистов и родителей: родительские конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, педагогические советы, диспуты, кружки для родителей, тренинги и т.д. Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, утренники и праздники, концерты, викторины, спортивные соревнования, турпоходы, выпуск газет, выставки совместного творчества, тематические вечера, благоустройство ДОУ и территории и т.д. Не следует забывать и о наглядных формах работы: библиотеки, папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотовыставки, уголки для родителей.При тесном контакте со взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Причинами подобного родительского поведения, на наш взгляд, являются: неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу; педагогическая и психологическая неграмотность; нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания; нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка. Дискуссии, ролевые игры, творческие задания помогают понять, насколько важно помимо безусловной любви к ребенку иметь знания: основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком; правил основных игр для родителей и детей, имеющих в своей основе психокоррекционные принципы; как поступать в критических ситуациях. Так был организован детско-родительский клуб «Вырастайка». Участниками этого клуба являются дети 3-7 лет и их родители, педагоги, а также специалисты. ЦЕЛЬ: Преодоление барьера недоверия  родителей к ДОУ, установление и развитие доверительно-партнерских отношений между родителем и ребенком, семьей и педагогами, удовлетворить потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ, а так же осуществление адаптационных мер при переходе детей из домашней среды в ДОУ, пропаганда положительного опыта семейного воспитания.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КЛУБА:Изучение динамики детско – родительских отношений.Обеспечение эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях ДОУ и семьи;Оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, посещающим ДОУ в обеспечении всестороннего гармоничного развития;Психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;Проведение (в случае необходимости) комплексной профилактики и коррекции различных отклонений в физическом, речевом, психическом, социальном развитии детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ.Создание условий для реализации собственных идей родителей, способствующих проявлению творческих способностей, полноценного общения (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА1. Деятельность детско-родительского клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы. Встречи в клубе организуются 1 раз в месяц. 2. Деятельность детско-родительского клуба осуществляется на добровольной основе. Участники клуба имеют право давать рекомендации, выступать с предложениями.3. Непосредственное руководство детско-родительским клубом осуществляет заведующий ДОУ. Специалисты детско-родительского клуба ведут планирование и учет его деятельности с учетом индивидуальных и групповых запросов родителей воспитанников ДОУ, а также в соответствии с современными методическими требованиями.4. Функционирование детско-родительского клуба осуществляют специалисты ДОУ: воспитатели учреждения под руководством заведующего, старший воспитатель, учитель-логопед, медицинская сестра, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА Привлечение родителей к активному участию в жизни ребёнка не только дома, но и в детском саду.Оказание квалифицированной помощи родителям со стороны педагогов в вопросах:Реализации личностно – ориентированной позиции в воспитании детей;Формирования оптимальных детско–родительских отношений на основе продуктивной деятельности по изготовлению и дальнейшему использованию развивающих игр.Оказание помощи семьям в организации совместного с детьми содержательного и полезного досуга.НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА:Художественно-эстетическое (рукоделие, изобразительное творчество, музыка и театр, художественная литература и др.)Физкультурно-оздоровительное (физкультурно-спортивная деятельность, народные игры, туристические походы и др.)Познавательное.ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБАГрупповые (детско-родительские встречи - продуктивная деятельность и игры детей совместно с родителями);Подгрупповые (дискуссионно-практические встречи с родителями)Индивидуальные мероприятия для всех родителей: лектории, деловые игры, соревнования, консультации, тренингиЗАКОНЫ КЛУБАВ работе Клуба участвуют заинтересованные и активные родители.Мы учимся любить детей такими, какие они у нас есть.Каждый независимо от возраста имеет свою точку зрения.Важно и ценно для ребёнка чувствовать поддержку родителей. Вместе мы преодолеем все трудности.Учимся слушать и слышать друг друга в Клубе, дома, на улице.Темы встреч для клуба формируются по результатам диагностики, из запросов и интересов родителей. В круг актуальных вопросов, предлагаемые родителям входят: - возрастные особенности детей; - условия, необходимые для полноценного психологического развития; - адаптация к условиям ДОУ;- новообразования в развитии детей (кризисы одного, трех лет)- медицинская информация;- игры и упражнения для развития и обучения детей. Другими словами, родители должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д.), а так же о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил. ОСНОВНЫМИ ПРИНЦИПАМИ РАБОТЫ КЛУБА ЯВЛЯЮТСЯ:* принцип взаимодействия – подразумевает взаимную обусловленность, активность всех субъектов воспитательного процесса (ребёнок-педагог, родители-ребёнок, педагог-родители);* принцип доверительного сотрудничества – ребёнок осознаёт свою причастность к совместному делу, социальную востребованность;* принцип взаимного развивающего влияния. Работа клуба организована по трем этапам: Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей. Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал. Непосредственная работа “Родительского клуба”.Таким образом, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками дошкольного учреждения.В результате данной работы педагогов с родителями взрослые учатся признавать за ребенком право на собственное мнение, на собственный выбор. Это обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Родители осознают, что мир ребенка отличается от мира взрослых, приобретают навыки активного слушания, развивают умения разрешать конфликтные ситуации, безоценочно принимать собственного ребенка.Предполагаемый результат:* родители повысят свой уровень психолого-педагогической компетентности в создании условий для разностороннего развития личности ребенка * родители и дети приобретут практические навыки по изобразительной * деятельности в соответствии с возрастными возможностями детей * приобретут практические знания по гармонизации детско – родительских отношений, обогащение форм игрового взаимодействия в семье дошкольника. Организация и функционирование такого структурного объединения педагогов, детей и их родителей раскрывает качественно новые возможности, как для семьи, так и для детского сада. Семья дошкольника остро нуждается в компетентной помощи, а клубная работа – оптимальный вариант дифференцированного сопровождения и просвещения родителей.Список использованной и рекомендуемой литературы:Герасимова А. Уникальное руководство по развитию речи. М.: Айрис Пресс, 2005.Железнова Е. Музыка с мамой. Веселые пальчики. Развивающие музыкальные игры.Зубова О.М., Лукьянова Н.А. Клуб заботливых родителей // Справочник старшего воспитателя. 2010. №11. с.52Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей: Готов ли ваш ребенок к школе. Дельта: 1998.Пазухина И.А. Идем в школу с радостью // Дошкольная педагогика. 2010 №4. с. 53Попова М.Н. Навстречу друг к другу. Спб., 2001Райгородский Д.Я. Ребенок от рождения до подросткового возраста. Бахрах-М., 2011Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. СПб.: Кристалл, 1997.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X