Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 54974

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Котова Татьяна Владимировна

"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Поморья средствами этнографической культуры"

скачать документ

Вернуться назад

Статья : « Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Поморья средствами этнографической культуры».Автор: Котова Татьяна ВладимировнаМуниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Детский сад №49 «Белоснежка»Г.Северодвинск, Архангельская областьДолжность: воспитатель Современные концепции воспитания и развития ребенка, региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение элементов народной культуры в процесс развития ребенка (Федеральная программа «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства» 21.12.2017)Программа «Детство с родным краем» разработана в соответствии с федеральной программой «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства», ориентирована на формирование у ребенка ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Поморья рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного общества в формировании личности человека, продолжателя национальной культурной традиции, патриота своей Родины. По мнению немецкого педагога А. Дистервега состояние культуры данного народа является основой, базисом последующего развития. Однако, в настоящее время в стране наблюдается истончение культурного слоя. Это находит выражение в том, что родители ориентируют детей на материальные ценности, прививают интерес к культуре других стран, обесценивая самобытность и ценность национального достояния. При этом современные семьи имеют тенденцию к снижению воспитательного потенциала. Это нашло подтверждение в результатах исследования, осуществленного на базе МБДОУ № 49 «Белоснежка» города Северодвинска, целью которого было изучение состояния работы по приобщению к традициям предков в условиях семейного воспитания и практике работы ДОО, особенностей представлений краеведческих знаний и проявления интереса детей старшего дошкольного возраста и их родителей к традициям поморского народа.Анализ примерных образовательных «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева) и региональных программ «Любимый край Поморье» (Помелова Надежда Сергеевна, Харитонова Ирина Ивановна, Гладышева Любовь Валентиновна), «Поморочка» (Козлова Е.В.- муз., Рогозина И.А. – муз., Линькова З.Н. – зав., Зайцева А.И.- ст. восп.), «Северная жемчужина» (Мокроусова Л.И.), показал отсутствие единого подхода к содержанию краеведческих знаний, возрастной адресованности работы по ознакомлению с родным краем, недостаточную разработанность учебно - методического материала.С.А. Козлова, Е.И. Корнеева, С.Н. Морозюк, Э.К. Суслова доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности.Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн отмечают, что в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов.Психолого-педагогические и социологические исследования А.И. Захарова, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидовой, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова подтверждают, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства.Проблема: отсутствие у детей осознанного отношения к родному краю. Цель: приобщить детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Поморья средствами этнографической культуры, формировать творческую личность, способную хранить и развивать национальную культуру Нами была разработана программа «Детство с родным краем», которая , на наш взгляд, должна приобщить детей к культурному наследию Поморья.Методологическая основа программы построена на принципах национально-регионального компонента содержания образования, разработанные профессором Т.С. БуторинойПриродосообразностьКультуросообразностьНародностьГуманность Индивидуально-личностной ориентацииПреемственностиОтличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что расширено содержание, предложены методы, отвечающие современным концепциям образования, разработано учебно-методическое обеспечение, авторские игры и пособия по трем модулям программы. Содержание курса представлено 3 тематическими модулями : « История», «Культура», «Природа», каждый из которых реализует отдельную задачу. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Опыт реализации программы показал, что Дети имеют представление о климатических условиях, флоре и фауне родного края, о влиянии их на уклад жизни, быт и традиции поморов;Знают и называют северных писателей, краткое содержание прочитанных литературных произведений, рассказывают фольклорные произведения малых форм (притчи, пословицы, песни). Понимают и называют значение некоторых диалектных слов из «Поморской говори»;Знают и называют некоторые предметы старины, их функциональное значение;Самостоятельно мастерят некоторые игровые и обрядовые народные куклы Севера, используют их для игры;Создают творческие этюды с использованием фольклорных песен, закличек; используют элементы народного декоративно-прикладного творчества поморов для создания поделок, рисунков, аппликаций. Таким образом, программа «Детство с родным краем» является эффективным дополнением к уже имеющимся программам по нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения и может быть рекомендована к реализации в ДОО.Литература:Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий / авт. – сост. В. П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре // Справочник старшего воспитателя. 2011.-  №4. - С. 29 – 35.Ельцова О. М., Круглова Н. А. Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуре// Справочник старшего воспитателя. 2011. -  №5. - С. 24 – 33.Истоки русской народной культуры в детском саду / авт.-сост. И. Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт.-сост.В. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012.Поморская азбука/[авт.сост.: Тамара Зайцева; отв. Ред.: Тамара Лазаревская].- Архангельск: Лоция, 2015. – 60 с.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X