Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55445

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Заславская Елена Алексеевна

Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий»

скачать документ

Вернуться назад

МБУ ДО «Детская музыкальная школа Шахтерского района»Открытый урок по теме:«Работа над музыкальным образом в классе фортепианос применением традиционной и инновационных технологий»Автор -преподаватель по классу фортепиано Заславская Елена АлексеевнаВоркутаОткрытый урок по теме:«Работа над музыкальным образом  в классе фортепиано с применением традиционной  и инновационных технологий».Цель урока:Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.Задачи урока:Образовательные:Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (стаккато, нон легато), обучение выразительному исполнению;Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.Развивающие:Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;Развивать техническую оснащённость.Воспитательные:Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным  произведением.Вид урока: интегрированный.Форма урока:  урок с элементами исследования.Методы:СловесныйНаглядныйПрактическийРеализуемые технологии:Развивающего обученияТворческая лабораторияХудожественно-эстетическаяИнформационно-компьютернаяЗдоровьесберегающаяОборудование:ФортепианоСтулПодставка под ногиСборники нотИллюстрации и рисункиРусские народные сказкиНоутбукСинтезаторТаблицаПортреты композиторовОжидаемые  результаты:Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;У неё сформирован музыкальный образ;Ученица свободно и правильно  владеет штрихами и динамическими оттенками.План урока:Начало урока:-организационный момент;- сообщение темы и постановка задач;Основной этап:- теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности;- практическая часть: работа над произведением;Заключение:- рефлексия;- оценивание;- домашнее задание.№ п/пЭтап урокаПримечания1Начало урокаОрганизационный момент:- Здравствуй, Карина. Приготовь ноты, дневник, присаживайся.Сообщение темы и постановка задач:- Сегодня на уроке мы будем учиться создавать образ при помощи выразительных средств музыки.Приветствие.Настрой на работу.2Основной этапТеоретическая часть:Педагог: сегодня у нас не совсем обычный урок. Я хочу задать тебе несколько вопросов. Кто такой Модест Петрович Мусоргский?Ученица: я не знаю.Педагог: А Александр Лубянцев?Ученица: тоже не знаю.Педагог: Карина, а сказки ты любишь?Ученица: да, очень!Педагог: Тебе знаком такой персонаж как Баба-Яга?Ученица: мне мама много сказок читала, в которых есть Баба-Яга.Педагог: Да, конечно, ты знаешь о ней из детских книжек, иллюстраций, мультфильмов и кинофильмов. Именно поэтому мы с тобой и решили, когда выбирали произведение, что уж если этот персонаж нам так известен, то мы сможем хорошо сыграть музыкальное произведение о нём. Но сначала побольше узнаем о композиторе и этом сочинении. Помнишь, я тебе рассказывала, что А.Хевелев – известный пианист и педагог. Где он работал?Ученица: в консерватории в Ростове.Педагог: А когда была написана пьеса?Ученица: Хевелев написал много пьес, целый альбом, когда был маленький.Педагог: Да, в совершенно юном возрасте он был очарован «Детским альбомом» П.И. Чайковского, в котором есть произведение «Баба-Яга». Ты тоже играешь пьесу из «Детского альбома». Какую?Ученица: «Новая кукла».Педагог: Как ты думаешь, Карина, музыка точно передаёт образ новой куклы, что он выражает?Ученица: Этот образ выражает радость, кажется, что девочка танцует вместе с куклой. Музыка лёгкая, ласковая.Педагог: А ты знаешь, что к образу Бабы-Яги, такому знакомому и загадочному, одновременно обращались многие композиторы? Помнишь, в начале урока я тебя спрашивала о композиторе Мусоргском? Он написал целый цикл фортепианных пьес, в том числе Бабу-Ягу (слушаем). Даже симфоническое произведение есть под таким названием! И это произведение написал композитор Лядов, но потом ты сама послушаешь его. Это будет твоё домашнее задание.Ученица: Да, я обязательно поищу это произведение и послушаю его с мамой, мне очень интересно.Педагог: Я просила тебя нарисовать Бабу-Ягу, как ты её видишь. Покажи нам, пожалуйста, свой рисунок.Ученица: У меня получилось так.Педагог: Очень хорошо! Я тебе тоже кое-что приготовила (показывает иллюстрации). Когда П. И. Чайковский создавал своё произведение, он обращался к живописи и поэзии. Это будило в нём творческую фантазию и вдохновение для создания музыкального образа (слушаем отрывок). С помощью каких музыкальных средств передан характер?Ученица: Это мы с вами разбирали. Темп, штрих легато, крещендо, деминуэндо, музыка радостная – в мажоре, мелодия певучая, ритм как вальс.Педагог: Вот мы коснулись почти всех средств музыкальной палитры, т.е. средств музыкальной выразительности. А теперь вернёмся к Бабе-Яге и вспомним о наших задачах. Нам предстоит пройти свой путь при создании этого образа.  Хевелев написал это произведение, а ты попробуешь разобраться и донести, как исполнительница, как маленькая пианистка. Есть взрослые пианисты, они настоящие проводники музыки между композитором и слушателем. Со временем ты познакомишься с творчеством некоторых из них.        Практическая часть: Педагог:А теперь сыграй нам своё произведение «Баба-Яга» А. Хевелева.Ученица: исполняет произведение.Педагог: Спасибо. Я просила тебя дома ответить на ряд вопросов. Твои ответы будут служить нам опорой в создании музыкального образа. Давай поговорим о Бабе-Яге. Как она выглядит? Может это знатная дама или милая старушка?Ученица: Я думаю, что Баба-Яга – злая сгорбившаяся старушонка.Педагог: Опиши, какие у неё волосы?Ученица: У Бабы-Яги седые, торчащие с разные стороны, неопрятные космы.Педагог: А тембр голоса можно угадать?Ученица: Мне кажется, что у этого персонажа голос низкий, скрипучий; громкий крик переходит в зловещий шепот.Педагог: Ты очень точно передаешь словами описание Бабы-Яги. Молодец! А какая походка? Характер? Выражение лица?Ученица: Походка ковыляющая, Баба-Яга прихрамывает на одну ногу, шаркает. Характер у неё злобный, она колючая, упрямая. Выражение лица – пугающее.Педагог: Ты нарисовала образ Бабы-Яги словами, а теперь этот же образ ты передашь в музыке с помощью все тех же средств выразительности (таблица). Давай обратимся к нотам. Форма пьесы трехчастная. Что ты можешь о ней сказать?Ученица: В этой пьесе повторяются 1 и 3 части, а средняя часть отличается по музыке  – она яркая, более выразительная.Педагог: Мы сегодня много говорили о выразительных средствах, давай подробнее рассмотрим части пьесы. Внешний облик передается с помощью коротких мотивов, иногда прерывистых, маловыразительных и повторяющихся, что характеризует ещё и угрюмую, ушедшую в себя, сосредоточенную на своем деле особу. Интонации зловещие. Здесь важно хорошо прочувствовать характер, точно выполнять динамику, которая выписана композитором колоритно, и поработать над штрихом стаккато: чтобы было очень сухим, упругим, собранным. Для этого кончик пальца должен быть активным, кисть с пружинящим движением. Исполняется это очень близко к клавиатуре. При этом важно, чтобы движения были синхронные. Надо настроиться на широкое дыхание, не теряться в мелочах и не увлекаться игрой отдельных мотивов. В этом плане динамические оттенки опять приходят на помощь, и все это в миноре.Ученица: играет отрывок.Педагог: Дальше двигаемся. Проанализируем интервалы.Ученица: я помню, колючая секунда и тревожная упрямая кварта.Педагог: Молодец! Ты многое запомнила с предыдущих уроков.Ученица: Это потому, что мне интересно, а ещё я очень хорошо представляю себе Бабу-Ягу.Педагог: О чем же говорят нам интервалы?Ученица: Они показывают характер Бабы-Яги, она злая, упрямая, страшная.Педагог: Посмотри на клавиатуру. Какие регистры задействованы и для чего?Ученица: низкие ноты передают голос Бабы-Яги, она разговаривает почти басом.Педагог: А как помогает динамика?Ученица: она часто меняется, поэтому чувствуется тревожность.Педагог: Да, посмотри какой разброс от пиано до форте, частые крещендо и диминуэндо говорят о том, что Баба-Яга – неуравновешенная особа. Вот видишь, ты сама смогла все увидеть и понять. Давай рассмотрим вторую часть. Что сразу отличает её от первой?Ученица: Во второй части – аккорды, трудные и красивые, но я их уже выучила.Педагог: Я согласна, аккорды – тревожные, причудливые, волшебные – сразу понятно, что мы в сказке. Меняется фактура – она становится насыщенной, более густой. Кроме того, важную роль здесь играет ритм (ещё одно выразительное средство). На сцену выходит синкопа. Тут придется потрудиться. Покажи аккорды.Ученица: играет аккорды.Педагог: Хорошо, ты играешь достаточно ловко, но пока нет в игре свободы. Я советую тебе поиграть разными способами: цепочку главных аккордов; крайние звуки, обратные; в заключение – не глядя на клавиатуру. А над синкопой поработаем так:Вначале со счетом в ладоши;В ладоши на слух;Ладонью по колену;Ладонью по крышке;На клавиатуре;Все на одном движении.Ученица: выполняет упражнения.Педагог: Какую сцену мы здесь нарисовали?Ученица: Я думаю, что Баба-Яга колдует.Педагог: Конечно, она совершает какие-то магические ритуалы, какой-то волшебный обряд; прыгает, гикает, потрясает своей корявой клюкой в воздухе. Вот так аккорды и синкопа придали всему зловещий налет, погрузили нас в атмосферу страшной сказки. А в конце пьесы, в третьей части Баба-Яга уходит, и лишь издалека нам чудятся звуки, напоминающие о ней. Как ты думаешь, достиг композитор своей цели в раскрытии образа Бабы-Яги?Ученица: Да, конечно, очень здорово получилось!Педагог: Несомненно! А мы, чтобы ещё больше почувствовать тембральные краски, поиграем на синтезаторе.Ученица: пробует сыграть мотивы первой части и аккорды средней части на ситезаторе.Развитие познавательного интереса.Закрепление знаний полученных ранее, развитие памяти.Проверка эмоционального восприятия произведения ученицей.Расширение кругозора, развитие познавательного интереса.Воспитание эстетического вкуса, умения слушать и слышать классическую музыку.Формирование навыка самостоятельности в обучении.Проверка творческого домашнего задания.Развитие воображения.Повторение ранее изученного материала.Постановка цели дляизучения нового материала.Развитие речи, воображения.Формирование понятия «музыкальный образ».Формирование знаний о средствах музыкальной выразительности.Формирование  правильного туше.Закрепление пройденного,межпредметная связьс сольфеджио.Расширение представлений учащейся о возможностях фактуры и средств музыкальной выразительности.Преодоление технических неудобств.Работа над ритмической точностью.Воспитание прилежания в освоении исполнительского приема.Эмоциональное раскрытие образа для выявления общей кульминации произведения.Первичная проверка усвоения нового материала.Развитие внутреннего слуха, поиск новых тембральных красок.3ЗаключениеРефлексия:Педагог: Чем мы занимались сегодня на уроке?Ученица: создавали музыкальный образ Бабы-Яги.Педагог: Что нового ты узнала? С чем познакомилась? Чему научилась?Ученица: Я узнала, что Бабу-Ягу изображали такие композиторы, как Чайковский, Лядов, Мусоргский и Хевелев. Познакомилась с произведением Мусоргского. Научилась с помощью средств музыкальной выразительности передавать образы персонажей. Теперь я смогу дома работать над выразительностью образа Бабы-Яги. И ещё я заметила, что в музыкальных произведениях о Бабе-Яге все композиторы использовали штрих стаккато, наверное, потому что он передаёт слушателям тревожность.Оценивание:Педагог: Карина, ты хорошо поработала дома и на уроке, подумала над образом Бабы-Яги, вспомнила средства музыкальной выразительности, разобралась с текстом, нарисовала рисунок, поупражнялась над отдельными элементами произведения. Сегодня за урок я тебе ставлю хорошую твёрдую пятёрку!Домашнее задание:Педагог:Послушаешь симфоническую сказку А. Лядова, познакомишься с тембрами музыкальных инструментов симфонического оркестра;Поработаешь над точным исполнительским приёмом стаккато;Поиграешь и поучишь аккорды разными способами;Организуешь синкопу;Добивайся в нужных местах синхронной игры стаккато двумя руками.До свидания, на следующем уроке нас также ждёт интересная работа!Подведение итогов урока.Закрепление знаний.Формирование умения делать выводы, обобщения.Постановка перспективных целей для дальнейшей работы.Комментарии педагога к работе ученицы, обоснование оценки.Постановка задач для отработки приемов, рассмотренных на уроке.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X