Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55413

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Федорук Алла Борисовна

Семья ребенка с ОВЗ и формы работы с ней

скачать документ

Вернуться назад

«Семья ребенка с ОВЗ и формы работы с ней».Федорук Алла БорисовнаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 г. Ноябрьск (МБОУ СОШ №9), учитель-логопед. Развитие ребенка с ОВЗ в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, разнообразии воспитательных воздействий. В нормальных условиях ребенок является источником большого числа стимулов, благодаря своей подвижности, забавности и т. п. Ребенок с ОВЗ тоже неиссякаемый источник стимулов, только качество их совершенно иное, чем в первом случае. Ребенок с ОВЗ требует больше механической работы, монотонного ухода и присмотра, а отклика со стороны ребенка, радостной удовлетворенности бывает гораздо меньше, это приводит к одностороннему утомлению, даже изнурению. Надо стараться разделить обязанности в семье, и общество должно внести свой вклад. Семьи выбирают инклюзивные школы для того, чтобы их дети могли расширить свое общение с типично развивающимися сверстниками, а также получить возможность общаться с другими родителями и учителями. Высокая положительная оценка со стороны педагогов школ усилий семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями служит разработке механизмов эффективного сотрудничества семьи и школы. Для этого, прежде всего, необходим эмоциональный контакт, доверие, уважение и принятие, поддержка родителей и учет их мнения. Консультативная, профилактическая и просветительская работа с семьей строится на идее сотрудничества, увеличения ее воспитательных возможностей, установления гармоничных детско-родительских отношений. Задачами этой работы являются изменение психологических установок родителей на роль семьи в образовательном процессе; изменение стиля взаимоотношений с ребенком; более широкое использование педагогических возможностей семьи. Кроме этого, социальная работа предполагает знакомство учащихся и родителей с их правами и обязанностями, законодательными документами, а также – информирование об общественных и государственных организациях, имеющих отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья, как в России, так и за рубежом. Педагоги оказывают конкретную практическую помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, при оформлении инвалидности и приобретении специальных средств для обучения детей (тифло- и сурдотехника). Иначе говоря, педагог служит связующим звеном между детьми и взрослыми, обеспечивает атмосферу социально-психологического благополучия в образовательном учреждении, привлекает родителей и общественность к организации и проведению социально значимых мероприятий. Основной целью работы с семьёй является создание благоприятных условий для личностного развития всех членов семьи (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка и его окружения от негативного воздействия различных факторов на личностное развитие. Деятельность специалистов с семьей протекает по трем направлениям: образовательное, психологическое и посредническое. Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи. Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию. Такая поддержка с позиции педагога, направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным. Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга. Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Кроме того, цель педагогов заключается в том, чтобы не только продуктивно сотрудничать с отдельными семьями, но находить новаторские способы взаимодействия всех семей. В инклюзивных школах учителя разрабатывают механизмы эффективного партнерства школы и семьи, которые связывают семьи и школу и, в конечном счете, помогают всем детям учиться и добиваться успеха. В отличие от многих программ сотрудничества, которые ориентированы на нужды семей со средним и высоким достатком, работники инклюзивных школ принимают во внимание все семьи и используют методы работы, позволяющие семьям с любым доходом участвовать в жизни школы.Среди таких методов можно отметить:- поддержку института семьи в школьной системе;- посредничество между семьями и различными социальными учреждениями;- предоставление семьям информации для возможности осознанного выбора;- использование лексики, свободной от профессионального жаргона и понятной родителям;- помощь с проездом членов семьи к месту проведения школьных мероприятий;- проведение мероприятий и собраний недалеко от школы и места проживания семей;- альтернативные варианты работы с ребенком;- организацию мероприятий, при которой дети не отделены от родителей во время их проведения. Формы взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования:1. Непосредственная работа с конкретной семьей:- педагог обращает внимание на внешний вид и окружение дома, подъезда, квартиры в случае домашнего визитирования;- встречаясь с семьей, старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи;- узнает от родителей о потребностях проблемах и ресурсах;- спрашивает о внешкольных занятиях ребенка (если тот достиг школьного возраста);- отвечает на вопросы родителей;- наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;- демонстрирует стратегию поведения, обучения, решения проблем. В рамках этой же тактики родители наносят визит педагогу (или педагогам) и в ходе его:- родители наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования);- педагог отвечает на вопросы родителей, объясняет;- педагог наблюдает, как родители обращаются с ребенком;- педагог организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это непосредственно может помочь семье;- предлагает родителям заполнить карты, схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами;- родители посещают школьные консилиумы и к комиссии;- родителям представляется письменный отчет результатов тестирования или оценивания.2. Опосредованная работа с конкретной семьей:- информация и обмен комментариями осуществляются через специально организованный дневник, куда родители и соц. педагог вносят записи, например, каждую неделю или две;- домашний дневник наблюдений анализируется при встрече;- результаты проведенной реабилитационной работы представляются в отчетах, (раз в полгода);- педагог, привлекая других специалистов организует письменные извещения, информацию для родителей;- контакты по телефону;- родители берут в библиотеке книги, учебные пособия на дом по рекомендации педагога;- родители заполняют карты, вопросники, схемы развития способностей ребенка;- рекомендуются занятия на выходные дни, предоставляется информация о возможностях отдыха;- родителям предоставляется возможность знакомиться с содержанием папки материалов по их ребенку.3. Непосредственная работа с группой родителей:- встречи с родителями, обмен информацией, отчет о ходе проделанной работы и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;- выступления на встрече родителей и ответы на их вопросы;- организация семинаров для родителей, выступлений, бесед,ролевых игр;- организация специального курса для родителей по той или иной тематике;- привлечение родителей к подготовке и проведению культурно-массовых мероприятий;- интервьюирование родителей об их отношении, дальнейших ожиданиях оказываемой помощи.4. Опосредованная работа с группой родителей:- предоставление родителям информации о том, как, на каких условиях и в каких случаях обратиться к конкретным специалистам (психолог, педагог, заместитель директора по воспитательной работе, директор);- организация выставки книг, методической литературы в кабинете или «уголке» для родителей;- подготовка буклета, объясняющего процедуру тестирования, оценивания того, как интерпретируются результаты;- выдача родителям книг на дом;- подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;- передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей;- организация стенда или доски объявлений там, где родители ожидают детей.5. Развитие контактов между семьями:- организовать посещение опытными родителями семей, где появился ребенок, нуждающийся в помощи;- помочь в организации ассоциации или группы самопомощи родителям;- приглашать отцов для помощи в работе по починке или наладке чего-либо;- добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школы;- помогать родителям в организации клубов по интересам и мероприятий для детей.Список литературы1. Апросинкина Н. В. Формы работы с родителями в условиях инклюзивного образования /http://festival.1september.ru/articles/637919/2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющимиограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования/авт.сост. М. М. Панасенкова. – Ставрополь: СКИРО ПК иПРО,2012. – 46 с.3. Коноплева А. Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. Минск, 2003 / http://pedlib.ru/Books/ 5/0021/5_00214. Сунцова А. С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебноепособие. − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. − 110 с.5. https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X