Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55445

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Панчикова Любовь Александровна

«Формирование у детей первичных представлений об истории Великой Отечественной войны посредством музейной педагогики».

скачать документ

Вернуться назад

12.05.2020г.Статья «Формирование у детей первичных представлений об истории Великой Отечественной войны посредством музейной педагогики». Автор: Панчикова Любовь Александровнагосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Панчикова Василия Ивановича с. Богдановка муниципального района Нефтегорский Самарской области (ГБОУ СОШ с. Богдановка)Воспитатель первой квалификационной категории«Формирование у детей первичных представлений об истории Великой Отечественной войны посредством музейной педагогики» Автор: Л.А. Панчикова воспитатель первой квалификационной категории Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольного образования, т.к. дошкольный возраст — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.   К сожалению, современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы нравственных качеств ребёнка. Историческое прошлое  без  темы войны будет не  полным представлением  истории нашего государства. В рамках подготовки к празднованию великой даты – 75-летия Победы в Великой Отечественной войне воспитание патриотизма у детей приобретает особое значение. Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа. Великая Отечественная война, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей. Для наших детей Великая Отечественная война – далёкая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времён, семейная нить прервётся. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: что они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далёким военным событиям. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как берегли и защищали её наши предки, наши деды.   Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Наша обязанность – помочь сохранить память об исторических фактах, героических поступках защитников нашей Родины. Создание мини-музеев в дошкольном учреждении – одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Мини-музей «Память о войне» - это первая ступенька приобщения дошкольника к бережному отношению к наследию Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. Педагоги нашего детского сада считают главной задачей мини – музея духовно - нравственное воспитание дошкольников через развитие эмоционально – познавательной сферы детей. Назначение мини - музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы сформировать у детей первоначальные представления о героическом прошлом нашей Родины, воспитать чувство гордости за свою страну, уважения к памяти погибших героев, к ветеранам войны, развить осознанное отношение к празднику Победы как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники имеют возможность не только рассмотреть книги и репродукции, но и познакомиться с подлинными предметами и вещами, поразмышлять. В ходе педагогического процесса в рамках музейной педагогики ребёнок заинтересованно воспринимает разнообразные события и факты истории родной страны и соотносит их с собственным, хотя и небольшим жизненным опытом. Уже с 4-5-летнего возраста ребёнок в состоянии выслушивать и запоминать истории о героизме и патриотизме русского народа, рассматривать картины, посвящённые этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно делать выводы. Организация работы по патриотическому воспитанию на основе исторических событий Великой Отечественной войны очень сложна, исторический материал труден для восприятия дошкольников. Поэтому весь материал был адаптирован к возрастным особенностям дошкольников и давался через комплекс различных форм образовательного процесса: Организация интерактивных выставок, экскурсий; Реализация совместных проектов (детских, семейных, межгрупповых);Организация праздников (с привлечением работников культуры)Проведение тематических занятий, бесед.Работа с родителями (творческие клубы, семинары, встречи, гостиные). Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Как и без знания традиций своего народа нельзя воспитать настоящего человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. На наглядных примерах дети получают знания и понимают, какое нужно было мужество и героизм русских солдат в годы ВОВ. Музей же способен обогатить ребёнка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представлениями о мире, поэтому современные родители стремятся к более раннему приобщению детей к музею. Таким образом, на вопрос "Зачем это необходимо детям?" можно ответить следующее: совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса. В мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда. Разрушение до основания не продуктивно и расточительно, такой подход обессиливает народ и ведёт к исчезновению сначала культуры, а затем и его самого.  Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребёнка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию. Музейная информация может быть активно освоена в процессе игровой деятельности. Игра в жизни дошкольников – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами: пробуждается творческое начало, развивается воображение. В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети особенно расположены к общению. Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний, выступает творческая работа как самый естественный для детей способ освоения информации. Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:- заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать своё название, загадку, сочинить сказку и т. д.)Содержание экспозиций музейной комнаты помогают раскрыть многие исторические моменты героического прошлого. Содержание проведённых мероприятий позволяют формировать у детей нравственные ценности патриотической направленности: у девочек воспитывается милосердие, сострадание, у мальчиков формируется стремление быть сильными и смелыми защитниками своей страны. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею. У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.Таким образом, на вопрос "Зачем это необходимо детям?" можно ответить следующее: совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса. В мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда. Разрушение до основания не продуктивно и расточительно, такой подход обессиливает народ и ведёт к исчезновению сначала культуры, а затем и его самого.  Время неумолимо бежит вперёд, очень мало осталось ветеранов войны, непосредственных участников событий. Возраст и здоровье не позволяют им часто встречаться с детьми, самим рассказать о войне. Поэтому мы, старшее поколение, обязаны это сделать. Пока жива память о жертвенном подвиге нашего народа, о несгибаемой воле старших поколений, о мужестве и героизме защитников родной земли, мы будем единой семьёй наследников Победы. Пусть для нас и наших детей истинная любовь к своей Родине будет самым главным ориентиром, а Великая Победа навсегда останется символом ратной доблести и духовного величия!

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X