Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55413

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Кононова Екатерина Николаевна

Душевный разговор

скачать документ

Вернуться назад

Семинар-практикум для заместителей директоров по ВР ОУ «Душевный разговор»Кононова Екатерина Николаевна,педагог-психолог, заместитель директора по ВР,МБОУ «СОШ №1» г. Глазова, УР. Статья актуальна для заместителей директоров ОО, педагогов-психологов, учителей-предметников, социальных педагогов. В статье подчеркивается учащение случаев суицидального поведения среди детей и подростков. Раскрываются ситуативные и поведенческие признаки суицидального поведения. Приводятся основные мифы (заблуждения), касаемые суицидов. Предлагаются ключи к установлению эмоционального контакта родителя (взрослого) с ребенком.Ключевые слова: словесные признаки самоубийства, поведенческие признаки самоубийства, ситуативные признаки самоубийства, техника активного слушания, методика «Я – высказывания». Работа семинара начинается с просмотра социального ролика «Я больше не хочу жить».Вступление:Человеку даруется жизнь.Перед ним открывается вечность.Находясь в теплых любящих руках родителей, ребенок учиться жить, чувствовать. Он узнает и познает мир.Но в жизни каждого ребенка есть слезы, обиды, разочарования.Ребенок становиться злым, несчастным, непонятым, непринятым.Он растет, и вместе с ним растут его слезы, обиды, разочарования.Не понят, не принят, отвергнут.И всего этого много, много и невыносимо тяжело.Он ищет поддержки, заботы, любви и участия.Отчаяние тяготит,  и он принимает решение, не найдя выхода он…Стоя перед пропастью, он делает шаг,  и Вы, Вы шагаете вместе с ним.Он ушел, он…а Вы…Вы остались. (пауза)«…Черным стал февраль в одной из школ республики Марий Эл. Два подростка, покончили жизнь самоубийством… Родители и педагоги школы до сих пор не могут понять данный поступок…»«…В пригороде Токио семеро подростков совершили групповое самоубийство. Тела юношей и девушек были найдены в автомобиле…За последние десять лет в Японии отмечено несколько аналогичных случаев… Похоже, групповые самоубийства превратились в страшную «моду» у  тинейджеров.»«…В Благовещенске покончили с собой две школьницы, 14 и 16 лет, выбросившись с двенадцатого этажа многоэтажного здания… Обе девочки скончались на месте».Слыша такие новости, мы с вами впадаем в шоковое состояние, либо возмущаемся  имеющимся фактам.Но мало кому приходит в голову попытаться понять и принять подростков. Попытаться разобраться, а что же происходит и как помочь подростку.Формулировка цели – сегодня речь пойдет о страшном явлении среди детей и подростков – о суициде, а также о том, почему это происходит, как предупредить данное явление. Мы с вами рассмотрим причины, признаки и характер подросткового суицида; задумаемся и оценим взаимоотношения со своим ребёнком; попробуем разобраться, как уважать личность подростка, понимать его проблемы и оказывать ему первую скорую помощь.Для начала – сухая, безжалостная статистика: около миллиона человек ежегодно сводят счеты с жизнью, иначе, каждые сорок секунд в мире кто-то убивает себя по самым разным причинам.В среде подростков суициды особенно распространены: у них это третья по частоте причина смерти, самоубийства уносят больше жизней детей, чем преступления.В России частота самоубийств одна из самых высоких в мире – 38 человек на 100 тысяч населения. Причем цифра эта не меняется уже последние 10 лет. А, начиная с 2003 года наша страна стала лидером и по числу самоубийств среди юных граждан. Семь российских подростков ежедневно лишают себя жизни. Добровольно с жизнью расстаются около 2500 несовершеннолетних россиян в год.Работа по обсуждению мифов о суициде и суицидальных попытках (11 мифов), можно выбрать любые несколько. Для обсуждения задействованы флажки разных цветов: красный – «не согласен», зеленый – «согласен», желтый – «готов дискутировать». Ведущий семинара зачитывает миф, участники «голосуют» флажками, идет обсуждение.Признаки готовящегося самоубийстваВосьмилетний мальчик, который пытался повеситься на собственных колготках, но вовремя был вынут из петли, рассказывал, что решился умереть потому, что не было никакой другой возможности убедить родителей не отправлять его в детский дом. Родители, впрочем, этого делать не собирались: его просто пугали — очень уж часто на него жаловались в школе. «Понимаете, — говорит мальчик, — иначе на них подействовать было невозможно. Я уж и прощения просил, и ревел, и ругался, и скандалил, — не слышат, и все. В детский дом, говорят, сдадим - будешь знать». — «И ты решил умереть? А что это такое, по-твоему, — умереть? Что потом будет?» — «Ну, если я умру, мама тогда уже точно поймет, что в детский дом меня сдавать нельзя, и все будет хорошо». — «Когда?» — «Когда смерть кончится».По счастью, его из петли вынуть успели.Что же происходит с родителями, если собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они так глухи, что сыну пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи?Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.Родители часто не замечают ОЧЕВИДНОГО:Идет разбор основных Признаков готовящегося самоубийстваЕсли человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.Словесные признаки Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»;«Я не могу так дальше жить».Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».Много шутить на тему самоубийства.Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.Поведенческие признакиРаздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как: в еде — есть слишком мало или слишком много; во сне — спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде — стать неряшливым; в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.Ситуативные признакиЧеловек может решиться на самоубийство, если:Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.Предпринимал раньше попытки суицида.Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).Слишком критически настроен по отношению к себе.5. Если школьник склонен к самоубийствуЕсли замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.Давайте обратимся к презентации, рассмотрим фотографии. Что вы на них увидели? Свои ощущения?Как не жаль, но мы теряем друг друга, находясь на расстоянии вытянутой руки! Мы ускользаем от реальной жизни! Мы не слышим друг друга, мы не чувствуем друг, мы разучились разговаривать друг с другом в «живую». 4. Разговор о двух тактиках, которые помогут педагогическим работникам, так и родителям, установить контакт с подростком.Упражнение «Чтобы сохранить детскую жизнь»: Техника активного слушания: кто слышал или пользуется ею в своей жизни?Активное слушание — это вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. Ведущий раздает участникам памятки «Приемы активного слушания»: Приемы активного слушания 1. Доброжелательный настрой.2. Кивание.3. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному. 4. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.5. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать. 6. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.7. Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне.8. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.9. Использование междометий «да», «ага», «угу» и пр.10. Принятие позы внимания и заинтересованности (легкий наклон в сторону собеседника, открытая или нейтральная поза, зрительный контакт).11. Использование вопроса – «эхо». Не бойтесь повторять за ребенком его собственные слова и фразы, но обязательно перефразируйте их, чтобы не быть похожим на попугая. Начинать повтор фразы лучше со слов: «Ты считаешь..» Тренировка знаний на ситуационной задаче: Ситуация: Мама, со мной никто не дружит (не играет)!»Упражнение «Скорая помощь ребенку»:Техника «Я - высказывания»Для освоения данной техники важно научиться хорошо осознавать происходящее с Вами прямо сейчас, в данный момент.Рассмотрим схему "Я – высказывания"."Я – высказывание" включает в себя не только название чувств, но и указания на условия и причины, которые их вызвали.Схема "Я – высказывания":1. описание ситуации, вызвавшей напряжение:"Когда это происходит…"2. Точное называние своего чувства в этой ситуации:"Я чувствую…(недоумение, раздражение, беспомощность и т.д.)""Я не знаю как реагировать…"3. Называние причин этого чувства:"Потому что…""Ведь я…"4. Предложите конструктивный выход из ситуации на будущее: «Мне бы хотелось в следующий раз...,давай договоримся...»Отработка навыков на примерах:«Ты - высказывание» / «Я - высказывание»* Ты никогда меня не слушаешь! / Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.* Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? / Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.* Вечно ты хамишь! / Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.* Ты всегда ужасно себя ведешь! / В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.* Ты всегда без спросу берешь журнал со стола! / Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.5. Работа в парах: Заполните таблицу№СИТУАЦИЯТЫ-СООБЩЕНИЕЯ-СООБЩЕНИЕ1.Вы в который раз зовете ученика подойти  к вам. Он отвечает «сейчас»,-и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.«Да сколько же тебе раз можно говорить». «Меня сердит, когда ты не слушаешься».2.У вас важный разговор с коллегой. Ученик  то и дело вас прерывает.«Ты не можешь заняться чем-нибудь другим! Не мешай разговаривать».3.Вы приходите домой усталая. У вашего сына-подростка друзья, громкая музыка. Вы испытываете чувство обиды.«Тебе не приходит в голову мысль, что я могу быть уставшей» «Уберите за собой посуду».4.Ученик целый день дуется, уныл и невесел. Классному руководителю не известна причина.«Хватит дуться! Или разговаривай нормально или иди домой  и там дуйся»5.Строгий учитель занизил оценку и не объяснил причину.«Я все ответил. Вы несправедливы».6.Ученица  обещала полить цветы. Но начинать работу она так и не думает.«Ты целый день бездельничала и не выполнила обещанного».7.Сын просит,  чтобы родители взяли его с собой в кино. Но в течение нескольких дней не убирает в своей комнате. Хотя по этому поводу есть определенная договоренность.«Ты не заслуживаешь, чтобы пойти в кино. Ты не выполняешь свои обязанности».Рекомендации для участников, родителей:Как организовать диалог? Чтобы между воспитателем и подростком возникло диалоговое взаимодействие, выполняйте следующие условия:- Если вы задаёте вопрос, подождите, пока ваш подросток не ответит на него.- Высказав своё мнение, поинтересуйтесь мнением ребят.- Если вы не согласны, аргументируйте. Поощряйте поиск аргументов подростка.- Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать всё "коммуникативное пространство".- Чаще повторяйте фразы: "Как ты сам думаешь?", "Мне интересно твоё мнение. Почему ты молчишь?", "Ты согласен со мной? Почему? Докажи, что я не права".проявляйте терпимость: не прерывайте ребёнка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего – помочь ребёнку в выражении, высказывании своих проблем;не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте – это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал.не обвиняйте – не говорите, что всё произошло из-за недостатков ребёнка, и не обвиняйте кого-то ещё в том, что случилось;не придумывайте – не говорите ребёнку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;не защищайтесь – сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребёнок;не характеризуйте – не описывайте личность ребёнка, тем более говоря "ты невнимателен, эгоистичен, неопытен, молод и т.п., старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;не обобщайте – избегайте использования слов "всегда", "никогда" в описании поведения ребёнка, приводите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребёнком хорошо помните.Покажите ребёнку, что вы его поняли. Перескажите своими словами его мысли, начиная со слов "Как я тебя поняла…", "По-твоему мнению…", "Ты считаешь…", "Ты, наверное, расстроен тем, что…".Попытайтесь вместе с ним определить, что следует делать. Лучше, если это будут "пошаговые" действия (во-первых, во-вторых и т.д.)Утолите "тактильный голод" ребёнка – обнимите, прижмите его к себе, потормошите. Это способствует появлению у него чувства защищённости, уверенности в себе.Источники:Интернет ресурс - https://psy-pro.livejournal.com/1137385.htmlИнтернет-ресурс - https://fb.ru/article/407562/priznaki-suitsidalnogo-povedeniya-simptomyi-kak-raspoznat-vyiyavlenie-lechenie-i-profilaktikaИнтернет-ресурс - https://constructorus.ru/samorazvitie/texnika-ya-vyskazyvanie.htmlИнтернет-ресурс - https://www.psychologies.ru/roditeli/kak-naladit-emotsionalnyiy-kontakt-s-rebenkom/

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X