Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55429

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Галина Анатольевна Беленко

Эффективные приемы и упражнения, помогающие улучшить грамотность школьников, на уроках русского языка

скачать документ

Вернуться назад
Беленко Галина Анатольевна
ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28»
Эффективные приемы и упражнения, помогающие улучшить грамотность школьников, на уроках русского языка

В данной статье мне хочется затронуть такую тему как преподавание русского языка для детей с ОВЗ. Как известно у детей могут быть тяжелые заболевания нервной системы, могут быть психические и речевые нарушения. Все это приводит к тому, что этим детям очень сложно дается обучение в школе, поэтому учителя должны осваивать методы и приемы работы, которые помогут данной категории детей. Если правильно подобрать приемы и методы преподавания, то дети поверят в свои силы и процесс обучения пройдет для них значительно легче.
Как показала практика работы с такими детьми, очень хорошие результаты дает методика обогащения словарного запаса учащихся, которая основывается на ряде дидактических принципов. Вот важнейшие из них:
- экстралингвистический, отражает воспитывающий характер обучения в школе. Новые слова пополняют знания учащихся о мире, сферах жизни и деятельности человека. Поэтому словарная работа должна строиться на таком материале, который оказывал бы влияние на формирование личности человека, его нравственных качеств, его мировоззрения.
Данный принцип отражает также общедидактические требования систематичности и доступности обучения, развития интереса к знаниям, связи обучения с жизнью, которые конкретизируются в следующих методических рекомендациях:
А) работа по обогащению речи учащихся проводится систематически, при изучении всех разделов программ и органически включаться в содержание и структуру каждого урока;
Б) при отборе слов для активного усвоения и приемов словарной работы необходимо учитывать возраст учащихся и уровень их речевого развития.
В) следует всей системой работы развивать у детей с ОВЗ обостренный интерес к новым словам, вызывать желание узнать их значение;
В) словарная работа должна обеспечивать осознание детьми важности и нужности пополнения своего словарного запаса.
Мне кажется, что нельзя забывать о синтагматическом принципе, который при проведении словарной работы и обогащении активного словарного запаса детей имеет большое значение. Детям, когда они усвоили значение слов и их написание, интересно будет прохождение словарной работы с учетом семантических отношений, в которых находятся данные слова, особенно их отношения в тексте. На лексическом уровне показательны отношения многозначных слов с другими словами, их соседями: в зависимости от того, с каким словом сочетается многозначное слово, проявляется его значение. Дети очень активно принимают участие в такой работе. Это способствует увеличению интереса к учебе. Во время урока я применяла эти принципы и увидела, что у детей проявлялся интерес, они лучше запоминали эти слова и охотнее обучались работе с текстом.
Так же, активно использую в работе с детьми с ОВЗ функциональный принцип, который заключается в требовании проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся с учетом основной функции языка – коммуникативной, функции общения. Но, конечно же, нельзя обойти вниманием контекстный принцип, который дает опору на контекст, при изучении многозначных слов. Это особо интересно детям, так как они активно включаются в работу с многозначными словами. Ребята активно составляют небольшие тексты с изученными словами и «играют» изменением их значений в контексте.
Хотелось бы немного рассказать об упражнениях, которые оказались наиболее эффективными при проведении словарной работы на уроках русского языка.
Во-первых, это составление словосочетаний, предложений и связного текста. Данный вид упражнений помогает формированию умений свободно владеть системным объединением слов. Так же этот вид работы помогает детям начать разбираться в смысловом сочетании слов.
Что мне особо нравится, при данном виде работы способствует формированию умений свободного владения системными объединениями слов, соотносительными языковыми средствами, формированию навыков нормативного, точного словоупотребления и сочетания слов по смыслу.
При выполнении данного вида упражнений реализуются все словарные умения учащихся.
Детям легче даются связные высказывания, которые составляются ими в форме описания, рассуждения или повествования. Ребята более активно учатся комбинировать типы речи, включают диалоги и монологи.
Следует отметить, что выполнение данных упражнений требует использование толковых словарей и лингвистической научно-популярной литературы. Это содействует обогащению словарного запаса учащихся, формированию умений осмысленного владения лексическими средствами, укрепляет взаимосвязь между лексическими знаниями учащихся и их умением пользоваться лексическим запасом языка.
Таким образом, словарная работа на уроках русского языка играет очень большую роль для развития активного словарного запаса детей с ОВЗ. Ребята, постепенно запоминая значения слов, учатся применять их в речи. Благодаря этому они становятся более уверенными в себе. В письменных работах исчезают орфографические ошибки потому, что учащиеся запоминают написание данных слов. Улучшается устная речь учеников.
Итак, существует еще много приемов и упражнений, которые разработаны российскими педагогами. В данной статье я описала лишь самую маленькую часть того, как я на своих уроках провожу словарную работу. За все время своей работы с детьми с ОВЗ, я поняла, что это особенные дети, которым нужно помочь освоиться в мире слов, чтобы они поняли, что русский язык не только сложный, но и очень красивый.


Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X