Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55425

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Ильницкая Анна Ивановна

Сказкотерапии как средство профилактики эмоциональных нарушений у дошкольников

скачать документ

Вернуться назад
«Сказкотерапии как средство профилактики
эмоциональных нарушений у дошкольников»
Ильницкая Анна Ивановна
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №40 комбинированного вида (ГБДОУ № 40)
г. Санкт-Петербурга, Колпинского района.

Самообразование по теме
«Сказкотерапии как средство профилактики
эмоциональных нарушений у дошкольников»
Ребенок уже в старшем дошкольном возрасте приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции. В этот период, происходит переоценка ценностей, что ведет к сильным переживаниям, формируется отношение к себе, своим успехам, своему положению, к пониманию того, что он зависим от огромного потока информации. А он уже в свою очередь требует от ребенка выполнения множества социальных задач.
У ребенка появляются психологические нарушения эмоционального состояния, из-за этого возникает тревожность, неуверенность в себе, повышенное беспокойство.
Большое влияние на состояние дошкольника оказывают проблемы социальной адаптации, успешной деятельности, как в ДОУ, так и в повседневной жизни.
Исходя из этого, можно сказать, что эмоциональные нарушения у дошкольников являются актуальной проблемой.

Цель:
Профилактика эмоциональных нарушений у дошкольников.

Задачи:
-Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической и психологической наук, новых педагогических технологий;
-регуляция самооценки, нейтрализация психологических проблем (страхи, враждебность, гиперактивность);
-формирование богатой, образной речи, совершенствование коммуникационной сферы ребёнка;
-решение проблем социальной адаптации, воспитание безопасной модели поведения, культуры здорового образа жизни.
-раскрытие и активизация творческого потенциала;
-развитие фантазии и образного мировосприятия;
-знакомство с миром общечеловеческих ценностей, вековой народной мудростью, приобщение к бытовой культуре и опыту предков.

Формы проведения:
Непосредственно образовательная деятельность.
Коррекционно-развивающая работа.
Творческая деятельность.

Методы и приемы проведения:
1.Игровые: игры-драматизации, режиссёрские игры, сюжетные, подвижные игры, дидактические игры, игровые проблемные ситуации.
2.Словесные: беседа, художественное слово, вопросы, составление сказок по картинам и иллюстрациям, словотворчество.
3.Наглядные: иллюстрации и картины, мультимедийные презентации, видеофильмы, наблюдения, игровые персонажи.
4.Практические: моделирование сказок.

Принципы работы со сказкой:
1. Принцип осознанности.
Важно показать место и назначение каждого персонажа сказки, что одно событие связно с другим, даже если вначале это незаметно.
2. Принцип реальности.
Каждая сказочная ситуация – это определенный жизненный урок, поэтому необходима кропотливая проработка сказочной ситуации, и понять, как сказочный сюжет можно применить в реальной жизни, в конкретных обстоятельствах
3. Принцип жизненной силы (поиск резерва и ресурса).
4. Принцип многогранности.
Рассмотреть одну и ту же сказочную ситуацию с разных сторон т.к. одно и то же событие или ситуация могут иметь несколько смысловых связей.
5. Принцип связи с реальностью.

Ожидаемые результаты:
-снижение уровня негативных эмоциональных проявлений у воспитанников;
-умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих;
- само регуляция;
-формирование социальных навыков;
-совершенствование волевых качеств;
-повышение педагогической культуры родителей, позитивное развитие детско-родительских отношений.

План по самообразованию
Этапы работы Содержание работы Сроки выполнения

Информационно-ознакомительный
1.Изучение научной, методической литературы.
2. Работа с интернет - ресурсами. Изучение передового опыта педагогов, просмотр мастер-классов.
3.Анализ и обобщение теоретических знаний
4.Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, дидактических игр, разработка бесед, рекомендаций для родителей.
август – сентябрь, в течение года

Практический
-беседы с детьми;
-дидактические игры;
-настольные игры;
-психогимнастика;
-подвижные игры;
-пластические этюды;
-игры-драматизации;
-НОД;
-экскурсии в детскую библиотеку;
-фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия;
-прослушивание сказок в аудиозаписи;
-показ настольного театра;
-проведение совместных мероприятий с родителями: мастер-класс, семейное словотворчество, разучивание пословиц, поговорок;
-пантомимические этюды;
-упражнения на развитие ритмизации;
-мимические упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц;
-совместное продуктивное творчество: конкурсы рисунков, творческая мастерская по изготовлению атрибутов, декораций, разных видов театра;
-выставка детских рисунков;
- пополнение предметно–развивающей среды костюмами, декорациями, атрибутами к спектаклю, разными видами театра
в течение года

Заключительный
Подведение итогов.
Оформление результатов работы по теме самообразования.
май


Перспективный план по самообразованию

№ п/п Тема занятия Программное содержание Оборудование
СЕНТЯБРЬ
1. Диагностическая методика «Лесенка», социально - психологические игры.
«Уровень самооценки детей. Диагностика»
Организация атмосферы доверия во время игры.
Определение контактов между детьми.
Ознакомление с правилами группы. Изображения сказочных героев, магнитофон, аудиозаписи радостной и печальной музыки, индивидуальный диагностический лист с изображением домика, а также грустные и веселые «пиктограммы».
2. Чтение сказки «Под грибом»,
социально - психологические игры «Паровозик», «Цветик –семицветик»,
беседа «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много»
рисование «Мой друг»
Развитие коммуникативных умений и навыков
Текст сказки, цифры на карточках по количеству детей, рукавички, магнитофон, аудиозаписи с веселыми детскими мелодиями.
ОКТЯБРЬ
1.«Каша из топора»
Настольные игры,
психогимнастика;
подвижные игры
Уточнить представление детей о традиционных проявлениях доброжелательности и гостеприимства; о том, что поступить по-доброму проще и лучше (не попадешь в глупое положение, как старуха в сказке).
Воспитывать доброту, отзывчивость, гостеприимство, умение находить выход из сложной ситуации.
Учить детей понимать иносказательный смысл сказки.
Сказка, кисти, альбомные листы, краски, атрибуты к подвижным играм, настольно-печатные игры
2. «Как рубашка в поле выросла»
Пластические этюды.
Подвижные игры.
Психогимнастика. «Трудолюбие, терпение, аккуратность»
Дать представление детям о работе в крестьянском быту (сельскохозяйственные работы, рукоделие).
Расширять представления детей об окружающем мире.
Воспитывать в детях любовь к труду, терпение, аккуратность.
Развивать чувство ритма, используя музыку для воспроизведения элементов трудовой деятельности.
(сказка, ножницы, цветные карандаши, белая бумага, запись А. Вивальди «Времена года»).
НОЯБРЬ
1.Работа по сказке «Заяц с рюкзаком»,
психологические игры «Подушечный бой», «Ругаемся овощами»,
беседа по теме занятия. «Вместе тесно, а врозь скучно»
Обучение адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, а также техникам действенного решения конфликтов в группе.
Текст сказки, небольшие подушки, макеты овощей, кукольные персонажи сказки
2. Релаксация по представлению «Здравствуй Я, мой любимый»,
чтение сказок,
рисование на тему: «Это я теперь», «Я в будущем»
игры, направленные на социально-психологическую коррекцию «Научись любить себя»
Вырабатывание у детей положительных эмоциональных реакций, касающиеся непосредственно самого себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, раскрепощение ребенка.
Аудиозаписи для релаксации, текст сказки, магнитофон, бумага и карандаши, карточки для игры «Какой я. Выбери».
ДЕКАБРЬ
1. Работа по сказке «Зимовье зверей»,
психологическая игра «Рукавички»,
беседа о дружбе и отношениях между друзьями.
Дидактические игры.
Пластические этюды «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много». Общение с ребятами и взрослыми, развитие коммуникативных умений и навыков. Текст сказки, цифры на карточках по количеству детей, «театр рукавичек», магнитофон, аудиозаписи с веселыми детскими мелодиями.
2.Работа по сказке «Двенадцать месяцев».
Упражнения на развитие ритмизации,
мимические упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц.
Подвижные игры «Добро-зло, приветливость-грубость, жадность-бескорыстие, трудолюбие-лень»
Дать представление детям о временах года и о последовательности месяцев в году.
Воспитывать в детях доброжелательность и приветливость в отношениях с окружающими.
Помочь детям понять значимость таких добродетелей, как смирение и послушание. Сказка, иллюстрации, цветная бумага, ножницы, клей, картонная основа.
ЯНВАРЬ
1. Работа по сказке «Морозко»
Игра-драматизация, беседа, ритмопластика.
Дидактические игры. Психогимнастика.
«Трудолюбие-лень, послушание-своеволие, вежливость-грубость»
Воспитывать у детей навык произвольного, внимательного слушания сказки.
Развивать навык оценки поведения и поступков героев сказки, стремление подражать положительным персонажам.
Развивать навыки соотнесения разных музыкальных фрагментов с характерами героев.
Учить передавать эмоциональное состояние героев через коллективную музыкально-ритмическую деятельность.
Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение видеть красоту в образах зимней природы при выполнении художественной творческой работы.
Сказка, музыка, иллюстрации, картонные основы для поделки, пластилин, дощечки для лепки, «театр на СD-дисках»
2. Работа по сказке «Снежная королева»
Упражнения на развитие ритмизации,
мимические упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц «Дружба-любовь, добро-зло»
Продолжать воспитывать в детях чувства дружбы и любви, учить отличать добро от зла.
Продолжить формирование способностей регулировать процессы возбуждения и торможения; развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот.
Побуждение умения становиться открытыми, доверчивыми.
Сказка, искусственная роза в шкатулке, белый тюль или капрон, ленты, ткани разного цвета, белая бумага, разноцветные сердечки из картона, зеркала.
ФЕВРАЛЬ
1. Игры психологической направленности,
беседы,
чтение сказок,
рисование на тему «Мой страшный сон» «Мир эмоций»
Снятие эмоционального напряжения
Карточки с изображением эмоций, плакат «Сказочные герои», разноцветные карандаши, бумага белая, ножницы.
2. Работа по сказке «Снежинка» С. Саломакина.
Подвижные игры,
пластические этюды,
игры-драматизации «Круговорот воды в природе»
Повторить с детьми понятие круговорота воды в природе, вспомнить три состояния воды в природе.
Дать понятие четырех ветров.
Развивать силу голоса, высоту, длительность звучания, интонационную выразительность.
Достижение координации дыхания, речи и движений тела.
Сказка, вентилятор, куклы-марионетки, иллюстрации с изображением восхода солнца, «капельки воды» из плотной бумаги разных размеров и цвета, «снежинки» из бумажных салфеток.
МАРТ
1.Работа по сказке «Царевна - Несмеяна»
Пластические этюды.
Беседа.
Упражнения на развитие речевого аппарата и дыхания.
«Трудолюбие – лень, любовь – испытания, терпение, скромность, дружба». Формировать в детях правильное отношение к труду, желание трудиться.
Развивать любовь к труду, усидчивость, терпение, аккуратность.
Воспитывать в детях милосердие, сочувствие.
Развивать способность соотнесения восприятия словесного описания героев сказки, и музыкальных образов. Сказка, зеркала, картинки с эмоциями пластилин, цветная бумага, картонные основы.
2. Работа по сказке «Золушка».
Подвижные игры,
психогимнастика,
ритмопластика,
настольные игры,
показ отрывка из спектакля «Трудолюбие-лень, добро-зло»
Продолжать воспитывать в детях трудолюбие, доброе отношение к друзьям.
Продолжать учить анализировать поступки героев сказки и их последствия.
Развивать абстрактные и творческие мыслительные способности
Сказка, кукла-фея, волшебная палочка, колокольчик, украшения (бусы, серьги, кольца).
АПРЕЛЬ
1.«Черепаха»
Дидактические игры,
Психогимнастика,
игра-драматизация «Поспешишь – людей насмешишь».
Учить детей анализировать поступки героев сказки и их последствия.
Воспитывать гостеприимство, доброжелательность, дружелюбие.
Разобрать с детьми пословицу и понять её смысл.
Сказка, музыка, цветной пластилин, стека
2. «Русалочка»
Пластические этюды, проигрывание ситуаций, дидактические игры «Любовь-самопожертвование»
Воспитывать в детях чувство любви к ближним, отзываться на помощь бескорыстно.
Формировать навыки управления мышцами тела: расслаблять или напрягать их по собственному желанию.
Развивать умение свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других.
Сказка, мешочки по количеству детей, предметы моря (камни, ракушки, рыбки), фигурки людей и животных, аппликаторы Кузнецова, платки.
МАЙ
1. «Цветик - семицветик»
Беседа.
Упражнения на развитие речевого аппарата и дыхания
«Рассеянность и её следствие, своеволие и ответственность, самолюбие и способность проявить сострадание и жалость к другому человек. Любовь - чудо»
Развивать в детях стремление посильно помогать окружающим людям.
На примере сказки показать пример верного выбора друга – выбора сердца.
Помочь детям осознать, что любовь способна творить чудеса.
Дать детям понять, что физическая ущербность не говорит ещё об ущербности души.
Сказка, иллюстрации, цветная бумага, ножницы, клей.
2.Диагностика самооценки по методике «Лесенка»
Праздник «Поделись улыбкою своей...»
Подвести итог всей проделанной работе
Диагностические карты, рисунок домика с окошками по количеству участников.

Работа с родителями
1. Консультации для родителей «Воспитание сказкой».
2. Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».
3. Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу».
4. Помощь родителей в изготовлении атрибутов, декораций и костюмов
5. Лекция: «Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста».
6. Анкета: «Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка».
7. Диспут: «Нужно ли менять стиль воспитания в целях профилактики эмоциональной нестабильности у ребенка?».
8. Памятка «Сказка в жизни ребенка».
9. Наглядный материал в родительский уголок.

Используемая литература:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. "Игры в сказкотерапии" - СПб., Речь, 2006.- 208 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. "Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. " СПб.: "Златоуст", 1998. 352 с.
3. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 221с.
4. Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. - 176 с.
5. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.
6. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.
7. Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.- 112с



Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X