Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55445

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Долгова Оксана Николаевна

«Нетрадиционные техники на занятиях изобразительного искусства»

скачать документ

Вернуться назад





Методическая работа на тему:
«Нетрадиционные техники на занятиях
изобразительного искусства»



разработала ДОЛГОВА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
руководитель объединения «Цветные горошины»
Муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
города Ульяновска «Центр Детского Творчества № 6»























Художественное воспитание детей в современной системе обучения не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности.
Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих стремлениях могут нетрадиционные художественные техники на занятиях изобразительного искусства.
Цель нетрадиционных техник изобразительного творчества – раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними; закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность; прививать навыки работы в группе; поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Мир маленького человека красочный, яркий. Каждое занятие надо сделать незабываемым, эмоционально наполненным.
Например, на занятии по теме «Пейзаж», дети работают акварелью или гуашью, изображая лес, парк, поле и т.п. Можно применить технику «Печатка», что помогает сделать занятие волшебным. Из картофеля вырезаются разные формы: треугольники, квадраты, сердечки, ромбики, дети смотрят, где можно применить эту форму, опускают ее в краску и выполняют свой рисунок на заданную тему, печатая орнамент на листе бумаги.
Техника «Притирание» также дает неожиданные результаты. Только здесь для выполнения задания понадобятся цветные карандаши. На занятие необходимо принести любые металлические предметы: скрепки, монетки, проволоку, вилки и т.д. Это очень интригует ребят. Они задают вопрос: зачем на занятие рисования нужны все эти предметы, и как они нам помогут в работе? А все очень просто. Накрываем предмет листом альбомной бумаги (например, монету), придавливаем и мокрым цветным карандашом выводим изображение на поверхность. Где можно применить это изображение, дети фантазируют сами.
На занятии по теме «Изображать можно пятном» применить можно черно-белую технику, цветную «Монотипия» (приложение № 1). На кисточку берем небольшое количество краски (лучше тушь или гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Свернем лист пополам, хорошо прогладим, раскроем и дадим просохнуть. Задание: внимательно посмотрите, на что похоже ваше пятно и дорисуйте его! Узоры на крыльях, цветы и т.п.- возможно использование цветной техникой «Монотипия». Все изображения сначала из-за симметрии похожи на бабочек. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Так можно делать несколько раз, но желательно другим цветом. Сложите лист пополам или под углом и хорошо прогладьте. Раскроем лист – и о чудо, там уже готовая бабочка, вам только нужно дорисовать узоры на крыльях.
На теме «Красивые рыбы» уместно будет применить технику «Печать со стекла». Эта техника поможет ребенку быстро “нарисовать” водное пространство, в котором и будут жить его рыбки. Стекло произвольно горизонтальными мазками покрывается голубой и синей акварелью, можно сразу сделать 2-3 вертикальные зеленые полосы, имитируя водоросли. Приложить чистый лист бумаги. Аккуратно прижать. Отпечатавшийся рисунок просушить. Далее дорисовать по плану.
На занятии «Наши друзья – птицы» так же можно использовать уже знакомую технику «Печать со стекла». Только теперь придется изобразить на куске стекла фрагмент дерева: несколько веток и листья. Так же сделать оттиск, дать ему высохнуть и приступать к рисованию птиц.
На теме «Сказочная птица» возможно использование нетрадиционной техники «Ниткография». Для работы применяются обычные нитки, гуашь. Небольшие куски ниток опускаем в гуашь (так как объем крышечки от гуаши небольшой, нитка сворачивается произвольно), кладём их на чистый лист бумаги. Лист сварачиваем, сильно прижимаем рукой, а ниточку вытягиваем за кончик. Очень интересные работы получаются, когда нитки выкрашены в разные цвета.
Нетрадиционную технику «Рисование по фольге» можно применить на занятие по теме «Обитатели подводного мира». Рисунок наносится гуашью с добавлением клея ПВА. Цвет фольги подбираем по замыслу: голубую, синюю, фиолетовую, зеленую и т.д. Для изображения подводного животного, необходимо сделать рисунок, а потом «передавить» его на фольгу и разукрасить.
Любую тему можно выполнить в технике «Граттаж». Непростым в выполнении этого задания, будет то, что необходимо выполнить предварительную работу. Лист бумаги натирается воском. Гуашь смешивается с тушью или жидким мылом, и несколько приемов, лист закрашивается, высушивается. Самым интересным является то, что рисовать узор необходимо сразу и исправить уже ничего нельзя. После такой работы ребята становятся более уверенными (приложение №2)
На занятии «Мой четвероногий друг» для выражения характера изображаемых животных используем технику «Тампонирование». Для выполнения этой техники из кусочка бумаги необходимо сделать тампон. Опустив его в краску нанести на приготовленную бумагу продуманный рисунок. С помощью тампона можно нарисовать небо, траву (ближе – дальше), листья деревьев, животных. Также в качестве тампонов можно применить ватные косметические диски, палочки (приложение №1).
Темы занятий можно разнообразить, если применить при выполнении на клей бусинки, бисер, макаронные изделия, цветную бумагу, перья, кусочки ткани и шерстяных ниток. Работы получаются яркими и интересными.
Занятие «Осенние деревья» предлагается выполнить в технике «Обрывной аппликации». Аппликация выполняется как обычно, только все стволы и кроны деревьев, листья выполняются без ножниц, пальчиками. При этом развивается мелкая моторика рук (приложение №2).
По теме «Узоры Жостово» можно выполнить коллективную работу в технике «Мятая бумага». Из кусочков цветной или выкрашенной в необходимый цвет бумаги вырезаем лепесток цветка. Вырезанную деталь сильно сминаем, разворачиваем и собираем при помощи клея в нужный вам цветок. Собранные цветы располагаем в виде узора на черном фоне.
На занятии «Мамин платок» применима техника холодного батика. Для выполнения работы вам понадобится небольшой кусочек накрахмаленной ткани. У ребят очень сильная мотивация, они расписывают платок для своей мамы. Работа ведется гуашью, акварелью. Предварительно контур наносится клеем ПВА (приложение №1).
«Клеевые витражи». Обычно витражи делаются из стекла и металла, но такой материал недоступен для детей. Попробуем ввести это понятие на занятиях изобразительной деятельностью, где используются подручные средства. Необходимые материалы и инструменты: альбомный лист или лист кальки, флакон клея ПВА с узенькой насадкой, акварельные краски, черная гуашь, кисть, карандаши. Для начала на лист бумаги (кальки) наносим рисунок простым карандашом. Рисунок должен иметь вид мозаики из различных по форме стеклышек. Затем карандашные линии прорисовываем клеем ПВА. Когда рисунок готов, даем ему высохнуть. Условно будем считать, что пространство бумаги между клеевыми линиями это стеклышки, которые, конечно же, должны быть разноцветными. Возьмем акварельные краски и, подобрав нужные цвета, раскрасим «стеклышки». Нужно быть внимательными, чтобы фрагменты одинакового цвета не соприкасались друг с другом. Для большей выразительности линии, имитирующие металл, покроем черной гуашью, аккуратно работая кисточкой. Готовое изделие можно вставить в картонную рамочку. Если рисунок выполнен на кальке, то она будет слегка просвечивать, как настоящий витраж. Такой витраж может украсить комнату, а может служить декоративным элементом поздравительной открытки, одна из створок которой сделана в виде рамочки. Секрет: прорисовывать линии можно клеем, уже окрашенным в черный цвет, для этого нужно в клей ПВА добавить черную гуашь.
«Рисуем короткими мазками». Необходимые материалы и инструменты: гуашевые краски, плоские кисти различных размеров, бумага для рисования. Неразбавленную краску хорошо наносить плоской кистью короткими мазками. При этом мазки накладывают хаотично друг на друга или в определенном порядке, таким образом, создавая мозаичную текстуру. Если окрашивание производить двумя и более цветами, то лучше для каждого цвета иметь свою кисть.
К занятию «Букет цветов» необходимо собрать и высушить цветы и листья, интересные по форме и цвету и выполнить коллективную работу в технике «Флористика». Соприкосновение с природой подарит учащимся новые впечатления и чувства, что положительно влияет на эмоциональную деятельность детей, а коллективная деятельность над созданием творческой работы закрепит доброжелательное отношение друг другу.
Занятие на тему «Натюрморт» можно провести при помощи «Лоскутной техники». Можно сделать любой натюрморт, вырезая из ткани необходимого вам цвета и фактуры, задуманные предметы быта, посуду и цветы. Попробуйте и вы! Уверяю вас, и вы и дети получите огромное удовольствие.
«Портрет друга» можно разнообразить, если выполнить «Картину из полосок бумаги». Для этого необходимо на листе бумаги карандашом нарисовать портрет. Приготовить из бумаги ленты по 1 см шириной на всю длину листа. Карандашные линии промазать клеем и быстро на нее на ребро поставить бумагу, немного придерживая для сцепки. После приклеивания всех полос, портрет можно аккуратно разукрасить, стараясь не пачкать вертикально стоящие полосы бумаги.
«Эффект потрескавшегося полотна». Необходимые материалы и инструменты: гуашевые краски, белая бумага, восковые мелки, кисть. Восковым мелком полностью закрашивается поверхность бумаги. Закрашенный лист сминается. Расправив бумагу, нужно темной краской прокрасить все трещинки. Это и создает эффект потрескавшегося полотна. Когда краска высохнет, бумагу можно прогладить горячим утюгом, предварительно положив работу между двумя газетами. На таком фоне рисовать уже нельзя, так как краска будет сбегать по воску, но зато приготовленную таким образом бумагу можно использовать для аппликации.
Занятие на тему «Музеи народного декоративного искусства» можно провести при помощи «Коллажа». Для этого мы берём иллюстрации с предметами декоративно-прикладного искусства. На занятии ребята сами вырезают необходимые им предметы и при помощи клея создают коллаж на любую тему: «Дымковская игрушка», «Русская матрешка», «Гжель», «Хохлома» и т.д. Такие коллажи могут в последствии служить прекрасным наглядным материалом.
На занятии по теме «Моя малая родина» можно предложить детям выполнить в любой, изученной ими ранее нетрадиционной технике на выбор: это может быть «Ниткография», «Обрывная аппликация», «Флористика», «Гратаж». Можно вспомнить и «Печать со стекла», но теперь на стекло нанести зеленую траву, небо, а пустые белые места, которые останутся на небе, будут облаками. Деревья и все необходимое для задуманного пейзажа они дорисуют позже, когда высохнет бумага. Можно применить технику «Коллажа» и даже выполнить «Картину из полосок бумаги». А если кто-то выполнит пейзаж при помощи аппликации из ткани или макаронных изделий, то выставка работ в конце занятия заменит любой музей «Нетрадиционных техник».
На занятии «Иллюстрации к любимым сказкам», рисуя костюм русской красавицы, мы обращаем внимание на её головной убор. Если ранее мы применяли аппликацию из бисера как украшение народного костюма, то, выполняя задание по данной теме, можно особое внимание учащихся обратить на цветовое сочетание или узор, выполненный из бисера в технике аппликация. Головной убор, выполненный таким приемом, смотрится богато украшенным, как настоящим.
Несколько занятий можно посвятить Японии, празднику цветения хризантем, сакуры. Ребятам можно предложить выполнить панно цветущей сакуры из «Цветного воска». Для данного занятия понадобится цветной картон, свеча и гуашь. Свечку нарезаем небольшими кусочками, разминаем их до эластичного состояния, расплющиваем и капаем на кусочек воска краску необходимого цвета, например, коричневого. Разминаем, пока воск не станет цветным, и лепим его на картон там, где будет ствол или ветка дерева, как бы растирая его. Также поступаем с листьями и цветами.
Тему «Зимние забавы» можно раскрыть через изображение снеговика с помощью свечки или восковых мелков. Нарисовать необходимо только изображение снеговика и т.п. свечой, после этого покрыть весь лист голубым цветом. Вы увидите, как проявится изображение на листе, и будет похож на зимний сюжет за окном (приложение №2).
Таким образом, нетрадиционные техники помогают сделать занятия эмоционально богаче, развивают у учащихся воображение и фантазию, чего так не хватает нашей молодежи. Такие работы вызывают огромный интерес не только на занятиях ИЗО, но и становясь призерами на районных и краевых и всероссийских выставках и конкурсах.
Каждый чуткий человек, имевший дело с детьми, припомнит минуты необъяснимого трепета перед безмерностью возможностей маленького ребенка, из которых в жизни осуществляется, скорее всего, лишь малая часть. И связанное с этим острое чувство ответственности за свои необратимые слова и действия. Не имея такого опыта, трудно помочь становлению творческой личности.
Творческое задание в искусстве - это задание на выразительность. Выполняя его, ребенок находит средства выражения некоторого значимого для него содержания, художественной оценки тех или иных сторон и явлений внешней и внутренней жизни.
Поскольку ребенок живет своей, единственной и неповторимой жизнью, поскольку никто и никогда не проходил и не пройдет той же жизненной тропинкой, что и он, не увидит мир в точности с той же точки зрения, не испытывает тех же чувств, то и решение творческой задачи непременно будет в чем – то неповторимым и не вполне предсказуемым. И тем более неповторимым, чем более искренне, глубоко и выразительно ребенок передаст свое отношение к тем или иным явлениям жизни.
Важнейшая задача педагога - это сохранение у детей интереса к творчеству. По данным психологов, учащиеся тяготеют к активным действиям, а занятия искусством помогают им в создании картины, поделки либо сувенира. Творческая деятельность, разгружая психику школьника, нейтрализует и предоставляет возможность преобразования агрессии в каком – либо художественный продукт.
Искусство является неким объединением материально и духовного. Целостное мировосприятие, мировоззрение, проникнутое живым, чувственным восприятием мира, несет в себе спасение духовному здоровью ребенка.
Творческая активность характеризуется интересом к художественной деятельности, увлеченностью ею, эмоционально – положительным отношением к объектам эстетического характера. Для формирования художественно – творческих способностей необходимо развитие таких психических процессов, как восприятие, образное представление и мышление, воображение, внимание, память.
Для развития творческих способностей необходимо научить детей владеть основными способами творческого решения. В этом неоценимую помощь оказывает показ произведений искусства; прослушивание музыкальных и литературных произведений, образы которых живут в сознании детей, увиденного, услышанного, т.е. способствуют развитию их творческой активности.
Человек по своей природе является существом творческим. С раннего детства дети пробуют себя в искусстве. Задачи обучающих учреждений – не только поддерживать эти склонности, но и содействовать их развитию. Творческие задания служат средством развития художественных умений, накопления, совершенствования эстетического опыта, эмоционально-духовной отзывчивости.










Используемая литература.

1.Аверьянова А.П. Детский батик: учеб. пособие.- М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.
2.Жолобчук А.Я. Подарки из батика: популяр. издание.- М.: Издательство АСТ; Донецк: Сталкер, 2003.
3.Коротеева Е.И., Горяева Н.А. под ред. Неменского Б.Н. Изобразительное искусство. Поурочные планы: учеб. пособие.-Волгоград: «Учитель», 2005.
4.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н. Изобразительное искусство. Интегрированная программа 1-4 классы, М.: «Вентана-Граф», 2006.
5.Проснякова Т.Н. Технология. Творческая мастерская: учебник для 4 класса, ООО «Издательство «Учебная литература», Самара, 2008.
6.Туфкрео Р.А., Кудейко М.В. Коллекция идей: метод. пособие.- М.: Линка-Пресс, 2004.
7.Журналы «Коллекция идей», «Ручная рабата» и др.
































Приложение № 1


Монотипия





Тампонирование





Рисуем на ткани с помощью клея





Клеевые витражи






Рисуем короткими мазками








Эффект потрескавшегося полотна







Приложение № 2
Детские работы


«Цветы в вазе» (граттаж)
Ерина Анастасия, 8 лет.




«Зимние забавы» (восковые мелки и акварель)
Федоров Алексей, 7 лет.




«Осень» (обрывная аппликация)
Такташкин Дмитрий, 8 лет.



«Рождественские колокольчики» (холодный батик)
Бирюкова Елизавета, 10 лет.








HYPER13PAGE


HYPER13PAGE HYPER1412




vв–Њє(( дР[“п+»’/bGЋП` Лј•Чu3$ГnA$ ¬e‡[{џ3є(··GGЅD‘GЕy’€Е
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·<±~ўЁ
·Z№
·
·
·
·%
·пЋ
·
·
·
·
·
·b…Ї
·
·ћ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·oх™
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·S№
·–q
·
·
·
·
·
·
·
·
·O6p
·
·З
·
·
·
·
·QУ©01b

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X