Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55445

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Сопарова Валентина Владимировна

Использование жестовых символов для динамического восприятия учебного материала учащимися с ОВЗ

скачать документ

Вернуться назад

Тема: « Использование жестовых символов для динамического восприятия учебного материала учащимися с ОВЗ» Учитель – логопед Сопарова В. В. Усвоение учебного материала, как правило, начинается с его восприятия учащимися. Качество восприятия - если не залог, то обязательное условие качественного усвоения.Воспринять – значит, разобраться в сущности изучаемого, связать его с тем, что уже известно, познать его проявления, свойства, способы применения и т. д., т. е. осознать и понять. Если учащиеся не поняли воспринимаемый материал, то восприятия фактически нет. Результатом восприятия являются, как правило, представления, на базе которых формируются понятия - инструмент мышления и практических действий.Психологической основой восприятия, как компонента познавательной деятельности учащихся, являются процессы  ощущений - отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, воздействующих в данный момент на его мозг через органы чувств. Динамическое восприятие учебного материала – один из принципов в организации коррекционно – развивающего обучения. В занятия должны включаться задания и упражнения, предусматривающие обработку информации различными анализаторами. Для реализации этого принципа используется такой метод, как включение заданий со сменой доминантного анализатора (поочерёдная опора на слух, зрение, говорение, моторику). Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. Работа руки стимулирует, подталкивает развитие речи. За жестом легко идёт слово. Часто достаточно вспомнить и выполнить жест, и на этом фоне легко всплывает слово. Чем больше в задании предусмотрена обработка информации разными анализаторами, тем полнее понимание материала и прочнее запоминание. С точки зрения физиологии двигательный импульс поступает в двигательный центр коры головного мозга, что вызывает работу и соседнего – речевого анализатора.Жесты сами по себе не способны развить речь ребёнка, но как вспомогательное средство имеют большое значение. Развитие двигательных навыков идёт параллельно с развитием ориентации ребёнка в пространстве. Это можно назвать пространственно- двигательным общением, используемым наряду с другими средствами коммуникаций. Одной из причин, способствующих созданию жестов, стало то, что часть детей на протяжении всего учебного года не может научиться различать гласные и согласные звуки, путает понятия: звук, слог, слово, предложение, затрудняется в определении позиции звука, постановки ударения и т.д.Изучая звуки, я учу детей не только выделению звука, но и различению сходных по артикуляции и звучанию фонем, вырабатывая отличительные кинестетические ощущения. При их несформированности необходимо включать все анализаторы, в том числе и моторику руки. Кроме работы двигательного анализатора, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление.Данная форма работы необычна, поэтому дети реагируют на неё с большим интересом.Используя жесты, дети на занятиях работают с закрытыми глазами, что не даёт возможности подсмотреть у соседа. При этом ребёнок концентрирует своё внимание, прислушивается к своей внутренней речи. Этот приём не даёт возможности ребёнку отсидеться и не ответить, что бывает возможным при вербальном ответе. А у педагога, оценив «жестовые ответы» детей, есть возможность спросить именно того, кто допустил ошибку и разобрать её. Такая форма работы помогает оценить знания каждого ребёнка с большим процентом достоверности. К тому же это помогает педагогу разнообразить процесс обучения, позволив детям во время занятия подвигаться.Представленный опыт помогает детям стимулировать речевую активность и сформировать основные навыки и умения в коррекционно - развивающем обучении.Жесты, используемые на занятиях.Дифференциация понятий: предложение – слово – слог - звук.Предложение – правая рука согнута в локте на уровне груди, кисть поднята вверх.Слово – правая рука согнута в локте на уровне груди.Слог – правая рука согнута в локте на уровне груди, а ладонь левой руки делит правую руку пополам.Звук – правая рука подносится к губам.Дифференциация понятий: звук – буква.Звук – правая рука подносится к губам.Буква – правая рука поднята на локте вверх, ладонью вперёд.Дифференциация гласных и согласных звуков.Гласный звук – правая рука возле рта, изгиб ладони вперёд, предполагающий свободный проход воздуха изо рта.Согласный звук – правая рука прикрывает ладонью рот, предполагающий преграду для воздушной струи.Дифференциация твёрдых и мягких согласных.Твёрдый согласный – правая рука в кулачке согнута в локте и поднята вверх.Мягкий согласный – правая рука с расслабленной кистью согнута в локте и поднята вверх.Дифференциация звонких и глухих согласных.Звонкий согласный – правая рука с растопыренными пальцами согнута в локте и поднята вверх.Глухой согласный – правая рука с согнутыми крючком и стянутыми в ладонь пальцами согнута в локте и поднята вверх.Преобразование слоговых цепочек.Жестами показываем цепочку по звонкости глухости (ба-ба-па) и предлагаем произнести эту цепочку так, чтобы первый слог ушёл в конец или последний в начало и т.д.Определение заданного звука в слове.Если в слове оба звука, дети используют обе руки, если нет заданных звуков, показывают правой рукой кружок, сделанный указательным и большим пальцами.Позиция звука в слове.Звук находится в начале слова – левая рука сжата в кулак, направлена в левую сторону.Звук находится в середине слова - левая рука сжата в кулак, согнута в локте и поднята вверх.Звук находится в конце слова – левая рука сжата в кулак и направлена вправо.Деление слов на слоги.Правая рука согнута в локте на уровне груди, пальцы левой руки показывают количество слогов. Приём показа на пальцах: сколько звуков в слове, сколько слогов в слове, сколько слов в предложении, сколько предложений в рассказе.Приёмы с использованием жестов.Дать характеристику звукам [а], [б], [к’], используя жесты.Показать жестом, какой звук добавлен в конец слова – [с] или [с‘].Слова: лосо.., насо.. , гу.., зде.., ры.., но.., поя.., тро.., подно.., занаве.., вы.., кро.., кара.., бры…Определить, какой звук - [к] или [г] или оба звука есть в слове, и показать жестом.Картинки или слова: галстук, магазин, грузовик, гантели, пограничник, градусник, корзина, гамак, магнитофон.Образовать названия детёныша животного, определить, какой звук в слове – [ш] или [ж], показать жестом и назвать этот слог. Слова: лошадь – жеребёнок, медведь - …, мышка - …, ёж - …, морж -…, лягушка - …, журавль - …, индюк - …, жук - …, верблюд - ….Показать жестом, какую букву: звонкую или глухую, надо писать в конце слова. Слова: суп, зуб, халат, холод, молоток, пирог, лев, жираф, уж, душ, карапуз, навес.Придумать жесты для обозначения и различения понятий «слово-предмет» и «слово-действие".

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X