Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55574

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Хаустова Вера Ивановна

«Воспитание самостоятельной деятельности учащихся на уроках швейного дела» в школе-интернат для обучающихся с ОВЗ»

скачать документ

Вернуться назад

Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Тиличикская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (КГОБУ «Тиличикская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»)«Воспитание самостоятельной деятельности учащихся на уроках швейного дела» в школе-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Выполнила: Хаустова Вера Ивановна учитель трудового обучения первой категориис. Тиличики Камчатского края2021СОДЕРЖАНИЕI. В С Т У П Л Е Н И Е1. ТРУД – основа жизни человеческого обществаII. О С Н О В Н А Я Ч А С Т Ь1. Самостоятельная работа воспитанников вспомогательных школ – одна из самых актуальных задач олигофренопедагогики2. Развитие познавательной активности школьниковIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕВведениеОсновной задачей вспомогательной школы является подготовка умственно отсталых детей к трудовой деятельности. На данном этапе в школе еще неудовлетворительно справляются с этой задачей. Предприятия, на которые направляются окончившие школу дети, предъявляют к последним серьезные претензии, подчеркивая, что воспитанники вспомогательной школы не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду. Выяснение причин слабой подготовки учащихся вспомогательной школы к практической деятельности и определение эффективных путей формирования у воспитанников этих школ умения работать самостоятельно является одной из самых актуальных задач олигофренопедагогики, положительное решение которой имеет важное теоретическое и практическое значение.В данной работе на основании длительного изучения состояния профессионально-трудового обучения по швейному делу во вспомогательной школе и проведение экспериментальных исследований делается попытка выяснить причины недостаточной подготовки учащихся к самостоятельному труду и определить методику работы учителей профессионально-трудового обучения, в наибольшей мере способствующей формированию у детей умения самостоятельно выполнять трудовое задание.Данная работа состоит из введения, трех глав и приложения.В первой главе рассматривается проблема воспитания у детей самостоятельности в процессе профессионально-трудового обучения и определяются задачи исследования.Обучение и воспитание подрастающего поколения должно быть тесно связано с жизнью, с производительным трудом. Необходимо добиваться того, чтобы труд, как создатель всех культурных и материальных благ, превратился в первейшую жизненную потребность.Определение эффективных путей формирования у воспитанников вспомогательных школ умения работать самостоятельно является одной из самых актуальных задач олигофренопедагогики, положительное решение которой имеет важное теоретическое и практическое значение.Трудовое воспитание детей и подростков в той или иной мере осуществляется в современной школе на протяжении всей истории. Педагогическая наука всесторонне разрабатывает такую систему трудового обучения школьников, которая обеспечивает успех в подготовке подрастающего поколения к трудовой деятельности. В связи с этим педагогические работники направляют свои силы на научное и практическое обоснование содержания и выработку наиболее эффективных методов трудового обучения. При этом большое внимание уделяется такому важному вопросу как развитие самостоятельности и активности учащихся.Современные школы успешно решают задачи трудового обучения, дают учащимся широкий круг знаний, осуществляют производственное обучение. Лучший опыт их работы обобщается педагогической наукой и распространяется на другие школы.Изучение и умелое использование передового опыта учителей других школ при подготовке молодежи к трудовой деятельности в массовой школе имеет весьма важное значение и для организации системы трудового обучения в спецшколах. Но в отношении учащихся вспомогательной школы, имеющих нарушения в умственном и физическом развитии, требуется применять особые и более специфические методы воспитания и обучения.Перед современной вспомогательной школой стоит задача подготовить учащихся к трудовой деятельности, к общественно - полезному производительному труду. Воспитанники вспомогательной школы обязательно должны овладеть определенной специальностью, т. е. должны быть подготовлены к работе на производстве.Во вспомогательной школе обучаются дети с грубыми нарушениями интеллектуальной и познавательной видами деятельности. Резкое умственное недоразвитие является основной причиной того, что вспомогательная школа дает самые элементарные знания по общеобразовательным предметам, примерно в пределах начальной массовой школы.Общеобразовательное обучение во вспомогательной школе не может обеспечить непосредственного включения учащихся в производство. Оно служит скорее целям коррекции недостатков общего развития аномального ребенка.Однако, несмотря на узость и элементарность общеобразовательного обучения, оно может и должно отвечать целям подготовки учащихся к труду. Главным средством подготовки умственно отсталых детей к производственному труду является система обучения и воспитания, которая практикуется в отечественной вспомогательной школе.Система трудового обучения во вспомогательной школе складывается из таких разделов:ручной труд (1-3 классы);профессионально-трудовое обучение (4-9 классы).На уроках ручного труда учащиеся 1-3 классов знакомятся с основными свойствами бумаги, картона, ткани и др. материалов, приобретают навыки их элементарной обработки, а также простейшие навыки выращивания растений и ухода за ними.В процессе профессионально-трудового обучения в 4-9 классе учащиеся, обучаясь по специальной программе, получают определенную специальность. Во время обучения во вспомогательной школе учащиеся приобщаются к производительному труду в школьных мастерских, а также во время прохождения производственной практики.Программы профессионально-трудового обучения (швейное дело, столярное дело), построены по операционно-предметной системе, т. е. обучение учащихся различным производственным операциям (умениям и навыкам) осуществляется в процессе изготовления ими полезных вещей.Одним из условий успешного включения умственно отсталых учащихся в трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов труда. Однако, как показывает опыт, этого еще недостаточно. Одним из решающих условий включения выпускников вспомогательной школы в производственный труд является воспитание у них достаточной самостоятельности в выполнении трудовых заданий.Воспитание у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания является одной из самых главных задач вспомогательной школы. Между тем, как показывает практика, уровень самостоятельности при выполнении заданий по труду учащимися является весьма низким.Выполняя практические работы, я показываю как выполняется та или иная трудная операция и вместе с ними выполняю ее и учу их самостоятельно проделывать комплекс операций по изготовлению изделий. Приходится констатировать, что есть такие выпускники, которые, не полностью подготовлены к трудовой деятельности, главным образом потому что они не умеют самостоятельно работать, не могут сразу включаться в производственный процесс, долгое время не могут выполнять самостоятельно трудовые операции, не проявляют инициативы, активности. К ним относятся: Татьяна Лазарева, Мария Шмагина, Настя Инынно. Конечно, они могут самостоятельно выполнять, по окончании школы, не сложные виды работ: ремонт одежды, пошив всех изделий по программе швейного дела, но они относятся к лицам с низкими интеллектуальными и физическими возможностями. Для таких более отстающих учащихся я допускаю упрощение самостоятельной работы.Проблема воспитания у учащихся самостоятельности в процессе профессионально-трудового обучения является общедидактической и методической проблемой олигофренопедагогики. Кроме того, эта проблема непосредственно связана с проблемой развития (навыков) познавательных процессов учащихся в трудовом обучении. Наконец, воспитание самостоятельности у учащихся связано с общей проблемой воспитания личности, в частности воспитания у них таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах.В настоящее время делается попытка определить наиболее целесообразные педагогические пути воспитания у учащихся вспомогательной школы самостоятельности во время выполнения трудового задания.Программа профессионально-трудового обучения предлагает формирование у учащихся определенной системы производственных, операционных навыков по швейному делу. В основном огромное внимание уделяется воспитанию у учащихся определенного отношения к труду, формирование профессионально- трудовых навыков и умений. Но гораздо меньше внимания уделялось формированию самостоятельности у детей при выполнении трудовых заданий.Проблема воспитания у умственно отсталых школьников навыков самостоятельной работы рассматривается в различной методической литературе, применительно к задачам различных предметов (М.Ф. Гнездилов, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, А.А. Поставская), а также в отдельных работах, посвященных дидактическим вопросам обучения во вспомогательной школе (А.Н. Граборов, Г.Н. Дульнев).Имеются так же специальные исследования, в которых рассматриваются вопросы воспитания у учащихся самостоятельности в процессе преподавания некоторых общеобразовательных дисциплин. Однако очень мало освещается вопрос воспитания у школьников вспомогательной школы самостоятельности в процессе трудового обучения.Мой опыт и опыт учителей других вспомогательных школ, а так же результаты исследований показывают, что самостоятельное выполнение практических заданий для умственно отсталых детей представляет большую трудность. Как правило, забываешь о необходимости воспитания у учащихся навыков самостоятельности в работе, часто спешишь к ним на помощь, не даешь возможности им самим разобраться в задании и самостоятельно выйти из затруднительной ситуации. Но я стараюсь не упускать из виду именно то, что учащимся надо показать, как выполняется трудная операция и вместе с ними выполнить её и научить их самостоятельно выполнять весь комплекс операций по изготовлению изделий.Многие учащиеся хотя и усваивают технологические знания, хорошо овладевают комплексом производственных навыков, но испытывают большие трудности в применении этих знаний, умений и навыков на практике. Это Мария Григорьева, Клара Кияв, Лидия Шмагина, Зоя Вантулян, Елена Тнельхут. Изучив технологический процесс изготовления изделия, они испытывают трудности в применении своих знаний на практики.Таким образом, ни приобретение производственных навыков, ни усвоение технологических сведений, сами по себе еще не обеспечивают самостоятельность в работе учащихся.Отсутствие у учащихся самостоятельности в выполнении задания по труду, возникает в силу того, что они не умеют целенаправленно использовать в работе свои навыки и знания. Это выражается в неумении пользоваться инструкциями /устными и письменными/, чертежами, образцами и моделями, в неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности.Таким образом, мои наработки направлены на поиск и обоснование конкретных педагогических путей решения проблемы воспитания у учащихся вспомогательной школы самостоятельности в выполнении трудовых заданий.В данной работе проводится:Анализ литературных источников, посвященных вопросу о самостоятельной работе учащихся в процессе выполнения трудовых заданий.Изучение состояния профессионально-трудового обучения по швейному делу путем:а) наблюдения на уроках;б) проведения специальных контрольных работ для определения степени самостоятельности у учащихся спец. школы.Обучающий эксперимент, т. е. эксперимент, ставящий своей целью воспитание у учащихся самостоятельности во время выполнения практических заданий по швейному делу.Изучение постановки профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе показывает, что за последние годы произошли значительные перемены. Производственный класс, в котором учащиеся обучаются швейному делу, имеет достаточное оснащение. Однако такие учащиеся, как Елена Тнельхут, Клара Кияв, Мария Григорьева не могут сразу включиться в производственный процесс, долгое время не проявляют нужной самостоятельности при выполнении трудовых заданий, чувствуют себя не очень уверенно. При объяснении нового материала они могут отвлекаться, заниматься своими делами и упорно не реагировать на объяснения учителя. Но практическую работу по программе должны выполнить все; и когда идет процесс выполнения, те, кто "занимались своими делами", понимают, что выглядят "белыми воронами" так как им приходится все переспрашивать, отвлекая от работы учителя и других учеников. На таких воспитанников я обращаю внимание в первую очередь, так как потом будет упущено время, а это не должно войти в систему.Отстающие ученики владеют швейной машиной в пределах требований, знают технологию обработки деталей программных изделий, умеют пользоваться измерительными инструментами (сантиметровой лентой, линейкой). Но в тоже время из-за невнимания на уроках, у них проявляется масса недостатков. Они затрудняются определять лицевую и изнаночную сторону ткани, особенно гладкокрашеной, совсем не разбираются в свойствах ткани, с большим трудом выполняют задания по инструкции. Но особенно большие трудности для учащихся вспомогательной школы представляет определение последовательности изготовления изделий. Еще большую сложность для них представляет описание процесса выполнения задания. Учащиеся подчас не могут разобраться в чертеже данного изделия, не знают контурные срезы изделия. Такие пробелы в знаниях ограничивают их возможности выполнять трудовые задания самостоятельно.Чтобы правильно осветить поставленный в данной работе вопрос, в частности выяснить причины неумения воспитанников вспомогательной школы работать самостоятельно, я изучила программные требования и способы, которыми пользуются учителя трудового обучения на уроках для достижения цели.Программой по швейному делу предусмотрено все необходимое для подготовки учащихся к работе с точки зрения трудовых умений и навыков. Есть указания и на то, что учащиеся должны разбираться в чертеже, уметь планировать последовательность технологического процесса при изготовлении изделия, что обеспечивает сознательное, а значит и самостоятельное выполнение соответствующих операций. В объяснительной записке к программе сказано, что учащиеся должны не только научиться выполнять определенные задания, но и уметь объяснить, как они выполняются. Далее говорится о том, что необходимо научить учащихся самостоятельно выполнять несложные работы и т. д.Таким образом, в целом, программой предусмотрено воспитание у учащихся умения самостоятельно работать. Но воспитание этого умения, в наибольшей мере зависит от учителя, от того какими методами и приемами он пользуется. От способов объяснения учителем процесса выполнения задания зависит осознанность выполнения учащимися этого задания, что в свою очередь является одним из условий воспитания самостоятельности у учащихся в процессе профессионально-трудового обучения.Весьма важным фактором в воспитании у учащихся самостоятельности в труде является также привитие им навыков планирования предстоящей работы, главным образом в отношении установления последовательности выполнения отдельных операций по изготовлению изделия.Для самостоятельного выполнения трудового задания по швейному делу выпускники вспомогательной школы, кроме умения выполнять ручные и машинные швы должны:разбираться в чертежах и рисунках программного изделия;знать контурные срезы изделий и их названия;уметь определять лицевую и изнаночную сторону (изделия) ткани;определять последовательность выполнения задания;выполнять задания по инструкции /письменной и устной/ и по образцу.Объясняя учащимся процесс выполнения предстоящих изделий, я провожу, в достаточной степени, анализ этого процесса; показываю готовые изделия-образцы, их рисунки или чертежи; приучаю учащихся выполнять задания по образцу и рисунку; привлекаю их к организации планирования предстоящей работы, а также учу работать по готовому плану, данному учителем.Такая организация работы по выполнению учащимися вспомогательной школы конкретных практических заданий способствует воспитанию у детей самостоятельности в труде.Профессиональное обучение должно строиться таким образом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для активной сознательной, а не механической работы детей при выполнении ими практических заданий по труду, чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали процесс изготовления вещи или ее детали. Сознательно выполняя практические задания по труду, дети приучаются работать самостоятельно.При обучении я выделяю следующие вопросы: В какой мере воспитанию самостоятельности у детей способствует обучение их умению давать словесный отчет о проделанной работе и рассказывать о способе выполнения предстоящей.Как помогает воспитанию самостоятельности у учащихся умение планировать работу.Обеспечивается ли самостоятельность в работе учащихся показом образца или рисунка.При определении и построении моей системы обучения в основу положены, с одной стороны, важнейшие требования производства, которые в конечном счете определяют всю методику обучения: необходимость уметь определить последовательность обработки изделия, выполнить задание, руководствуясь словесной инструкцией (устной и письменной), образом, рисунком или чертежом, уметь организовать свою работу, с другой стороны, учитываются характерологические черты личности аномального ребенка: нарушение и снижение регулирующей роли слова в его деятельности, затруднения в установлении причинных зависимостей, слабость активных процессов памяти.В моей работе предусмотрено:Воспитать у учащихся умение давать словесный отчет о проделанной работе после выполнения задания и рассказывать о способе выполнения предстоящей работы.Привить учащимся навыки составления плана выполнения предстоящего задания (устно, письменно).Научить их умению выполнять задания по образцу ( готовому изделию) и рисунку.Остановимся на некоторых из указанных пунктах.Обучение учащихся умению давать словесный отчет о проделанной и рассказать, о предстоящей работе.Требуя от учащихся описания трудовых операций, я приучаю их сознательно подходить к выполнению заданий. Вначале дети должны были научиться рассказывать о способе выполнения задания непосредственно после его окончания – в конце урока (как закрепление того, что они делали на уроке) или в начале следующего урока (как повторение предыдущего задания).Вот как мы учились выполнять стачной шов. На первом уроке перед объяснением способа выполнения стачного шва им сообщалось, как называется шов (название записывалось на доске), где он применяется, (демонстрировалось изделия с этим швом - юбка). Я показывала и объясняла способ выполнения шва. После предварительной работы учащимся разрешалось приступить к выполнению задания.Мои вопросы и ответы учеников выглядели примерно так:Какой шов вы сегодня выполняли?Стачной.Вспомните, где применяется стачной шов?Им сшивают отдельные части юбки, блузки и т. д.Какой ширины нужно было сделать шов?Один сантиметр.Что надо было сделать перед тем, как начать шить?Определить лицо и изнанку ткани.Какие стежки применялись при выполнении этого шва?Стежки "вперед иголку" при сметывании и "назад иголку" при сшивании.Как вы выполняли стачной шов?Сложили два кусочка ткани, отметили 1см, наметили карандашом линию, на этой линии стежками "вперед иголку", затем сшили стежками "назад иголку", вынули наметку, расправили шов.На следующем уроке перед выполнением этого же шва от учащихся требовалось по той же схеме рассказать о способе выполнения предстоящего задания, т.е. выполнения того же стачного шва.Далее ставилась задача научить их рассказывать о способе выполнения предстоящего задания, знакомого или лишь частично, т.е. когда была известна технология выполнения отдельных операций, но незнаком порядок изготовления всего задания. После этого они учились словесно описывать процесс выполнения нового задания.Обучение учащихся давать словесный отчет о проделанной работе и рассказывать о предстоящей проходило по следующим этапам:Внимание учащихся направлялось на осознание ими цели задания - что они будут делать и для чего.Учащиеся учились умению производить анализ готового изделия, т.е. описывать его внешний вид.От них требовался словесный отчет о способе выполнения задания.Они должны были рассказывать о том, как они будут выполнять предстоящее, частично знакомое задание.Рассказывать о способе выполнения предстоящего нового задания.Составление плана после выполнения задания.После объяснения способа выполнения стачного шва ученикам было предложено рассказать о том, как они думают выполнять это задание, с чего начнут, как будут переходить от одной операции к другой и т.д. Только после того, как они дали подробные ответы на поставленные мною вопросы, им было предложено приступить к непосредственному выполнению шва.Сразу же после окончания работы ученикам было предложено составить план выполнения законченного задания. Составлялся план так: ученики коллективно называли порядок изготовления шва, я записывала на доске устанавливаемую ими последовательность операций, соответственно нумеруя их.В результате получился такой план:Определить лицевую и изнаночную стороны ткани.Сложить кусочки ткани лицевыми сторонами во внутрь один к другому.Отметить ширину шва 1 сантиметр.Сметать кусочки ткани стежками "вперед иголку".Прошить по наметке стежками "назад иголку".Вынуть наметку.Этот план, составленный коллективно, ученики переписали в свои тетради по труду.Воспитание у учащихся умения давать словесный отчет о проделанной работе способствует запоминанию детьми программного материала, а значит, способствует воспитанию у них умения быть самостоятельными при выполнении трудовых операций.Для меня, как и для многих других учителей, за плечами у которых не один десяток лет обучения детей труду, переход к технологическому образованию оказался не простым делом. С одной стороны, опыт — большое подспорье, но с другой — сложившиеся шаблоны, привычки, наработки мешают восприятию нового. Конечно, между вчерашним трудовым обучением и сегодняшней технологией немало общего, но есть и принципиальные различия.На первый взгляд, мы вроде бы продолжаем в основном делать то, что и раньше, — знакомим учащихся в теории и по возможности на практике с широко распространенными технологиями обработки материалов, организацией современного производства и культурой труда, требованиями профессий к человеку и основными методами профессионального самоопределения. В чем же тогда смысл происходящих перемен? Источник и суть их, на мой взгляд, в демократизации образования, преодолении единообразия и казенщины, в переносе акцента с безликого коллектива учащихся на личность каждого из них с ее индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной и созидательной активности и самостоятельности.Попробую показать, как я реализую эти общие положения в своей практической работе.Начну с того, что обучение технологии осуществляется на базе школьных мастерских, которые находятся в надлежащем состоянии. Здесь имеется необходимое оборудование, инструмент, наглядные пособия и дидактический материал, учебная и справочная литература. Несмотря на трудности удается обеспечить учащихся материалами для практических работ.В своей учебно-воспитательной работе я добиваюсь комплексного решения задач умственного, нравственного, эстетического и физического развития учащихся, приобщения их к общечеловеческим ценностям, формирования готовности к труду для себя и общества, осознанному выбору будущей профессии. Трудовое начало в изучении технологии позволяет формировать у детей такие важные качества личности, как привычка к труду и трудолюбие, добросовестное и творческое отношение к делу, трудовая культура, совестливость и порядочность, предприимчивость и деловитость, инициативность и высокая дисциплина труда, и конечно, прочные знания и умения в области основ технологии, экономики и организации производства, представление об основных направлениях научно-технического прогресса и сопутствующих ему экономических и экологических проблем, а также о мире профессий, путях профессиональной подготовки, трудоустройства. Этими аспектами я руководствуюсь при определении целей учебно-воспитательного процесса в целом и каждого урока в отдельности.Следующим этапом для меня стала разработка календарно-тематического плана для 5-7-го классов, упор в котором сделан на самостоятельную работу учащихся с учебником и справочной литературой и последовательную реализацию метода проектов. Наряду с традиционными темами предусмотрено изучение информационных технологий, вопросов экономики и экологии.Учитывая важность использования тестов для улучшения контроля качества знаний и умений, учащихся по технологии, я разработала тестовые задания по труду. Проверка их показывает, что тесты сокращают время и повышают объективность оценки, теоретических знаний и ряда умений учащихся. Поэтому я продолжаю разработку тестовых заданий.АЛГОРИТМ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМПри использовании материалов учебника на занятиях перед учителем возникает три основные задачи: научить школьников понимать прочитанное;отбирать наиболее существенную;запоминать ее. Для их решения использую такую схему работы с текстом.РАБОТА С ЗАГОЛОВКОМЗдесь возможно использование различных приемов. Один из них — обсуждение заголовка до чтения текста и дальнейшее сопоставление его с последним. Другой прием — придумывание заголовков к частям текста, причем они могут быть разными по форме: заголовок-вопрос, заголовок-загадка, заголовок-символ. Прочитав заголовок, ученик обязан сформулировать для себя то, о чем пойдет речь; вспомнить все, что он уже знает на эту тему; поставить вопросы, на которые, по его мнению, в тексте будут даны ответы, и попытаться ответить на них, не читая учебник.РАБОТА С ТЕКСТОМЧитая новый материал, ученик должен ставить перед собой задачу уяснения прочитанного, выделять в нем главную мысль. Если текст прочитан, и общий смысл его схвачен, приходит понимание прочитанного как единого целого. Учащийся в состоянии ответить на вопросы: о чем, для чего и как рассказывается в тексте. Это и есть его главная мысль.По ходу чтения учащиеся ставят к тексту вопросы и составляют свое мнение о дальнейшем его содержании, проверяют правильность предположения, выделяют ключевые понятия, словосочетания и т.д. При этом используются вопросы: что это означает? Как это понять? Ответы на них находят с помощью словарей и справочников, обращаются за помощью к учителю.РАБОТА ПО ЗАПОМИНАНИЮ ТЕКСТАПонимание текста имеет решающее значение для его усвоения и запоминания. Этому помогает и самоконтроль — заключительный этап работы с текстом. Сюда относятся составление краткого плана или конспекта прочитанного; ответы на вопросы, помещенные в конце текста или составленные самим учеником; решение заданий учебника, составление схем, чертежей, таблиц, отображающих наиболее существенные моменты текста, пересказ его в соответствии с планом.Использование предлагаемой схемы работы с учеником дисциплинирует учеников, вынуждает их внимательно читать и изучать материал, осмысливать технико-технологические термины, выделять главное, вести контроль прочитанного.Интересу к изучаемому материалу, изготовлению: изделий способствует привязка работы к какому-либо значимому для учащихся событию, например проведению школьной выставки-ярмарки. Надо помнить и о том, что чем младше школьники, тем быстрее охладевают они к выполняемой работе, начинают скучать.В то же время год от года должны возрастать требования к качеству выполнения изделий, соблюдению трудовой и технологической дисциплиныПри подборе заданий я исхожу из того, что они должны быть посильными для учащихся, как в физическом, так и в умственном плане. Непосильность задания порождает неверие в свои силы, его излишняя простота — самоуверенность. К сожалению, в настоящее время нет научно-обоснованных рекомендаций, как определить сложность трудового задания. Многое зависит в решении этого вопроса от личного опыта учителя и его кругозора. Содержание задания должно быть ясно учащимся не только с точки зрения того, что и как предстоит делать, но и почему именно так, а не иначе. Такой подход к делу формирует у школьников правильное понимание значения технологической дисциплины и ее требований. Этому способствует и организация работы побригадно или по технологической цепочке, когда над изготовлением сравнительно сложных изделий трудятся по возрастающей учащиеся нескольких классов.И еще. В жизни люди постоянно общаются, обмениваются опытом, мнениями. Уроки не должны быть исключением. Пусть дети вместе решают возникающие проблемы, оказывают друг другу взаимопомощь, переживают не только за свои личные, но и за общие успехи и неудачи. И если мои ученики, заканчивая обучение, сожалеют, что больше не будут приходить ко мне в мастерскую, мой труд не пропал даром.Я же в своей работе стараюсь опираться на подходы, которые способствуют активизации процесса обучения, реализации развивающих задач урока (поисковых, проблемных, исследовательских), вырабатываю у школьников умение самостоятельно продумывать алгоритм выполнения практических заданий. Большим подспорьем в этом является работа с технологическими картами. Конечно, сначала необходимо сформировать умение их составления, научить построению чертежей простых изделий. Бедой каждой школы в наше время является тот факт, что многие учащиеся не испытывают интереса к учебе. Развитие познавательной активности учащихся без преувеличения можно считать одной из главных проблем современного школьного образования. А от того, как будет сформирована познавательная активность учащихся, будет зависеть эффективность образования в целом. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится намного лучше. Специфика образовательной области «Технология» позволяет педагогам успешно развивать познавательную активность школьников на уроках. Одним из способов развития познавательной активности является применение нетрадиционных уроков. Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов таких уроков.В своей практике я использую уроки типа КВН, уроки-исследования, уроки-консультации, уроки творчества, уроки-игры, уроки-состязания, уроки взаимообучения учащихся, уроки-дискуссии и другие. А состязательность и проведение различных игр позволяют учащимся ярче проявить свои знания, способности, увлечься учебой, получать и усваивать большее количество информации, способствуют приобретению навыков принятия решений в разнообразных ситуациях, улучшают отношения между учащимися и педагогом, повышают самооценку детей.Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, больше нравятся учащимся, чем будничные уроки, поэтому такие уроки нужно применять в своей практике всем педагогам, но ни в коем случае не превращать нестандартные уроки в основную форму работы.Помогают мне проблемные задания и проблемные вопросы. Проблемные задания, в отличие от проблемных вопросов, включают условие, которое содержит необходимые для решения данные. Сами же решения требуют более сложной системы умственных действий, чем при ответе на проблемные вопросы.Например, в 5 классе дается задание рассчитать количество ткани, необходимое для пошива фартука. Это проблемное задание, поскольку данные включают в себя определенный набор мерок, а неизвестное — размеры куска ткани. Процесс перехода от объемов фигуры к площади выкройки требует пространственного представления.Нередко я применяю терминологические кроссворды, головоломки.Применяю также анаграммы, например: ОМЬЛЕД, РОБСАК, ИСЦЕТ, БЮАК (модель, сборка, ситец, юбка), и мегаграммы:"С буквой К — цветной шнурок во шве, с буквой Р — все то же в башмаке, с буквой Б — у девочки в косе" (кант — рант — бант).Кроме использования дидактических средств, использую на уроках различные дидактические приемы. Например, дети хорошо воспринимают такой прием при работе с книгой:"V" — поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете;"+" — поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, для вас является новым;"—" — поставьте этот знак, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете;"?" — поставьте этот знак, если то, что вы читаете, непонятно или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.При такой организации работы с книгой идет не просто скучное чтение, а интересная, увлекательная, целенаправленная работа.Очень хорошо действует прием "Не пропусти ошибку" (объясняя учебный материал, учитель специально допускает ошибку). Поощряйте ребят за внимательность! Радости и восторгам в таких случаях нет предела. Среди таких учащихся – Надя Котлова, ей нет равных. Такое впечатление, что она постоянно "держит руку на пульте"; она всегда в поиске чьих-либо ошибок.Игра "Молекулы" проводится для формирования групп при организации групповой работы. По команде учителя "Начали!" все учащиеся встают и хаотично двигаются под музыку по классу, по команде "Молекулы 4" объединяются в четверки. Объединиться нужно с теми, кто находится ближе друг к другу. Здесь важна быстрота реакции. Такое начало урока уже вызывает радость и интерес. Не возникает обиды, что учитель поделил класс как-то не так.Важным элементом при развитии познавательной активности учащихся является использование различных методов и приемов мотивации и стимулирования деятельности учащихся. Стимулирование может быть эмоциональным — создание ситуации успеха, поощрение, свободный выбор заданий; познавательным — выполнение творческих заданий, учет познавательных интересов. Побуждение к поиску (исследовательская работа, проектная работа); социальным — создание ситуации взаимопомощи (работа в группах и парах, организация само - и взаимопроверки, развитие желания быть полезным).Мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому мне надо выявить, что у учащихся вызывает затруднение, какие имеются проблемы, потребности, а затем на каждом уроке целенаправленно и в системе использовать методы стимулирования деятельности учащихся.Подбирая учебный материал к урокам, я часто использую различные исторические сведения, стихи, пословицы, поговорки, сказки. Например, учащимся надоедает повторять правила техники безопасности, поэтому стишки, на эту тему, прочитанные в начале урока поднимают настроение. Их можно использовать и во время практической работе, когда замечаешь нарушение правил ТБ.Работать ножницами можно, но только очень осторожноНе бегай с ними по квартире – так можно сделать ХАРАКИРИ.Коль просит кто-то, не зевай, вперед колечками подай.Храните ножницы на месте с концами, сомкнутыми вместе.Ты не бери иголки в рот: иголка острая – не плод!Игла в работе весела, она тонка и так мала!Не будешь класть её на место, вдруг потеряется в отместку.И затаится в беспорядке… тебе ж потом воткнется в пятку.Иголки надо сосчитать, потом садиться вышивать.С наперстком, право, лучше жить - как щит он может защитить.Иголки нрав колючий он непременно укротитЕсли эти рифмы сопроводить юмористическими иллюстрациями, правила запоминаются еще быстрее, интерес к ним возрастает многократно.Конечно, не у всех учащихся получаются идеальные работы, но похвалить за смекалку, выдумку, творчество нужно каждого. Пусть каждый ребенок почувствует себя автором, творцом, созидателем. Только при таком подходе ребенок вновь захочет выполнить другую работу, похожую или непохожую на эту.Большую ценность в этом плане имеет проблемное изложение темы. Проблемная ситуация — это сознательно создаваемое учителем затруднение, преодоление которого требует от учащихся актуализации имеющихся знаний, поиска, сравнения и т.д. С этой целью я постепенно исключаю из объяснений и инструктажей детали, увеличивая круг вопросов, решаемых учащимися самостоятельно.Более высокий уровень проблемности — это привлечение учеников к моделированию и конструированию. Но при этом не следует переоценивать их творческие возможности. Ведь они ничего объективно нового не открывают и не изобретают. Познавая новое, учащиеся делают открытия для себя и очень важно, чтобы это происходило самостоятельно. Сюда примыкает и работа исследовательского характера, когда для принятия технического решения проводятся несложные эксперименты с привлечением при этом знаний из физики, математики, черчения. Например, по теме «Конструирование одежды». На плакате с рисунком какой-либо модели одежды пропущен один из важных элементов. К плакату прилагаются выкройки этого элемента из бумаги, причем фасоны разнообразные. Ученики должны выбрать тот фасон, который больше подходит к модели данного типа.В последнее время при изучении технологии все шире используется метод проектов, который требует от учащихся значительно более высокого уровня самостоятельности, когда учитель выступает в новой для себя роли консультанта.При выставлении оценок я придерживаюсь принципа управления успехом, т.е. в процессе контроля знаний и умений, прежде всего, оцениваю степень продвижения ученика. Ведь оценивается не ребенок, а его деятельность. Оценка должна стимулировать учащегося, укреплять его веру в свои силы. Он должен понимать ее справедливость, поэтому необходим соответствующий комментарий.Главный критерий урока — включенность в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей. С этой целью использую индивидуальные задания — обязательные и добровольные, в том числе и предлагаемые самими учениками. Слабые выполняют работы по образцу, готовой технологической карте, сильным предоставляю право выбора в рамках изученной темы. Например, для таких сильных учениц, как Надя Котлова, Елена Юлты, надо иметь дополнительные задания, так как с работой они справляются быстрее всех, и требую дополнительного внимания. Для таких случаев у меня под рукой ребус, кроссворд, карточка – задание, контрольные вопросы. Успех любого урока — в его тщательной подготовке. Это разработка плана-конспекта, дидактическое и материально-технологическое оснащение. При этом учителю необходимо планировать не только свои действия, но и работу учащихся, предусматривая возможные трудности и их преодоление, поддержание и развитие познавательного интереса. Почти по всем изучаемым темам у меня составлены вопросы и задания. Обязательно включаю их в свои объяснения, инструктажи, привлекая учащихся к обсуждению конструкции изделий, технологии их выполнения, выбора материалов, инструментов и т.д. Это оживляет занятия, повышает интерес к выполняемой работе. Давно известно, что пища, съеденная с аппетитом, усваивается полнее, а, следовательно, и пользы приносит больше. Также обстоит и со знаниями и умениями. Отличие лишь в том, что тяга к познанию, привитая в юные годы, остается неутолимой на всю жизнь.Основная операция при изготовлении швейных изделий, где можно и нужно экономить материал,— это раскрой. Об этом надо не только напоминать на соответствующих занятиях, но и научить приемам экономного раскроя ткани.Надо объяснить учащимся, что складывать ткань для настилания перед раскроем не обязательно точно пополам — в этом случае часто получаются мелкие отходы (две узкие полосы ткани по краю). Рассчитав необходимую ширину ткани (по ширине самой крупной детали плюс припуски на швы), можно перепускать один ее край.Учащиеся знают, что начинать раскладку деталей выкройки надо с крупных деталей, потому что между ними можно разместить мелкие так, чтобы было как можно меньше выпадов ткани. Проверяя выполненную раскладку у каждой ученицы, надо обращать внимание (и указывать на это учащимся), чтобы припуски ткани по контуру деталей не превышали предусмотренных размеров, а линии, ограничивающие припуски разных деталей, совпадали (чтобы не выпадали полоски ткани между вырезанными деталями кроя). Таким образом, если и останется лишняя ткань, то не мелкие кусочки, а сравнительно большой лоскут.В настоящее время, когда трудно не только выбрать подходящую для изготовления изделия ткань, но и вообще купить ее, очень остро стоит вопрос выполнения практических работ на занятиях, предусматривающих шитье одежды. Каждая девочка должна самостоятельно сшить фартук, юбку и платье на себя. А для этого нужна ткань. Я часто вынуждена разрешать ученицам шить изделия маленького размера (в 1/2 или 1/4 натуральной величины). Это не выход из положения: во-первых, на маленьких изделиях трудно, а иногда и невозможно научиться правильно выполнять все обработки, во-вторых, ученицы не научатся делать примерку, находить и исправлять недочеты, подгонять изделие по своей фигуре. У каждой воспитанницы 5 – 9 классов имеется альбом с образцами изделий или отдельных деталей, выполненных в уменьшенном виде. Сравнивая эти работы, выполненные в масштабе с изделиями, выполненными в натуральную величину, сразу видна разница. К изделию в масштабе очень трудно составить карту пооперационного контроля и проверить все параметры.Гораздо полезнее научить девочек использовать старые, вышедшие из моды или кое-где проносившиеся и ставшие негодными по размеру изделия. Для этой цели мы используем старые платья большего размера. К тому же ученицы понимают, что не имеет смысла выбрасывать старую одежду.Как я использую дифференциацию обучения на своих уроках? Начну с перечисления основных направлений:подбор объектов труда;выбор схемы построения учебного процесса;использование активных форм организации работы учащихся;систематическое привлечение элементов дизайна и декоративно-прикладного искусства.Отправной позицией, на мой взгляд, является выбор схемы построения учебного процесса, особенно той его части, которая проявляется в деятельности самих учащихся. Здесь и активное добывание ими знаний и применение их при изготовлении изделий, т.е. проверка практической ценности усвоенного. Общепринятая схема такова: образец — анализ конструкции образца — чертеж — технологическая карта — изготовление. Ученики анализируют конструкцию предложенного учителем изделия, на основании анализа выполняют его чертежи, составляют технологическую карту и наконец, изготовляют изделие.Такая схема безотказно действует на этапе формирования у школьников знаний, умений и навыков, которые, безусловно, необходимы для успешной работы на уроке. Но результатом ее в лучшем случае будет хорошая копия (или несколько копий) образца.Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее — важнейшая задача учителя. Но почему при обучении тому или иному конкретному приему работы одному ученику достаточного один раз его продемонстрировать, а другому и нескольких раз будет мало? Известный психолог Н.Ф. Талызина считает, что дело здесь не только в руках. Показывая выполнение рабочих приемов, надо подробно объяснять, что за ними скрываются процессы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, формулирование понятия и др. Ведь что голова "прикажет", то руки и сделают. Поэтому объяснение нужно начинать с анализа того действия, которому хотим научить. В то же время обучение даже простейшим двигательным навыкам содействует развитию умственных способностей.Интеллектуальное развитие детей нередко опережает их психическое и физическое развитие. Степень координации визуального восприятия и механического движения зависит от возраста ребенка и достигает необходимой полноты в 13-14 лет. Порой научить шить, вышивать или вязать значительно труднее, чем решать алгебраические задачи. Поэтому необходимо систематически и терпеливо приучать школьников координировать свои движения, работая двумя руками; организовывать свое рабочее место так, чтобы не совершать лишних движений; учить рациональным приемам выполнения различных операций. Помня, что переучивать сложнее, нужно сразу обучать правильно, держать инструменты, неукоснительно выполнять правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования.Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Чем он полнее, тем меньше должен быть контроль со стороны учителя. По мнению Х. Й. Лийметса, если учитель во всем направляет ученика, помогает ему в том, с чем он справился бы сам, то такое управление подавляет самодеятельность школьника, тормозит его развитие.Через подражание, качественное копирование нужно неуклонно вести ребенка к творчеству. Известный психолог В. Н. Дружинин считает, что именно подражание является главным механизмом формирования креативности. Но в то же время даже при выполнении заданий по инструкционно-технологическим картам или образам не следует ограничивать учащихся жесткими рамками: «Делай так и не иначе!». Нужно предлагать им попробовать найти другой способ выполнения поставленной задачи, заставлять задуматься. И если кому-либо из учеников это удастся, надо обязательно его поощрить, даже если предложенный им способ более трудоемкий. Похвала стимулирует творческое саморазвитие.В процессе своей работы я убедилась, что после изучения каждого модуля (раздела) необходимо, проводить итоговое занятие для систематизации знаний и умений у учащихся, активизации их творческой деятельности и самостоятельности. Обычно теоретический материал дается в начале изучаемого раздела, а на последующих занятиях осуществляется его повторение, закрепление, практическая работа по изготовлению изделия с незначительными включениями новых сведений. И вот, когда она закончена, следует остановиться, проанализировать сделанное, обобщить; полученные знания и умения. Чтобы учащимся было интересно заниматься повторением, ввожу в урок игровые элементы (например, решение кроссвордов), меняю виды и формы контроля, использую тестирование. Мною используются более 30 разноуровневых кроссвордов по всем темам программы, которые я использую с целью проверки знаний учащихся и в качестве дополнительного задания тем, кто успешно справился с основным.В этой связи замечу, что только при полноценном развитии речи учащихся возможно развитие их мышления и воображения, воспитание эмоций: Весь окружающий мир отражается в словарном составе языка. Учебный материал нашего предмета позволяет использовать на занятиях легенды и мифы, сказки и притчи; приводить исторические сведения, стихи, пословицы и поговорки, загадывать загадкиУспешность обучения во многом определяется эффективностью организации контроля за усвоением знаний и формированием умений и навыков. Контроль — это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Цель учета и контроля знаний и умений — содействовать воспитанию у школьников ответственности за результаты своего труда, критического отношения к достигнутому, привычки к самоконтролю и самонаблюдению, что формирует навык самоанализа.Контроль должен быть систематичным, объективным, гласным, быстрым и малотрудоемким. В последнее время с этой целью широко используются специальные тестовые задания. Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход я вижу в использовании игровых форм. Подобные уроки дают прекрасные результаты. Игра — это форма деятельности в условных ситуациях. Идея использования элементов игры с целью активизации познавательной деятельности не нова. Целью игрового обучения является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Это уроки-соревнования, конкурсы, викторины и т.п. Но следует ответить на вопрос, в какой мере в учебной деятельности возможна игра? Определить место, направленность и форму проведения игровых уроков. Практика показала, что учителю необходимо хорошо потрудиться, чтобы игровой урок был не только интересен, но и полезен учащимся. Он не должен быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе.Известно, что игра — это сочетание повторения и неожиданности, «активный принцип», «содержательная функция со многими гранями смысла» (Хейзинга Й.). Она должна строиться на полученных ранее знаниях и умениях и обеспечивать приобретение новых. Игра способствует формированию у школьников такого целостного опыта, который пригодится. им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с одноклассниками; помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность. Порой именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Подготовка к урокам в игровой форме способствует развитию у детей фантазии, выявлению способностей: они сочиняют стихи, рисуют, придумывают конкурсы, сценки, пробуют себя в различных ролях.Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления. Деловая игра предполагает воспроизведение некоторой действительности. Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия отражаются на общих результатах. Это обучение умениям и навыкам сотрудничества, воспитание ответственности за качество выполненной работы перед коллективом. Но еще раз подчеркну, что при организации игровых уроков нужно помнить, что их главная цель — самостоятельная деятельность учащихся по повторению старых знаний и добыванию новых. Порой, организуя подобные уроки, учитель все внимание обращает на внешнюю сторону: красивое оформление, костюмы, призы, чаепитие и пр. и при этом упускает главное. Важно найти оптимальное сочетание игры и обучения, "не заиграться", - Кроме уроков в игровой форме, я использую отдельные игровые элементы на обычных, занятиях. В каждом уроке должна быть "изюминка". Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Учителю следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся. Большую помощь при изучении обработки ткани мне оказывают игры: "Найди пару", "Пазлы", "Подготовка выкройки к раскрою", "Раскладка выкройки на ткани".Рассмотрим подробнее использование нетрадиционных уроков. К первому уроку, чтобы заинтересовать учащихся, готовлю показ образцов изделий, которые им предстоит выполнить в учебном году. С этой же целью занятия в 5-м классе начинаю с раздела "Художественная обработка материалов", а именно с вышивания. Большинству учениц эта работа в той или иной степени знакома, и они ее выполняют с удовольствием. На уроках царит непринужденная обстановка, что позволяет пятиклассницам быстрее адаптироваться в новых для них условиях, познакомиться с требованиями учителя, организацией учебных занятий. К тому же хорошее знание ручных швов необходимо для дальнейшей работы. В свое время Н.К. Крупская, большой энтузиаст трудового воспитания, возмущалась тем, что в Германии детей заставляют заниматься совершенно не нужным дело – распутывать нитки, которые до этого специально запутывают. Не одобряла она и такое занятие, как вышивание на пяльцах. Она не учитывала при этом, что такие виды труда хорошо развивают мелкие мышцы кистей рук (мелкая моторика). Эти мышцы остаются не развитыми, если не приучить ребенка к видам ручного труда, приводящим их в действие. А это значит, что хорошего музыканта из него, может быть, уже не получится. Что-то не доразвив в детстве, мы непременно ограничиваем возможности человека в будущем. После освоении вышивки (ручные стежки), дети выполняют салфетку в подарок близким. Это уже творческая работа, связанная с самостоятельным выбором рисунка, композиции, видов швов, цвета ниток, типа мережки.Уже на первом итоговом занятии для более полной и объективной, оценки учащихся наряду с фронтальным опросом использую карточки-задания, тесты и как игровой элемент — решение кроссвордов. ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании моего опыта работы я пришла к выводу, что положительных результатов в деле воспитания у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания можно достичь при соблюдении следующих основных требований:Трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у учащихся только рабочих двигательных навыков. Оно, кроме того, должно быть направлено на воспитание у учащихся умений решать умственные задачи, связанные с практическим выполнением трудовых заданий (планирование, выполнение заданий при помощи различных инструкций, образца, рисунка и т.д.). Это, в свою очередь, способствует коррекции умственного развития учащихся вспомогательных школ вообще.Проблема воспитания у учащихся самостоятельности должна решаться при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к менее известному, от конкретного к абстрактному. Так, при обучении швейному делу следует осуществлять постепенный переход от простейших к более сложным операциям, а также к инструкциям, планам, образам и т.д.Профессионально-трудовое обучение можно и необходимо использовать для развития речи воспитанников вспомогательной школы (словесный отчет - устный и письменный - о проделанной работе, рассказ о выполнении предстоящего задания и т.д.), что в свою очередь будет способствовать умственному развитию детей.Замечу в заключение, что каким бы ни был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересным для учащихся, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решение, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.Всю жизнь идут вместе труд и искусство, дополняя друг друга, обогащая человека и делая его нравственно красивым. Развивать в каждом ребенке природные задатки, воспитывать в нем трудолюбие, художественный вкус - в этом и заключается долг УЧИТЕЛЯ."Трудовое воспитание — это образно говоря, гармония трёх понятий: НАДО, ТРУДНО, и ПРЕКРАСНО... Нет и быть не может воспитание вне ТРУДА и без ТРУДА, потому что без ТРУДА во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать".СУХОМЛИНСКИЙ В.ЛитератураВоспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В. В. ВОРОНКОВОЙ. М.: Школа-пресс, 1994.ГНАТЮК А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. Дефектология. 1986. №6ДУЛЬНЕВ Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1969.КРЫЛОВ А. М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажана уроках трудового обучения во вспомогательной школе. Дефектология. 1993. N5.МИРСКИЙ С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1966.Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1988.Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М.: Педагогика, 1990.Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. Дефектология. 1986. N1.ПОСТАВСКАЯ В. А. Воспитание самостоятельности на уроках естествознания. Учпедгиз. 1953.ФЕДОСОВ С. Г. Трудовое обучение в 9 классе вспомогательной школы с учетом технологии базового предприятия. Дефектология. 1987. №4ШИНКОРЕНКО В. А. О развитии элементов конструктивной деятельности у учащихся вспомогательной школы на уроках труда. Дефектология. 1982. МИРСКИХ С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе.ВАСИЛЬЧЕНКО Е.В. ЛАБЗИНА А.Я. Занятия по трудовому обучению 5 класс.КУЗНЕЦОВ В.П.,РОЖНЕВ А.Я. Методика трудового обучения. ЕГОРОВА Р.И., МОГОСТЫРНАЯ В.П. Учись шить.МЕРСЯНОВА Г.Н., КАРТУШИНА Г.Б., МОЗГОВАЯ ГГ. Швейное дело, 5-6 класс. КАРТУШИНА Г.Б., МОЗГОВАЯ Г.Г. Швейное дело, 7-8 классЛАБЗИНА А.Я., ВАСИЛЬЧЕНКО Е.В., САВЕЛЬЕВА Н.В.,Дидактический материал по обслуживающему труду, 4 класс.МИРСКИХ СЛ. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. ВВЕДЕНСКАЯ Л.А. Пословицы. Пособие для учителей.ГРИНЧЕНКО И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.ПРОГРАММЫ Сборник 2. Трудовое и профессиональное обучение. ШКОЛА И ПРОИЗВОДСТВО. Журналы 2006 - 2008 гг. САЛАМАТОВА СМ. Конструирование одежды. СПРАВОЧНИК МОЛОДОГО ШВЕЙНИКАЗАНЯТИЯ по обслуживающему труду в 4 - 8 классах Методические разработки уроков. РЕЧИЦКАЯ Е.Г., СОШИНА А.Е. Развитие творческого воображения младших школьников ЦЕЙТЛИН Н.Е., ДЕМИДОВА А.П. Справочник по трудовому обучению. РУБИНШТЕЙН С.Я. Психология умственно отсталого школьника. МЕЛЬНИКАВА Л.В. Обработка тканей. МАЙОРОВА И.Г. Уроки трудового обучения.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X