Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 54972

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Зульфия Сафаровна Злобина

Рабочая программа "Изобразительное искусство"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономная организация
дополнительного образования
«Детская школа искусств им. А.В. Ливна» г.п. Излучинск









ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Класс раннего эстетического развития

/4 -7 лет/
/срок реализации 3 год/






















Автор преподаватель
художественных дисциплин
Злобина Зульфия Сафаровна


2020




Содержание



Стр.


Пояснительная записка..
3


Первый год обучения.
5

2.1
Цели и задачи.....
5

2.2
Учебно – тематический план.....
5

2.3
Содержание программы. ...
6

2.4
Предполагаемый результат....
8


Второй год обучения.
9

3.1
Цели и задачи.....
9

3.2
Учебно – тематический план.....
9

3.3
Содержание программы. ...
10

3.4
Предполагаемый результат....
12

4.
Третий год обучения.
13

4.1
Цели и задачи.....
13

4.2
Учебно – тематический план.....
13

4.3
Содержание программы. ...
14

4.4
Предполагаемый результат....
16

5.
Методическое обеспечение
17

5.1
Методические виды продукции.
17

5.2
Оборудование..
17

5.3
Материалы и инструменты.
17

6.
Список литературы...
18 - 19






















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Область эстетического воспитания является важнейшей составляющей в развитии и становлении личности ребенка. В сфере дополнительного образования существует множество кружков и объединений эстетического направления, которые предназначены в основном для обучения детей школьного возраста. Данная программа предназначена для образовательной и воспитательной работы с группой детей дошкольного возраста, посещающих детские дошкольные учреждения и желающих получить дополнительные услуги в сфере художественно-эстетического развития. При разработке данной программы использовалась программно-методическое пособие В.Н. Банникова, рекомендованное Департаментом образования и науки ХМАО «Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования», учебно-методическое пособие Т.Н. Дороновой «Развитие детей в изобразительной деятельности». Работая над программой, были изучены «Программа изостудии «Юный художник» Л. Жежеря, «Сборник авторских программ дополнительного образования».
Направленность программы. Программа реализует задачи эстетического воспитания как одного из направлений всестороннего, гармоничного развития личности. Она направлена не только на формирования понимания и эстетической оценки произведений духовной культуры, но и на развитие практической, изобразительной деятельности учащихся, способствующей активному приобщению их к художественному творчеству.
Новизна данной программы определяется учётом особенностей контингента детей Нижневартовского района: доступностью теоретического и практического материала, небольшими материальными затратами, зримые результаты работы.
Актуальность программы обусловлена востребованностью раннего художественного образования детей, родители которых, осознают значимость творческого развития ребёнка в дошкольном возрасте для последующего становления его индивидуальности.
Педагогическая целесообразность  программы определяется учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе  обучения, развития изобразительных навыков, художественного мышления и эстетического вкуса.   Участие творческих работ учащихся в тематических выставках различного уровня (аудиторные, школьные, муниципальные, районные, региональные, республиканские, международных) является поощрением и стимулом творческой деятельности учащихся.
Цель программы: эстетическое развитие и формирование художественно-творческих способностей детей.
Задачи:
- своевременного выявления и развития у детей их индивидуальных творческих способностей в раннем возрасте;
- формировать интерес к художественно-эстетической деятельности и восприятию окружающего мира через знакомство детей с различными видами искусства.
- формировать у детей навыки социальной активности.
- развивать моторику рук.
Отличительной особенностью программы является:
В программе есть место для изучения родного края: природу, животных, птиц, и творчество народов Севера.
У детей есть возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам.
Учащихся не только осваивают знания и умения, но и принимают активное участие в выставках, фестивалях и конкурсах.
Уровень образования и возраст детей. Программа рассчитана на три года обучения, всего 102 часа. Каждый год обучения по 34 часов. Наполняемость группы – 10-15 детей.
Обучаются три возрастные группы: в первой группе дети 4 лет, во второй группе пяти, в третьей группе дети 6-7 лет.
Первоначальной базой для дальнейшего овладения навыками являются знания, умения и навыки, приобретенные ранее. Дети имеют знания и умения разного уровня, поэтому большое внимание уделяется индивидуальному подходу в работе с детьми.
Сроки реализации программы. Данная программа рассчитана на три года обучения.
Формы и режим занятий. Занятия проходят в выходные дни. Продолжительность занятия – 30 минут. Всего в год проводится 34 занятия. Формы занятий – образовательная и досуговая деятельность.
Учебные занятия проходят в групповой форме, содержат теоретическую и практическую части. Теоретическая часть состоит из вводной беседы, проводимой в начале учебного года, и кратких бесед, предваряющих выполнение каждого задания, в ходе которых преподаватель разъясняет учащимся содержание задания и указывает методы его выполнения. Беседы сопровождаются показом иллюстративного материала: работ учащихся, репродукций. Программа включает занятия в форме выставки, экскурсии в музеи. 
Ожидаемые результаты и способы их определения.
В результате освоения программы учащиеся должны знать и уметь:
- требования техники безопасности в аудитории; -виды и жанры изобразительного искусства; - различные виды линий, форм, цветовых оттенков; - основные понятия в композиции: формат (вертикальный, горизонтальный, квадратный), форма, тон, цветовой контраст; - элементарные основы композиции: приемы композиции – ритм, симметрия, асимметрия, выделение центра; средства композиции – формат, пространство (многоплановая композиция, одноплановая композиция), композиционный центр (совпадает с центром композиции, смещен от центра), ритм, контраст, цвет; - этапы построения композиции; - изученных художников – классиков и их работы.
- проводить простейший анализ произведения искусства (содержание, художественные формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру изобразительного искусства; - чувствовать и оценивать красоту линий, форм, цветовых оттенков в окружающей реальности и в произведениях искусства; - анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности формы предметов; - использовать основные средства создания композиции: высоту линии горизонта, цветовой контраст, цветовые отношения; - выделять композиционный центр; - применять полученные знания и умения в процессе творческой деятельности. - участвовать в выставках, конкурсах.
За период обучения учащиеся приобретают элементарные навыки работы с красками, карандашами, мягкими материалами, цветной бумагой, и пр.; изучают элементарные основы построения композиции.
Знакомятся с творчеством художников – классиков: И.Левитан, И.С.Остроухов, И.Шишкин, И.Грабарь, и др.
На занятиях целесообразно применять поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических упражнений при работе в материале и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка.
Цели и задачи для первого года обучения

Цель: формирование у учащихся элементарные знания и умения по изобразительному искусству.
Задачи:
- развивать художественные способности учащихся, умение пользоваться художественными материалами и средствами.
- развивать моторику рук.
Обучающиеся знакомятся с художественными материалами и инструментами. Знакомятся с произведениями отечественных художников. Получают практические навыки работы гуашевыми, акварельными красками. Ученики получают начальные сведения о масштабе изображения, как соотношение размера изображения и размера изобразительной плоскости. Осваивают такие понятия как: «рисунок», «краски», «формат», «форма», «живопись», «пейзаж».

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Темы
Количество часов


Вводное занятие
1


Изобразительное искусство
1


Знакомство с красками. Свойства и особенности.
3


Знакомство с базовыми фигурами.
3


Экскурсия.
1


Пальчиковая живопись.
1


Рисование по мокрой бумаге.
2


Волшебные узоры.
1


Снежинки.
1


Новогодняя елка.
1


Новогодние сувениры.
1


Новогодний праздник.
1


Узоры на зимнем окне.
1


Иллюстрация на любимую сказку.
1


Декоративная ваза.
1


Зимний натюрморт.
1


Снежная Королева.
1


Птицы зимой. Снегири и синицы.
1


Кошкин дом.
1


Народные герои. Богатырь Святогор
1


«Моя мама самая, самая»
1


Праздник мам. Выставка.
1


Фрукты. Яблоки и груши.
1


Сказочный пейзаж.
1


Пасхальный натюрморт.
1


Эскиз пасхального яйца.
1


Праздничный салют.
1


Коллективная работа. Цветочное поле.
1


Итоговое мероприятие. Выставка.
1


Всего
34 ч.






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-го года обучения. (34ч.)
1.Вводное занятие. (1ч.) Введение. Цели и задачи программы. Знакомство с аудиторией и с педагогами. Материалы и инструменты, используемые в процессе работы. Организация рабочего места и безопасного труда, основы противопожарной безопасности. Формирование навыков культуры труда. Охрана труда и техника безопасности.
Практическая работа: Знакомство с аудиторией, с педагогами и Т.Б.
2. Изобразительное искусство. (1ч.) Знакомство с красками, кисточками и карандашами. Пятно и линия. Волшебная «спиралька». «Солнышко- колоколнышко». Представление об искусстве. Его роль в жизни человека.
Практическая работа: Выполнение рисунка по теме.
3. Знакомство с красками. Свойства и особенности. (3 ч.) Осень. Яркие краски осени. Поэты и художники об осени. Холодные и теплые цвета. Знакомство со свойствами красок. Восприятие цвета. Выразительные возможности цвета. Основные характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность цвета, светлота. Механическое смешение цветов. Примерные темы: Монотипия: Бабочка. Лес. Радуга. Осень. Дождь. Солнечный день. Туман. Радужный город. Клумба.
Практическая работа: Упражнения с акварельными и гуашевыми красками направленные на знакомство со свойствами красок. Выполнение простых композиций на тему «Пейзаж». Игры «Большой- маленький», «Радуга», «Теплый- холодный», «На что похоже?» «Что растет в лесу?», «Собери по цвету». Коллективная работа «Клумба».
4. Знакомство с базовыми фигурами. (3 ч.) Восприятие линии. Выразительные возможности линии. Волшебные линии: прямые, волнистые, рваные, зубчатые. Волшебные фигуры: спираль- круг, овал, капля, квадрат, прямоугольник, треугольник. Основные характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность цвета, светлота. Механическое смешение цветов. Примерные темы: Речка. Море. Дождик. Облака. Солнечные лучи. Цветы. Травка. Грибы. Заяц. Белка. Лиса. Птицы. Медведь. Ёжик. Деревья осенью.
Практическая работа: Упражнения направленные на знакомство со особенностями линий и фигур. Выполнение простых композиций по темам. Игры «Большой- маленький», «Собери цветы», «Собери грибы», «На что похоже?» «Что растет в лесу?», «Собери по цвету». Коллективная работа «Листопад».
5. Экскурсия. (1ч.) Виртуальная экскурсия в музей изобразительного искусства. Знакомство с работами художников классиков пейзажистов. Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятий по основам композиций и цветоведения.
6. Пальчиковая живопись. (1 ч.) Знакомство с акварельной живописью. Смешивание красок на палитре. Дать понятие «цветовые отношения». Понятие «пейзаж». Знакомство с разными возможностями композиции (вертикальной, горизонтальной). Волшебная капелька. Упражнения: кристаллические рисунки (пакеты), грунтовка; сырым по сырому; переходы цвета в цвет; смешивание цветов; цвето-тоновые оттенки. Примерные темы: Солнышко. Гусеница. Яблоки. Воздушные шарики. Ветка рябины. Дождь. Портрет. Ромашки. Цветы. Креветки. Рыбы. Золотая рыбка. Дерево. Цыпленок. Мышки. Лошарик. Кошка. Просмотр работ, совместное обсуждение. Подведение итогов.
Практическая работа: выполнение упражнений: грунтовка; сырым по сырому; переходы цвета в цвет; смешивание цветов; цвето-тоновые оттенки; выполнение рисунков по теме. Коллективная работа «Чудо - дерево». Игры «Вершки- корешки», «Радуга», «Теплый- холодный», «На лугу расцвели красивые цветы.» «Что растет в лесу?», «Собери по цвету».
7. Рисование по мокрой бумаге. (2 ч.) Знакомство с акварельной живописью по мокрой бумаге. Грунтовка; сырым по сырому; переходы цвета в цвет; смешивание цветов; цвето-тоновые оттенки. Использование соли. Возможности восковых карандашей. Примерные темы: Солнышко. Дождь. Портрет. Ромашки. Цветы Просмотр работ, совместное обсуждение. Подведение итогов.
Практическая работа: выполнение упражнений: грунтовка; сырым по сырому; переходы цвета в цвет; смешивание цветов; цвето-тоновые оттенки.
8. Узоры. (1 ч.) Цветовая гармония в декоративных композициях. Дать понятие «узор», «ритм». Упражнения по созданию ритмической композиции. Цветовое решение. Выполнение с применением густых красок.
Примерные темы: Растительный мотив. Узоры из геометрических фигур. Ковер.
Практическая работа: Выполнение узора в круге, прямоугольнике, в треугольнике. Игра «Выложи узор». Аппликация.
9. Снежинки. (1ч.) Знакомство со способом вырезания снежинок. Безопасность труда. Знакомство с работой восковыми карандашами. Смешанная техника. Рисование воском, восковыми карандашами, свечкой и акварельными красками.
Практическая работа: Выполнение снежинок из цветной бумаги. Рисование снежинок в смешанной технике. Игра «Собери снежинки».
10. Новогодняя елка. (1ч.) Аппликация. Работа с цветной бумагой. Дать понятие «контраст». Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение аппликации.
11. Новогодние сувениры. (1ч.) Способы вырезания. Работа с цветной бумагой и бусинками. Безопасность труда.
Примерные темы: Снежинки. Сова. Елка. Шарики. Колокольчик.
Практическая работа: Выполнение сувенир. Игра «Разрезные картинки».
12. Новогодний праздник. (1ч.)
13. Узоры на зимнем окне. (1ч.) Смешанная техника. Рисование воском, восковыми карандашами, свечкой и акварельными красками. Декоративная композиция в прямоугольнике. Понятие «равновесие».
Практическая работа: Выполнение узора в прямоугольнике. Рисование узора в смешанной технике.
14. Иллюстрация на любимую сказку. (1ч.) Сюжетная композиция. Плановость. Волшебные линии, спиралька, капелька.
Примерные темы: Жар-птица. Колобок. Царевна лягушка. Курочка Ряба. Золотая рыбка. Репа.
Практическая работа: Выполнение сюжетной композиции.
15. Декоративная ваза . (1ч.) «Оклеивание» мятой бумагой стеклянной бутылки. Понятие «мятая бумага». Особенности изготовления «мятой бумаги». Просушивание. Способы декорирования.
Практическая работа: Выполнение декоративной вазы.
16. Зимний натюрморт. (1ч.) Рисование декоративных ваз выполненных на прошлых занятиях. Ритм. Понятие «натюрморт». Холодные цвета.
Практическая работа: Выполнение натюрморта в технике аппликации. Игра «Холодный- теплый».
17. Снежная Королева. (1ч.) Знакомство с Драмтеатром. Правила поведения в театре. Ключевое слово «сцена», «артисты», «аплодисменты». Просмотр спектакля.
18. Птицы зимой. Снегири и синицы. (1ч.) Вестники холодов - птицы – зимовщики. Превращения «волшебной капельки». Птицы на ветке рябины. Работа с акварельными красками. Контрастные цвета: красный и синий, желтый и синий.
Практическая работа: Выполнение птиц с помощью «волшебной капельки». Игра «Птицы на дереве».
19. Кошкин дом. (1ч.) Правила безопасного поведения. Ключевое слово «пожар», «пожарная тревога». Знакомство со сказкой С.Маршака «Кошкин дом». Работа акварельными красками.
Практическая работа: Выполнение иллюстрации к сказке С.Маршака «Кошкин дом».
20. Народные герои. Богатырь Святогор. (1 ч.) Знакомство с народным героем – богатырем Святогором. Выразительные средства, передающие мощь народного героя. Ключевые слова: богатырь, подвиг, мощь.
Практическая работа: Выполнение портрета народного богатыря.
21. «Моя мама самая, самая» (1 ч.) Выполнение портрета мамы. Упражнение «рисую маму». Пропорции. Ключевое слово: портрет, овал, круг.
Практическая работа: Выполнение упражнения «рисую маму», портрета мамы.
22. Праздник мам. (1 ч.) Праздничный концерт, выставка.
23. Фрукты. (1 ч.) Натюрморт цветными бумагами. Понятие «натюрморт». Контрастные цвета. Аппликация. Безопасность труда.
Практическая работа: Выполнение натюрморта в технике аппликации. Игра «Разрезные картинки».
24. Сказочный пейзаж. (1 ч.) Соляные рисунки. Выдувание рисунка с помощью трубочек для коктейля.
Практическая работа: Выполнение пейзажа на «кристаллических рисунках» и на соляных фонах. Способы оформления пейзажа. Игра «Рыбки плавают в пруду».
25. Пасхальный натюрморт. (1ч.) Правила композиции. Равновесие. Понятие «пасха».
Практическая работа: Выполнение композиции на формате А4. Способы работы кисточкой: фон, ветки вербы. Игра «Теплый - холодный»
26. Эскиз пасхального яйца. (1ч.) Ленточная аппликация. Работа цветными бумагами. Понятие «пасха». Контрастные цвета. Безопасность труда.
Практическая работа: Выполнение ленточной аппликации. Способы вырезания и наклеивания. Игра «Большой - маленький»
27. Праздничный салют. (1ч.) Праздник. Ключевые слова «Родина», «победа», «героизм», «солдат». Рисование с помощью набрызгов. Контрастные цвета.
Практическая работа: Выполнение набрызгов.
28. Коллективная работа. Цветочное поле. (1 ч.) Весенние цветы. Работа с акварельными красками.
Практическая работа: Выполнение цветов с помощью «волшебных фигур». Вырезание и наклеивание. Выполнение на ватмане аппликации. Способы наклеивания. Игра «Собери цветы».
30. Итоговое мероприятие. (1 ч.)
Итого 34 ч.


Предполагаемый результат.
В конце 1-го класса учащиеся должны знать: - художественные материалы и инструменты; - основные понятия в композиции: линия, точка, рисунок, цвет, формат, форма, - элементарные основы композиции: приемы композиции – ритм, симметрия, асимметрия; средства композиции – формат, пространство, центр, ритм, цвет; - различать «теплые» и «холодные» цвета; - изученных художников – классиков и их работы.
Должны уметь: - правильно компоновать предметы на формате листа; - правильно определять цвет предмета; - правильно выполнять основные геометрические фигуры; - применять полученные знания и умения в процессе творческой деятельности.








Цели и задачи для второго года обучения

Цель: формирование у учащихся элементарные знания и умения по изобразительному искусству.
Задачи:
- развивать художественные способности учащихся, умение пользоваться художественными материалами и средствами;
- умение применять базовые элементы построения;
- развивать моторику рук.
Обучающиеся продолжают знакомится с художественными материалами и инструментами. Знакомятся с произведениями отечественных художников. Получают практические навыки работы гуашевыми, акварельными красками. Ученики получают начальные сведения о графике и живописи. Осваивают такие понятия как: «аппликация», «театр», «искусство», «эскиз», «живопись», «узор», «пейзаж». Материал преподается упрощенно, элементарно, с учетом возраста. На данном этапе обучения дети выполняют простейшие упражнения, учатся организовывать уравновешенные композиции.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Темы
Количество часов


Вводное занятие
1


Изобразительное искусство. Волшебная палитра.
1


Знакомство с красками. Свойства и особенности.
1


Конструктивное построение с помощью базовых фигур.
2


Экскурсия.
1


Пальчиковая живопись
1


Рисование по мокрой бумаге
1


Узоры для ковра.
1


Декоративная ваза.
2


Птицы зимой. Кормушка.
1


Иллюстрация на любимую сказку.
1


Зимний лес.
1


Узоры Деда Мороза.
1


Игрушки для новогодней елки.
1


Новогодняя объемная открытка.
1


Новогодний праздник
1


Ветки в инее.
1


Зимний натюрморт.
1


Снежная Королева.
1


Снежинки для короны Снежной Королевы.
1


Каскад с валентинками, цветами, рыбками, колокольчиками.
1


Сказочные герои. Богатырь Добрынин.
1


«Моя мама самая, самая»
1


Праздник мам. Выставка.
1


Фрукты. Апельсины, бананы.
1


Сказочный пейзаж.
1


Пасхальный натюрморт.
1


Эскиз пасхального яйца.
1


Путешествие на голубую звезду.
1


Птицы нашего края.
1


Коллективная работа. Яблоневый сад.
1


Итоговое мероприятие. Выставка.
1


Всего
34 ч.





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 года обучения. (34 ч.)
1.Вводное занятие. (1 ч.) Введение. Цели и задачи программы на учебный год. Знакомство с аудиторией и с педагогами. Материалы и инструменты, используемые в процессе работы. Организация рабочего места и безопасного труда, основы противопожарной безопасности. Формирование навыков культуры труда. Охрана труда и техника безопасности.
Практическая работа: Знакомство с аудиторией и с педагогами и Т.Б.
2. Изобразительное искусство. Волшебная палитра. (1 ч.) Знакомство с красками, кисточками и карандашами. Пятно и линия. Волшебная линия, «спиралька». «Красочное чудо». Свободное рисование красками через их смешение.
Практическая работа: упражнения «рисование в воздухе». Выполнение свободного рисунка.
3. Знакомство с красками. Свойства и особенности. (1 ч.) Осень. Яркие краски осени. Поэты и художники об осени. Холодные и теплые цвета. Знакомство со свойствами красок. Восприятие цвета. Выразительные возможности цвета. Основные характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность цвета, светлота. Механическое смешение цветов. Примерные темы: рисунки на мокрой бумаге. Самоцветы. Рисуем музыку. Рисуем настроение. Сказка. Времена года. «Чудо- рисунок». Рисуем на асфальте. Смешной рисунок.
Практическая работа: Упражнение «рисование по точкам». Упражнения с акварельными и гуашевыми красками направленные на знакомство со свойствами красок. Выполнение простых композиций по темам. Игры «Большой- маленький», «Радуга», «Теплый- холодный», «Что растет в лесу?», «Собери по цвету». Коллективная работа «Родной мой город».
4. Конструктивное построение с помощью базовых фигур. (2 ч.) Выразительные возможности линии. Волшебные линии: прямые, волнистые, рваные, зубчатые. Волшебные фигуры: спираль- круг, овал, капля, квадрат, прямоугольник, треугольник. Основные характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность цвета, светлота. Механическое смешение цветов. Примерные темы: конструктивное построение животных, птиц, насекомых. Мышка. Заяц. Белка. Лиса. Птицы. Медведь. Ёжик. Стрекоза. Бабочка.
Практическая работа: упражнения «рисование в воздухе». упражнения: Речка. Море. Дождик. Облака. Солнечные лучи. Цветы. Травка. Грибы. Упражнения направленные на знакомство с особенностями линий и фигур. Выполнение простых композиций по темам. Игры «Большой- маленький», «Собери грибы», «На что похоже?» , «Собери по цвету». Коллективная работа «Листопад».
5. Экскурсия. (1 ч.) Виртуальная экскурсия в музей изобразительного искусства. Знакомство с работами художников классиков пейзажистов. Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятий по основам композиций и цветоведения.
7. Рисование по мокрой бумаге. (1 ч.) Знакомство с акварельной живописью по мокрой бумаге. Грунтовка; сырым по сырому; переходы цвета в цвет; смешивание цветов; цвето-тоновые оттенки. Использование соли. Возможности восковых карандашей. Примерные темы: Ласковое солнце. Веселый дождь. Ромашки. Цветы. Просмотр работ, совместное обсуждение. Подведение итогов.
Практическая работа: выполнение упражнений: грунтовка; сырым по сырому; переходы цвета в цвет; смешивание цветов; цвето-тоновые оттенки.
8. Узоры для ковра. (1 ч.) Цветовая гармония в декоративных композициях. Дать понятие «узор», «ритм». Упражнения по созданию ритмической композиции. Цветовое решение. Выполнение с применением густых красок.
Примерные темы: Узоры из геометрических фигур. Ковер.
Практическая работа: Выполнение узора в круге, прямоугольнике, в треугольнике. Игра «Выложи узор». Аппликация.
9. Декоративная ваза. (1 ч.) «Оклеивание» манной крупой стеклянной бутылки. Особенности изготовления декоративной вазы. Просушивание. Способы декорирования.
Практическая работа: Выполнение декоративной вазы.
10. Птицы зимой. Кормушка. (1 ч.) Вестники холодов - птицы – зимовщики. Превращения «волшебной капельки». Птицы на ветке рябины, сосны, кедра. Работа с акварельными красками. Контрастные цвета: красный и синий, желтый и синий.
Практическая работа: Выполнение птиц с помощью «волшебной капельки». Игра «Зимующие птицы».
11. Иллюстрация на любимую сказку. (1 ч.) Сюжетная композиция. Плановость. Волшебные линии, спиралька, капелька.
Примерные темы: Снегурочка. Жар-птица. Колобок. Царевна лягушка. Курочка Ряба. Золотая рыбка. Репа.
Практическая работа: Выполнение сюжетной композиции.
12. Зимний лес. (1 ч.) Смешанная техника. Рисование воском, восковыми карандашами, свечкой и акварельными красками.
Практическая работа: Выполнение рисунка в смешанной технике.
13. Узоры Деда Мороза. (1 ч.) Смешанная техника. Рисование воском, восковыми карандашами, свечкой и акварельными красками. Декоративная композиция в прямоугольнике. Понятие «равновесие».
Практическая работа: Выполнение узора в прямоугольнике. Рисование узора в смешанной технике.
14. Игрушки для новогодней елки. (1 ч.) Объемная аппликация. Работа с цветной бумагой. Дать понятие «объем». Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение аппликации: елка, шарики, снеговик, белка. Игра «Собери елку».
15. Новогодняя объемная открытка. (1 ч.) Способы вырезания. Работа с цветной бумагой и бусинками. Безопасность труда.
Примерные темы: Снежинки. Сова. Елка. Шарики. Колокольчик.
Практическая работа: Выполнение открытки. Игра «Разрезные картинки».
16. Новогодний праздник. (1 ч.)
17. Ветки в инее. (1 ч.) Способы выполнения «инея» с помощью белой бумаги .
Практическая работа: Выполнение декоративных веток. Размещение готовых веток в декоративные вазы.
18. Зимний натюрморт. (1 ч.) Рисование декоративных ваз выполненных на прошлых занятиях. Закон композиции – ритм, симметрия. Понятие «натюрморт». Холодные цвета.
Практическая работа: Выполнение натюрморта в гуашевой технике. Игра «Холодный- теплый».
19. Снежная Королева. (1 ч.) Знакомство с Драмтеатром. Правила поведения в театре. Ключевое слово «сцена», «артисты», «аплодисменты». Просмотр спектакля.
20. Снежинки для короны Снежной королевы. (1 ч.) Знакомство со способом вырезания снежинок и короны. Безопасность труда. Знакомство с работой восковыми карандашами. Смешанная техника. Рисование воском, восковыми карандашами, свечкой и акварельными красками.
Практическая работа: Выполнение снежинок и короны из цветной бумаги. Рисование снежинок в смешанной технике. Игра «Помоги Каю».
21. Каскад с валентинками, цветами, рыбками, колокольчиками. (1 ч.) Коллективная работа. Выполнение валентинок, цветов, рыбок, колокольчиков из цветной бумаги. Способы декорирования красками. Безопасность труда при работе с клеем и с ножницами. Прикрепление к «колесу» с помощью декоративных тесемок.
Практическая работа: Выполнение каскада.
22. Сказочные герои. Богатырь Добрынин. (1 ч.) Выразительные средства, передающие мощь сказочного героя. Ключевые слова: богатырь, подвиг, мощь. Практическая работа: Выполнение портрета сказочного богатыря.
23. «Моя мама самая, самая» (1 ч.) Выполнение портрета мамы. Упражнение «рисую маму». Пропорции. Ключевое слово: портрет, овал, круг.
Практическая работа: Выполнение упражнения «рисую маму», портрета мамы.
24. Праздник мам. (1 ч.) Концерт. Выставка детских работ.
25. Фрукты. (1 ч.) Апельсины и бананы. Натюрморт в теплых тонах. Понятие «натюрморт». Контрастные цвета. Аппликация. Безопасность труда.
Практическая работа: Выполнение натюрморта гуашевыми красками. Игра «Разрезные картинки».
26. Сказочный пейзаж.
27.Пасхальный натюрморт. (1 ч.) Правила композиции. Равновесие. Понятие «пасха».
Практическая работа: Выполнение композиции на формате А4. Способы работы кисточкой: фон, ветки вербы. Игра «Теплый - холодный»
28. Пейзаж. (1 ч.) Соляные рисунки. Выдувание рисунка с помощью трубочек для коктейля.
Практическая работа: Выполнение пейзажа на «кристаллических рисунках» и на соляных фонах. Способы оформления пейзажа. Игра «Рыбки плавают в пруду».
28. Эскиз пасхального яйца. (1 ч.) Ленточная аппликация. Работа цветными бумагами. Понятие «пасха». Контрастные цвета. Безопасность труда.
Практическая работа: Выполнение ленточной аппликации. Способы вырезания и наклеивания. Игра «Большой - маленький»
29. Путешествие на голубую звезду. (1 ч.) Раскрыть отличие понятия «волшебный», «сказочный», «фантастический», «космический» от реальной обстановки. Работа гуашевыми красками. Понятие «космос». Контрастные цвета. Безопасность труда.
Практическая работа: Выполнение фона в технике «монотипии». Способы выполнения звезд и планет. Игра «Путешествие на голубую звезду».
30. Птицы нашего края. (1 ч.) Особенности рисования птиц. Рисование с помощью волшебной капельки. Расположение фигуры на листе. Композиция по диагонали.
Практическая работа: Выполнение рисунка птиц. Способы построения. Игра «Большой - маленький»
31. Коллективная работа. Яблоневый сад. (1 ч.) Цветы яблони. Работа с акварельными красками.
Практическая работа: Выполнение цветов с помощью «волшебных фигур». Вырезание и наклеивание. Выполнение на ватмане аппликации. Способы наклеивания. Игра «Собери цветы».
32. Итоговое мероприятие . Выставка. (1 ч.)
Итого 34 ч.

Предполагаемый результат.
В конце 2-го года обучения учащиеся должны знать: - художественные материалы и инструменты; - основные понятия в композиции: линия, точка, штрих, рисунок, цвет, композиция, пропорции, формат (вертикальный, горизонтальный, квадратный), форма, контраст; - элементарные основы композиции: приемы композиции – ритм, симметрия, асимметрия, равновесия частей композиции, выделение центра; средства композиции – формат, пространство (многоплановая композиция, одноплановая композиция), композиционный центр (совпадает с центром композиции, смещен от центра), равновесие, ритм, контраст, цвет, декоративность; - этапы построения композиции; - изученных художников – классиков и их работы.
Должны уметь: - верно и выразительно передавать простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; - правильно держать лист бумаги, карандаш и кисть, свободно рисовать карандашом – без напряжения проводить линии в нужном направлении, не вращая при этом лист бумаги; -правильно пользоваться акварельными и гуашевыми красками, покрывая ими нужную поверхность в пределах намеченного контура; - определять величину изображения и уметь расположить его в зависимости от размера листа бумаги; - применять полученные знания и умения в процессе творческой деятельности.


Цели и задачи для третьего года обучения

Цель: совершенствовать у учащихся образное мышление и творческие способности, закреплять у учащихся элементарные знания и навыки по изобразительному искусству

Задачи:
- развивать художественные способности учащихся, умение пользоваться художественными материалами и средствами;
- умение применять базовые элементы построения и элементарные знания по цветоведению;
- развивать моторику рук.
Обучающиеся продолжают знакомится с художественными материалами и инструментами. Знакомятся с произведениями отечественных художников. Получают практические навыки работы гуашевыми, акварельными красками. Ученики получают начальные сведения о графике и живописи. Осваивают такие понятия как: «портрет», «основные краски», «искусство», «эскиз», «живопись», «узор», «пейзаж», «иллюстрация». Материал преподается упрощенно, элементарно, с учетом возраста. На данном этапе обучения дети выполняют простейшие упражнения на смешивание красок, учатся сравнивать изображаемый предмет с рисунком, организовывать уравновешенные композиции.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Темы
Количество часов


Вводное занятие
1


Изобразительное искусство. Палитра художника.
1


Знакомство с красками. Свойства и особенности.
3


Конструктивное построение с помощью базовых фигур.
3


Экскурсия.
1


Рисование по мокрой бумаге
1


Узоры.
1


Декоративная ваза.
1


Птицы зимой.
1


Зимний лес.
1


Узоры Деда Мороза.
1


Иллюстрация на любимую сказку.
1


Ветки в инее.
1


Зимний натюрморт.
1


Игрушки для новогодней елки.
1


Новогодний праздник
1


Снежная Королева.
1


Фрукты. Апельсины, бананы.
2


Батик.
1


«Моя мама самая, самая»
1


Праздник мам. Выставка.
1


Иллюстрация к русской народной сказке.
1


Пасхальный натюрморт.
1


Весна. Пейзаж.
1


Путешествие на Марс.
1


Декоративная рамка для фотографии.
1


Коллективная работа. Дети всего мира.
2


Итоговое мероприятие. Выставка.
1


Всего
34 ч.



Содержание программы для 3 года обучения. (34 ч.)

1.Вводное занятие. (1ч.) Введение. Цели и задачи программы на учебный год. Знакомство с аудиторией и с педагогами. Материалы и инструменты. Охрана труда и техника безопасности.
Практическая работа: Знакомство с аудиторией и с педагогами и Т.Б. Игры.
2. Изобразительное искусство. Палитра художника (1ч.) Возможности красок, кисточек и карандашей. Пятно и линия. Волшебная линия, «спиралька». Свободное рисование красками через их смешение. Примерные темы: «Красочное чудо», «Цветик-семицветик» « Сказочные цветы ».
Практическая работа: упражнения «рисование в воздухе». Выполнение свободного рисунка и по темам.
3. Знакомство с красками. Свойства и особенности. (3 ч.) Осень. Яркие краски осени. Поэты и художники об осени. Холодные и теплые цвета. Знакомство со свойствами красок. Восприятие цвета. Выразительные возможности цвета. Основные характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность цвета, светлота. Механическое смешение цветов. Примерные темы: рисунки на мокрой бумаге. Самоцветы. Рисуем музыку. Рисуем настроение. Осенняя сказка.. «Чудо- рисунок». Рисуем на асфальте. Смешной рисунок. Цветной ветер.
Практическая работа: Упражнение «рисование по точкам». Упражнения с акварельными и гуашевыми красками направленные на знакомство со свойствами красок. Выполнение простых композиций по темам. Игры «Времена года» «Большой- маленький», «Радуга», «Теплый- холодный», «На что похоже?» «Что растет в лесу?», «Собери по цвету». Коллективная работа «Родной мой город».
4. Конструктивное построение с помощью базовых фигур. (3 ч.) Выразительные возможности линии. Волшебные линии: прямые, волнистые, рваные, зубчатые. Волшебные фигуры: спираль- круг, овал, капля, квадрат, прямоугольник, треугольник. Основные характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность цвета, светлота. Механическое смешение цветов. Примерные темы: конструктивное построение животных, птиц, насекомых. Улитка. Лягушка. Кошка. Собачка. Заяц. Белка. Лиса. Птицы. Цыпленок. Каркуша. Гусь. Ворон. Медвежонок. Слон. Буренка. Овечка. Обезьянка. Ёжик. Стрекоза. Бабочка. Божья коровка.
Практическая работа: упражнения «рисование в воздухе». упражнения: Речка. Море. Дождик. Облака. Солнечные лучи. Цветы. Травка. Грибы. Упражнения направленные на знакомство с особенностями линий и фигур. Выполнение простых композиций по темам. Игры «Большой- маленький», «Собери цветы», «Собери грибы», «На что похоже?» «Что растет в лесу?», «Собери по цвету». Коллективная работа «Листопад».
5. Экскурсия. (1ч.) Виртуальная экскурсия в музей изобразительного искусства. Знакомство с работами художников классиков пейзажистов. Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятий по основам композиций и цветоведения.
6. Рисование по мокрой бумаге. (1 ч.) Особенности выполнения акварельной живописи по мокрой бумаге. Грунтовка; сырым по сырому; переходы цвета в цвет; смешивание цветов; цвето-тоновые оттенки. Использование соли. Возможности восковых карандашей. Примерные темы: Ласковое солнце. Веселый дождь. Ромашки. Цветы. Просмотр работ, совместное обсуждение. Подведение итогов.
Практическая работа: выполнение упражнений: грунтовка; сырым по сырому; переходы цвета в цвет; смешивание цветов; цвето-тоновые оттенки. Выполнение композиции по выбранным темам.
7. Узоры. (1 ч.) Цветовая гармония в декоративных композициях. Дать понятие «узор», «ритм». Упражнения по созданию ритмической композиции. Цветовое решение. Выполнение с применением густых красок.
Примерные темы: Растительный мотив: Ромашки. Васильки. Колокольчики. Узоры из геометрических фигур. Ковер из цветов. Эскиз платка.
Практическая работа: Выполнение узора в круге, прямоугольнике, в треугольнике. Игра «Выложи узор», аппликация.
8. Декоративная ваза. (1ч.) Ваза из бумажного шпагата. Декоративное оформление вазы бусинками, тесьмой, пуговицами, бисером и т.д. Выполнение простого орнамента.
Практическая работа: Выполнение декоративной вазы.
9. Птицы зимой. (1ч.) Вестники холодов - птицы – зимовщики. Превращения «волшебной капельки». Птицы на кормушке. Работа с акварельными красками. Контрастные цвета: красный и синий, желтый и синий.
Практическая работа: Выполнение птиц с помощью «волшебной капельки». Игра «Зимующие птицы».
10. Зимний лес. (1ч.) Смешанная техника. Рисование воском, восковыми карандашами, цветными карандашами, мелками, пастелью, свечкой и акварельными красками.
Практическая работа: Выполнение рисунка в смешанной технике.
11. Узоры Деда Мороза. (1ч.) Смешанная техника. Рисование воском, восковыми карандашами, цветными карандашами, цветными ручками, свечкой и акварельными красками. Декоративная композиция в прямоугольнике. Понятие «равновесие».
Практическая работа: Выполнение узора в прямоугольнике. Рисование узора в смешанной технике.
12. Иллюстрация на любимую сказку. (1ч.) Сюжетная композиция. Плановость. Волшебные линии, спиралька, капелька.
Примерные темы: Снегурочка. Жар-птица. Колобок. Царевна лягушка. Курочка Ряба. Золотая рыбка. И т.д.
Практическая работа: Выполнение сюжетной композиции.
13. Ветки в инее. (1ч.) Способы выполнения «инея» с помощью мишуры.
Практическая работа: Выполнение декоративных веток. Размещение готовых веток в декоративные вазы.
14. Зимний натюрморт. (1ч.) Натюрморт из трех предметов. Закон композиции – ритм, симметрия. Понятие «натюрморт». Холодные цвета.
Практическая работа: Выполнение натюрморта в гуашевой технике. Игра «Холодный-теплый».
15. Игрушки для новогодней елки. (1ч.) Объемная аппликация. Работа с цветной бумагой. Дать понятие «объем». Техника безопасности. Примерные темы: елка, шарики, снеговик, лягушка, мышка, белка, мишка, слон, бабочка, стрекоза.
Практическая работа: Выполнение объемной аппликации. Игра «Собери елку».
16. Новогодний праздник. (1ч.)
17. Снежная Королева. (1ч.) Знакомство с Драмтеатром. Правила поведения в театре. Ключевое слово «сцена», «артисты», «аплодисменты». Просмотр спектакля.
18. Фрукты. Апельсины. Бананы. (1ч.) Натюрморт цветными бумагами на картоне. Понятие «натюрморт». Контрастные цвета. Аппликация. Безопасность труда.
Практическая работа: Выполнение натюрморта в технике аппликации. Игра «Разрезные картинки».
19. Батик. (2ч.) Выполнение холодного батика. Подготовка материала. Особенности выполнения рисунка на ткани. Крашение ткани акварельными красками. Декорирование. Сушка феном. Ключевое слово: холодный батик.
Примерные темы: Солнце. Цветы. Одуванчик. Бабочка. Рыбка.
Практическая работа: Выполнение батика в узелковой технике. Оформление.
20. «Моя мама самая, самая» (1ч.) Выполнение портрета мамы. Упражнение «рисую маму». Пропорции. Ключевое слово: портрет, овал, круг.
Практическая работа: Выполнение упражнения «рисую маму», портрета мамы.
21. Праздник мам. (1ч.) Выставка.
22. Иллюстрация к русской народной сказке (1 ч.) Соляные рисунки. Выдувание рисунка с помощью трубочек для коктейля. Способы выполнения цветов и листьев на деревьях.
Практическая работа: Выполнение пейзажа на «кристаллических рисунках» и на соляных фонах. Способы оформления пейзажа. Игра «Рыбки плавают в пруду».
23. Пасхальный натюрморт. (1ч.) Особенности празднования Пасхи. Правила композиции. Равновесие. Понятие «пасха».
Практическая работа: Выполнение композиции на формате А4. Способы работы кисточкой: фон, ветки вербы. Игра «Теплый - холодный»
24. Весна. Пейзаж. (1ч.) Солярные символы. Ленточная аппликация. Работа цветными бумагами. Понятие «пасха». Контрастные цвета. Безопасность труда.
Практическая работа: Выполнение ленточной аппликации. Способы вырезания и наклеивания. Игра «Большой - маленький»
25. Путешествие на Марс. (1ч.) Понятия «фантастический», «космический». Работа гуашевыми красками. Понятие «планета», «Вселенная», «космос». Контрастные цвета. Безопасность труда.
Практическая работа: Выполнение фона в технике «монотипии». Способы выполнения звезд и планет. Игра «Путешествие на голубую звезду».
26. Декоративная рамка для фотографии. (1 ч.) Аппликация. Понятие «равновесие». Работа с разными материалами. Подбор деталей по форме, цвету, величине. Безопасность труда.
Практическая работа: Выполнение объемной аппликации. Способы наклеивания. Игра «Большой - маленький».
27. Коллективная работа. Дети всего мира. (2 ч.) Портреты друзей. Портреты детей разных континентов. Работа с акварельными красками.
Практическая работа: Выполнение портретов с помощью «волшебных фигур». Вырезание и наклеивание. Выполнение на ватмане аппликации. Способы наклеивания.
28. Итоговое мероприятие. Выставка. (1ч.)
Итого 34 часа.


Предполагаемый результат.
В конце 3-го года обучения учащиеся должны знать: - требования техники безопасности в аудитории; -виды и жанры изобразительного искусства; - различные виды линий, форм, цветовых оттенков; - основные понятия в композиции: формат (вертикальный, горизонтальный, квадратный), форма, тон, цветовой контраст; - элементарные основы композиции: приемы композиции – ритм, симметрия, асимметрия, выделение центра; средства композиции – формат, пространство (многоплановая композиция, одноплановая композиция), композиционный центр (совпадает с центром композиции, смещен от центра), ритм, контраст, цвет; - этапы построения композиции; - изученных художников – классиков и их работы.
Должны уметь: - проводить простейший анализ произведения искусства (содержание, художественные формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру изобразительного искусства; - чувствовать и оценивать красоту линий, форм, цветовых оттенков в окружающей реальности и в произведениях искусства; - анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности формы предметов;
- использовать основные средства создания композиции: высоту линии горизонта, цветовой контраст, цветовые отношения; - выделять композиционный центр; - применять полученные знания и умения в процессе творческой деятельности. - участвовать в выставках, конкурсах.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Условия реализации программы:
Наличие методических видов продукции;
Наличие оборудования;
Наличие материалов и инструментов для художественно-практической работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВИДЫ ПРОДУКЦИИ
Репродукции работ художников
Муляжи для рисования
Фотографии и иллюстрации природы
Фотографии и иллюстрации животных
Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.)
Таблицы последовательного рисования (в папках)
Детские работы.

ОБОРУДОВАНИЕ

Учебные столы.
Стулья
Табурет для размещения инструментов.
Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления)
Стеллажи для хранения детских работ, материалов, методического фонда.
Шкафы и тумбы для хранения методических материалов.
Технические средства обучения
Ноутбук
Магнитофон
Диапроектор
Экран
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Бумага акварельная формата А4 и А 3, тряпочка для вытирания рук и кисточек, простые карандаши ТМ-М-2М, ластик, кисти беличьи № 3-5, акварельные краски, гуашь, баночка для воды, цветная бумага и картон, клей – карандаш, ПВА, ножницы, нитки, скотч.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Байрачная Ж..Э. Программа по изобразительному искусству. Екатеринбург .-1999
Банников В.Н. Программно-методическое пособие, рекомендованное Департаментом образования и науки ХМАО «Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования». Х-М.-2001.
Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.-2002
Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. М.-1998.
Жежеря Л. Программа изостудии «Юный художник». М.-2002
Казакова Т.Г. Занятия по изобразительной деятельности. М.-1996.
Галанов Л.С., Корнилова С.Н. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству». М. «Сфера». 1999.
Горяева Н.А. «Удивительный мир живой звучащей природы». М. Центр НХО академика Б.М. Неменского.2000.
Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников». М. ИЦ «Академия».1997.
Григорьева Г.Г. «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности». М. «Просвещение».1995
Грибовская А.А. «Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре». М. МИПКРО.2001.
Доронова ТН Дошкольникам об искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста. М.-2003.
Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности» учебно-методическое пособие. М.-2003.
Жукова О.Г. «Развитие творческой самостоятельности в работе с нетрадиционными материалами детей 6-7 лет». Мурманск. МИПК. 1998.
Изобразительное искусство, станковая композиция, декоративно-прикладная композиция, рисунок, лепка: программы для подготовительных групп детских художественных школ /[Сост. Т. Б. Донцова, Н. В. Жуков, С. М. Даниэль и др.]. – М.,1987.
Комарова Т.С. «Красота- радость- творчество».Программа эстетического воспитания детей дошкольного возраста. М. Педагогическое общество России.М.-2000.
Комарова Т.С., Зырянова О.Ю., Иванова Л.Ю. и др. «Изобразительное искусство детей в детском саду и школе». М. Педагогическое общество России. М.-1999.
Комарова Т.С., Размыслова А.В. «Цвет в детском изобразительном творчестве». М. Педобщество России.М.-2002.
Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество детей». М. Российское педагогическое общество.М.-1998.
Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. «Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе». М. Педобщество России . М.-2002.
Копцева Т.А. «Природа и художник». Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений. М. ИХО РАО. 1999.
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Издательство: «Карапуз» «Народное искусство в воспитании детей» (под ред. Т.С. Комаровой). М. Педагогическое общество России.1999.
Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». М. «Владос».2001.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей младшего дошкольного возраста. Издательство: «Просвещение» М.-2003
Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3–6 лет по программе “Радуга”. Издательство: «Просвещение» М.-2003
Доронова Т. Н. Сделаю сам: Дидактический альбом для занятий по ручному труду с детьми старшего дошкольного возраста( Т. Н. Доронова, С. И. Мусиенко). Издательство: «Просвещение» М.-2003
Грибовская А. А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. Издательство: «Просвещение» М.-2003
Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество: Метод. пособие для воспитателей. Издательство: «Просвещение». М.-2002
Грибовская А. А. Готовимся к празднику: Художественный труд в детском саду и семье: Пособие для детей старшего дошкольного возраста(А. А. Грибовская, В. М. Кошелев). М.-2004










HYPER13PAGE


HYPER13PAGE HYPER141




Заголовок 1 Заголовок 2

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X