Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55413

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Шелест Снежана Николаевна

"Развитие профессиональной компетентности воспитателя работающего с детьми с нарушениями речи"

скачать документ

Вернуться назад

Учитель –логопед Шелест С.Н. МАДОУ «ДС № 10 «Золотая рыбка»РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИОбразование для детей с ОВЗ, в том числе – с нарушениями речи, является актуальной социальной проблемой. Образовательная практика свидетельствует о том, что количество таких детей постоянно возрастает, а среди поступающих в школу наблюдается снижение интеллектуальной зрелости и общей готовности к школьному обучению. Это обусловило повышение требований к педагогам и к их деятельности. Педагоги, работающие в условиях инклюзии, должны расширять свои знания и навыки, развивать профессиональную компетентность, в том числе с учетом отнесенности детей к конкретной инклюзивной группе.Проведенный нами анализ теоретико-методологических основ проблемы развития профессиональной компетентности воспитателей, работающих с детьми с нарушениями речи, позволяет говорить о том, что под профессиональной компетентностью понимается «совокупность профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности» [1, С.13].Содержание профессиональной компетентности воспитателя как педагога дошкольного образования можно определить на основе требований, содержащихся в профессиональном стандарте «Педагог» [2].Нами в структуре профессиональной компетентности выделены четыре компонента, состояние которых в совокупности может охарактеризовать степень профессиональной компетентности воспитателя [3]. Когнитивный компонент определяется знаниями значения введения ФГОС; основных документов, необходимых для работы с детьми. Мотивационный компонент определяется стремлением к самостоятельным решениям педагогических проблем и к саморазвитию; готовностью к преодолению затруднений и к освоению дополнительных профессий, профессиональных компетенций, действий для работы с детьми. Личностный компонент определяется способностью педагога к реализации индивидуального подхода при работе с детьми; к реализации демократического стиля общения, проявлению такого качества, как толерантность по отношению к детям. Технологический компонент определяется умением разрабатывать программы с учетом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей детей; использовать адекватные образовательным целям и особенностям образовательной ситуации форм взаимодействия, творчески подойти к обучению и заинтересовать детей.Проведенный нами в сентябре 2019 ‒ декабре 2020 года на базе Муниципального автономного образовательного учреждения «Детский сад № 10 «Золотая рыбка» города Мегиона формирующий эксперимент показал, что развитие профессиональной компетентности воспитателей, работающих с детьми с нарушениями речи, осуществляется более результативно, если:– определены критерии и методика оценивания профессиональной компетентности воспитателей с учетом специфики работы с конкретной категорией детей с ОВЗ;– в образовательном учреждении организована и функционирует система работы, ориентированная на развитие профессиональной компетентности воспитателей с учетом актуального состояния когнитивного, мотивационного, личностного и технологического компонентов профессиональной компетентности;– осуществляется методическая поддержка воспитателей, работающих с детьми с нарушениями речи.При проведении исследования, помимо прочих, был использован разработанный нами под задачи исследования опросник, позволяющий определить степень сформированности у воспитателей, работающих с детьми с нарушениями речи, когнитивного, мотивационного, личностного и технологического компонентов профессиональной компетентности. Опросник состоит из 35 вопросов и утверждений; ответы оцениваются в диапазоне от 0 до 2 баллов. Сформированность каждого компонента оценивается в баллах, затем результаты переводятся в стобалльную шкалу:k =Σ х 100 %Σ maxгде:k ‒ коэффициент сформированности компонента;Σ ‒ набранная сумма баллов;Σ max ‒ максимально возможная сумма баллов по компоненту.На рисунке 1 представлены сравнительные результаты исследования сформированности компонентов профессиональной компетентности воспитателей, работающих с детьми с нарушениями речи.Рисунок 1 ‒ Сравнительные данные о сформированности компонентов профессиональной компетентности воспитателей, работающих с детьми с нарушениями речи, в % (по С.Н. Шелест; констатирующее и контрольное исследование, ноябрь 2019 г. ‒ декабрь 2020 г., n=28 чел.)Как видно из представленных данных, наиболее сформирован когнитивный компонент, определяемый специальными знаниями в сфере работе с детьми с нарушениями речи. Это может быть объяснено тем, что принимающие в исследовании педагоги, хотя и работают с данной категорией детей, могут не иметь специальной подготовки либо их знания ограничиваются теми, которые они получили на курсах повышения квалификации либо в результате самообразования.Чуть менее сформирован технологический компонент, определяемый умением разрабатывать программы с учетом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ; использовать адекватные образовательным целям и особенностям образовательной ситуации форм взаимодействия, творчески подойти к обучению и заинтересовать детей. Это может быть объяснено тем, что принимающие в исследовании педагоги уже работают с данной категорией детей, имеют определенный опыт в данной сфере.Еще менее сформированным является личностный компонент, состояние которого определяется способностью педагога к реализации индивидуального подхода при работе с детьми; к реализации демократического стиля общения, проявлению такого качества, как толерантность по отношению к детям. Это обусловлено тем, что, работая с рассматриваемой категорией детей, педагоги могут «забывать» об их особенностях, относясь к ним как к обычным детям, перенося во взаимодействие свои установки по отношению к детям «вообще».Наименее сформированным оказался мотивационный компонент профессиональной компетентности, который определяется стремлением педагогов к самостоятельным решениям педагогических проблем, к саморазвитию; готовностью к преодолению затруднений и к освоению дополнительных профессий, профессиональных компетенций, действий для работы с детьми с нарушениями речи. Подобная ситуация, на наш взгляд, является достаточно распространенной и обусловлена тем, что, осуществляя профессиональную деятельность, специалисты, в том числе, к сожалению, и педагоги, погружаются в «рутину». С одной стороны, они накапливают профессиональный опыт, с другой ‒ становятся более косными, менее восприимчивыми к новшествам.Если рассматривать динамику изменений, следует отметить, что наиболее выраженная динамика отмечается по показателям мотивационного и личностного компонентов: в результате реализации разработанной нами модели развития профессиональной компетентности воспитателей, работающих с детьми с нарушениями речи [4], воспитатели актуализировали потребность к самостоятельным решениям педагогических проблем, к саморазвитию, способность к преодолению затруднений, к освоению дополнительных профессиональных компетенций, к реализации индивидуального подхода при работе с детьми.Полученные нами результаты свидетельствуют о том, выше обозначенные условия оказывают значительное стимулирующее воздействие на формирование мотивационного и личностного компонентов профессиональной компетентности воспитателей, работающих с детьми с нарушениями речи.Список литературы:[1] Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е.Н. Педагогика [Текст]: Учебное пособие. – 3–е изд. – М.: Школа – Пресс, 2000 – 512 с.[2] Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] / Гарант. ‒ URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 14.12.2020).[3] Макарчук, С.Н. Профессиональная компетентность воспитателей детского сада, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Инновационный потенциал развития науки в современном мире: технологии, инновации, достижения: сборник статей по материалам II международной научно-практической конференции. 31 марта 2020г., г.Уфа. ‒ Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2020. ‒ 185 с. ‒ С. 86‒93.[4] Макарчук, С.Н. Модель развития профессиональной компетентности воспитателей детского сада, работающих с детьми с нарушениями речи [Текст] // Инновационное развитие науки и образования: сборник статей VIII международной научно-практической конференции. 5 ноября 2019г., г.Пенза. ‒ Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2019. ‒ 328 с. ‒ С. 163‒167.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X