Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55354

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Попова Марина Александровна

Конспект открытого урока на тему: Освоение и развитие специфических особенностей вокально-хоровых навыков на начальном этапе обучения хоровому пению

скачать документ

Вернуться назад

Министерство культуры Ростовской областиОтдел культуры Администрации Егорлыкского районаМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образованияЕгорлыкская детская школа искусств347660 ул. М. Горького, 92 ст. Егорлыкская, Ростовская область Тел./факс: (8 863 70) 21-2-97, 22-0-73;E-mail: moudodedshi@rambler.ru ОКПО 44863989,ОГРН 1026100870180,ИНН/КПП 6109010400/610901001Методическая разработка на тему:«Анализ хоровой партитуры» Выполнила: преподаватель вокально-хоровых дисциплин Попова М. А.2021 годОГЛАВЛЕНИЕОглавление………………………………………………………………………...2Введение………………..………………………….……………………………....3Глава1. Краткая аннотация хоровой партитуры…...……………………………31.1. Специфика краткой аннотации……………………………………………..31.2. План краткой аннотации……………………………………………………..4Глава 2. Развернутый анализ хорового произведения …………………............52.1 Историко-стилистический анализ ……………………………………….......52.2. Музыкально-теоретический анализ……………………………....................62.3. Вокально-хоровой анализ……………………………………………………82.4. Исполнительский анализ…………………………………………...............12Заключение……………………………………………………………………….13Литература……………………………………………………………………….14Дополнительная литература, содержащая образцы анализа хоровых произведений……………………………………………………………….........15Термины………………………………………………….....................................16Приложение………………………………………………………………………172021 годВведение Анализ хоровой партитуры является одним из методов изучения произведения. С методикой хорового анализа обучающиеся знакомятся в рамках темы «Самостоятельная работа над хоровой партитурой» во время изучения учебного предмета «Основы дирижирования». Обучающиеся постигают способы и приемы самостоятельной работы над хоровой партитурой, получают общие рекомендации по методике анализа хорового произведения. Тщательный анализ литературно-музыкального текста хорового произведения помогает молодому музыканту приблизиться к пониманию композиторского замысла. Использование анализа хоровых произведений приобщает обучающихся к аналитической деятельности, формирует умение грамотно излагать свои мысли.Методическая разработка опирается на научные труды авторитетных хоровых дирижеров, теоретиков и явилась обобщением известных работ следующих авторов: Л. Безбородовой, К. Дмитревской, Г. Дмитревского, в. Живова, с. Казачкова, О. Коловского, В. Краснощекова, П. Левандо, Л. Мазеля, И. Мусина, Б. Тевлина, П. Чеснокова и др.; методических рекомендаций В. Любарских, н. Соколовой, а также собственного опыта в качестве преподавателя вокально-хоровых дисциплин.В практике обучения используются два вида учебного анализа хорового произведения – это краткая аннотация партитуры и развернутый анализ хорового произведения. Для лучшего усвоения методики анализа обучающиеся, в зависимости от подготовки, первоначально могут пользоваться краткой аннотацией, а затем, накопив необходимый багаж знаний и умений, переходить к развернутому плану анализа хорового произведения.Раздел 1. Краткая аннотация хорового произведения1.1. Специфика краткой аннотацииКраткая аннотация, как один из методов изучения хорового произведения, ставит задачу обобщить основные сведения о композиторе и авторе литературного текста, о составе исполнителей анализируемого сочинения, особенностей хорового изложения, а также об используемых средствах музыкальной выразительности. Анализируя средства музыкальной выразительности (жанр, форму, тональный план, темп, метр, динамику) и средства вокально-хоровой выразительности (состав хора, диапазоны и тесситуру партий), следует помнить, что они помогают раскрыть основное содержание произведения, его тему, идею.Краткая аннотация используется в устной и письменной форме.При подготовке устной аннотации следует обратить внимание не только на биографию, но и на характеристику творчества композитора и поэта (жанры творчества, тематику произведений, на достижения в литературе и искусстве). При подготовке письменной аннотации от обучающегося требуется грамотность в использовании специальной терминологии, сокращений и обозначений, а также аккуратность и последовательность в изложении материала.1.2. План краткой аннотацииПолное название хорового произведения.1. Характеристика творчества композитора и поэта.Автор музыки. Фамилия, имя, отчество, годы жизни. Принадлежность к творческому направлению (венский классицизм, романтизм и т.д.) или композиторской школе (римская, московская, петербургская и др.). Жанры, в которых работал композитор: оперы, оратории, кантаты, мессы, хоровые миниатюры, песни, романсы и др.Автор литературного текста. Фамилия, имя, отчество, годы жизни. Название и год создания поэтического (прозаического) текста хорового произведения. Лучшие литературные сочинения.2. Музыкальные и вокально-хоровые средства выразительности произведения.Жанр (оперный хор, хоровая миниатюра, песня, хорал, мотет, хоровой романс, обработка или переложение народной песни и др.). Если анализируемое хоровое произведение является частью более крупного сочинения (оперы, оратории, мессы, литургии, хорового концерта) даются общие сведения о структуре всего произведения (количество частей, актов).Состав исполнителей (солисты, однородный или смешанный хор, фортепиано, оркестр).Тип хора (однородный мужской, женский, детский или смешанный).Вид хора (одноголосный, двухголосный, шестиголосный).Фактура (аккордово-гармоническая, полифоническая, смешанная).Форма хорового произведения (включая структуру каждой части).Тональный план (основная тональность, отклонения и модуляции в отдельных частях, разделах).Диапазоны хоровых партий и всего хора. Тесситура изложения хоровых партий: высокая, низкая, средняя (удобная).Темп (метрономические указания, перевод на русский язык итальянских терминов).Метр, размер (например, метр - двухдольный, размер – 2/4 или 2/2).Особенности ритма (преимущественное использование каких-то ритмических групп или определенных длительностей). Динамические особенности (динамические нарастания или затихания, контрастная динамика и др.).Способы звуковедения (legato, non legato, marcato, staccato).Частные и общая кульминации в произведении.3. Основные особенности и трудности в исполнении хорового произведения.4. Список использованной литературы.Раздел 2. Развернутый анализ хорового произведения2.1 Историко-стилистический анализРазвернутый анализ включает следующие разделы: 1 Историко-стилистический анализ.2. Музыкально-теоретический анализ.3. Вокально-хоровой анализ.4. Исполнительский анализ.5. Список использованной литературыДанная последовательность плана анализа позволяет поэтапно и поэлементно, следуя принципу от общего к частному, разобраться в содержании произведения, осмыслить его музыкально-выразительные средства, исполнительские трудности, а затем, обобщив их на более высоком уровне понимания, представить в своей исполнительской интерпретации. Историко-стилистический анализ хорового произведения обычно начинается с характеристики творчества авторов музыки и литературного текста, а также эпохи и художественного направления, с которыми были связаны их жизнь и творчество. Здесь необходимо обратить внимание на темы, идеи, жанры сочинений, творческий вклад композитора и поэта в национальную и мировую культуру. Если хоровое произведение является частью крупного сочинения, нужно охарактеризовать его с точки зрения жанра, формы, выявить роль анализируемого хора в драматургии художественного целого. Анализируя литературный текст, необходимо сравнить его с первоисточником, дать краткую характеристику, разобраться в структуре и жанре.2.2. Музыкально-теоретический анализГлавная задача музыкально-теоретического анализа состоит в выявлении основных средств музыкальной выразительности и определении значимости их в передаче музыкально-поэтического содержания. Поэтому этот раздел желательно начинать с определения темы и идеи сочинения, краткой характеристики его содержания, а затем переходить к анализу средств музыкальной выразительности, используемых композитором для раскрытия своего замысла. Для этого анализируются жанр, форма сочинения, тональный план, мелодия, гармония, метроритм, динамика и другие средства музыкальной выразительности, которые способствуют раскрытию содержания произведения.Важную роль в осмыслении произведения играет верное определение жанра. Как известно, каждому жанру характерны определенные черты (масштабность, состав хора, условия исполнения) и специфические выразительные средства (склад изложения, структура, характер певческого звука). Иногда хоровое произведение может быть написано как в стиле одного жанра, так и сочетать черты нескольких жанров.Структурная характеристика формы, ее разделов и частей, включает анализ их взаимоотношений (сопоставлений, единства, контраста) по музыкально-тематическому материалу и образному содержанию. Например, простая трехчастная форма дает возможность сопоставления ярко контрастных музыкальных образов и органического вывода – итога этого сопоставления. Примером такого рода трехчастности служат хоры В. Калинникова: «Осень», «Утром зорька».Куплетная форма часто используются композиторами для развертывания повествования о жизни героя, легендарном или реальном событии, описания картины природы (Ф. Мендельсон «Лес», И. Дунаевский «Весна идет»).При анализе произведения много внимания уделяется ладотональному плану – сопоставлениям, модуляциям, отклонениям, но почему-то редко говорится о выразительном значении основной тональности.Следующий элемент музыкально-теоретического анализа – гармония. Желательно анализировать гармонию по разделам, частям, обобщая и связывая с эмоциональным и образным смыслом (нарастания и убывания напряжения, модуляционные гармонические построения, использование неаккордовых звуков, диатонической и альтерированной диссонантности и т.д.).Анализ метрической и ритмической организации поэтического текста может помочь понять выразительность музыкального размера и ритмической структуры хорового сочинения. Часто музыкальный размер определяется размером стихотворной стопы.Синтезом средств выразительности музыкального и поэтического языка является фразировка. Выразитель фразировки в хоровом произведении – цезура (с лат. caesura – рассечение).По отношению к поэтическому тексту музыкальные цезуры делятся на три вида:- синтаксические (соответствуют знакам препинания),- рифмические (соответствуют концу стиха, строки),- асинтаксические (музыкально-смысловые).Эта сторона анализа позволит понять все то, что относится к внутреннему развитию формы: строение музыкальных фраз, смысловое значение цезур и соотнесение их друг с другом, использование средств музыкальной выразительности в связи с тем или иным знаком препинания и т.д.Закончив анализ жанра, формы, ладотональности, гармонии, метроритма (последовательность элементов может меняться), необходимо перейти к анализу других выразительных средств: голосоведения, тематического и динамического развития.2.3. Вокально-хоровой анализОсновные задачи вокально-хорового анализа: выявление выразительных особенностей хорового письма; выделение технических и исполнительских трудностей и определение способов их преодоления.Здесь освещаются следующие вопросы: тип и вид хора, склад изложения («хоровая оркестровка»), характеристика хоровых партий с точки зрения диапазона, тесситурных условий, вокальных штрихов, роли в проведении тематического материала, а также особенности хорового ансамбля, строя и дикции.Анализируя особенности хорового письма, следует не только определить уровень сложности или простоты изложения, но и попытаться, вникнув в замысел автора, ответить на вопрос: почему композитор избрал для данного сочинения определенный вид и тип хора, тесситурные условия, своеобразный склад изложения, выразительные особенности хоровых партий.Центральную часть вокально-хорового анализа представляют разбор ансамбля, строя, дикции. Анализ этих элементов хоровой звучности поможет обучающемуся понять их роль в данном сочинении, зависимость и взаимовлияние друг на друга.Средством донесения литературного текста хорового произведения до слушателей является дикция. Осмысленное, грамотное и отчетливое произношение способствует образованию важнейших качеств певческого голоса. Но недостаточно только грамотно и четко произносить слова, нужно понимать, о чем повествуют они, как вписываются в логику поэтической речи. Для этого необходимо выделить главную мысль в развитии всего произведения, определяющие фразы в разделах, наиболее важные слова и слоги в кульминационных фразах.Работа над логикой речи тесно связана с расстановкой певческого дыхания. Как и в обыденной речи, дыхание в пении берется после логически оформленной мысли. Дыхание в хоре может быть общим, по партиям, по фразам, цепным.Немаловажную роль в вокальном искусстве выполняют штрихи, определяющие способ звуковедения и «произнесения» литературно-музыкального текста. Они оживляют музыкальную фразу, придают художественную достоверность сочинению.2.4. Исполнительский анализ.В исполнительском анализе необходимо подвести итог проделанной аналитической работе, мысленно отвечая себе на вопросы: с какой целью композитор использует избранные им средства выразительности, каким образом выразительные средства в своем взаимодействии раскрывают художественный замысел сочинения. Полученные данные помогут разработать подробный план интерпретации анализируемого хорового произведения.Учитывая особенности жанра и формы сочинения, необходимо выявить специфические исполнительские трудности.С жанровой спецификой тесно связаны: характер певческого звука (камерный, полнозвучный, фальцет, стилизация народного пения, и др.), характер артикуляции, тонкости динамики (в малых формах) и обобщенность ее (в крупных формах), мера громкости исполнения и т.д. Формообразующие трудности сочинения часто связаны с осмыслением кульминаций и особенностями их подготовки. Кульминации готовятся ускорением или замедлением темпа, повышением или понижением тесситуры, изменением динамики, звуковедения. Правильно понятые общая и частные кульминации помогут не только выделить главное, значимое в содержании произведения, но и выстроить его форму. ЗаключениеВ работе даны общие указания для самостоятельной работы обучающихся по анализу хоровых произведений в рамках учебного предмета «Основы дирижирования».В предложенных планах краткой аннотации и развернутого анализа хорового произведения включены основные вопросы, возникающие чаще всего перед обучающимся в ходе самостоятельной работы над сочинением. Как свидетельствует практика, предусмотреть в анализе партитуры все проблемы, которые могут возникнуть, не представляется возможным. Все качества, приобретенные в результате учебно-аналитической деятельности в школе, уточняют и обостряют у обучающегося восприятие музыки, расширяют интеллектуальные возможности, помогают самостоятельно ориентироваться в форме и музыкальном языке произведения, развивают наблюдательность, способствуют лучшему запоминанию музыкального материала и осмыслению его.Литература 1. Анализ вокальных произведений: учеб пособие / Под ред. О. Коловского. - Л., Музыка, 1988. – 343 с.Андреева Л. Методика преподавания хорового дирижирования учеб. пособие / Л. Андреева. – М., Музыка, 1969. – 120 с.Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре: учеб. пособие / К. П. Виноградов. – М.: Музыка, 1967. – 187 с.Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения: учеб. пособие / В. Л. Живов. - М.: Музыка, 1987. – 94 с.Казачков С.А. От урока к концерту: учеб. пособие / С. А. Казачков.- Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. – 343 с.Кеериг О.П. Хороведение: учеб. пособие / О. П. Кеериг. – СПбГУКИ, 2004. – С.138-150.Левандо П.П. Анализ партитуры в работе дирижера хора / П.П. Левандо // Проблемы хороведения. - Л., Музыка, 1974. – С.163-179.Хошабова Н., Рогачев В. Вопросы комплексного подхода к работе над хоровым произведением. Новосибирск, НГК им. М. И. Глинки, 1984. – 43 с.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X