Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 54977

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Тимохович Светлана Валерьевна

Эссе "История и мифы: проблема создания у учащихся объективной картины Великой Отечественной войны"

скачать документ

Вернуться назад











Эссе
«История и мифы: проблема создания у учащихся объективной картины Великой Отечественной войны».
(в рамках отборочного этапа Всероссийского конкурса
«Преподавание истории: традиции и новации»)





Выполнила: Тимохович С.В.,
учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ № 16
имени В.П. Неймышева




















«Добрый день, веселый час, пишу письмо и жду от Вас. Здравствуй моя многоуважаемая подруга Надечка. Ночью ходили в наступление, заняли назначенный пункт Хлеба не хватает, но это ничего, обстановка такая, главное сейчас разгромить врага, ты только жди, Надечка, жди » (орфография авт).
Я держу в руках потертые письма - треугольники из семейного архива – свидетельства ВЕЛИКОЙ Отечественной войны, ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. Писал эти письма наш дедушка Ушаков Василий Яковлевич своей будущей подруге жизни Ушаковой Надежде Васильевне.
Для многих людей, как и для меня, учителя истории, - эта война ВЕЛИКАЯ, потому что погибли миллионы советских людей, защищая свободу России и всего мира, сокрушая нацизм. Битвы за Москву, Сталинград, Курск, Днепр предрешили исход Второй мировой войны.
К сожалению, сейчас события ВЕЛИКОЙ Отечественной войны являются главной мишенью, а их сознательное искажение опасным инструментом в решении политических и геополитических вопросов. В условиях международной нестабильности и информационной войны исторические мифы представляют угрозу целостности России. Поэтому отношение к изучению нашей истории, методике преподавания имеет государственное значение.
Процесс формирования у учащихся объективной картины ВЕЛИКОЙ Отечественной войны, как ни странно, является достаточно сложным. Это объясняется:
во-первых, подменой плюрализма в области исторических знаний, свободно конкурирующих версий, идей агрессивным давлением на историческое сознание, имеющим конкретные цели и задачи;
во-вторых, уязвимостью подрастающего поколения к фальсификации в следствии недостаточности знаний фактов о Великой Отечественной войне. Уходят из жизни ветераны – живые свидетели героических событий и уносят с собой правду, бесценные воспоминания. На смену им приходят «новые факты» - мифы из компьютерных игр, популистских выступлений некоторых политиков, журналистов, телеведущих. Преступления нацизма замалчиваются. Советские фильмы о войне рассматриваются как небылицы и пропаганда. Такая дезориентация исторического сознания губительно действует на молодежь. Знания – это надежный щит, с помощью которого можно развеять любой неправдоподобный вымысел.
В- третьих, изменением ценностей, приоритетов. Не всегда вовремя приходит осознание, что время безжалостно и нужно успеть расспросить у родных о своих предках и передать родовую память подрастающему поколению. Практически у каждого хранятся фотографии своих родственников, но сколько семей передают эту память? Как писал поэт Николай Рубцов: “ сиротский смысл семейных фотографий”. Как правило, историческая память сводится к сохранению некоторых семейных фотографий из далекого прошлого и не более!
Память о Великой отечественной войне – это гордость, любовь и неутихаемая боль за Родину. Данные опасные тенденции дают толчок к переосмыслению школьного исторического образования, системы обучения и воспитания, являются фактором консолидации нашего общества.
Процесс формирования гражданско-национальной идентичности у учащихся должен быть целенаправленным, системным, последовательным и комплексным как в урочной, так и внеурочной деятельности при условии тесного взаимодействия детей, учителей и родителей. Каждый учитель выстраивает свой путь. В качестве примера предлагаю свой вариант.
Для создания у учащихся объективной картины Великой Отечественной войны большое внимание уделяю подбору источников, которые соответствуют исторической правде.
В изучении истории, а также на интегрированных занятиях (история + литература, история + обществознание, история + информатика и др.) стараюсь сделать акцент на формирование таких компетенций как умение критически воспринимать различные версии истории, но при этом, не разрушая целостности исторического, историко-культурного образа России. Формирование этих компетенций происходит в результате поэтапного развития способностей и умений учащихся самостоятельно работать с исторической информацией, грамотно и творчески применять полученные знания в новых, в том числе проблемных, ситуациях.
Чтобы «разбудить» сердца ребят необходим эффект сопричастности: история ВЕЛИКОЙ страны начинается с родного дома. Толчком к этому послужили встречи с представителями городского Совета ветеранов войны, членами «Молодой Гвардии», общественными деятелями, артистами ансамбля «Русская песня», где ребят знакомили с примерными алгоритмами поиска материалов о своих родных – участников Великой Отечественной войны, читали военные письма, воспоминания, пели песни военных лет и современные на военную тематику, играли в интерактивные игры. Важным, в данной работе является то, что нельзя ничего навязывать, все должно идти от сердца и гармонично вписываться в процесс обучения и воспитания. Учитель должен идти на шаг вперед, создавая условия для развития детей.
К работе подключились и родители, совместно изучали материалы архивов и федеральных баз данных: «Память народа», «Подвиг народа», объединенной базы данных «Мемориал», проводились уроки на базе экспозиционного комплекса исторического парка «Россия – моя история», изучая опыт успешно реализованных проектов федерального и локального уровней, а именно: выставку «Помни! Мир спас советский солдат!», проект «Места Памяти», приступили к созданию собственной выставки, было написано несколько исследовательских работ, одна из которых « По обе стороны войны: о судьбах советского и немецкого солдата в Сталинградской битве» стала призером на областном этапе всероссийской научно-практической конференции «Шаг в будущее». Создавали дискуссионные площадки по различной тематике, например, «Почему гаснут вечные огни?» и др. На базе класса с 2015 г. функционирует волонтерский отряд, часть ребят стали активистами Российского движения школьников, представлявших Тюменскую область на слете РДШ в г. Москва в 2018г. В школе была проведена акция «Прикоснись к Памяти», где каждый в классе делился информацией – результатами поиска славного боевого пути своих родных. Данные материалы послужили основой видеоролика «Бессмертный полк: мы помним. Мы гордимся!».
Гордо несут 9 мая портреты своих героев внуки (родители) и правнуки (дети), и это уже непросто знание генеалогического древа семьи, это духовная связь поколений.
«Надечка, нахожусь в гораздо сложной обстановке и так что может быть и придется писем Вам не получать от меня еще долгое время Ты не грусти Мы победим!»
Хочется завершить свои размышления точным высказыванием В.М. Чунихина из очерка «За спиной была Москва». « Сегодня за Россию воюет не только современность, но в не меньшей степени и наше прошлое Но защищать свою Родину и после своей смерти, снова встать на пути ее врагов через поколения своих потомков, это... Это бессмертие. В том самом золотом каноне нашей истории, который не даст России сгинуть. Во все времена».



Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X