Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 54979

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Ионова Ксения Николаевна

Игровые технологии как средство развития ребёнка в ДОУ

скачать документ

Вернуться назад

Ионова Ксения НиколаевнаВоспитательМБДОУ детский сад «Иванушка» г. АбаканСовместная деятельность детей и взрослых как способ поддержки детской инициативы и позитивной социализации в ДОУОдним из принципов Федерального государственного стандарта дошкольного образования является поддержка индивидуальности и инициативы детей.Важно помнить, что когда речь идет об индивидуализации, необходимо создавать условия для приобщения ребенка к социальному миру, его обучения конструктивным способам общения со взрослыми и сверстниками.Современный подход к образованию дошкольников требует от воспитателя такой организации деятельности, при которой соблюдается принцип интеграции в решении задач образовательных областей. Развитие и обучение связано непосредственно с опытом ребенка, актуализацией его знаний, представлений, используются формы совместной деятельности в образовательном процессе, в ходе режимных моментов, на утреннем сборе.Групповой сбор это время, когда дети собираются вместе, занимаются общим делом, приветствуют друг друга и взрослых, рассказывают новости, события, узнают что-то новое, работают с календарем, делают выбор деятельности в центрах активности.Когда дети трёх-четырех лет приходят впервые в группу, им необходимо познакомиться друг с другом, адаптироваться к новым условиям. Они могут сосредоточивать свое внимание около десяти-пятнадцати минут. В это время, главной задачей педагога, на утреннем сборе, является установление комфортного социально-психологического климата, где дети и взрослые могут пообщаться, имеют возможность высказаться и выслушать друг друга, рассказать и узнать что-то новое.В практике для проведения утреннего сбора в период адаптации детей используется авторская универсальная форма организации совместной деятельности– «Коврик с кармашками» (Г. М. Решетникова, воспитатель МКДОУ№97 г. Новосибирск).В зависимости от потребностей детей и задач педагога он может называться по-разному - «Круг с чудесными кармашками», «Чудесный», «Рассудительный», «Волшебный», «Сказочный круг с кармашками».Созданная модель коврика представляет собой круг размером 2,5*2,5, выполненный из ткани. Цвет ткани подбирается в зависимости от времени года, темы недели. Рабочий круг может быть белого или серого цвета. На круг пришиты прозрачные кармашки по количеству детей. Можно сделать кармашков больше для того, чтобы ребенок имел возможность выбора нового места на сборе, смены места в связи с выбором партнера по игре, деятельности. Дети самостоятельно могут использовать коврик с кармашками в своих играх и изобретать свои варианты использования коврика.Приглашая детей младшего возраста на утренний или вечерний сбор на ковре, в кармашек кладут фотографию ребенка или его семьи. Детям предлагается найти и затем занять место возле кармашка с фотографией. Фотография имеет большое значение особенно в первые дни посещения детьми детского сада, в период их адаптации.Коврик с кармашками легко можно разместить в любом удобном месте группы взрослому и детям .В кармашки можно положить различные материалы:- фотографии детей и их родителей;- имена детей, имена сестер, братьев, родителей (мамы, папы, бабушек, дедушек;- символы настроения; картинки с эмоциями;- счетные палочки, счетный материал;- разноцветные магнитики, плоские разноцветные формы;- пластмассовые и металлические колечки;- камешки, мелкие шишки, орешки;- бусинки, веревочки, ленточки, тесьму, разноцветные нитки-мулине;- тряпичные, пальчиковые куклы;- листок с карандашом, буквы;-листок с карандашом, цифры;- сюрпризы для детей в форме медалей, наклеек, маленьких книжек…;- маленькие подарочки, сделанные руками детей;- рисованные загадки;- письма – загадки;- герои сказок;-«секретики»;-картинки по теме.Предложенные материалы можно дополнить и использовать для совместного проведения утреннего сбора, выбора темы с учетом интеграции задач всех образовательных областей.Коврик с кармашками стал одной из форм работы по мотивации детей к поиску нового, удовлетворения их любознательности и потребности в том, чтобы задать вопросы друг другу и затем вместе со взрослым или самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы в среде, ориентированной на ребенка, в центрах активности. Учитывая, что малыши воспринимают все яркое, необычное, веселое и радостное вносим ковер с кармашками на утренний сбор. При этом легко устроить сюрприз, в кармашки положить осенние листочки (тема Осень, а сам ковер положить в красивую коробку, которая вызовет у детей интерес и любопытство. Для включения детей в общее обсуждение мы задаем вопросы: Что это? Как вы думаете, что лежит в коробке? А как думает Ваня? Обсудив с детьми гипотезы, что-же находится в коробке, достаем ковер с кармашками.Когда ковер расстелили на пол и дети выбрали себе место, их внимание привлекут кармашки и то, что там лежит. Можно детям задать примерно такие вопросы: Что это? Какие у вас листочки? Какого цвета у тебя, Ваня, листочек? Почему они уже не зеленые, как это было летом? Что будет с листочками, если они упадут с деревьев на землю? Давайте подойдем к окну и посмотрим на деревья, какие листочки вы видите? Почему они стали разноцветными? А что вы видите на земле? Дети с удовольствием будут называть цвета листьев, и говорить какие цвета они видят на деревьях и на земле. Помня, что у детей наглядно-действенное мышление, детям предложить взять листочки из кармашков и назвать их цвет. А потом поиграть, попросить поменяться местами на ковре, а свои листочки оставить на кармашках. Когда дети выберут себе новые места, спросить их какого цвета теперь их листочек.Если накануне с детьми прочитать сказку «Лиса и заяц».В кармашки можно положить героев сказки и пиктограммы: радость, испуг, огорчение. Можно обсудить с детьми сказку и пиктограммы с эмоциями, а потом попросить показать, как расстроился зайчик, когда лиса его прогнала из дома. Показать, как испугалась лиса, когда увидела петушка, как радовался зайчик, когда вернулся домой?Дети совместно со взрослым определяют место в группе, где будет находиться «Коврик с кармашками», к полке прикрепляют надпись «Коврик с кармашками», затем вместе создают правила «Играем вместе», «Одни играют, другие ждут», «Договариваюсь с ребятами».Ковер могут брать дети для самостоятельной деятельности и затем убирать его на свое место, согласно правилу, которое вместе придумали. Совместно с детьми создается правило и рисуется знак-картинка. «Играю – убираю на место».Большой интерес у детей в любом возрасте вызывают кармашки. В них можно что-то туда положить, что-то там найти. Кармашки - «секретики», расположенные на ковре, становятся мотивом ребенка к деятельности. Дети хотят подойти к ним, расположиться рядом, заглянуть, что-то увидеть в них, о чем – то узнать. Тема в группе планируется, исходя из интересов детей. Один из эффективных способов при выборе темы детьми может быть использован ковер с кармашками. В кармашки педагог кладет предметные картинки, которые им интересны. Дети рассматривают их, смотрят друг у друга. Педагог спрашивает ребят, какие картинки им понравились больше всего, и представляет их всем детям, говоря примерно это: «Посмотрите, сколько интересных картинок вы выбрали! Ребята, мы с вами будем узнавать, как растет огурец, почему кошки разного цвета, как живет заяц, лиса…»Таким образом, из простого выбора детей педагог составляет количество тем на учебный год. Конечно, дети еще не осознают свою причастность к совместному делу-планированию, но на наш взгляд мы закладываем элементарные основы для инициативы детей, и тем самым осуществляем ее поддержку.Введение в тему связано с использованием метода «трех вопросов», суть модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса: что мы знаем, что мы хотим узнать, как узнаем об этом? Педагог инициирует общее обсуждение о предмете, который лежит в нескольких кармашках, например перья разной величины и цвета, пух, вызывающий интерес ребенка и дальнейшее обсуждение. Дети обсуждают, что они уже знают о перьях и высказываются, о том, что хотят узнать. Задают вопросы, чьи это перья, кто их потерял и как, почему они разного цвета, почему одни большие, другие маленькие, и почему одни пушистые, а другие гладкие?Таким образом, в совместной деятельности взрослого и детей, с использованием коврика с кармашками, дети приобретают способность слышать и слушать друг друга и взрослого, обсуждать, планировать дальнейшую деятельность, чтобы найти ответы на свои вопросы в деятельности в центрах активности.В процессе использования коврика с кармашками, было замечено, что дети старались поменять место расположения своего фото. Саша располагал своё фото рядом с фото Арины, Дима - рядом с Андреем. Пожелания детей воспитателями учитывались, дети усаживались по выбору партнера по игре. Совместная жизнь детей не обходится без ситуаций, требующих наведения порядка. Традиционно считается, что детям нужен внешний контролер (воспитатель, без которого проблемы не могут быть решены. Когда дети усаживаются в круг по собственному выбору, поменяв фото рядом со своей фотографией на друга, они вовлекаются в разработку правил поведения в кругу. Сначала можно поиграть в игру «Имя». Детям предлагается одновременно сказать свое имя. Затем спросить, кто слышал имя соседа? почему не было слышно имени других детей? Как нужно говорить, чтобы услышать друг друга? Можно также спросить, что будет, если все дети вместе будут отвечать на один вопрос? Ответы детей будут разные, их нужно зарисовать на листе бумаги в виде рисунков-символов, которые понятны детям. Придумать вместе с детьми правило. Затем детям можно предложить зарисовать правило и рассказать о придуманном правиле всем детям. Создается символ правила поведения для детей трех-четырех лет «Один говорит, остальные слушают».Для разрешения ситуации, когда ребенок не хочет говорить, был введён персонаж Буратино. До сбора ребятам сообщалось, что у нас в гостях Буратино, который знает все секреты, спрятанные на ковре в кармашках, и может помочь ответить на вопросы тем детям, кто затрудняется, но только при одном условии, если дети скажут волшебное слово «Помоги мне, пожалуйста». Буратино просит посмотреть на карточки и поднять карточки одного сюжета (это могут быть карточки-рисованные герои сказок, пальчиковые герои, мелкие игрушки по сказкам «Колобок», «Репка», «Теремок»). По просьбе Буратино, дети поочередно достают карточки и рассказывают, что на них изображено. Если карточки одного сюжета, то просит дополнить рассказ. Если ребенок отказывается говорить, что изображено, то Буратино после волшебных слов ребенка, помоги мне, пожалуйста, предлагает ему свою помощь вместе рассматривают еще раз картинку, находят ее место в сказке. Буратино задает вопросы на уточнение: что ты можешь об этом рассказать, что было дальше, как ты думаешь, что произойдет, если., вопросы, выражающие внимание ребенку, например, Алексей, правильно ли я понял, что ты сказал, проблемные вопросы, что будет, если колобок не уйдет от бабушки с дедушкой? Ребенок вовлекается в разговор и по мере своих возможностей отвечает на вопросы.В течение года, совместно с детьми на «ковре с кармашками»создаются различные правила: знакомясь с территорией детского сада «правила на улице», с центрами активности «правила обращения с игрушками», рассматривая книжки «правила обращения с книгами», собираясь на улицу правило-алгоритм одевания и раздевания «Что, за чем?». Правила, придуманные детьми, можно разложить в кармашки и таким образом на утреннем сборе вспомнить их. Дети, вытаскивая правило, рассказывают о нем, остальные дополняют. Данные правила помогают быть детям более дисциплинированными, аккуратными, прививают навыки самообслуживания, дети сами стараются выполнять созданные правила и следят за тем, как их выполняют другие дети.С возрастом детей, задания усложняются. Можно использовать карточки с цифрами. На утреннем сборе, дети у кого в кармашках на ковре будут одинаковые цифры, объединяются в группы, в которых они договариваются, как и кто из них проводит приветствие, кто рассказывает новости, кто сообщает о погоде и т. д.Проведение утреннего сбора с помощью карточек – символов, которые также кладутся в кармашки. Символы означают последовательность событий на утреннем сборе. Символы дети придумывают сами и они различны: «ладошки» - ребенок проводит приветствие с помощью ладошек, «микрофон» - рассказывает новости, «ребенок делает зарядку» - проводит физкультминутку, «символ центра» - рассказывает, какой центр активности выбрал и почему.Вопросы дисциплины, всегда волнующие педагога решаются вместе с детьми. И помогает в этом «Ковер с кармашками». Обсуждение, высказывание идей, участие в обсуждении, диалоге по выработке и принятию правил. Напоминание перед началом деятельности и использование в ходе деятельности. Дети самостоятельно подчиняются созданным правилам, начинают понимать правила, действовать по правилам, что постепенно в детях формирует уверенность в себе, инициативность, самостоятельность, произвольность поведения.«Ковер с кармашками» является символическим атрибутом, позволяющим педагогу в совместной деятельности с детьми решать внутренние по смыслу детской деятельности, задачи. В совместной деятельности, значимой для ребенка, взрослый учитывает их интересы и потребности, выбирает вместе с ними темы для обсуждения, используя метод «три вопроса». Корректирует свой план, планируя работу на основе идей детей, предоставляет самостоятельный выбор в контексте своих и детских идей, тем самым поддерживает детскую индивидуальность и инициативу в познании мира, многообразии его связей, а также способствует их позитивной социализации.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X