Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55518

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Рязанова Елена Николаевна

Проект "Хочу все знать"

скачать документ

Вернуться назад

ПРОЕКТПо познавательному развитию «Хочу все знать»автор: старший воспитатель Е.Н. Рязановаг.о. ЕгорьевскАктуальностьМне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.Что же я такое, если я не принимаю участие?Чтобы быть, я должен участвовать.Антуан де Сент-Экзюпери.Образование сегодня является важнейшей сферой социальной жизни. Именно оно формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Содержание и направленность отражают образовательные  программы и стандарты. В центре образовательного процесса находится потребитель знаний - обучающийся. Конечным продуктом станет качество его подготовки.Качество образования понятие многогранное. В современном понимании качество образования – это не только соответствие знаний обучающихся государственному стандарту, но и успешное функционирование самого ОУ, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения образовательных услуг.Сегодня, очевидно, что требования родителей к качеству образовательных услуг значительно выросли, расширяются их запросы. В основе концепции разработки услуг наше понимание заключается в том, что нет качества единого для всех. Оно задается в зависимости от конкретных условий и потребностей. Качество образования определяется набором свойств, удовлетворяющих данного потребителя. Основным механизмом для таких перемен является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений. Миссией педагогического коллектива является:обеспечение современного качества дошкольного образования и воспитания, ориентированного на формирование здоровой, интеллектуально-творческой личности с высокой степенью адаптации в социально-экономической среде; создание инновационного дошкольного учреждения – социально - педагогического центра по воспитанию, развитию, социализации детей и обучению родителей.В соответствии с ФГОС ДО и требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребенок задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными.Цель проекта:   способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.Задачи: Повысить уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения; освоение и реализация передовых технологий воспитания и развития дошкольников, обеспечивающих повышение качества образованияФормирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах детской деятельности.Совершенствование профессионализма, развитие инновационного стиля мышления педагогов;Обогатить предметно-пространственную среду, наполнение которой предоставляет ребенку возможности саморазвития.Освоение и реализация передовых технологий воспитания и развития дошкольников, обеспечивающих повышение качества образования;Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.Создание условий для наиболее полного удовлетворения запросов родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возрастаОсвоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.Значительное повышение уровня знаний дошкольников в области занимательной физикиРасширение и обогащение кругозора, познавательного интереса.Развитие навыков безопасного экспериментирования.Тип проекта: исследовательскийУчастники проекта: воспитанники, родители, педагогические работники детского садаПродолжительность проекта: долгосрочный сентябрь 2021 г.- май 2022 г.Необходимые условия реализации проекта:интерес детей и родителей;методические разработки,интеграция со специалистами детского сада.Ресурсное обеспечение: Нормативно-правовое обеспечение:- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».- Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03.- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам».- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях». - Устав МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Калинка».- Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Калинка», составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.Информационно-методическое обеспечение:- Интернет-ресурсы, - библиотека детской художественной литературы;- инновационная методическая литература;- дидактический материал по физическому воспитанию дошкольников, формированию здорового образа жизни;- фотоальбомы;- плакаты.Материально-техническое обеспечение: Развивающая предметная среда детского сада и конкретно каждой группы оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по масштабу, содержанию и художественному решению. В детском саду имеется методический кабинет, сенсорная комната, музыкальный, спортивный зал, оснащенный необходимым инвентарем и оборудованием, спортивная площадка, участки для прогулок детей, групповые помещения оборудованы с учётом возрастных особенностей детей, процедурный кабинет, спальни, оборудованные дорожками здоровья. Подобрана фонотека современной, классической музыки, музыкальный центр, DVD- проигрыватель, мультимедийный проектор, телевизор, - все это способствует более полному восприятию проводимой работы с детьми.Ожидаемый результат: Повышение уровня качества образования детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность;Эффективное обучение детей: обучение без утомления, сохранение психического и физического здоровья детей, успешность обучения, поддержание желания детей учиться, развитие способностей детей;Методическая копилка по организации опытно-экспериментальной деятельности (картотека опытов и экспериментов, конспекты ООД с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»).План реализации проектаРодителиДетиПедагоги1-й этап - Подготовительныйкомплексное анкетирование родителей (Приложение 1) проведения мониторинга по организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (Инструментарий Приложение № 2, Аналитическая справка Приложение № 3);оценка воспитателями своих умений, знаний воспитания дошкольников по тематике проекта;разработка методических материалов для проведения экспериментов в лабораториисоздание картотек по опытно-экспериментальной деятельностиподбор основного оборудования и материала для экспериментальной лаборатории в группахОбогащение предметно-пространственной среды. Внедрение экспериментальной лаборатории «Наураша в стране Наурандии»; приобретение интерактивной доски.Ознакомление педагогов с лабораторией, создание конспектов экспериментальных занятий2-й этап - ОсновнойКонсультации:«Организация детского экспериментирования в домашних условиях» . «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», памятка для родителей «Экспериментирование с водой» и пр. Совместная деятельность с родителями: индивидуальные проекты 1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов 2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). 3. совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником (работа в лаборатории).Педагогический совет «Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания» Методическое объединение заместителей заведующего по ВМР «Реализация ФГОС ДО в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Калинка» (работа с педагогами) (Приложение 4).Семинар-практикум для воспитателей ДОУ Егорьевского муниципального района Московской области на тему «Использование современного интерактивного оборудования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в рамках требований ФГОС ДО» Консультация «Как организовать опытно- экспериментальную деятельность в детском саду», Памятка для воспитателей «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ» Памятка для педагогов и родителей «Цифровая лаборатория для дошкольников Наураша» Деловая игра для воспитателей «Что? Где? Почему?» (Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности).мастер-класс «Работа с лабораторией дошкольника «Наураша в стране Науранции»3-й этап - ЗаключительныйЗаполнение анкет по выявлению Общее родительское собрание «Знаем. Умеем. Можем» проведения мониторинга по организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (Аналитическая справка Приложение № 3);Проведение тематической недели «Хочу все знать» Подведение итогов проекта;проведение на базе детского сада районного методического объединения музыкальных руководителей на тему: «Развитие музыкальных способностей детей через фольклорные праздники и развлечения в структуре ФГОС ДО» Используемая литература1.Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. Атемаскина. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.2. Бородина О.Н. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования / О. Н. Бородина // Учитель Кузбасса. – 2014. - № 1 – С.8-11.3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М.:Изд. центр «Академия», 2009. -192 с. 4. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М.,2010 5. Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». 6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников». 7. О.И Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богословец  «Проекты в работе с семьей» 8. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. 9. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с. Информационные материалы к комплексу « Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша в стране Наурандии» Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М.Сфера, 2008. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000г., №1; Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников. Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru); Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации / под ред.    Л.А.Леоновой и др. – M.: MODДЭК, 2004; Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ/ Н.В. Нищева, СПБ. - 2012г, 359с.Приложение № 1 Анкета для родителейВопросОтвет1. Знаете ли Вы, что в дошкольном возрасте необходимо заниматься опытно- экспериментальной деятельностью? 2. Интересует ли Вас лично данная проблема? 3. Ощущаете ли Вы, что Ваш ребенок проявляет интерес к экспериментированию? 4. В чем это проявляется? 5. Создаете ребенку условия для проведения опытов дома? 6. Проводите наблюдение с детьми за природными объектами? 7. Сажаете деревья? 8. Охраняете природу? 9. Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать? 10. Отзываетесь ли вы на просьбу своего ребёнка помочь исследовать какой – либо объект? Вы просто показываете или даёте пояснения? 11. Ребёнок пытается повторить исследование самостоятельно? Интересующие вас темы исследований:1.______________________________________________________2.______________________________________________________3.______________________________________________________ 4.______________________________________________________ 5.______________________________________________________ 6.______________________________________________________ 7.______________________________________________________Анкета для родителей1. Проводятся ли Вами дома с Вашим ребенком элементарные опыты?ДА  НЕТ( Подчеркнуть нужное) Какие?а) с бумагой;б) с водой;в) с магнитами. 2. Знают ли дети о свойствах материалов?  ДА  НЕТ ( подчеркнуть нужное)а) магнита;б) пластмассы;в) дерева. 3) Есть ли у ребенка дома предметы направленные на развитие познавательной активности? ДА НЕТ (подчеркнуть нужное)а) магниты;б) микроскоп;в) увеличительные стекла;г) различные виды бумаги, ткани, дерева. 4) Как Вы думаете, нужно ли проводить элементарные опыты или занятия в детском саду? ДА НЕТ (нужное подчеркнуть) 5) Рассказывает Вам дома ребенок, какие опыты мы проводим ? ДА Нет (нужное подчеркнуть) Спасибо!Приложение № 2Диагностический материал для проведения мониторинга по организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Цель. Анализ организации познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками. Задачи: ■ определить эффективность работы педагогов по организации и руководству познавательно-исследовательской деятельностью; ■ изучить условия, созданные в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников; ■ проанализировать уровень развития познавательно-исследовательской деятельности детей.Оценочный инструментарий для определения уровня развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного уровняЦель: выявление интересов старших дошкольников к экспериментированию и определению уровней развития исследовательской деятельности.Систематическое наблюдениеВ процессе наблюдения необходимо отметить, кто из детей и как часто обращается к экспериментированию; какие виды экспериментирования они используют; какими предметами и материалами предпочитают пользоваться; какие объекты для экспериментирования выбирают часто, а какие эпизодически; как проявляются индивидуальные особенности, а также различия мальчиков и девочек в выборе объектов экспериментирования. Каждый ребёнок оценивается с позиции характера его исследовательской активности:- предпочитаемые объекты для экспериментирования,- проявление настойчивости в исследовательском поиске,- умение осуществлять комбинаторный перебор разных вариантов решения проблемы,- эмоциональное отношение к процессу экспериментирования,- способность самостоятельно вернуться к незаконченному экспериментированию, продолжить исследовательский поиск,- разнообразие экспериментальной деятельности.Исследовательски-активным считается такой ребенок, который проявляет целеустремленность в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы, привлекает разные средства для достижения цели, не пасует перед трудностями, не отказывается от своей идеи, а с удовольствием возвращается к этой деятельности, ищет новые способы и средства достижения цели. В процессе наблюдений можно выделить две группы субъектных проявлений ребенка в экспериментировании: эмоционально-субъектные, деятельностно-субъектные.Эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе ребенка к экспериментированию, в предпочтении этого вида деятельности. Ребенок с удовольствием экспериментирует с разными объектами и материалами, переживает радость достижения результата. Неоднократно возвращается к экспериментированию с «полюбившимися» объектами (вода, глина, бумага, магнит и пр.).Деятельностно-субъектные проявления связаны с активностью и инициативностью ребенка в экспериментировании. Ребенок начинает самостоятельно ставить цели экспериментирования, активно ищет способы решения проблемы, предпринимает поисково-исследовательские действия, многократно пробует разные варианты решения, меняет направления поиска в зависимости от промежуточных результатов, соотносит результат с первоначальной целью. Беседа с детьми.Цель: Уточнить результаты наблюдений за детьми.- Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?- С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?- Тебе нравится проводить опыты? Почему?- Какой опыт самый интересный? Расскажи о нем.- Расскажи, какие опыты проводят другие дети?- С кем ты любишь вместе проводить опыты?- Что бы ты хотел добавить в уголок экспериментирования?В результате систематического наблюдения и уточняющей беседы с детьми составляется сводная таблица или делаются записи, отражающие индивидуальные проявления исследовательской активности в повседневной жизни детей.Практические и проблемные ситуации.Ситуация «Выбор деятельности» (Л.Н.Прохорова)Цель: исследовать предпочитаемый вид деятельности, выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей.На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:- Игровая;- Чтение книг;- Изобразительная;- Детское экспериментирование;- Труд в природе;- Конструирование из разных материалов.Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами. За первый выбор насчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл. Вывод делается по сумме предпочитаемых выборов в целом по группе. Результаты оформляются в сводную таблицу.Ситуация «Что мне интересно?»Цель: выявить интерес к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности.Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования, как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаши, краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен, отрезки бечевки. До начала экспериментирования ведется разго-вор с детьми: - что можно делать с этими предметами? - сможешь ли ты использовать их еще интереснее, по-своему? После этого ребенку предлагается действовать с выше указанными предмета-ми по своему усмотрению. Во время деятельности у него периодически спрашивается: «Что ты делаешь?». Это помогает уточнить направленность действий дошкольника. И так до тех пор, пока ребенок сам не прерывает деятельность с предложенными ему материалами. После завершения им деятельности ребенку задаются дополнительные вопросы, позволяющие уточнить ее направленность.- Что ты делал?- Интересно ли тебе было?- Почему ты выбрал именно это занятие?- Что ты сегодня узнал?Ситуация «Что нам интересно?»Цель: выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми.Группе детей предъявляли те же предметы и материалы, что и в предыдущем задании. Проводится беседа с детьми:- Кто, что делал с этими предметами в прошлый раз?- Что при этом узнал?- Кто использовал их, по-своему, необычно?После этого детям предлагается самостоятельно экспериментировать с предметами. В процессе деятельности периодически спрашивается: Что ты делаешь? Каждый из детей по своему желанию может прервать деятельность. После прекращения деятельности всеми детьми, каждому из них индивидуально задаются следующие вопросы:- С кем ты играл?- Что вы сегодня делали?- Кто придумал это делать?- Когда тебе было интереснее, в прошлый раз, когда ты играл один или сегодня?- Что нового ты узнал?- Было ли такое, что ты предложил что-то делать, а твои друзья не захотели?Для выявления особенностей и уровня развития исследовательской активности в экспериментировании можно использовать практические ситуации детского экспериментирования, которые могут быть построены по следующему алгоритму:1часть ситуации: - знакомство ребенка с проблемой и постановка перед ним задачи самостоятельного поиска решения проблемы в условиях экспериментирования.- выдвижение ребенком предположения (гипотезы) по поводу возможного пути решения проблемы.- самостоятельное практическое решение ребенком проблемы через экспериментирование с помощью различных средств (предметов, материалов, инструментов). При этом ребенок ставится в условия самостоятельного выбора возможных вариантов решения.Во 2части ситуации ребенку предоставляется возможность самостоятельно продолжить аналогичное исследование путем экспериментирования с новыми материалами, предметами, инструментами по желанию ребенка.В 3части ситуации проводится итоговая беседа с ребенком, выявляющая интерес к экспериментированию и осознание результатов его исследовательской активности. Ситуация «Кораблекрушение» (разработка Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой).Исследовательская задача: выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде.Первая часть ситуации: Содержание: перед ребенком стоит макет корабля: тазик с водой; 6 мешочков, наполненных солью, сахаром, акварельными красками, глиной, крупой, речным песком; коробочки, в которой находятся данные вещества; пустая миска или прозрачные стаканы. Ребенку предлагается следующее проблемное содержание ситуации: корабль перевозил груз из одного порта в другой, на своем борту, он вез мешки (показываем) с солью, сахаром, акварельными красками, крупой (горох), речным песком, глиной. Оставалось совсем немного до конца рейса, но именно в это время случился шторм (выкладывается картинка с изображением моря и тонущего корабля). Корабль был перегружен, моряки не справились с управлением, и он пошел ко дну но к счастью, спасатели прибыли вовремя и спасли всех людей. С грузом было сложнее, моряки достали все мешки, но когда стали проверять их содержимое, то оказалось, что некоторые мешки пустые. Как ты думаешь, какие вещества исчезли из мешков и почему? Если ребенок высказывает предположение, воспитатель просит объяснить, почему он так думает. Затем, ребенку предлагается проверить свои догадки, воспользовавшись предметами и материалами, лежащими на столе. Задача ребенка: провести самостоятельно эксперимент и разрешить данную проблему. Фиксируется: активность ребенка; какие пробующие действия предпринимает; обследует ли все мешочки с веществами; какие высказывания он делает; проявляет ли настойчивость в поиске ответов; обращается ли за помощью к воспитателю; какое эмоциональное состояние испытывает в процессе эксперимента; предпринимает ли попытки самостоятельно использовать разные предметы на столе для проверки своей гипотезы. Если ребенок самостоятельно не делает попыток исследовать ситуацию, то педагог дает первую наводящую подсказку: посмотри, вот здесь стоит вода в тазике, представь, что это море, а рядом стоят такие же мешочки, как на корабле, но случился шторм и все мешочки упали в воду. Подумай, как можно проверить, что сохранилось, а что исчезло. Все, что тебе необходимо лежит на столе. Вторая наводящая подсказка. Возьми один мешочек и опусти его в воду, как будто он упал за борт во время шторма. Создай шторм в тазике. Теперь мы – спасатели, достань мешочек и посмотри, сохранилось ли в нем его содержимое, проверь также все остальные мешочки. Фиксируется: принял ли ребенок проблему, потребовались ли подсказки, какие действия предпринимает и их уверенность, степень интереса, активности, результативность, повторяемость действий, количество вопросов, эмоциональное состояние и самостоятельность в использовании других предметов и материалов.Вторая часть ситуации: Цель: выявить уровень устойчивости интереса ребенка к экспериментированию; умения переносить знакомые способы деятельности в новые условия. Посмотри, на соседнем столе находятся различные материалы и тазик с водой. Если ты хочешь, можешь проверить растворяться они в воде или нет. Хочешь это проверить прямо сейчас? Фиксируется: готовность ребенка к самостоятельному исследованию, количество проб, наличие интереса, результативность, оценка ребенком проведенного исследования, наличие желания экспериментировать в дальнейшем.Третья часть ситуации: Цель: выявить осознание ребенком результатов экспериментирования. С этой целью проводится индивидуальная беседа:- Расскажи, что ты сейчас делал?- Помогло ли тебе это узнать, что сохранилось в мешках, которые спасли спасатели, а что растворилось?- Что произошло с солью (сахаром, речным песком, акварельными красками, глиной и крупой)? Почему?- Понравилось ли тебе решать эту задачу?- Завтра мы будем снова проводить разные опыты, будешь ли ты в них участвовать?Проблемная ситуация «Путешествие в пустыне» (разработка Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой) направлена на выявление знаний детей о способах очистки воды. Исследовательская задача: найти различные способы очистки воды.Первая часть ситуации. Содержание проблемной ситуации: шел по пустыне караван (показывается изображение каравана), путешественники находились в пути уже долго, и у них осталось очень мало воды. Но случилась беда, начался сильный ураган и вся вода, которая у них была, стала грязной. Все очень расстроились и стали думать, как им напиться, как очистить воду? В своих мешках путешественники нашли вот это: Марлю, промокашку, сито, дуршлаг, воронку, пустые чистые банки. Они очистили воду и утолили жажду. Как ты думаешь, как им удалось очистить воду? Задача ребенка – решить проблемную ситуацию и ответить на вопрос: Какие материалы помогли очистить воду? Подумай и предположи, как путешественникам удалось очистить воду? Какие вещи и материалы им в этом помогли? Если ребенок высказывает предположение, воспитатель просит объяснить, почему он так думает? Затем, ему предлагается проверить свои догадки экспериментальным путем, воспользовавшись предметами, лежащими на столе: банка с грязной водой, пустая банка, марля, промокашка, сито, дуршлаг, воронка. Фиксируется: как действует ребенок, какие пробующие действия предпринимает, обследует ли все имеющиеся материалы, какие высказывания он делает, обращается ли за помощью к воспитателю, какое эмоциональное состояние испытывает во время эксперимента, предпринимает ли самостоятельные попытки использовать разные способы очистки воды. Если ребенок не делает попыток исследовать ситуацию, ему дается первая наводящая подсказка: Посмотри, перед тобой находится такая же грязная вода, как и у путешественников и такие же материалы и предметы, какие они нашли у себя в мешках. Посмотри, и попробуй, какие предметы смогут лучше всего очистить воду.Вторая подсказка: Посмотри, перед тобой пустая банка. Как ты думаешь, для чего она? Давай возьмем пустую банку, положим в нее воронку, а воронку покроем марлей. Что получится? А теперь нальем загрязненную воду в получившееся сооружение (фильтр). Что происходит?Фиксируется: принял ли ребенок проблему, какие действия предпринимает, какое эмоциональное состояние испытывает, речевое сопровождение деятельности, предпринимает ли попытки использовать другие материалы для очистки воды.Вторая часть ситуации.Цель: выявить устойчивость интереса детей к экспериментированию, умение переносить полученные знания в новые условия.Когда ребенок проделал данный эксперимент, задаются следующие вопросы:- Тебе понравилось помогать путешественникам?- Ты бы хотел попробовать использовать другие предметы в очистке воды?Вот здесь стакан с водой Красной Шапочки, которая не выпила ее сразу, она обнаружила, что в стакане плавают сосновые иголки, шишки, земля, листочки. Как же ей напиться?Фиксируется: готовность ребенка к самостоятельному исследованию, количество проб, наличие интереса, результативность, оценка ребенком проведенного исследования, наличие желания экспериментировать в дальнейшем.Третья часть ситуации.Цель: выявить осознание ребенком результатов экспериментирования. С этой целью проводится индивидуальная беседа:- Расскажи, что ты сейчас делал?- Как тебе удалось очистить воду?- Какие предметы тебе в этом помогли?- Тебе понравилось?Хотел бы ты еще прийти и поэкспериментировать?Оценка исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в специально созданных проблемных ситуациях осуществляется по следующим комплексным показателям, в которых выделяется три стороны исследовательской деятельности: мотивационная, операционная, организационная.Интерес к экспериментированию и исследовательскому поиску решения проблемы;Самостоятельность, инициативность в поисковых действиях;Способы решения проблемы (выбор привычных способов деятельности, новых, комбинированных, с элементами творчества);Результативность (результат адекватный цели, частичный результат, отсутствие результата);Настойчивость, вариативность исследовательского поиска;Положительно-эмоциональное отношение к экспериментированию.В соответствии с выделенными показателями определены следующие уровни исследовательской деятельности дошкольников:1 уровень (высокий). Дошкольники этого уровня отдают предпочтения исследовательской деятельности. Дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу, активно стремятся к разрешению проблемы, анализируют исходное состояние ситуации, высказывают предположения по способам ее решения. Их поисковая деятельность разворачивается как практическая, они пробуют действия, направленные на выявление новых свойств объекта. Дошкольники проявляют настойчивость, получают адекватный результат, выражают эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование.2 уровень (средний). Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, недостаточно эффективно, получают частичный результат. У дошкольников отсутствует нацеленность на результат и попытки предварительного планирования действий. Они понимают, что не могут решить задачу до конца и выражают досаду. У детей этого уровня мотивация, стремление к репродуктивному виду деятельности уравновешены с интересом к деятельности исследовательского характера. Желание к решению исследовательских заданий прослеживается эпизодически. Ребенок этого уровня не владеет приемами саморегуляции, т.е. приемами планирования и самоконтроля.3 уровень (низкий). Дети включаются в проблемную ситуацию, но их активность быстро затухает. Они боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольники действуют хаотично, переводят экспериментальную ситуацию в игровую, т.е. исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием. Детей этого уровня способен привлечь лишь яркий факт, эффектный опыт. По своей инициативе не стремятся к самостоятельным действиям, к поиску объяснения и доказательства фактов, явлений. Детей характеризует овладение элементарными операциями анализа-синтеза, которые позволяют вскрыть лишь внешние признаки, связи объекта исследования. Ребенок этого уровня не владеет приемами саморегуляции, т.е. приемами планирования, самоконтроля и регулирования.На основе полученных данных воспитатель составляет индивидуальные характеристики уровней исследовательской деятельности детей в экспериментировании и разрабатывает пути развития исследовательского поведения каждого дошкольника.Проводится качественный и количественный анализ ответов. Результаты диагностики фиксируются в таблице № 1 и № 2Таблица № 1№ ребёнкаКачественный анализ ответов Полный ответ с аргументацией Правильный ответ без аргументации Ответ с ошибкой Отсутствие ответаТаблица № 2 № ребёнкаУровни исследовательской деятельностиВысокийСреднийНизкий Игровые заданияЗадание 1.Цель: проверить уровень сформированности умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы, предположения.Оборудование: карточки с изображением Медведя, Лисы и Зайца; изображения окон в доме каждого из животных; карточка прямоугольной формы, обозначающая отрез ткани.Задача 1. Проверить уровень сформированности умения видеть проблему.Формулировка задания: трое друзей – Медведь, Лиса и Заяц, отправились в магазин «Ткани» покупать отрез для штор. Им понравилась одна и та же ткань. Но ее осталось немного. Как узнать, на чье окно можно сшить шторы из ткани? Дети предлагают свои варианты.Задача 2. Проверить умение выдвигать гипотезы, строить предположения.Формулировка задания: ты определил на чье окошко можно сшить шторы из этого отреза ткани. А что можно бы сшить каждому из друзей из этой ткани?Задание 2.Цель: проверить уровень сформированности умения задавать вопросы.Оборудование: карточки с изображением деревьев, кувшинов, 3 мальчиков разного роста.Формулировка задания: посмотри внимательно на карточки, ты видишь на них разные предметы. Пожалуйста, задай мне как можно больше вопросов, глядя на эти карточки.Если ребенок затрудняется или ограничивается 1 – 2 вопросами, ему можно помочь, подсказав, что вопросы могут быть самыми разными и необычными.Задание 3.Цель: проверить умение рассуждать, описывать явления, процессы и обобщать.Оборудование: 2 полоски – ленточки, например, желтого цвета, разные по длине; 2 условные мерки – белая и красная, разной длины.Формулировка задания: наши знакомые Медведь, Лис и Заяц собрались в гости к кукле Насте. Они решили идти не с пустыми руками, а подарить новые ленты. Ленты должны быть одинаковой длины. Но как это сделать, наши друзья не знают. Посмотри внимательно на ленты. Как ты думаешь, одинаковой длины они или нет? Давай проверим твои предположения с помощью мерок (ребенку предлагается измерить одну ленту белой меркой, другую – красной). Сколько раз уложилась по длине первой ленты белая мерка? А по длине второй ленты – красная мерка? Как ты думаешь, почему получились разные числа? Как убедиться, что ленты одинаковой длины?Задания 4.Цель: определить умение проводить эксперимент с реальным объектом, проверить умение делать выводы и умозаключения.Задача 1. Определить умение проводить эксперимент.Оборудование: пианино, кубик, карандаш, кружка, лист бумаги, мяч, веревка, кирпичик.Формулировка задания: предположим, что некоторое время музыкальные занятия будут проходить не в музыкальном зале, а в группе. Для этого нужно переставить пианино из зала к нам в группу. Единственное свободное место в группе между двух окон. Как узнать, войдет ли пианино на это место? Если дети затрудняются, подтолкнуть их к выводу, что можно было бы попробовать поставить на выбранное место, но это трудно и неудобно. Как еще можно проверить? Обратить внимание ребенка на предметы, которые лежат перед ним. Можно помочь ребенку, подсказав, что, используя некоторые из имеющихся предметов, можно проверить, войдет ли место пианино. Как это сделать? Какими предметами удобнее воспользоваться? Что нужно сделать?Задача 2. Проверить умение делать выводы и умозаключения.Формулировка задания: ты измерил пианино с помощью разных предметов. Какой результат у тебя получился? Какими предметами было удобнее пользоваться? Почему? Зачем нужно было измерять пианино и то место, куда хотели его поставить?Степень самостоятельности ребенка не этапах проведения исследования оценивается по результатам наблюдения за деятельностью детей в процессе осуществления данной деятельности.Для количественной обработки материалов может использоваться 3-бальная система.Анкета "Изучение познавательных интересов" (В.С.Юркевича)Цель: оценка изучения уровня развития любознательности, познавательной активности детей№ п/пВопросыВозможные ответыБаллы1Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?а) частоб) иногдав) очень редко5312Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?а) рассуждает самостоятельноб) когда какв) получить готовый ответ от других5313Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?а) очень эмоциональноб) когда какв) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)5314Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?а) частоб) иногдав) очень редко5315Проявляет интерес к символическим "языкам": пытается самостоятельно "читать" схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);а) частоб) иногдав) очень редко531 6Проявляет интерес к познавательной литературеа) частоб) иногдав) очень редко53130-22 баллов – потребность выражена сильно;21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.Индивидуальные карты обследования и наблюдения воспитателя за степенью овладения детьми экспериментальной деятельностью (автор Иванова А.И.)Цель: выявление у детей старшего дошкольного возраста сформированности деятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельностиПоказатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностьюУровниОтношение к экспериментальной деятельностиУмение видеть проблему и выдвинуть гипотезуПланированиеРеализацияРефлексияВысокийПознавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.СреднийВ большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интересВидит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.НизкийПознавательный интерес неустойчив, слабо выражен.Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы.Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств.Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям,манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом).Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание.Показатели и критерии уровня овладения (сформированности) детьми исследовательской деятельностью.Показатели и критерииУровниМетоды отслеживанияВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень1. Выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему).Самостоятельно видит проблемуИногда самостоятельно, но чаще с помощью воспитателя.Не видит самостоятельно, принимает проблему, подсказанную воспитателем, не проявляет активности в самостоятельном ее поиске.Наблюдение в процессе выделения проблемы.2.Формулирование вопросов.Формулирует вопросы.Формулирует вопросы.Наблюдение в процессе формулировки вопросов, анализ вопросов.3. Целеполагание и целеустремленность (ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы).Самостоятельно (в группе). Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет).С помощью воспитателя. Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет).С помощью воспитателя.Наблюдения за процессом деятельности, отчетом о результатах.4.Выдвижение гипотез и решения проблем.Активно высказывает предположения, гипотезы (много, оригинальные), предлагает различные решения (несколько вариантов).Выдвигает гипотезы, чаще с помощью воспитателя, предлагает одно решение.Наблюдение.5.Способность описывать явления, процессы.Полное, логическое описание.Не совсем полное, логическое описание.Наблюдение за деятельностью, отчет о результатах исследования.6.Формулировка выводов и умозаключений.Формулирует в речи, достигнут или не результат, замечает соответствие или несоответствие полученного результата гипотезе, делает выводы.Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и с помощью взрослого.Затрудняется в речевых формулировках, не видит ошибок, не умеет обсуждать результат.Анализ высказываний, отчетов.7. Степень самостоятельности при проведении исследования.Самостоятельно ставит проблему, отыскивает метод ее решения и осуществляет его.Педагог ставит проблему, ребенок самостоятельно ищет метод ее решения.Педагог ставит проблему, намечает метод ее решения, ребенок осуществляет поиск при значительной помощи взрослого.Наблюдение в процессе работы на занятии, в группах. Приложение 3Аналитическая справкаМониторинг по организации познавательно-исследовательской деятельности осуществлялся среди детей старшего дошкольного возраста. Были проанализированы следующие вопросы:- отношение детей к познавательно-исследовательской деятельности:- проявляют ли дети любознательность;- задают ли вопросы взрослым и сверстникам;- интересуются ли причинно-следственными связями;- пытаются ли самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;- склоны ли наблюдать, экспериментировать.Деятельность педагогов была основана на рекомендациях примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой программы С. Н. Николаевой «Юный эколог».В ходе обследования в начале учебного года было отмечено, что у детей недостаточно сформированы умения вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. В старшей и подготовительной группе дети плохо вычленяют существенные особенности предметов, делают ошибки при группировке предметов.У детей старшей группы не сформированы навыки ежедневного заполнения календаря природы и его обсуждения. Не отмечалось плодотворного сотрудничества воспитателя с родителями. Выявлено, что отсутствуют условия в виде мини-лабораторий для применения метода экспериментирования в старшей и подготовительной к школе группах (воронки, ёмкости, лупы, весы, компасы, установка для наблюдений за насекомыми, чашка Петри, увеличительная шкатулка, телескопический стаканчик с крышкой, стол для экспериментирования с песком и водой). Работа по экологическому воспитанию отражается в календарных планах воспитателей, где планируются организованная образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы и познавательно-исследовательской деятельности, наблюдения за объектами живой и неживой природы, экскурсии на прогулках, дидактические игры, трудовая деятельность. В ходе наблюдения за самостоятельной деятельностью было отмечено, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности. Дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес у детей выражен недостаточно.За период наблюдений было просмотрено 4 открытых мероприятия с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»: в старшей группе были проведены ООД «Электричество» (обобщались знания детей об электричестве, расширялись представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку, дети познакомились с устройством батарейки, ее свойствами), «Температура» (дети узнали, что такое температура, градус, температура тела человека, комнаты, за окном, измеряли температуру своего тела, температуру холодной и горячей воды; проводили эксперименты с водой, со льдом, с лампочкой), в подготовительной к школе группе – «Магнитное поле» (где дети показали системные знания свойств магнита, умение самостоятельно делать выводы на основе результатов исследований, устойчивое познавательное отношение к действиям), «Кислотность» (дети узнали, что такое кислотность, как мы чувствуем вкус, занимались измерением разных соков; проводили эксперимент с содой, создавали кислый и не кислый вкус). Также воспитанники с педагогами исследовали свойства других предметов: тяжелый камень тонет – лёгкий кубик из дерева не тонет; свойства песка: сухой – сыпется, мокрый – лепится. Воспитатели учили детей рассуждать, сравнивать факты.С особым интересом дети исследовали свойства воды, воздуха. И показали высокий уровень знаний о состоянии воды в природе, а в диалоге с воспитателем поясняли ход деятельности, определяли достигнут или нет результат. Педагоги, в свою очередь, четко и доходчиво ставили задачи перед детьми, формулировали выводы, чем помогали детям проявлять инициативу в решении проблем, активно высказывать предположения.Проведя мониторинг по организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста педагогический состав пришел к выводу, что необходимо чаще включать детей в проведение экспериментов, которые побуждают их задумываться: «Что будет, если я сделаю то, или это?», «Что было бы, если бы…?» и т.д.В конце учебного года анализ развивающей предметно-пространственной среды выявил, что во всех возрастных группах уголок природы совмещён с зоной экспериментирования, где дети знакомятся с комнатными растениями, с различными предметами, материалами и их свойствами, приобретена цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», в старшей и подготовительной к школе группах в родительских уголках имеются консультации, памятки, печатные рекомендации. В данных возрастных группах родители участвуют в оснащении развивающей предметно-пространственной среды, принимают участие в экологических проектах.Проводятся совместные экологические досуги, мастер-классы, конкурсы в группах старшего дошкольного возраста.Подготовительная к школе группа «Пчелки»Старшая группа «Капельки»Приложение 5Алгоритм подготовки экспериментовВыбор объекта исследования.Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстраций, зарисовка отдельных явлений).Определение типа, вида и тематики эксперимента.Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные).Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования и пособий.Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста детей, изучаемой темы.Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.Уточнение, каким будет эксперимент — краткосрочным или долгосрочным.Прогнозирование результатов.Закрепление последовательности действий.Закрепление правил безопасности.Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, дневник (альбом) наблюдений.Структура экспериментовПостановка исследовательской задачи (при помощи воспитателя в раннем, младшем, среднем возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).Прогнозирование результатов (в старшем возрасте).Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента.Распределение детей на подгруппы, выбор лидеров группы, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).Выполнение эксперимента (под руководством педагога).Наблюдение результатов эксперимента.Фиксирование результатов эксперимента.Формулировка выводов (при помощи воспитателя в младшем возрасте, самостоятельно среднем и старшем дошкольном возрасте).Предметно – развивающее пространство включает следующие взаимосвязанные между собой мини-среды:ландшафт с объектами природы: река, поле, лес, горы в определенный сезон, соответствующий реальному;интегрированные природно-культурные мини-среды реальной и исследовательской деятельности в природе;творчески-преобразующая, «научная» мини-лаборатория экспериментирования;схемы различных способов достижения цели познавательной деятельности;модели знакомых игр;различные природные материалы, предметы-посредники. «Уголок экспериментирования»:приборы – помощники: увеличительные стекла, цветные стекла, очки, весы, песочные и гелевые часы, термометры, компасы, магниты, секундомер;разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл и пр.) разного объема и формы, это: пробирки, колбы, стаканчики, розетки, пипетки, трубочки, воронки и др.;красители, пищевые и непищевые (гуашь, акварель, зеленка, йод, марганцовка и др.);технические материалы; гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора;медицинские материалы: шприцы, пипетки, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;природный и другой сыпучий материал: камешки, ракушки, монеты, глина, песок, сахар, соль, земля, мука, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, селина и т.д.;разные виды бумаги: обычная, картон, калька, наждачная, копировальная, бумажные фильтры, ватман и т.д.;бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;прочие материалы: зеркала и воздушные шары, пилка для ногтей, сито, свечи, ступа, детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.657890-990800МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД комбинированного вида №47 «Лесная сказка»ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ«ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ» ЕГОРЬЕВСК

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X