Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55518

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: БЕСПАЛОВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Русский язык как средство общения »

скачать документ

Вернуться назад

Государственное казённое общеобразовательное учреждение РД «Кочубейская средняя общеобразовательная школа-интернат»РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо курсу внеурочной деятельности «Русское слово» для 8-х классовна 2021-2022 учебный годучителя Беспаловой Екатерины ВладимировныРазработана на основе программы по русскому языку для 8 класса, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, T.A.Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014).Пояснительная запискаПри разработке рабочей программы использованы следующие нормативные документы:ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.2. 2821– 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" Актуальность программы заключается в том, что она составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга. Культура речи - это исследование родного языка, умение правильно и грамотно использовать языковые единицы, история языка с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного языка, соотнося его с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Новизна программы - в подборе тем, создающих условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределениюучащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинированияразличных видов деятельности: беседа, практических занятий, речевых ситуаций и так далее.Практическая значимость программы заключается в следующем:1. Программа помогает постичь основы курса «Культура речи», сделать первые шаги по исследованию текстов и информации различного характера.2. Благодаря программе у обучающихся формируются основы гражданственности, любви и уважению к русскому языку.3. Программа учит быть не просто пассивными читателями, но учиться проводить исследования, работать вместе с взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими, работать с литературой, рассказывать, исследовать демонстрационный наглядный материал. При помощи него обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога. Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения обучающимися навыков и умений и обогащения знаний Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы обучающихся. Проектный метод используется при организации научно - исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач. Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем. Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы: чтение и анализ материалов, беседы, решение тестов, выполнение творческих проектов и научно-исследовательских работ, практические работы. Формы обучения: групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.Цель программы:- развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 8-9 классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.Задачи:- обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;- формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации. Общая характеристика курса внеурочной деятельности. Сроки реализации программы 2021-2022 учебный год. Программа рассчитана на 34 недель - 34 часов (1 час в неделю). Данная программа реализуется для учащихся в возрасте 13-15 лет. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (конспектирование лекций учителя, повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов созданиятекста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформироватьязыковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знанияорфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающихся затруднений у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ. Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в областиправописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогаютреализовать указанное направление. Прежде всего это работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями иорфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видетьзатруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки). Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:• умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;• умение адекватно воспринимать авторский замысел;• умение вычленять главное в информации;• умение сокращать текст разными способами;• умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;• умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания. Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста. Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. Задания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2,15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это обще учебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.Методы, формы работы, используемые технологии.Методы:1) объяснительно-иллюстративный;2) репродуктивный;3) проблемное изложение изучаемого материала;4) частично-поисковый или эвристический;5) исследовательский.Используемые технологии:1) развивающее обучение;2) проблемное;3) развитие критического мышления через чтение и письмо;4) здоровьесберегающие. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельностиЛичностныеМетапредметныеФормирование сознания того, что русскийязык – важнейший показатель культурычеловека. Развивать любовь и уважение кОтечеству, его языку как выразителюнационального самосознания народа.Овладение языковыми нормами,лингвистической компетенциейоценивания параметров сочинения.Формирование устойчивой мотивации кизучению и закреплению нового.Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, овладение лингвистической компетенцией находить и формулировать главный тезис, подбирать аргументы. Овладение лингвистической компетенцией распознавания фактических ошибок. Овладение лингвистической компетенцией распознавания речевых и грамматических ошибок. Осознавать роль языка в формировании мышления, расширять объем употребления грамматических средств выражения мыслей и чувств, чувствовать эстетическую ценность родного языка, потребность сохранять его красоту и богатство. Овладение лингвистической компетенцией выявления синонимии как языкового явления.Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.Коммуникативные:пользоваться разными видами чтения, слушать и слышать друг друга, с точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, управлять поведением партнеров (контроль, коррекция,оценка действия партнера, умения убеждать),формировать навыки учебного сотрудничества входе индивидуальной и групповой работы,пользоваться разными видами чтения, слушатьи слышать друг друга, с точностью и полнотойвыражать свои мысли в соответствии с задачамии условиями коммуникации,корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания.Регулятивные: самостоятельно выделять иформулировать познавательную цель, искать,выделять и преобразовывать необходимуюинформацию, проектировать маршрутпреодоления затруднений в обучении черезвключение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.Познавательные: объяснять языковые явления,процессы, связи и отношения, выявляемые входе исследования структуры, содержания изначения слова, предложения, текста, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон.Тематический план№п/пНазвание разделаКоличество часов1Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи.82Типология норм.93Нормы речи.84Синтаксис.9Итого 34Содержание программы внеурочной деятельностиРечевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи. (8 часов)Язык и речь. Языковая норма как историческая категория. Понятие нормы в современнойлингвистике. Формирование норм литературного языка. Признаки нормы. Понятиевариантов норм. Написание сжатого изложения. Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи.Типология норм. (9 часов)Ошибки грамматические и речевые. Качества хорошей речи. Основные качества хорошей речи. Общая характеристика. Правильность как основа хорошей речи. Содержательность хорошей речи. Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и доступность хорошей речи. Точность речи. Техника речи. Понятие техники речи в современной лингвистике.Нормы речи. (8 часов)Орфоэпические нормы. Лексика. Лексические нормы. Словообразовательные нормы. Морфологические нормы и их особенности. Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности. Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка.Синтаксис. (9 часов)Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи. Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи. Употребление знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях. Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Синтаксический минимум. Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы.Уровень результатов работы по программе:• овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции;• научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста;• научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;• владеть формами обработки информации исходного текста;• работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;• четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;• самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;• уметь работать с бланками экзаменационной работы;• сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.Календарно-тематическое планирование№ТемаСодержание темыКоличество часовДата проведения12Речевая культура – частьобщечеловеческой культуры.Культура языка. Культура речи.Лекция учителя:«Значимость речевойкультуры для духовнойжизни общества».Практическая часть:«Структураэкзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания».1134Язык и речь.Языковая норма как историческаякатегория.Лекция учителя:«Соотношение понятий“язык” и “речь” в современном языкознании».Практическая часть:«Задание 1. Сжатое изложение. Сжатое изложение как средствопереработки информацииПриемы сжатия текста.Отработка приема“исключение”. Овладениеприемом исключенияне главной информации из текста».Лекция учителя: «Развитиеязыковой нормы каксистемы правил».«Становление и развитиедревнерусского языка, этапыего существования».Практическая часть:«Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема“упрощение”. Овладение приемом упрощения текста».115Понятие нормы в современной лингвистике.Лекция учителя:«Зарождение нормы в языке». «Изменчивость нормы».Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема“обобщение”. Овладение приемом обобщения».16Формирование норм литературного языка. Признаки нормы.Лекция учителя: «Норма - одна из составляющих национальной культуры».Практическая часть:«Задание 1. Выбор приемов сжатия. Овладение умениемосуществлять выбор приемов сжатия».17Понятие вариантов норм. Написание сжатого изложения.Лекция учителя:«Императивные (обязательные) идиспозитивные (вариантные)нормы».Практическая часть:«Задание 1. Написаниесжатого изложения понезнакомым текстам».18Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различныхстилей речиЛекция учителя: «Первый закон экономии языковых средств». «Второй закон языковых средств – закон аналогии или унификации(уподобления)».Практическая часть:«Задание 15.1,15.2,15.3.Критерии оценки заданий.Структура сочинения».19Типология норм. Ошибки грамматические и речевые.Лекция учителя: «Соблюдение языковой нормы – основное условие хорошей речи».Практические упражнения«Поразмышляем вместе».Задание 15.1,15.2,15.3Учимся формулировать тезис110Качества хорошей речи.Лекция учителя: «Понятиеречи. Общая характеристика.Особенности».Практическая часть:«Задание 15.1,15.2,15.3.Учимся аргументировать».111Основные качества хорошей речи.Общая характеристика.Семинар на тему:«Правильность,чистота богатство, содержательность, точность, логичность, выразительность, уместность- основные качествахорошей речи».Практическая часть:«Задание 15.1,15.2,15.3Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему(15.2)».112Правильность как основа хорошей речи.Лекция учителя: «Видыправильности речи.Окказиональность «какособая правильность» вхудожественном тексте».Практическая часть:«Отработка навыканаписания сочинения налингвистическую тему(15.2)».113Содержатель-ность хорошей речи.Викторина: «Богатство речии способы проявления языкового богатства.Синонимы, метафора,метонимия, синекдоха каклексические средства богатства речи».Практическая часть:«Синонимы. Задание 6». Отработка навыка написаниясочинения на понимание фразы (15.3)114Выразитель-ность и гибкость хорошей речи. Уместность идоступность хорошей речи.Практическая работа:«Поразмышляем вместе».Отработка навыка написаниясочинения «комментарий копределению» (15.3)115Точность речи.Лабораторная работа:«Фактические ошибки.Речевые и грамматические ошибки. Поиск иисправление недочетов».Тестирование в форматеОГЭ (изложение, сочинение)116-17Техника речи. Понятие техники речи в современной лингвистике.Практикум: «Дыхание какоснова звучащей речи. Видыдыхания. Этапы тренировкифункционального дыхания.Голос. Его основные качества. Система работы над голосом. Дикция как обязательный компонент техники речи. Система работы над дикцией. Интонация. Основные компоненты интонации. Система работы надинтонационно-методическойструктурой высказывания».218Орфоэпические нормы.Тексты разных стилей.Лекция учителя:«Становлениеорфоэпической нормы. Особенности формированияпроизносительной литературной нормы. Орфоэпия как совокупность правил произношения. Основные фонетические законы гласных и согласных современного русскоголитературного языка.Источники отклонений от литературной нормы.Степени нормативности системы литературногопроизношения».Практическая часть:«Понимание текста. Отработка Задания 2».119Лексика. Лексические нормы.Лекция учителя: «Лексика как системная организация языка. Лексические нормы как правила употребления слов в языке. Нарушения лексических норм».Практическая часть:«Средства выразительности речи. Отработка Задания 3»120Акцентологические нормы.Лекция учителя: «Понятие ударения. Особенности егопроявления в русском языке.Языковые требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от частеречной принадлежности.Акцентологический минимум».Практическая часть:«Поразмышляем вместе».121Словообразова-тельные нормы.Орфография.Лекция учителя:«Словообразовательная система русского языка. Словообразовательная нормакак система правил построения слов в языке.Понятие окказиональной нормы в словообразовании».Практическая часть: «Правописание приставок.Отработка задания 4»122-23Морфологическ-ие нормы и их особенности.Практикум:«Правила согласования, образования и употребления форм рода.Числа и падежа.Правописание суффиксов.Отработка Задания 5»Лекция учителя:«Морфологический минимум».Практическая часть:«Правописание Н – НН вразличных частях речи».1124Синтаксис и пунктуация.Синтаксические нормы и их особенности.Проектная работа –презентация«Словосочетание.Виды подчинительной связ(согласование,управление,примыкание)».Практикум:«Нарушения нормсогласования и управления. Отработка Задания 7»125Речевые ошибки при употреблениисинтаксических средств языка.Семинар: «Грамматическая основа предложения.Нарушения порядкаследования слов,употребления однородныхчленов в простомпредложении, причастных идеепричастных оборотов,частей сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, смешение прямой и косвенной речи.»Практическая часть:«Отработка Задания 8,11».126Употребление обособленныхопределений и обстоятельств в речи.Проект – презентация«Обособленные членыпредложения.Отработка Задания 9»127Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи.Игра-разминка.Практикум: «Знакипрепинания в простомосложненном предложении.Задание 10».128Употребление знаков препинания всложносочиненных,сложноподчиненных предложениях.Семинар: «Знаки препинанияв сложносочиненном предложении,сложноподчиненномпредложении».Практическая часть:«Отработка Задания 12».129Многокомпонентные синтаксические конструкции и знакипрепинания в них.Лекция учителя: «Сложныепредложения с различнымивидами связи»Практическая часть:«Отработка Задания 13».130Употребление знаков препинания вбессоюзных сложных предложениях.Синтаксическая викторина«Побудь управленцем!»Практикум: «Сложныебессоюзные предложения.Отработка Задания 14»131Синтаксический минимум.Игра «Ты эксперт».Практикум: «Выполнениетестовых заданий».132Функциональ-ные стили.Стилистические нормы.Лекция учителя«Функциональные стили».Практикум: «Выполнениетестовых заданий».133Функционально-смысловые типыречи.Проект-презентация по теме«Типы речи в нашейязыковой практике».Практикум: «Выполнениезаданий «Поразмышляемвместе».134Правописные (орфографическ-ие,пунктуационные) нормы.Лекция учителя:«Орфографическая ипунктуационная грамотность как неотъемлемая часть речевой культуры.Орфография как разделлингвистики. Основные принципы русской орфографии. Правиларусской орфографии.Пунктуация как система постановки знаковпрепинания.1Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности1. ОГЭ 2020. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовыетестовые задания / И.П. Васильевых. Ю.Н. Гостева.- М.: Издательство «Экзамен», 2021.2. ОГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс / Т.М.Пахнова. М-.: Издательство «Экзамен», 2020.3. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 9 класс / под ред. И.П.Цыбулько. «Национальное образование», 2020. - ФГОС. Новый образовательный стандарт.4. Русский язык. 200 экзаменационных сочинений на отлично. / Г.Т. Егораева. – М.:издательство «Экзамен». 2017.-222, (1т.2т.). Серия «Реальные экзаменационные темысочинений».

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X