Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55519

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Аветисян Людмила Владимировна

Особенности использования музейной педагогики в работе с обучающимися лицея

скачать документ

Вернуться назад

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. В последние годы в связи с общей демократизаций культурной жизни в отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением понятийного аппарата. Что только мы, учителя, не делаем на уроках, чтобы привлечь внимание детей, чтобы привить у них любовь к предмету, создать оптимальные условия для выявления задатков, развития интересов и способностей, а в дальнейшем выполнить главную задачу – получить ожидаемые результаты – высокое качество обучения. И интерактивные уроки придумываем, и презентации создаем, и фрагменты фильмов показываем, и карточки распечатываем, и игры придумываем и проводим, и проекты осуществляем и чуть ли не спектакли разыгрываем! А во внеурочной деятельности фантазии нашей нет предела. Существует масса приемов, методов, технологий в образовательном процессе, которые призваны к тому, чтобы учащиеся не были пассивными слушателями на уроках, а были активными участниками этого процесса. Значительный интерес в этой связи представляет история становления понятия «музейная педагогика». Так что же такое «музейная педагогика»?Музейная педагогика – достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в школьном образовании стала играть существенную роль только последние десятилетия. Если говорить о музейной педагогике, как о научной дисциплине, нужно подчеркнуть её интегрированный характер. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии.Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение:«Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики.Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования». Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики, психологии.Методология, как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности музейной педагогики, имеет важное значение. Только через междисциплинарное осмысление музея как образовательной среды можно выйти на определение понятийного ряда музейной педагогики и научную постановку её целей и задач.Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности школьного музея, являются:Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура.Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Здесь необходимо обозначить следующие позиции:- позиция творца (художника, писателя, учёного, политика), производителя элементов культуры, претендующих на статус музейных предметов;- позиция воспринимающего (зрителя, слушателя, посетителя) музейные предметы;- позиция музейного педагога, который должен не только сообщать посетителям определённый набор знаний в связи с находящимися в экспозиции предметами, но и вступать в диалог с ними, побуждать к самостоятельному творческому поиску, в некоторых случаях играть роль посредника между посетителем и музейным предметом. Кроме того, музейный педагог выступает и как организатор коммуникации между творцом и воспринимающим данный музейный предмет посетителем.В то время как у многих молодых людей изменилось отношение к истории, отсутствуют гражданская позиция и чувство национальной гордости, необходимо воспитывать у школьников интерес и стремление изучать прошлое родного края.Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Структура модели музейной педагогики:цель, задачи,направления,специальные требования,формы и методы работы,принципы,музейные педагогические технологии.По данному алгоритму можно составить такую модель и апробировать её результативность.Музейная педагогика дает возможность:осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах.Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.Задачи музейной педагогики:Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.Современная музейная педагогика – это педагогика открытой среды, которая не ограничена стенами музея и наиболее эффективно проявляется в условиях содружества музея и школы.Актуальность программы музейной педагогики:Сложность современного этапа перехода к новым общественно-экономическим условиям;Демократизация российского общества;Кризис духовности и нравственности в обществе;Сложность межнациональных отношений.Направления деятельности школьного музея:Поисково-собирательское.Важным этапом в процессе комплектования школьных музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую школьников. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в школьном музее. Возможно также получение дополнительных сведений по данной теме в местном государственном музее, архиве, краеведческом обществе, из бесед с местными жителями – очевидцами или участниками тех или иных событий. На основе полученных сведений составляется справка по изучаемому вопросу. В ней определяются круг лиц, которых надо разыскать, перечень организаций и лиц, с которыми необходимо установить связь. На всех этапах работы необходимо вести дневники, делать различного рода записи (видео, аудио и т.д.). Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическими процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры. Вся документация, составленная во время поисково-исследовательской деятельности (полевой дневник, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, фиксация фотодокументов), представляет собой систему взаимосвязанных документов, в которых различным способами отражены сведения по одной и той же теме. Все памятники истории и культуры, поступившие в фонд экспозиции, а также полевые документы должны быть переданы в фонды школьного музея.В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.Экспозиционное (оформительское).Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:Разработка концепции будущей экспозиции, т.е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции. Экскурсионное.Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога.   К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу учащихся, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить учащихся с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и её проведение.Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением. Школьный музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения.Формы и методы работы.Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к ребёнку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися не подменяет собой урок, а дополняет его, создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на уроках истории учащиеся получают основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. И если классическая школа с её классно-урочной системой рассчитана, прежде всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей – на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новое качество, новые возможности, новые способы деятельности. В деятельности школьных музеев можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Так появились музейные проекты, интерактивные музейные площадки, новые формы учебного взаимодействия в школе.Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные.К массовым формам относятся:театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий,краеведческие игры, школьные конференции,лекции, экскурсии по другим музеям.Групповыми формами работы являются:кружок, общество, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.Индивидуальная работа предполагает:работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий,написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.Теперь, я хочу рассказать о работе школьного музея «Лицея №32» имени Героя Советского Союза генерал-лейтенанта инженерных войск Д.М. Карбышева. С первых дней создания музей стал одним из центров школьной жизни, здесь сложились традиции военно-патриотического воспитания, которые мы продолжаем в наши дни. Сегодня продолжается работа музея в тесной связи с решением образовательных и воспитательных задач лицея.В условиях опытно – экспериментальной работы лицея продолжает развиваться новое направление работы музея – музейная педагогика. Оказывается методическая помощь учителям и учащимся в подготовке уроков, внеклассных мероприятий, докладов и сообщений. Мы продолжаем сохранять традиции музея. В дни Памяти Героя Советского Союза Д.М. Карбышева (26 октября и 18 февраля), в Дни воинской славы, канун Победы в лицее проводятся циклы мероприятий.Музей является активным участником торжественных мероприятий, на которые приглашаются ветераны войны микрорайона (шефская работа ведется постоянно), бывшие узники лагерей и насильственно угнанных на принудительные работы в Германию, проживающие в городе Белгороде, бывшие учителя нашего лицея, ветераны Великой Отечественной войны. Эти дни насыщенны как для гостей, так и для учащихся лицея.Классные часы, экскурсии по музею, уроки мужества, Линейки Памяти, Вахты Памяти, посещение ветеранов на дому, и в госпитале, концерты и тематические вечера – вот тот неполный перечень мероприятий, которые традиционно проводятся в канун праздников.Традиционными остаются заседания Белгородского отделения общественной организации «Российский союз бывших малолетних узников фашистских концлагерей». Эти встречи всегда наполнены душевной теплотой, радостью общения, благодарностью людей.Появилась традиция музея – первая экскурсия первоклассников в музей в октябре, накануне Дня Памяти Д.М. Карбышева.В музее активно работает группа экскурсоводов, члены которой владеют материалом и проводят экскурсии для учащихся и гостей лицея на высоком уровне. Проводятся экскурсии для учащихся не только лицея, но и школ города. Мы принимали гостей из ДОУ №10 и №71. Музей продолжает сотрудничество с музеями города. Учащиеся лицея активно посещают экскурсии и музейные уроки в Историко-краеведческом музее, музее-Диораме, музее Народной культуры, Литературном музее, в Художественном музее.Складываются традиции музея – проведение Вахты памяти в Дальнем парке, оформление выставки «Мой дедушка – герой» ко Дню Победы, парад победителей смотра юноармейских отрядов.В лицее работает и взаимодействует с музеем Военно-патриотический клуб «Патриот». В залах музея проходят торжественные мероприятия, связанные с принятием обучающихся в ряды клуба.Музей сотрудничает с Белгородским отделением межрегиональной общественной организацией ветеранов воздушно-десантных войск. Председателем, которой является Абдрахимов Мансур Исмаилович. Проводятся встречи на Митингах Памяти Чепенцу Д.Э., Герою Абхазии, выпускнику лицея №32.Принципы и методы музейной педагогики находят широкое применение в исследовательской и проектной деятельности школы. В исследовательской работе присутствие музейного компонента является обязательным условием. Экскурсия в музей, внимательное изучение экспозиции помогает успешно справиться с написанием исследовательской работы. Учащиеся нашей школы принимают участие в конкурсах исследовательских работ. В школе создано и функционирует Школьное научное общество. Результаты исследовательских работ представляются на конференции в Школьный день Науки. Результатом проведенной работы можно считать то, что музей лицея в 2015-2016 учебном году стал призером муниципального этапа областной недели «Музей и дети» в номинации «Конкурс методических разработок музейных уроков». Музейный урок «Тайна музейного экспоната» разработан для начальной школы. Т.ж. Селюкова София, активист школьного музея стала призером в муниципальном этапе конкурса «Удивительный мир музеев» в номинации «Уникальный музейный экспонат»; Вольхин Евгений, активист школьного музея стал победителем в муниципальном этапе конкурса «Удивительный мир музеев» в номинации «Достойны памяти потомков» и занял 2 место в региональном конкурсе мультимедийных презентаций «Удивительный мир музеев». Будущее нашего музея – это продолжение традиций музея им. Д. М. Карбышева, обеспечение дополнительного краеведческого образования учащихся.Воспитание в детях чувства патриотизма, ответственности за будущее России, любви к истории своего Отечества, воспитание чувства милосердия и сострадания к людям, прожившим нелегкую жизнь – это основная задача лицейского музея, который носит имя прославленного инженера, Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева.Сегодня музейная педагогика призвана быть посредником между музеем и школой, органично соединять все конструктивное, что создано в системе образования и социально-культурной деятельности, стать эффективным средством исторической и культурной адаптации наших учеников в современном мире. Общество создает школы и музеи как места, в которых концентрируется созданный человеком культурный и образовательный потенциал, накапливается память о цивилизационном и культурном движении человечества, для того, чтобы быть усвоенной и переданной из прошлого в будущее. Музейное пространство отражает генезис человеческого познания преобразования мира и себя на разных стадиях развития, в самых различных областях. Музейное дело заключает в себе тем самым вечную проблематику человечества. В этом заключается органичность музейной среды для школьников, воспроизводящих в своем индивидуальном становлении исторический путь человечества. В этом близость музейной педагогики целям образовательного учреждения.Список использованной литературы.Белякова Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование.Воронович В.М. «Музейная педагогика».Гогиберидзе Г.М., Чесняк Г.М. Формирование музейной педагогики. Преподавание истории в школе. №8. 2007.Косова И.М., Медведева Е.Б. Отечественное музейное дело в русле международных тенденций. Музей для всех. М.2003.Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. творческой лаборатории. Музейная педагогика. Кафедра музейного дела. М. 1997.Пузиков А.В. Школьные музеи. Сб. научных статей. Выпуск 1. Изд. СГПИ. 1996.Провоторова М.В. Краеведение сегодня. Проблемы взаимодействия музея и школы. Музейная педагогика. МСНТ. 1996. Выпуск 4.Троянская С.Л. «Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности».Цуканова С. Н. "Обучение и воспитание школьников средствами музейной педагогики".

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X