Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55518

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Швей Светлана Витальевна

новые методики игры на фортепиано в младших классах

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Школа искусств №1»С. В. Швей«Освоение навыков педализации в младших классах»Методические рекомендацииг. Усть-Илимск2021г.УДК 78 (072)ББК 85.315Рассмотрено на городском методическом объединении «Педагогическое искусство»Протокол от 13.01.2021г.Председатель Ворожинская В.А. Автор: Швей Светлана Витальевна, преподаватель МБУ ДО «Школа искусств №1»Рецензент: Константинова С.Ф., главный методист «Школы искусств №2»Швей С.В. Освоение навыков педализации в младших классах : методические рекомендации. Школа искусств №1. – Усть-Илимск,2021. -16 с. Методические рекомендации предназначены преподавателям фортепиано музыкальных школ и школ искусств.СодержаниеВведение ……………………………………………………………………4Особенности работы над педалью в младших классах ………………….7Заключение …………………………………………………………………11Список источников ………………………………………………………...12Введение«Педаль – душа рояля!»А. РубинштейнРояль, как инструмент, пользуется огромной популярностью как на концертной эстраде, так и в быту. Мощь и нежность звучания этого чудесного инструмента завоевали ему признательность и любовь слушателей. Тем не менее, малоискушенный слушатель подчас не воспринимает звуковой прелести и выразительной силы фортепиано и склонен приписывать ему бездушие и сухость. В природе фортепианного звука есть объективные причины такого восприятия. Звук рояля не льется струей, подобно голосу, быстро утрачивает первоначальную силу и гаснет. Если бы не существовало правой педали, такая «слава» была бы заслуженной. И, по справедливости, правая педаль названа «душой» рояля. Борьба с сухостью и безжизненностью принадлежит именно педали.«Хорошая педализация – три четверти хорошей игры на фортепиано»А. РубинштейнРуки пианиста непрерывно живут исполняемой музыкой. Точно так же и нога, управляющая педалью, одновременно с руками участвует в рождении звукового образа. До конца движение ноги уловить невозможно. Движения эти слиты со слуховым приказом. В какой момент нажать и снять педаль, как глубоко нажать - эти тонкости нельзя рассчитать до конца. Для тонкого управления ими нужно тонкое понимание музыки, знание инструмента, тонкий слух.«Применение педали должен всегда управлять слух»И. ГофманПедаль – ценнейшее достояние фортепиано. Никакой другой инструмент не обладает специфическим богатством, подобным педальному звучанию. Педаль знали и широко использовали все великие композиторы, начиная с Бетховена. Фортепианная литература XIХ – XX веков мыслилась композиторами с педалью, поэтому исполнительское мышление пианистов также не может существовать без педали. Проблема педализации – одна из труднейших в фортепианной педагогике. Умение педализировать – это один из компонентов художественного мышления музыканта-исполнителя. Поэтому обучение педализации абсолютно неотделимо от звучания музыки, от живого ее исполнения. Вся работа над педализацией – это работа для слуха. Обучение педализации должно быть составной частью всего педагогического процесса. Оно должно непрестанно находиться в поле зрения педагога. Научить педализации – значит, прежде всего, научить слушать.«Пользоваться педалью учатся в течении всей жизни. Это наиболее трудная область высшего фортепианного образования. Конечно, можно определить основные правила для ее использования, и учащемуся необходимо тщательно их изучит. Но, в то же время, эти законы можно искусно нарушать во имя достижения необычных чарующих красок»С.РахманиновВ процессе обучения педагогу надо заботиться одновременно о нескольких компонентах художественного исполнения – о качестве звука, фразировке, о пальцевой беглости, ритме и о многом-многом другом. Случается так, что вопросы педализации отодвигаются иногда на второй план, поэтому неудивительно, что у юных пианистов наиболее часто встречающимся недостатком являются именно дефекты педализации.Одной из самых главных задач педагога является воспитание хорошего вкуса. Таким образом, развивая в ученике умение педализировать, надо стремиться к тому, чтобы он слышал, как можно больше гармонически чистого, красивого звучания. Необходимо устранять возможность слушания различных «случайных» неправильностей педализации, объяснить ему заранее все те случаи, где, по мнению педагога, ученик самостоятельно не сможет найти нужную звучность и верный прием. Историческая справкаИзобретение фортепиано принято связывать с именем флорентийца Бартоломео Кристофори. Но не он один причастен к рождению фортепиано. Во Франции Жан Мариус, в Германии Готлиб Шретер предложили свои конструкции нового инструмента. Бортоломео Кристофори работал хранителем и реставратором музея музыкальных инструментов во дворце флорентийского герцога Медичи. Однажды гостям объявили, что их ждет сюрприз. Изобретенное Кристофори фортепиано и было тем сюрпризом. Но ожидаемой радости не получилось. Звучание первого фортепиано, продемонстрированного в 1709 году, было грубым. То, что инструмент стал издавать даже в одной музыкальной фразе то очень тихие, то громкие звуки, не спасало дела: сами звуки были маловыразительные и плохо складывались в музыку.Музыкальный мастер Готфрид Зильберман, державший в Дрездене клависинную фабрику, наладил производство фортепиано и показал один из своих инструментов И.С.Баху, но ожидаемой похвалы не получил. Тем не менее, фортепиано прокладывало себе дорогу к признанию.Изобретатель фортепиано Б.Кристофори уже в 1726 г. стал применять для своих инструментов ручной рычаг, сдвигающий механизм вправо. При этом молоточки ударяли только по одной струне. (Отсюда и пошло обозначение una corda – что сейчас обозначает «нажать левую педаль») Развитие правой педали шло более тернистым путем. Сначала это был ручной рычаг для поднятия демпферов, а затем коленные рычаги.Устройство же, которое приподнимало все демпферы сразу, появилось уже в 1781году. Изобретение его приписывается английскому мастеру А.Бейеру. В 1780-х годах ножная педаль стала применяться в большинстве фортепианных фирм, после того как в 1782 году английский фабрикант Д.Бродвуд взял на нее патент.Особого разговора заслуживает третья (средняя) педаль на роялях. В 1844 году ее предложил мастер Буаселло из Марселя. Впоследствии эта педаль стала называться sostenuto. Педаль-sostenuto в ее окончательном варианте появилась в 1874 году. Она была изобретена Альбертом Стенвеем. Хотя истоки ее появились еще в органной клавиатурной педали. Позднее мастера фортепианного строения продолжали интенсивно искать механизм, который позволял бы задерживать один или несколько звуков.В современных фортепиано присутствуют две или три педали. В совокупности эти педальные механизмы влияют на характеристику звучания – его продолжительность, тембр и динамику.Виды педали«Умные ноги требуют умных рук, а основа – умные уши»Н. ГолубовскаяСистема фортепианных педалей включает в себя: - правую (демпфорную) педаль,- левую (сдвигающую) педаль,- педаль – sostenuto, позволяющую выборочно задерживать отдельные звуки.Правая педаль.Несмотря на ориентацию данной работы на младшие классы, нельзя не остановиться на богатейшем видовом многообразии педальной техники, представление о которых должен иметь каждый педагог-пианист. Существуют виды педали, применяемые в соответствии с необходимостью извлечения нужной в данный момент звучности. Так, различают педаль связующую, назначение которой соединять звуки, расстояние между которыми недоступны; мелодическую, помогающую окрасить и подчеркнуть некоторые звуки мелодии; гармоническую, служащую для окраски и подчеркивания отдельных гармоний или целого ряда аккордов; вуалирующая педаль делает звучание быстрых узоров более слитным и текучим. Это, как правило, короткая педаль, берущаяся с большей или меньшей частотой, связана она с импровизационной нюансировкой звуковой линии, и поэтому не всегда поддается письменной фиксации. Задача педали фоновой – создавать звучащий фон из звуков, не удерживаемых пальцами. Она чаще всего действует в пределах одной гармонии. Разумеется, нельзя обойти внимание такое понятие, как полупедаль. Здесь подразумевается два различных приема: полунажатие в различных видах короткой педали и быстрая подмена педали («полусмена»). Левая педаль.Используется для изменения окраски звука и для ослабления звучности. Естественно, что левую педаль следует применять для изменения тембра, а не для маскировки неумения играть красивым piano и pianissimo. Эта педаль используется значительно реже. Кстати, Л.Бетховен имел три левых педали на своем рояле. Одна опускала на струны кусок пергамента, приглушая звук. Другая протягивала между молоточками и струнами кусочек фетра, что также приглушало звук. А третья была похожа на знакомую нам педаль: она сдвигала весь механизм вправо. Кроме того, у Бетховена имелся рычаг, находившийся справа от клавиатуры, который сдвигал механизм еще правее. Следовательно, молоточки в верхней октаве фактически ударял одну струну, а не две. Именно поэтому и начался использоваться известный термин una corda.Средняя педаль или педаль sostenuto.Служит для избирательного поднятия демпферов. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн. Ее принцип аналогичен правой педали. Однако действие педали распространяется только на демпферы тех клавиш, которые были нажаты до ее взятия.Особенности работы над педалью в младших классах.Первое применение педали – это событие в музыкальной жизни ребенка. Оно должно оставить яркое впечатление. Стоит выбирать такие произведения, в которых педаль встречалась бы лишь в отдельных местах. Необходимо сразу требовать от ученика бесшумного нажатия и особенно опускания. При воспитании первых навыков педализации лучше не употреблять слово «снять» педаль, так как у ребенка это невольно связывается с представлением «снять ногу с педали». Слово «отпустить педаль» более точно отражает характер действия. Нужно ощутить слитность ноги с педалью. Как будто подошва «приклеилась» к педали; следить, чтобы ученик накрывал ногой только расширение педальной лапки. Знакомство с педалью начинается, когда ученик:- достает педальную лапку, сидя правильно за инструментом;- овладел навыками игры legato, получил достаточную пианистическую подготовку;- научился контролировать слухом свою игру (слушать себя) и уже может «проверить ухом» результаты своей педализации (приблизительно 2 класс).Прежде, чем начать работу над педалью, следует обязательно рассказать ученику, для чего нужна педаль. Сыграть короткие музыкальные отрывки с различным использованием педали. На этих примерах обратить внимание, слух ученика на их звучание и показать:- как педаль способствует усилению звука, его певучести;- как благодаря педали, можно объединить legato мелодические звуки, находящиеся на расстоянии друг от друга;- как педаль помогает объединить аккордовые последовательности;-как педаль помогает объединить бас с далеким аккордом или гармонической фигурацией.После этого ученику следует рассказать о механизме фортепианных деталей: открыть крышку рояля и показать, как при нажатии педальной лапки одновременно поднимаются все демпферы («глушители»), в результате чего «открываются» все струны. Таким образом, это дает возможность извлеченному звуку продолжить звучание, он становится полнее, ярче. Параллельно можно рассказать о функции левой педали. С нажатием педали клавиатура сдвигается вправо – поэтому при нажатии на клавишу молоточек ударяет не по трем, а по двум струнам. Полученный звук становится тише, мягче и приобретает матовую окраску.Познакомив с устройством педалей, можно посадить его за инструмент. Важно объяснить положение ноги. Пятка ноги должна упираться в пол у педали. Для взятия педали надо поставить носок правой ноги на лапку педали.Основные недостатки:- стук ногой (нога не «прилепилась» к педальной лапке, а поднимается над ней);- нога глубоко сидит на педали (педаль не успевает освободиться);- ученик передерживает звуки пальцами; - ученик спешит нажать педаль – звучат предыдущие звуки, отсюда «педальная» грязь.Существуют два основных приема педализации: прямая и запаздывающая. Некоторые рекомендуют начинать с освоения прямой педали, так как детям легче координировать движения рук и ноги в одну сторону (вниз). Конечно – это легче. Но ведь внимание ребенка важно направить на слушанье педального звучания, а не на механику движения. Нужно, чтоб ребенок не просто услышал педальную окраску, а сразу привыкал бы слушать чистое педальное звучание: бесшумность движения (педального механизма), что вернее достигается на приеме запаздывающей педали. Если ребенок, прежде всего, усвоил прямую педализацию, ему уже труднее переключится на приеме запаздывающей педаль: нога по привычке нажимает педаль вместе со звукоизвлечением, предыдущая гармония захватывается педалью и звучит «грязь». Итак, начинать обучение педализации целесообразно с приема запаздывающей педали: ученик слушает чистое, обогащенное обертонами звучание, и у него автоматизируется необходимая координация движений (рука вниз, нога вверх).Первые педальные упражнения лучше строить по принципу запаздывающей педали, при которой нога опускается лишь после того, как звук взят и услышан. А поднимается вместе с появлением нового звука. Овладение этой педалью представляет для учеников определенную трудность, преодоление которой может потребовать дополнительных усилий, времени. Моменты нажатия и снятия запаздывающей педали целесообразно отрабатывать на упражнениях с одним звуком.Упражнения для запаздывающей педали.Упражнение 1. Учимся бесшумно опускать и поднимать ногу.Упражнение 2. Берется звук или аккорд и, после того как он услышан, нажимается педаль. При этом обращается внимание ученика на изменение окраски звука.Упражнение 3. Нажимается педаль, после чего берется звук (или аккорд). В момент появления звука педаль снимается. Это упражнение труднее первого, так как в нем одновременно сочетаются противоположные движения руки и ноги. Когда ученик с ними справится, можно объединить оба упражнения. То есть: после снятия педали нажимать ее вновь для воздействия на уже извлечённый звук. Упражнение 4. Соединить несколько звуков подряд. Одновременно с нажатием соседней клавиши поднимается нога и тут же опускается. Таким образом, звуки связываются друг с другом. А «ухо проверяет» чистоту соединения. Важно вовремя подхватывать педалью новый звук.Упражнение 5. Поиграть хроматическую гамму. При педализации малой секунды грязная педаль особенно слышна (следить, чтобы пальцы не передерживали предыдущие звуки, и приучить ученика «проверять ухом» чистоту звучания). Упражнение 6. Педаль можно нажимать в разные моменты: на счет «два», «три» или «четыре» - в зависимости от задания педагога. Снимается педаль всегда определенно – на счет «раз», вместе с появлением нового звука. Считать во время этого упражнения лучше не вслух, а про себя, так как при громком счете ослабляется слуховой контроль. В дальнейшем это обстоятельство будет играть большую роль при педализации фортепианных сочинений, в которых, в зависимости от постановленных звуковых задач, следует точно продумывать моменты нажатия запаздывающей педали.Задачи первоначальных педальных упражнений – обеспечить учащемуся усвоение основных навыков педализации. Они не требуют длительного времени: как только мы убедимся, что ученик правильно выполняет элементарные задания и понимает цели педализации, следует применить навыки в исполняемых пьесах. Вначале целесообразно выбирать пьесы с несложной педализацией. Среди первых пьес, исполняющихся с педалью, можно назвать «Прелюдия» Тетцеля, в которой простая запаздывающая педаль меняется на каждую гармонию. Не рекомендуется в младших классах использовать частые смены педали. Если в пьесе педализируется последний аккорд, следует приучить ученика не снимать руки, пока длится аккорд на педали. Если педаль применяется в пьесе только один раз, то нога должна находиться на педали с самого начала. Уже с самого начала обучения педализации педагог должен приучить ученика к самостоятельному мышлению: какие звуки можно связывать педалью, а какие нет. Здесь можно порекомендовать следующий творческий метод работы: ученик сидит и педализирует, глядя в ноты во время того, как педагог проигрывает произведение на этом же инструменте. На ранних этапах обучения полезно сравнить звучание пьес без педали и с педалью. В процессе работы ученик должен прежде выучить нотный текст без педали. Когда же включится педаль, ребенок в своем исполнении услышит новый звуковой колорит. Сравнение беспедального и педального звучания направит слух ребенка на восприятие гармонии. Пьесы с повторяющимися аккордами при постоянной смене педали помогут воспитать в ученике умение непрерывно слушать гармонию на педали, слушать исчезновение прежнего звучания в момент появления нового. Полезно поиграть отдельно партию левой руки с педалью, чтобы вслушаться в звуковой фон.Когда педаль нажимается одновременно с моментом появления педализируемого звука или аккорда, то такая педаль называется ритмической или прямой. Прямая педаль обычно является разделяющей. Основные виды педали – ритмическая, красочная, артикуляционная. Ритмическая педаль употребляется главным образом, в пьесах с острым, четким или танцевальным ритмом. Она подчеркивает сильные доли или создает ритмическую опору фразы. Под красочной подразумевается педаль, подчеркивающая различие красок, так называемая инструментующая педаль (полная педаль в аккордах, минимальная – на мелодии). Динамическая роль педали заключается в поддержке акцентов, динамических контрастов, нарастаний и спадов звучности. Артикуляционная, разделяющая, например, стаккато от легато.Упражнения для прямой педали.Упражнение 1. Можно сыграть последовательность снизу-вверх из нескольких звуков до-мажорного трезвучия, мягко и плавно нажав педаль одновременно с первым звуком. Нажатая педаль должна обеспечить связывание звуков без помощи пальцев. Не надо давить при этом на педаль до упора – как только демпферы поднялись, освободив струны, и появилось ощущение протяженности звучания, нужно прекратить нажимать педаль. Доиграв до конца, послушать наложенные друг на друга звуки, после чего так же мягко, без стука снять педаль (следить, чтобы подошва не отрывалась от лапки педали при движении вверх), контролируя слухом полное прекращение звучания. Затем сыграть аналогичную последовательность с педалью от другого звука.Упражнение 2. Е.Гнесиной в сборнике «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники» есть легкий и понятный «Маленький педальный этюд» на прямую педаль (№8).Прямая педаль употребляется, главным образом, в пьесах с острым, четким или танцевальным ритмом. Она подчеркивает сильные доли или создает ритмическую опору фразы. Такая педаль хороша, например, в марше. Отсюда определенность начала фразы, подчеркнутая педалью. В «Марше» Шумана чеканным штрихом надо передать веселую детскую торжественность. В «Смелом наезднике» при легком стаккато в довольно быстром темпе предлагается короткий и неглубокий нажим педали, оттеняющий упругость ритма. Короткая педаль на сильную долю в пьесах танцевального характера даст ученику возможность лучше почувствовать ритм, «педальное дыхание». Это поможет педагогу развивать в исполнении ученика черты гибкости и изящества. Во многих танцевальных пьесах ритмическая педаль на сильную долю является также и связующей, так как соединяет отдельный бас с аккордом. В процессе работы полезно поучить отдельно ритмическую фигуру пьесы (аккомпанемент) с педалью. В подвижных танцевальных пьесах ученики, чтобы успеть вовремя взять аккорд, нередко берут отдельный бас настолько коротким звуком, что он или вовсе не подхватывается педалью, или же в педали остается только «призвук» баса, как бы «эхо» от взятого звука, тогда как бас-гармоническая основа – должен полноценно звучать, пока длится педаль. Поэтому и здесь ученику следует контролировать себя слухом и упражняться. В нетанцевальной музыке прямая педаль встречается преимущественно при подвижных темпах исполнения. Цель такой педали – подчеркнуть сильную долю, синкопу или sforzando, сделать более рельефными штрихи.Поэтому прямая педаль допустима:1) в начале пьесы;2) после пауз;3) после нот стаккато;4) иногда после дуг – легато.Для упражнения можно даже специально делать небольшую остановку перед аккордами с прямой педалью, чтобы ребенок услышал паузу. Это даст ему право взять прямую педаль без опасения получить грязное звучание.Левой педалью в первые годы обучения лучше вообще не пользоваться, чтобы не толкнуть ученика на ложный путь достигать piano с помощью левой педали.ЗаключениеОбучение искусству педализации требует большой и кропотливой работы педагога. Мастерство педализации развивается параллельно с другими качествами исполнителя. Оно немыслимо без владения тончайшими градациями силы звука, без технического совершенства, без умения проникнуть в стиль исполняемого произведения. Только тот, кто обладает настоящим вкусом, умеет тонко слушать и слышать себя и хорошо знает природу своего инструмента, используя ее возможности, очаровывать слушателей глубиной и совершенством исполнения.Список источников:1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка,1961.- 112с.2. Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов. – М.: Искусство, 1989.-151с.3. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. – Л.: Музыка, 1985.-143с.: нот., ил.4. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры:– М.: Музыка, 1988.- 240с.: ил., нот.5. Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники:– М.: Музыка, 1968.- 248с.: нот.,ил.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X