Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55492

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Андрбаева И. В., Карасева И. Н.

Современные тенденции в методике преподавания музыкально-теоретических дисциплин

скачать документ

Вернуться назад

Современные тенденции в методике преподавания музыкально-теоретических дисциплинИрина Валерьевна Андрбаева, заслуженный работник культуры Чувашской Республики, заведующая теоретическим отделениемМБОУ ДО «Детская школа искусств»г. Новочебоксарска Чувашской Республики. Ирина Николаевнаа. Карасевапреподаватель музыкально-теоретических дисциплинМБОУ ДО «Детская школа искусств»г. Новочебоксарска Чувашской Республики.В последнее время в системе музыкального педагогического образования ведется интенсивный поиск новых эффективных методов обучения, основанных на использовании современных компьютерных технологий. Не стоит забывать, что современная молодежь - это дети XXI века, они уже принадлежат к другому поколению, которое диктует новый подход к преподаванию.К сожалению, во многих учебных заведениях музыкально-теоретические предметы давно уже стали скучными и неинтересными. В последнее время многие преподаватели-энтузиасты ищут различные пути решения этой проблемы с помощью привлечения новых средств и возможностей для повышения познавательного интереса учащихся. Примером такого современного подхода к преподаванию предметов «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» можно назвать организацию учебного процесса на теоретическом отделении Детской школы искусств города Новочебоксарска Чувашской Республики. В этом учебном заведении созданы необходимые условия для информатизации музыкально-теоретических дисциплин. Все кабинеты оснащены современным техническим оборудованием: компьютерами с возможностью выхода в интернет, интерактивной доской, видеопроекторами и синтезаторами, что позволяет проводить среди учащихся компьютерные олимпиады и тестирования по различным программным требованиям. Ежегодно преподаватели представляют свои музыкально-художественные проекты: «Музыкальные путешествия по компьютерным лабиринтам», «Мир прекрасного в увлекательных экспериментах», «Великие дирижеры и исполнители», «Музыкальный абонемент» и другие. Применение мультимедийных технологий позволило использовать новые методы и формы обучения в преподавании музыкально-теоретических дисциплин. Например, для привлечения внимания детей к изучению некоторых тем по сольфеджио созданы электронные музыкальные тетради. В них в краткой и доступной форме даны основные теоретические понятия, в которых смогут разобраться самостоятельно как учащиеся, так и их родители. К этим тетрадям также было сделано приложение с домашними заданиями. Благодаря внедрению электронных ресурсов на уроках сольфеджио, появилась возможность использовать звучание различных инструментов для написания музыкальных диктантов, что способствует развитию тембрового слуха учащихся. Для такого вида работы преподаватели записали компьютерный диск с собственными сочинениями тембровых диктантов. На предметах музыкально-теоретического цикла активно используется мультимедийный арт-проект московских авторов Д. Эльяшева, С. Григорьева, А. Кошванца «MUSIC PUZZLE», эксперимент по апробации которого был организован федеральным государственным учреждением «Научно-методический центр по художественному образованию» Министерства культуры Российской Федерации при содействии И.Е. Домогацкой и С.Ф. Максимовой. Детская школа искусств г. Новочебоксарска вошла в число нескольких учебных заведений России, где проводился этот эксперимент. Перед преподавателями стояла задача создания методики работы с данной программой, поиска области ее применения, составления календарно-тематических планов и выявления ее обучающей, развивающей и воспитательной направленности.Инновационный обучающий комплекс «MUSIC PUZZLE» представляет собой увлекательную компьютерную игру, состоящую из десяти произведений разных стилей и эпох: рождественская песня «Звенящие колокольчики», «Колыбельная» Моцарта, «Вальс» Делиба, «Романс» Свиридова, «Марш деревянных солдатиков» и «Неаполитанская песенка» Чайковского, «Менуэт» Баха, танго Химмеля «Дождь идет», «Еврейская мелодия» и «Маленький негритенок» Дебюсси.Учащиеся должны воссоздать первоначальное звучание произведений из отдельных нотных фрагментов – пазлов, опираясь на свой внутренний слух, музыкальную память и приобретенные теоретические навыки.Сложность игры состоит в том, что из большого количества музыкальных фрагментов ребенок должен выбрать правильный вариант и переместить его в нижнее окно сборки. При этом ему приходится каждый раз мысленно пропевать музыкальный отрывок, благодаря чему развивается такое важное для музыканта умение, как мысленное представление последующего развертывания музыкального движения в его интонационно-ритмическом и ладово-гармоническом воплощении.В результате практической работы, путем проб и ошибок, ученик самостоятельно находит верное решение в создании первоначального звучания произведения. Именно такой путь является наиболее эффективным в освоении музыкального языка и музыкального синтаксиса.В конце работы дети, в качестве приза, получают красочный видеоклип, который появляется на экране монитора. Хочется отметить, что все произведения исполнены первоклассными музыкантами и при помощи специально разработанной методики записаны в одной из лучших звукостудий России – TON-STUDIO (Мосфильм). Как показала практика, одним из основных достоинств арт-проекта является тесная работа ученика с нотным текстом. Собирая произведение из отдельных «кирпичиков», дети имеют уникальную возможность познакомиться с его музыкальной «архитектурой», благодаря чему они постепенно учатся самостоятельно моделировать музыкальную форму. Не секрет, что на наших предметах этому разделу теоретического музыкознания уделяется слишком мало внимания. Работа с пазлами является и прекрасной альтернативой традиционным диктантам, что особенно важно для детей со слабыми музыкальными данными.Похожий метод составления и сочинения музыкальных произведений по принципу пазловости был известен еще в XVIII веке. Он был подробно описан в «Руководстве к сочинению вальсов и менуэтов», авторство которого приписывают великому австрийскому композитору Моцарту. В этой работе исполнителю предлагается набор из отдельных пронумерованных тактов и прямоугольная таблица, соответствующая первому восьмитактовому периоду произведения. Композиторский «секрет» заключается в том, что во всех вариантах каждого такта гармонически, а иногда и мелодически, происходят одни и те же события. Этот принцип обеспечивает взаимозаменяемость тактов в каждом из столбцов таблицы, что дает возможность сочинять большое количество различных вариантов вальсов и менуэтов.Интерактивные мультимедийные технологии проекта «MUSIC PUZZLE» помогают значительно активизировать музыкальную фантазию учащихся, что способствует появлению новых творческих идей. Дети с большим интересом ищут новые краски для гармонизации классических мелодий, сочиняют различные фактурные варианты аккомпанемента, аранжируют произведения в различных стилях на фортепиано и синтезаторе. Применение современных компьютерных технологий широко используется в преподавании предметов «Музыкальная литература» и «Слушание музыки». Наряду с традиционным объяснением нового материала у преподавателя появилась возможность соединить словесные объяснения с аудиовизуальным представлением: звуком, видео, анимацией, т.е. всем тем, что входит в понятие мультимедиа. Все это способствует повышению интереса учащихся к изучению и восприятию произведений классической музыки. Теперь, например, на уроках музыкальной литературы дети не просто слушают оперу, а смотрят ее в действии, что позволяет им лучше разобраться в сюжетных событиях, происходящих на сцене, и более качественно усвоить музыкальный материал. Такой подход к организации учебной деятельности, несомненно, дает положительные результаты, так как по данным научных экспериментов голландского института «Евролингвист», доказано, что большинство людей запоминают только пять процентов услышанного и двадцать процентов увиденного.Большой интерес у детей, как показала практика, вызывает и исследовательская работа, связанная с поиском в интернете необходимой информации о композиторах, а также уникальных аудио- и видеозаписей классических произведений в различных интерпретациях выдающихся музыкантов. Особой популярностью у старшеклассников пользуются компьютерные программы, с помощью которых они самостоятельно создают свои красочные слайд-шоу, основанные на синтезе музыки и живописи. Работая с такими программами, учащиеся выступают в роли музыкальных звукорежиссеров: учатся размещать в кадрах титры, склеивать и обрезать слайды, подбирать и накладывать звуковые дорожки.Повышению заинтересованности детей к изучению теоретических дисциплин и развитию активного восприятия музыки способствуют и современные методы проверки знаний: электронные контрольно-обобщающие тесты, кроссворды и музыкальные викторины. Особо ценным является использование творческого подхода при составлении различных вопросов и заданий по сольфеджио и музыкальной литературе в тестах и кроссвордах, например: В музыке есть функция такая, Играешь – неустойчиво звучит. И каждый раз, аккорды повторяя, В устойчивую тонику «бежит». (доминанта) Это выразительное средство Голоса «окрасить» помогает, Скрипку от кларнета и тромбона Музыкант хороший различает. (тембр)Как показала практика, активное использование мультимедийных технологий в учебном процессе возможно лишь в том случае, если преподаватель сам владеет навыками работы с различными компьютерными программами и применяет их для создания собственных методических разработок и пособий. В качестве примера такой методической разработки можно назвать компьютерное учебно-наглядное пособие «Музыкальные инструменты родного края» авторов Андрбаевой И.В. и Карасевой И.Н., которому был присвоен Гриф Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.Пособие предназначено для проведения тематических, контрольных уроков по предметам «Культура родного края» и «Чувашская музыкальная литература», а также лекций – концертов, компьютерных олимпиад для учебных заведений различного уровня. Основная цель данной работы - привить учащимся уважение и интерес к богатому национальному наследию чувашского народа. Материал диска охватывает различные темы и включает в себя следующие разделы:Пояснительная записка.Методические указания по работе с компьютерным пособием.Чувашские народные музыкальные инструменты. Известные мастера и исполнители. Видеоматериал. Историческая справка о некоторых музыкальных инструментах.Тест-викторина. Словарь музыкальных терминов.Список литературы. Основной акцент в пособии сделан на использовании видео- и аудиозаписей «живого» звучания самобытных народных инструментов, наиболее часто встречающихся в Поволжье и в музыкальной культуре разных регионов нашей страны. К сожалению, в наше время их уникальные тембры можно услышать лишь на немногочисленных выступлениях фольклорных коллективов.Музыкальный инструментарий, представленный на диске, расположен по четырем основным группам: духовые, струнные, мембранные и самозвучащие инструменты. Каждому инструменту дается небольшая характеристика, включающая в себя описание внешнего вида, особенности звукоизвлечения и некоторые сведения об их использовании в быту. Разобраться в музыкальном языке широкому кругу любителей искусства поможет краткий словарь, в котором дается пояснение специфических музыкальных терминов. В своей работе авторы пособия опирались на научные труды, книги и рассказы известных музыковедов, исследователей и мастеров: М. Кондратьева, В. Чернова, Е. Александровой, Н. Эриванова, В. Адюкова и многих других.Таким образом, использование современных компьютерных технологий на уроках музыкально-теоретических дисциплин открывает широкие перспективы для наглядного и динамичного представления учебной информации, что позволяет сделать обучение более интересным и увлекательным. Применение новых эффективных методов преподавания и использование игровых форм работы активизирует образовательный процесс, направленный на развитие музыкально-образного мышления, а также приобщает детей к активному восприятию музыки с помощью электронной поддержки учебного процесса.И.В. Андрбаева, заслуженный работник культуры Чувашской Республики, заведующая теоретическим отделениемМБОУ ДО «Детская школа искусств»г. Новочебоксарска Чувашской Республики. И.Н. Карасевапреподаватель музыкально-теоретических дисциплинМБОУ ДО «Детская школа искусств»г. Новочебоксарска Чувашской Республики.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X