Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55491

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Няч Ольга Андреевна

Программа развитии семьи "Чум - как центр этнокультурного образования"

скачать документ

Вернуться назад

Российская ФедерацияЯмало-Ненецкий автономный округмуниципальное образование пуровский районМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»с. САМБУРГ ПУРОВСКОГО РАЙОНАПрограмма развития семейной группы «Чум как центр этнокультурного образования »Воспитатель: Няч О. А.с. Самбург, 2015г.I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСудьба подрастающего поколения зависит от системы воспитания, дающей прочную духовную опору на гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. У каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстаёт она человеку в детстве и остаётся с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего народа, семьи, свои корни. Чум, издревле является для кочевников Севера традиционным жилищем. Ненцы называют свое жилище ненэй мя (настоящее жилище). Это то место, которое в суровых северных условиях, наполняет человека тундры теплом, любовью, добротой, силой духа. Женщина является центром чума, хозяйка очага (огня). Чум в семьях передается из поколения в поколения, в нем могут проживать несколько поколений (родители их дети и внуки). Поэтому в нашем современном мире, чум считается гостеприимной «горницей» для дорогих гостей.В нашей школе в рамках сохранения этнокультурного компонента в некоторых внеклассных мероприятиях используется чум, имеется в наличие три чума. Чум подлинный, полноценно оборудованный всем необходимым: нюками (покрытия) в двух вариантах летний и зимний, шестами – 38 штук, напольные покрытия, печка – буржуйка, постель, состоящая из нескольких покрытий, первый слой - хунер (настил из тонких прутьев связанных между собой веревкой), ӈум пэӈа (настил из высокого высушенного сена сплетенный веревками), пэӈа (настил из оленьих шкур). Чум используется для проведения школьных культурно – массовых мероприятий на природе («Здравствуй, родная тундра», «По тропам моих предков», «Зарница» и др.), для сьемок видеоматериалов к заочным районным и окружным конкурсам («Все цвета радуги», «Семь цветов радуги», «Воспитатель года»), для проведения семинаров и встречи гостей. Второй макет чума, стоит в школьном музее, как показательный экспонат для гостей, также он используется при проведении открытых занятий, и национальных театрализованных мероприятий – представлений. Третий чум переносной, в два раза меньше оригинала. В основном используется как атрибут, на сцене, в мероприятиях (фестиваль «Дружбы народов», конкурсы инсценированных сказок народов Севера), концертных программ.Программа развития семейной группы «Чум, как центр этнокультурного образования» составлена с целью сохранения вековых традиций хозяйствования, сохраняющего кочевой уклад жизни и родного языка; поддерживания интереса школьников к традиционным занятиям оленеводов, рыбаков и охотников, обычаям предков, укреплению семейных связей, создание благоприятных условий для полноценного адаптационного периода и развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям. В связи с этим, для формирования социальных качеств, программа составлена в соответствии с возрастом и уровнем развития воспитанников. В ходе реализации программы воспитанники выполняют различные виды деятельности, которые необходимы будущему оленеводу или рыбаку для проживания в чуме. А так как мир природы, всех его составляющих и мир человека в тундре едины и составляют природно-социальный гармоничный симбиоз, то на этой основе происходит становление у ребёнка современной экологической, этнической картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни своего народа, природы и общества, формируются личностные качества этнически культурного человека, гражданина - доброта, терпимость, толерантность, ответственность.Ключевым решением реализации данной программы является принцип систематичности, чум используется на протяжении учебного года, для каждой возрастной категории воспитанников выбирается своя доминанта. Педагоги в определённом возрастном периоде жизни воспитанников больше акцентирует внимание на одном из направлений программы.Реализация программы рассчитана на 5 лет. Сроки выполнения 2013год – 2018годII. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬВ основу программы положена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет:Систему базовых национальных ценностей.Современный национальный воспитательный идеал.Социально - педагогические условия и принципы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся.Цель и задачи духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся в учебной и вне учебной деятельности.Реализация программы позволит создать условия для освоения системы базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, спорт, искусство и литература, природа. Цель - формирование нравственных ценностей у воспитанников через систему воспитательных мероприятий. Создание и поддержание условий для саморазвития, осуществляемого в тесном взаимодействии с воспитанником, с учетом его доброй воли.Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:создать атмосферу для использования чума в соответствующих мероприятиях;развивать познавательные интересы воспитанников, развивать творческие, интеллектуальные способности;развивать стойкость, волю, смелость, активность, лидерство;развивать патриотические чувства, гражданственность, духовные и нравственные ценности.Подходы к воспитанию:Системный - реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Деятельностный (основоположники - Леонтьев А.Н. и Щедровицкий Г.П.) - дело за делом, событие за событием, каждый находит дело по душе и вносит посильный вклад в коллективное жизнетворчество.Личностно-ориентированный (основоположник – Дж. Дьюи) - поддержка процессов самоопределения, самореализации.Педагогические теории:педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.) педагогика сотрудничества (Иванов И.П., Караковский В.А.) педагогика педагогической поддержки (Газманов О.С.) гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.) личностно-ориентированная педагогика здоровьесберегающие технологииигровые технологииОрганизация семейного воспитанияПринципы построения воспитательной работы:Принцип открытости - педагог планирует жизнь ребенка в коллективе совместно с коллективом.Принцип привлекательности - педагог должен увлекать воспитанников конечным результатом выполняемого дела.Принцип деятельности - желание воспитанников участвовать во всех мероприятиях, проводимых в группе и в школе.Принцип свободы участия - представление возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.Принцип обратной связи - совместно с воспитанниками необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах.Принцип сотворчества - в этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество.Принцип успешности - и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.Реализация программы№Основные этапыСроки1Диагностический:наблюдение;анализ выявленных индивидуальных способностей в воспитании;мониторинг уровня воспитанности;подбор литературы по проблеме.сентябрь-декабрь2018 - 2022 учебный год2Прогностический:определение целей и задач для планирования работы;прогнозирование результатов.апрель-май2018 учебный год3Организационный:составление программы коррекционно -развивающей работы;составление плана работы по самообразованию;методическое обеспечение.сентябрь2015-2016 учебный год4Практический:реализация новых методик, экспресс-диагностик и т.д.:отслеживание процесса, промежуточных текущих результатов;мониторинг уровня воспитанности.2015 – 2016, 2016-2017 учебные годы5Разработка методических рекомендаций;Анализ итогов реализации программы. Обобщение результатов работыапрель2015 – 2016 учебный годСодержание программыВзаимодействие с другими организациями и учреждениями дополнительного образования:Совхоз «Пуровский» – цель: сотрудничество в профриентационном направление в рамках реализации образовательных проектовШкольный музей - цель: развитие творческих способностей воспитанников.ДК «Полярная звезда» - цель: развитие творческих, коммуникативных способностей воспитанников.Допобразование – цель – взаимодействие в развитии творческих способностей воспитанников;МБУ МЦ «Север» - цель: сотрудничество в сохранении и преумножении национальных ценностей (язык, традиции, культуру).«Чум – как центр этнокультурного образования»Цель:Формировать знания детей о семье, о своих корнях, о взаимоотношениях с членами семьи, о родственных отношениях, о семейных традициях.Воспитывать чувство уважения к семье.Задачи:создание условий для реализации программы и благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, воспитателей, детей и родителейорганизация целенаправленного просвещения воспитанников по усиленному сохранению традиционного уклада жизни, языка и использование для этого активные формы просветительской деятельностиРезультативностьвоспитанник должензнать:историю своего края, проявлять интерес к своим родовым корнямкультуру и традиции своего народа;уметь:сохранять традиции своего народа, язык, традиционный уклад жизни;сохранять и применять навыки по установке чума и владеть народными промыслами.Механизм реализации программы за 2018 – 2022 учебный годНазваниечумаЦели и задачиФорма проведенияТематика занятий Познавательно - развлекательные программы- Создание условий для благоприятной реализации программы «Школьный чум», длявзаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей.Привитие чувства любви к родной земле, формировать чувство неразрывной связи со своим народом.Массовые праздники на природе: установка чума, приготовление национальных блюд на костре, конкурсные программы, спортивные игры и эстафеты, выставка поделок, рисунков. Посещение и участие воспитанников в забойной компании. Участие в районных заочных конкурсах (сьемка видеоматериалов в чуме). Познавательно - развлекательные мероприятия: «Хозяйка очага» «Ты пэртя», «Здравствуй, родная тундра!», «По тропам моих предков», «Мой край родной - Ямал», «Чум, наш дом родной». Фестиваль «Дружба народов». Конкурс северной песни.Фестивали «Все краски Ямала», «Семь цветов радуги», «Хранители традиций» и др. Конкурсы рисунков: «Чум – мой дом» «Красота Ямала», «Моя семья», «Я, рисую тундру» Учебно – воспитательные программы- Закрепить знания воспитанников о последовательности установки чума, напомнить о его составных частях, о традиционном распределении мест внутри чума.- формировать знания детей о ненецкой семье, о родственных отношениях, о семейных традициях.Воспитательские часы, тематические вечера, театрализованные представления. Участие в концертных мероприятиях этнического характера. Участие в муниципальных национальных праздниках. Открытые занятия и мероприятия с этнокультурным компонентом.Воспитательские часы: Чум – жилище ненцев», «Мелне», «Знай, свой родной язык», «Древо семьи», «Я и моя семья». Воспитательно – развлекательные мероприятия: «Запреты и табу ненцев», Конкурсы инсценированных сказок народов Севера, обрядов, обычаев. Спортивно – игровые программы- Сохранение традиций и подготовка детей к будущей семейной жизни и к трудовой деятельности, через народные игры.- Посредством игр, закреплять знания детей об устройстве чума, общие правила нахождения внутри чума и основныеправила поведения девочек (девушек) в чуме; расширить знания о сакральном значении огня в чуме, о главных запретах соблюдаемых при нахождении в чуме.- Расширить и уточнить представления детей о разной культуре народов севера.Участие в игровых мероприятиях с этническими элементами. Участие детей с родителями в муниципальных национальных праздниках. Участие в спортивных соревнованиях по национальным видам спорта.Посешение кружков Игры для девочек: «Вавкова - игра в семью»,«Мядыкова - игра в чум», «Ӈухоко - кукла из клюва птицы», «Мяд тер» - игра в семью; игры для мальчиков: «Ярколава» - игра в оленей, «Стадо из оленьих рогов» - игра заарканивание оленьих рог, «Каслание» - игра в кочевание.Поселковые мероприятия: День Оленевода (спортивные соревнования по национальным видам спорта, конкурсно – развлекательное мероприятие «Маленькая хозяйка очага»). Праздник коренных народов Мира. Хантыйский праздник «Ворн хатл».День Рыбака.Используемая литература1.Няруй В. Н., Сэрпиво В. М. Ненцы: уроки предков: Научно – методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: филиал изд –ва «Просвещение», 2003. – 239 с.: ил.2. Харючи Г. П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса/ Под ред. Н. В. Лукиной. – Томск: Изд – во Том. ун – та, 2001. – 28 с.3. Этнический мир ненцев Байдарацкой тундры (Текст) : программа для обучающихся подготовительного, 1 – 9-х классов общеобразовательной кочевой школы. – Изд. 2, переработанное и дополненное. – Салехард : 2016. – 72 с.4. Вора Е. В. Нухукова – игра в куклы. Учебно – методический блок. Тюмень, Сибирский издательский дом, 2015, - 132 с.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X