Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55492

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Миненко Галина Владимировна

Исследовательская деятельность на уроках литературного чтения

скачать документ

Вернуться назад

Исследовательская деятельность младших школьниковна уроках литературного чтения.Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения.Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме.Говоря о результате, важно помнить, что на всех этапах этой творческой работы основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и умения анализировать полученные знания.Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке, в том числе и на уроках литературного чтения.Уроки-исследования (анализа) литературного произведения строятся на наблюдении над текстами, поиске в них признаков – примет художественности и их анализе. Вся работа основывается на исследовательской деятельности учащихся.  Обсуждение произведения на таком уроке предполагает равенство всех участников дискуссии (в том числе и учителя).Особенности урока-исследования:- наличие единой, интересной для всех участников проблемы;- возможность свободного изложения материала, отстаивания своей точки зрений;- наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учениками, учениками.Урок-исследование литературного текста включает следующие структурные компоненты, которые одновременно становятся этапами уроками:Выделение и постановка проблемы.Выдвижение гипотезы.Поиск и предложение возможных вариантов решения.Сбор материала.Анализ и обобщение полученных данных.Обсуждение итогов завершённой работы.Мною была поставлена цель: создание таких условий на уроках литературного чтения, в которых ребенок научится понимать автора и поступки героев, захочет решить литературные проблемы в рамках анализа текстов, а значит, будет рождено желание читать. Чтобы помочь младшим школьникам почувствовать значимость совершаемых ими открытий на уроках литературного чтения, необходимо заинтересовать детей процессом исследования. Ведь именно стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.На уроках я стараюсь организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор.Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся наблюдают за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.)Предлагаю вам рассмотреть некоторые приемы на примере работы с рассказом Михаила Пришвина «Ребята и утята».1. Прогнозирование.– Перед вами лежит текст рассказа. Прочитайте название рассказа. («Ребята и утята»)Можно ли по названию предположить, о ком или о чём пойдёт речь? – Кто видел маленьких утят? Где?– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. 2. Первичное чтение рассказа.Прослушайте рассказ Пришвина «Ребята и утята», подчеркните карандашом непонятные по значению слова и слова, которые мы не используем в современной речи или используем редко.3. Словарная работа. Работа со словарём. - Какие слова вы подчеркнули? Где можем выяснить значение слов?(Далее проводится словарная работа с опорой на толковый словарь, 4. Составление вопросов по содержанию рассказа. На доске магнитами прикреплены лепестки ромашки. По одному ученики выходят к доске, снимают лепесток, читают слово на обороте. Нужно придумать вопрос по содержанию прочитанного рассказа, начинающийся с этого слова, и задать его классу. Остальные отвечают на получившиеся вопросы.Куда? (Куда утка повела своих утят?)Зачем? (Зачем дети ловили утят?)Что? (Что сказал ребятам взрослый?)Как? (Как Пришвин простился с утятами?)Объясни… (Объясни, почему автор называет ребят глупышами).Что было бы, если… (Что было бы, если Пришвин не встретил ребят?)5. Эвристическая беседа. - Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ? Предлагаю почитать рассказ с остановками по отрывкам и найти в нём примеры добрых или злых поступков героев. Дети приводят примеры поступков, совершаемых героями. - Подумайте, когда автор ругает детей, он совершает добрый или злой поступок? Почему он это делает?- Давайте подумаем, а герои рассказа добрые или злые?Утка - добрая, защищает своих утят.Утята – добрые, беззащитные, никому не причиняют зла.Автор – добрый, любит животных, неравнодушный.Ребята – совершают нехороший поступок из-за глупости. Они не злые, а глупые.- Чего в рассказе больше, добра или зла? (Добра больше).6. Анализ названия рассказа- Как по-другому можно назвать этот рассказ? («Путешествие утят», «Плохой поступок детей»).– Как автор назвал свой рассказ? Почему именно так?– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом. Он как бы сравнивает ребят и утят.- Что общего между ребятами и утятами? (Живые существа, дети, несмышлёныши.). А чем они отличаются? (Вывод: человек может мыслить, поэтому он должен контролировать своё поведение).Следующий пример. Фрагмент урока: Б. С. Житков «Храбрый утенок». До проведения урока дети были распределены на группы, и каждая группа получила задания: 1. Найти материал о стрекозе. 2. Найти материал об утках. Прочитав рассказ, дети задались проблемой «Почему утята боялись стрекозы?». Для разрешения этой проблемы решили выдвинуть гипотезы: 1. Она большая и страшная.2. Она больно кусается. 3. Почему утят не защищала мама?В результате поисков был найден и озвучен на уроке материал о стрекозах, об утках.Настало время проверить предложенные гипотезы. В результате работы выяснили, что по сравнению с утятами стрекоза их меньше, ест очень мало, утят не кусает, страшные звуки издает крыльями. Почему утят не защищала их мама – потому что многие хозяева сами растят утят без утки. Прочитав рассказ, дети сделали вывод: почему же утята боятся стрекозы?Потому что они были еще маленькие и глупые, и ничего не знали о стрекозах.Когда стрекоза прилетала, на утят падала большая тень от нее, она издавала громкие звуки от крыльев, и им казалось что стрекоза очень большая.Хозяйке нужно было покараулить утят и выяснить, почему утята ничего не едят.Таким образом, учащиеся провели исследовательскую работу. А именно: - сами нашли и прочитали, узнали много интересного о стрекозах, об утках;- учились работать с познавательной литературой и компьютером;- повышали и развивали познавательный интерес, технику чтения, речь;- учились работать в группах.Еще один урок литературного чтения во 2 классе с использованием исследовательской деятельности был проведен по теме «Осень в произведениях русских и современных поэтов». Для этого учащимся было предложено изучить:Действительно ли у нас наступила осень. Как в давние времена назывались осенние месяцы.Найти и выучить стихотворения русских и современных поэтов об осени.Результаты проделанной работы учащихся следующие:1. Рисунки об осени, иллюстрации к произведениям русских поэтов.2. Сочинения о признаках наступления осени.3. Выученные стихи.4. Презентация (наблюдения за осенними изменениями).5. Узнали, как называются осенние месяцы.Еще один фрагмент урока литературного чтения. Заключительный урок по изучению “Сказки о царе Салтане...” А.С.Пушкина.Деятельность учителяДеятельность учащихсяФронтальная работаНа протяжении нескольких уроков мы работали со “Сказкой о царе Салтане...” А.С.Пушкина. Сегодня мы подводим итог нашей работы.К какому типу сказок относится “Сказка о царе Салтане...” А.С.Пушкина?Что было первоисточником данной сказки?Эту сказку вы прочитали дома. Каково ваше мнение по поводу этих сказок? “Сказка о царе Салтане...” А.С.Пушкина – это литературная (авторская) сказка. Прежде чем создать сказку А.С.Пушкин познакомился с первоисточником. Существует русская народная сказка “По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре” В этих сказках есть как сходства, так и отличия.Работа в группахЯ предлагаю разбиться на три группы, чтобы провести подробное исследование этих сказок. Первая группа: Найдите типичные элементы сказки.Вторая группа: Найдите сходства.Третья группа: Найдите отличия. Подводя итог нашей работы, какой вывод можно сделать?Что больше всего поразило в сказке А.Пушкина?Выступление первой группы.Типичными элементами сказки являются троекратные повторы, употребление эпитетов, чудеса, отъезд героя, возвращение героя, несправедливое наказание невиновных, добро побеждает зло.Выступление второй группы.Сходства сказок: три девицы, женился на младшей, суд водой, спасение из воды по прошению ребенка, чудеса, встреча с отцом.Выступление третьей группы.Отличия: В сказке А.С.Пушкина хотел жениться сам царь, а в РНС сын царя Иван-царевич, у А.Пушкина - один сын, в РНС-з сына, в “Сказке...” наказали царицу и ее сына, а в РНС-наказали царицу и приемыша, корабельщики-старцы, разные чудеса, зло наказали (РНС) - простили.Вывод: Добро и зло борются между собой в каждой сказке. Это является идеей любой сказки. Но в РНС зло наказано, а в сказке А.С. Пушкина зло прощается. Один из ответов: Более всего поразило наказание невиновной царицы с младенцем.В результате исследовательской деятельности формируютсяследующие УУД средствами литературного чтения.Познавательные УУД: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; умение представлять информацию в виде схемы; умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам; умение ориентироваться на развороте учебника; умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.Личностные УУД: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X