Всероссийский

информационный портал


Лицензия: Л035-01213-63/00756835

Для Вашего удобства у нас действует система онлайн оплаты
Всего выдано документов: 55492

Всероссийский информационный портал «Лидер»
 

Приглашаем всех влюбленных в свою профессию педагогов принять участие в увлекательных конкурсах, представленных на нашем сайте!!!  

Здесь же вы сможете разместить свои авторские статьи, программы, конспекты занятий, методические рекомендации, рефераты, доклады и др. Ведь каждый педагог по своему талантлив и индивидуален, у каждого своя система профессиональных взглядов, свои идеи. Аккумулируя профессиональный опыт коллег, мы намечаем собственную траекторию профессионального саморазвития, свой план профессионального и личностного роста.

 

   Каждый педагог может стать участником творческой группы, принять участие в составе экспертного жюри конкурса!!!

  Дипломы и свидетельства всем участникам!

Подать заявку

Автор публикации: Якушева Галина Ивановна

"Использование деятельностной технологии обучения как фактора формирования профессиональных компетенций будущих специалистов"

скачать документ

Вернуться назад

Использование деятельностной технологии обучения как фактора формирования профессиональных компетенций будущих специалистов.
Якушева Галина Ивановна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П. Раменского (ГБПОУ ССПК)
Преподаватель художественных дисциплин

В условиях перехода средних специальных учебных заведений на ФГОС перед преподавателями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, обеспечивающих все учебные дисциплины, с компетенций, позволяющих студентам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Поиск путей повышения качества готовности специалистов к практической профессиональной деятельности привел к созданию деятельностных технологий.
Это подход, акцентирующий внимание на результате образования, где в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях. Появляется необходимость перехода от минимума содержания к минимуму результата. А результатом является набор компетенций выпускника, «готовностей» к выполнению определенных видов деятельности (4,5). Необходимо создавать такие условия, чтобы студент приобретал практический опыт.
Важной становится триада: компетенции как результат образования; образовательные технологии как способ их формирования; оценочные средства как инструмент доказательства достижения заявленных результатов образования. Задача педагога состоит в том, чтобы выбрать такую технологию обучения, ведущей целью которой является: подготовка профессионала – специалиста, обладающего запасом хорошо сформированных умений, способного квалифицированно решать профессиональные задачи. Такой технологией обучения является – деятельностная.
Психологическое обоснование деятельностного подхода в работах видных отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна в общих чертах сводится к положению о том, что становление личности возможно только в деятельности (6,79).
Ориентация при разработке данной технологии - на формирование системы профессиональных практических умений, по отношению к которым учебная информация выступает инструментом, обеспечивающим возможность качественно выполнить профессиональную деятельность.
Несомненным плюсом деятельностного обучения является большая эффективность усвоения информации по сравнению с репродуктивным обучением набору знаний.
Если при информационном обучении происходит центрирование на предмете, студент является воспринимателем информации, то при деятельностном обучении центрирование происходит на студенте, студент является партнером педагога. Отсюда можно выделить признаки студенто-центрированности: учет личностных особенностей и потребностей студента; акцент на самостоятельную деятельность и рефлексию; повышение личной ответственности за результаты обучения.
Применение деятельностного подхода выстраивает обучение таким образом, что студент чувствует себя свободным, может проявлять инициативу и самостоятельность. Основанные на подобном подходе формы обучения способны наглядно и убедительно продемонстрировать профессиональные умения в действии, что придает оптимистический характер будущему специалисту.
Деятельностная технология включает в себя анализ педагогических ситуаций, решение ситуативных педагогических задач, деловые игры, «погружение» в профессиональную деятельность (в разных вариантах), моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе; контекстное обучение. Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Студенты на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач. Данная технология требует от студентов умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда учитель говорит меньше, чем его обучающиеся.
Деятельностная технология нашла своё применение на уроках в нашем колледже. В основном эта технология используется на втором и третьем курсе, когда у студентов сформированы мотивация к педагогической деятельности и знания, умения по разным дисциплинам. Поэтому мною выбран такой метод обучения, как кейс-метод, где студенты самостоятельно и творчески решают поставленные перед ними профессиональные задачи.
Кейс – метод предусматривает работу с ситуациями со знаком « - « (проблемой).
Кейс – портфель, сумка, папка с заданиями, направленных на решение выхода из ситуации (проблемы). Студенты находят выход сами, опираясь в некоторых случаях на алгоритм во время самостоятельной практической деятельности.
Содержание кейса может быть разным: тексты (короткие), карты, схемы, фотографии, таблицы, статистика, рисунки, графики, проблемные вопросы, список литературных источников, документы (программы, планы, приказы, отчеты, рекомендации, законы, иные нормативные документы).
Функции кейс-метода: описание ситуации, классификация фактов, выявление поведения участников ситуации, генерация идей и обмен ими, анализ ситуации, решение проблемы, выполнение мини дизайн-проектов.
Кейс-метод, как система методов, включает в себя множество других методов обучения, которые направлены на формирование профессиональных умений и навыков будущих специалистов: моделирование, классификация, мозговой штурм, дискуссия, игра, проблемный метод.
Кейс-метод используется в ходе промежуточной аттестации, на контрольной работе, при выполнении самостоятельной работы студентов, при изучении новой темы, на курсовом и дипломном проектировании, на производственной практике.
Технология работы с кейсом:
Введение в проблему для понимания задачи, которую решает подгруппа, изучая конкретную задачу.
Поиск решения проблемы в подгруппе или индивидуально (самостоятельно).
Формулирование найденного решения в подгруппе или индивидуально.
Общегрупповая дискуссия по поиску оптимального решения реальной проблемы.
Итоговая беседа по возможным рискам в связи с принятым решением, оценка деятельности отдельных студентов и рабочих групп.
Критерии оценки по кейс – методу
№ п/п
Этапы кейс - метода
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Работающих м/групп
Максимальный балл

1.
Самостоятельная индивидуальная работа с кейсом.
- Полнота проработки ситуации
- Профессионально грамотная
формулировка вопросов:
«причины» ситуаций
«меры» по их устранению
- Использование УМО и рекомендаций по теме кейса
- Другие характеристики /подписать/
Всего:
20

10

10

10
-
50

2.
Работа малых групп /М/гр./
- Отбор ГЛАВНОГО и ПОЛНОТА выполнения задания-НОВИЗНА и НЕОРДИНАРНОСТЬ
представленного материала и РЕШЕНИЙ
- АКТИВНОСТЬ работы, УМЕНИЙ слушать и отстаивать свое мнение.
- Качество иллюстративного материала
- Другие характеристики /подписать/
Всего :
10


5


5

5

-
25

3.
Дискуссия
- Стройность, краткость и четкость изложения
- Разрешающая сила перспективность и универсальность РЕШЕНИЙ
- Этика дискуссии, качество вопросов, ответов и рецензий /соответствие выданным «ролям»/
- Активность работы
Всего :
5


10


5

5
25

ИТОГО по всем этапам
100

«5» - 85-100 баллов, «4» - 70-84 балла, «3» - 51-69 баллов.
Что должны делать студенты при работе в группе с кейсом? На вопрос можно ответить так: читать и отстаивать свою позицию, схватывать главное, слушать и выбирать решение, фиксировать решение в тетради, проявлять инициативу и взаимодействовать с членами группы, защищать мнение группы, формировать окончательное решение проблемы.
В заключение можно сделать некоторые выводы о деятельностной технологии.
Деятельностная технология обучения – это, прежде всего, «технология успеха»;
При деятельностной технологии обучения, как «технологии успеха», происходит эффективность усвоения информации по сравнению с репродуктивным обучением: усвоение материала при репродуктивном обучении – 35%, при деятельностном обучении – 80-85%;
Уровень профессиональных умений и навыков значительно повышается, что сказалось при подготовке студентов к поурочной практике и при прохождении разных видов практик на специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (средний балл 4,3-4,6);
Разработанные кейсы по темам занятий позволяют разрешать все проблемы о пропущенных занятиях студентами, они самостоятельно изучают материал по кейсу и успешно проходят промежуточную аттестацию.
Основной принцип технологии – принцип сотрудничества, оценка зависит от доверия сотрудничества; повышается роль самооценки и самоконтроля у студентов;
При введении деятельностной технологии необходимо соблюдать следующие условия:
Обеспечивается комфортное участие студентов в учебной и внеучебной деятельности;
Максимально используются обучающие игры, где студент эмоционально обогащается, приобретает в непринуждённой обстановке умения, навыки;
Сама деятельность должна провоцировать студента к успеху, т.е. она сама по себе «технология успеха», главный результат в деятельностной технологии – успех!;
Обучение выстраивать таким образом, чтобы студент чувствовал себя свободным, мог проявить инициативу, творчество и самостоятельность;
Студенты должны не заучивать материал, а конструировать его самостоятельно;
Основным механизмом реализации целей и задач обучения является включение студента в деятельность;
Основные этапы деятельностного подхода в обучении:
Постановка учебной задачи (мотивация – восторг, эмоциональный всплеск, удивление; целеполагание – проблемный вопрос, проблемная ситуация личностно значимая для студента);
Учебные действия – предметные и мыслительные действия студентов, направленные на разрешение учебной задачи «открытие» нового знания, умения;
Самоконтроль и самооценка – студент сам оценивает результаты своей деятельности и осознаёт своё продвижение вперёд; важно, чтобы на этом этапе для каждого студента была создана ситуация успеха и у него возникло желание закрепить удачный результат;
Контрольная работа – (не на каждом уроке) строится по принципу минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль - по нижней), психологической комфортности;
При разработке занятий по данной технологии необходимо ориентироваться на формирование системы профессиональных практических умений, по отношению к которым учебная информация выступает инструментом;
Таким образом, деятельностная технология позволяет максимально организовать самостоятельную работу студентов, формировать их личностные качества и практический опыт, необходимый в профессиональной деятельности. Деятельностная технология акцентирует внимание на результат образования, а результатом является набор компетенций выпускника, готового к выполнению определенных видов деятельности. Для того, чтобы знания студентов были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять обучающимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.

Литература:
Власюк Е.Г. Деятельностный подход при обучении [Текст] / Е.Г. Власюк //Специалист. – 2005. - № 6.
Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова. – М., 2015.
Компетеннтностный подход как основа образовательных стандартов нового поколения [Текст]. Брошюра, - 2019.
Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
Островская Л.В. Концептуальные основы педагогических технологий в подготовке будущих специалистов /Л.В. Островская // Начальная школа. – 2003. - № 4
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе [Электронный ресурс] режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/527236/ 








Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. 

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. 

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
X